Доклад с презентацией "Неразрывная связь православия и книжного слова"
учебно-методический материал по орксэ на тему
Каждый из нас имеет представление о непреходящих, то есть постоянных, ценностях, к которым относится любовь к своей Родине, знание её истории и культуры. Всё это является для нас признаками образованности. Думаю, что со мной согласятся все , если я скажу, что быть образованным и культурным человеком лучше, чем необразованным и некультурным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rozhdestvenskie_chteniya_2015_g_pravoslavie_i_knizhnoe_slovo_.doc | 83.5 КБ |
pravoslaie_i_knizhnoe_slovo_.ppt | 2.42 МБ |
Предварительный просмотр:
Неразрывная связь православия и книжного слова
Православное христианство неразрывно связано с книгой. В основе нашей веры лежит Книга Книг – Библия, и прежде всего, Святое Евангелие, заповеди которого являются истинным руководством в духовной жизни для каждого верующего человека. Без книг и книжного знания невозможно представить себе ни православного богослужения, ни нашу частную жизнь и жизнь наших семей, ни воспитания детей , ни образования, в особенности духовного. По слову великого учителя Православной Церкви святителя Иоанна Златоуста «невозможно спастись никому, кто не упражняется постоянно в духовном чтении». В одном из своих выступлений Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: « Сегодня на голову современного читателя обрушивается поток всевозможнейшей информации, которая зачастую разрушительно действует на душу человека. Необходим обществу качественный информационный продукт, книги, чтение которых может способствовать формированию нравственного облика человека, его мировоззрения, духовно преображать его внутренний мир». По благословению Святейшего Патриарха с 2010г. мы ежегодно отмечаем День православной книги.
Слайд 2
Однако каждый из нас имеет представление о непреходящих, то есть постоянных, ценностях, к которым относится любовь к своей Родине, знание её истории и культуры. Всё это является для нас признаками образованности. Думаю, что со мной согласятся все присутствующие здесь, если я скажу, что быть образованным и культурным человеком лучше, чем необразованным и некультурным. И ни для кого не секрет, что развитие нашего государства теснейшим образом связано с Церковью. От этого факта нельзя убежать или сделать вид, что его просто нет. И если я люблю свою страну, если я хочу быть полезен в будущем своим соотечественникам, если мне небезразлично то, кем станут мои дети, то у меня нет никакого права выкинуть на свалку истории тот огромнейший пласт культуры, накопленный совместными усилиями Церкви и государства, начиная от князя Владимира. Книга, как материальный носитель знания, должна представлять для нас большой интерес.
(Слайд 3)
Начать же нашу встречу мне бы хотелось со слов Ярослава Мудрого, написавшего «Похвалу книге»:
"Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь - реки, напояющие вселенную, это источники мудрости. В книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они - узда воздержания".
История возникновения книги очень интересна.
Самые древние русские книги, дошедшие до нашего времени, относятся к одиннадцатому веку. Но рукописные книги существовали и раньше. Они пришли к нам с принятием христианства. Государству требовались хорошо подготовленное духовенство, а также нужны были грамотные люди для дипломатической, хозяйственной и иной деятельности.
Летопись 988 года указывает, что князь Владимир после крещения начал строить церкви, ставить священников, собирать детей «у нарочитых чади (знатных людей) и даяти начать на ученье книжное» (отдавать их на обучение). Особого размаха «ученье книжное» достигло при Ярославе Мудром, который, по рассказам летописи, «собрал от старост и поповых детей 300 учти книгам». Князь Владимир и Ярослав создавали школы, где, кроме чтения, письма и пения, преподавались также философия, риторика и грамматика, а также греческий язык, давались сведения по истории, географии, естествознанию. Грамотность была распространена в самых широких слоях населения.
Школы открывались не только в Киеве и Новгороде, но и в других городах при монастырях и церквях, в них принимались дети, «достигшие седьмого лета». Обучались не только мальчики, но и девочки. Славились образованностью дочери великого князя Ярослава Мудрого.
О самом князе Ярославе Владимировиче Лаврентьевская летопись писала, что он «книгам прилежа, и почитая ё часто в нощи и в дне». Высоко ценил книги князь Владимир Мономах - много читал , брал книги с собой в походы и сам был талантливым автором.
(Слайды 4)
Первые книги на славянском языке появились во второй половине IX в., благодаря деятельности святых братьев Кирилла и Мефодия. В 863 г. византийский император Михаил отправил их к славянам в Великую Моравию по просьбе великоморавского князя Ростислава прислать проповедников, которые бы учили о Христе на славянском языке.
Чтобы успешно выполнить миссию, Кирилл создал славянскую азбуку. Первыми на славянский язык были переведены Евангелие, Апостол, Псалтирь, тексты церковных служб. На Русь славянские книги приходили из Византии и Болгарии. Археологические данные свидетельствуют, что уже в первой половине Х в. на Руси пользовались созданным Святым Кириллом алфавитом.
Слайд 5
Но настоящей датой рождения древнерусской книжности следует считать 988 г. - год Крещения Руси. Вместе с православной верой Русь приняла и традицию православной славянской книжности. К тому времени в Болгарии сложился богатый фонд книг на славянском языке, и Русь могла черпать из этой сокровищницы.
Память славян – просветителей праздновалась уже в 11 веке, а в середине 14 века их официально причислили к святым.
С 1991 года по всей стране отмечаются Дни славянской письменности и культуры, чтобы люди не забывали – Кирилл и Мефодий помогли через буквы и письменность сохранить язык и культуру славян.
Слайд 6
На Руси очень любили книгу. Центрами просвещения, и книжности в Древней Руси были храмы и монастыри. Они были и главными древнерусскими книгохранилищами. Храм не может существовать без книг - по ним совершается церковная служба. Но в библиотеках монастырей и больших храмов (соборов) имелись книги, предназначенные и для домашнего (келейного) чтения - "четьи". Это были, как правило, жития святых или духовно-нравственные произведения христианских подвижников. И была литература "светского" содержания - летописи, хронографы, княжеские родословцы, юридические сочинения и т. п.
(Слайды 7, 8)
Выдающимися памятниками письменности, литературы, истории древней Руси являются летописи. Поначалу они задумывались как погодные изложения важных событий на Руси. Позднее превратились в художественные и исторические произведения, став значительным явлением духовной культуры Руси. В них отражались взгляды авторов на историю Руси и мировую историю, на деятельность князей, они содержали философские и религиозные размышления. Многое из того, что мы знаем сегодня о Древней Руси, почерпнуто из летописей.
Первые летописцы земли русской
Никон - монах Киево-Печерской лавры, в 1073 году составил летопись
Нестор - монах Киево-Печерской лавры, в 1113 году составил «Повесть временных лет»;
Сильвестр - монах Выдубецкого монастыря, переписал «Повесть временных лет» в том виде, в котором она дошла до нас.
Слайд 9 Многие книги делались на заказ. До наших дней дошли прекрасные образцы древнерусских рукописных книг, такие как « Изборник Святослава » за 1073 год. Это сборник статей, переписанных дьяком Иоанном и его помощником по заказу старшего сына Ярослава Мудрого – киевского князя Изяслава
«Изборники» были очень популярны на Руси. В них входили фрагменты из священного писания, творение отцов церкви, высказывания мудрецов, произведения античных и зарубежных писателей. В них включили статьи о риторике, логике, поэтике, исторические сведения.
«Свет дневной есть слово книжное» – так считалось на Руси издавна. Рукописные книги называли “источниками мудрости”, “реками, наполняющими вселенную”, “утешением в печали”
(Слайд 10)
Изобретение книгопечатания – одно из удивительных творений человеческого ума.
(Слайды 11)
Книгопечатание на Руси появилось при Иване Грозном, который повелел организовать Государев Печатный двор для книжного дела на Руси.
19 апреля 1563 года Иван приступил к набору первой страницы печатной книги.
14 марта 1564 году в Москве Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем завершена и выходит в свет первая, точно датированная, русская печатная книга: «Апостол» ("Деяния святых Апостолов") - шедевр типографского искусства.
Это событие принято считать датой начала книгопечатания на Руси. Книга радовала глаз аккуратным и четким шрифтом, красивыми буквицами, изящными заставками.
Слайд 12
Первопечатный «Апостол» отличает высочайшая редакторская культура. В нем не обнаружено ни одной орфографической ошибки, подчистки или опечатки.
Иван Федоров сам резал и отливал буквы, гравировал рисунки и заставки, редактировал и набирал текст .
«Возлюбленный и чтимый русский народ, — обращался Федоров к читателям «Апостола», — Если труды мои окажутся достойными вашей милости, примите их с любовью...».
Слайд 13
В 1565 Фёдоров и Мстиславец издают «Часовник» - сборник молитв, который использовался при богослужении; также по нему на Руси обучали детей грамоте.
Одновременно с изданием «Апостола» шла работа над составлением и выпуском «Азбуки» - первого славянского учебника. «Азбука» знакомила с русским алфавитом, учила составлять слоги и слова, уделяла внимание навыкам правильного чтения и письма.
Многое успел сделать Федоров. Среди других изданий был и первый русский календарь. Издался первый календарь 5 мая 1581 года. От этого дня и ведут свое начало наши печатные календари. Но самая знаменитая книга И.Федорова – «Библия». В ней более 600 страниц, только шрифтов было использовано 6 видов.
За всю жизнь Иван Федоров издал 12 книг, среди них и Азбука для детей, и полная славянская Библия.
Слайд 14 (цитата о книге)
В течение многих веков Православие оказывало решающее влияние на формирование русского самосознания и русской культуры.
В послепетровскую эпоху в России сформировалась светская литература, поэзия, живопись и музыка, достигшие своего апогея в XIX веке.
Русская литература XIX века справедливо считается одной из высочайших вершин мировой литературы. Но ее главной особенностью, отличающей ее от литературы Запада того же периода, является религиозная направленность, глубокая
связь с православной традицией. «Вся наша литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира. В самых значительных своих творениях она проникнута религиозной мыслью», — пишет Н.А. Бердяев.
Сказанное относится и к великим русским поэтам Пушкину и Лермонтову, и к писателям — Гоголю, Достоевскому, Лескову, Чехову, чьи имена вписаны золотыми буквами не только в историю мировой литературы, но и в историю Православной Церкви.
Величайший русский поэт А.С. Пушкин (1799-1837), хотя и был воспитан в православном духе, еще в юношеском возрасте отошел от традиционной церковности, однако никогда окончательно не порывал с Церковью и в своих произведениях многократно обращался к религиозной теме.
Свой духовный путь Пушкин прошел от чистой веры через юношеское безверие к осмысленной религиозности зрелого периода. Перелом в мировоззрении Пушкина отражен в стихотворении «Пророк».
А.С. Пушкин прошел свой жизненный путь «от разочарованного безверия — к вере и молитве». Пройдя этот путь, Пушкин занял место не только в истории русской и мировой литературы, но и в истории Православия.
Другой великий поэт России М.Ю. Лермонтов (1814-1841) был православным христианином, и в его стихах неоднократно возникают религиозные темы.
Лермонтов хорошо знал Священное Писание: его поэзия наполнена библейскими аллюзиями, некоторые его стихотворения являются переработкой библейских сюжетов, многие эпиграфы взяты из Библии. Как и для Пушкина, для Лермонтова характерно религиозное восприятие красоты, в особенности красоты природы, в которой он чувствует присутствие Божие:
Слайд 15 ( пословицы о книге)
Одной из задач в формировании личности младшего школьника является обогащение его духовно-нравственными представлениями и понятиями. Духовно-нравственное воспитание развивает сознание и чувства детей, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения. Маленький ребёнок не имеет ещё нравственных представлений. Воспитывают детей школа, семья и общественность. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребёнка, его жизненным опытом. В этом плане велика роль уроков литературного чтения. Часто мы говорим: «Книга-это открытие мира». Действительно, читая, ребёнок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения. Формированию духовно-нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.
Уроки литературного чтения, построенные на основе православных ценностей, способствуют духовно-нравственному воспитанию учащихся.
Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Дети испытывают эстетическое наслаждение, читая русские сказки, учатся почитанию старших, постигают основы праведной жизни. Христианский смысл русского фольклора находит свое продолжение в сказках литературных. Сказки: учат читателей следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. При чтении «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие.
Героический эпос русского народа дает детям образец истинного патриотизма. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия.
Удивительный мир духовности русского народа открывается школьникам при изучении житий святых Сергия Радонежского, Петра и Февронии Муромских.
В начальный курс литературного чтения возвращаются произведения духовно-нравственной тематики: фольклора (прежде всего пословиц — таких, как «Бог правду любит»,
«Кто добро творит, того Бог благословит»),
фрагментов древнерусской книжности (летописаний, житий, поучений, «слов»), несущих, по выражению Д. С. Лихачева, «этикет миропорядка, этикет поведения и этикет словесный», и отечественной духовной поэзии, произведений русской классики (Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, А.Н. Майков, Ф. И. Тютчев), наполненных «светлым» мироотношением.
В российском обществе в последнее время наметилась тенденция удаления от основ культурных традиций, корней своих предков, народной мысли, в том числе, от пословиц и поговорок как средоточия народной мудрости. Все меньше людей вникают в глубочайший смысл народных изречений. Пословицы – блистательно проявление творчества народа. Многие великие люди благоговели перед мудростью и красотой, живописной изобразительной силой пословиц.
Нет области человеческого бытия, которой бы ни касались пословицы.
Во-первых, пословицы украшают нашу речь, делают ее яркой и эмоциональной.
Во-вторых, пословицы в сконцентрированной форме выражают многовековую мудрость народа, его наблюдения над миром, окружающей природой и взаимоотношениями между людьми. Предки словно говорят с нами, отстаивая свою точку зрения на то или иное, поучая нас, делясь жизненным опытом.
В-третьих, по своему содержанию пословицы очень разнообразны. Это и советы, пожелания. Нравоучения и философские обобщения, суждения и просто советы.
В них до сих пор живет память об исторических событиях давно минувших дней – «Злее зла честь татарская», «Незваный гость хуже татарина», «Пропал, как швед под Полтавой», и сравнительно недавних, во время Великой Отечественной войны облетел все фронты афоризм политрука-панфиловца Клочкова : «Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва!»
Как видно из предыдущего, пословицы – это не застывший пласт русской речи, а живой, постоянно пополняющийся и изменяющийся.
Достаточно вспомнить афоризмы И. А. Крылова, А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина («Лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза», «Служить бы рад – прислуживаться тошно», «А судьи кто?», «Не пропадет ваш скорбный труд» и др.), которые прочно вошли в разговорный обиход.
Самая большая часть пословиц посвящена нравственной сути человека: добру и злу, правде и кривде, жалости и состраданию:
«Каков в колыбельку, таков и в могилку»,
«Каково семя, таково и племя»,
«Кто без призора в колыбели, тот весь век не при деле»,
«Не в том дело, что овца волка съела, а в том дело как она его ела», и многие другие. Поэтому таким успешным представляется их использование в курсе, посвященном нравственному воспитанию путем приобщения к Православной культуре.
Работа по духовно-нравственному воспитанию на уроках литературного чтения способствует:
- приобщению детей к нравственным устоям православной культуры;
- помогает детям раскрыть для себя смысл высших нравственных ценностей Православия;
- способствует их укоренению в детском уме и сердце;
- вырабатывает позицию непринятия цинизма, жестокости, пошлости;
- даёт детям твердые ориентиры добра в образцах православной жизни на основе веры, надежды, любви;
- способствует восприятию интереса к отечественной истории;
- воспитывает любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре, языку, святыням;
- вводит детей в круг основных православных традиций, показать их тесную связь с народной жизнью, искусством, творчеством;
- способствует изменению сферы интересов ребенка – от пустого времяпровождения у экранов телевизора и компьютера к чтению полезному, душеспасительному;
- создаёт почву для возникновения между детьми дружеских отношений.
Протоирей Артемий Владимиров выпустил в 2007 г книгу «Семицветная радуга человеческого слова». Главный её тезис можно сформулировать так: «Слово, обыкновенное человеческое слово, - это своего рода «лакмусовая бумажка», по которой определяются как здоровье, так и нравственные недуги личности, её болезни».
Используя вместо красок слово, автор рисует семицветную радугу. Читая, незаметно задумываешься, на каком словесном уровне ты находишься.
- Уровень первый определяется словосочетанием черное слово (ругательное, злобное слово).
-Второй, более высокий, именуется праздным или пустым словом.
-Третий уровень называется теплым (доброе, ласковое слово),
Четвертый – золотым словом (мудрое, наставляющее слово). От теплого к золотому – один шаг.
-Пятый уровень – красное слово (прекрасное, художественное слово), слово поэтов.
- Шестой уровень – слово вещее (последнее и завещающее),
- Седьмой, святое слово (слова нравственного подвига, освещенного любовью к Богу). Не случайно на вершине смысла находится святое слово — молитвенное, обращенное к Богу и Богородице
В «современной духовной смуте» очень важно, чтобы людей объединяла любовь к родному языку, русской литературе, её молитвенному дару! Духовное родство сохраняет литературное образование, мы должны так заботится о своем душевном и нравственном здоровье, чтобы нам открылось «сокровенного слова сиянье»:
Как же их происходит слиянье
И откуда рождаются вдруг –
Сокровенного слова сиянье
И напева небесного звук?
Из каких же божественных далей
На безлюдье вселенской глуши —
Вечный трепет любви и страданий,
Плач и вера бессмертной души?
С помощью книг сегодня мы можем посмотреть на мир с различных точек зрения, делать выводы, использовать полученные знания в жизни. Я думаю, что вы не раз замечали, что, перечитывая книгу, вы каждый раз узнаёте для себя что – то новое. Как хотелось бы, чтобы мы почаще вспоминали святых Кирилла и Мефодия, которые открыли нам окно в мир духовных знаний.
Слайд 16 А закончить своё выступление я хочу словами, которые очень актуальны и сейчас, хотя были написаны ещё в одиннадцатом веке в «Изборнике Святослава». «Изборник» поёт хвалу знанию, рекомендует каждую главу книги (любой книги!) читать по три раза да помнить что « … красота воину – оружие, а кораблю – ветрило, таки и себя уважающему человеку – почитание книжное …».
Слайд 17
Молчат гробницы, мумии и кости,
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте
Звучат лишь Письмена...
И.Бунин
Слайд 18 Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Православная книга в моей жизни Я не могу жить без этого чтения. Сколько тут содержания! Сколько открыто законов души человеческой! Сколько человек, стремящийся к духовному обновлению, может почерпнуть здесь указаний для того, чтобы переродиться из злого в доброго! Иоанн Кронштадтский
Велика ведь бывает польза от учения книжного… это ведь реки, напояющие Вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они – узда воздержания. Велика есть мудрость. Если прилежно в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей… (Из «Повести временных лет») ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ «ПОХВАЛА КНИГАМ»
КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ – ВЕЛИКИЕ СЛАВЯНСКИЕ ПРОСВЕТИТЕЛИ Создатели славянской азбуки братья Кирилл 827-869) в миру Константин) и Мефодий (815-885) происходили из византийского города Солуни (ныне Солоники в Северной Греции), где проживало многочисленное славянское население
Воссиял свет разума и над государством Русским. Во времена славного князя Владимира принял русский народ православную веру. И пришли на Русь учителя из Болгарии. Были они учениками учеников Кирилла и Мефодия Все знания христианского мира стали доступны русскому человеку. И каждый, кто учился славянской грамоте, хранил в памяти имена первых учителей Кирилла и брата его Мефодия. От нас им тоже вечная память и низкий поклон Крещение Руси 988 года стало началом древнерусской книжности
Монастыри – очаги грамотности на Руси. Позабыв про игры и веселье, Лишь пред бездной ощущая страх, Он сидит в своей убогой келье, С миром распростившийся монах. И пока не позовут к вечере, Пишет, не жалеючи чернил, Он про этот мир, погрязший в скверне, Но который почему-то мил. Свечка перед ним горит, мерцая, Аскетично сжат упрямо рот… Где-то там проходит жизнь земная, Полная смятенья и забот. Горбится спина его устало… Мыслью же все заняты одной: Истины небесной все же мало Без вот этой истины земной.
При монастырях появились мастерские по переписке книг. На создание 1 книги уходило около года, над ней трудилось много людей: переписчики и художники,- выполняя свою часть: текст, инициалы, заставки, миниатюры. Поэтому книги представляли огромную ценность. Остромирово Евангелие было переписано за 7 месяцев (с октября 1056 г. по май 1057 г.). В книге 294 листка, значит переписывалось около 1,5 листков в день.
Никон - монах Киево-Печерской лавры, в 1073 году составил летопись Нестор - монах Киево-Печерской лавры, в 1113 году составил «Повесть временных лет»; Сильвестр - монах Выдубецкого монастыря, переписал «Повесть временных лет» в том виде, в котором она дошла до нас. Летописцы
« Изборник Святослава »
Иоганн Гуттенберг . С гравюры XVII в. Реконструкция печатного станка Иоганна Гуттенберга В XV веке Иоганн Гуттенберг изобрел печатный станок. С тех пор книги в Европе стали печатать. Книгопечатание
19 апреля 1563 года Иван Фёдоров, по царскому веленью, открыл в Москве первую на Руси "печатню", то есть типографию, над устроением которой работал вместе с Петром Мстиславичем 10 лет Иван Фёдоров ("Первопечатник") Моравов А. В.
Первая книга Московского печатного двора – Апостол, 1564 г Это был довольно пухлый том церковного содержания. Печатники хотели, чтобы книга была похожа на старые рукописные книги.
Страница «Часовника» 1565 г., К изданию следующей книги «Часовник», сборника молитв, первопечатник Иван Фёдоров с помощником Пётром Мстиславцем приступили 7 августа 1565 года , на ее изготовление ушло уже всего 2 месяца. По этой книге на Руси долгое время детей учили чтению. К сожалению, эта книга оказалась последней книгой, выпущенной Фёдоровым в России. Вторая книга И.Федорова – «Часовник»
Книга - маленькое окошко, через него весь мир видно. Испокон века книга растит человека. Книги не говорят, а правду сказывают. Книги читать – не в ладушки играть. Кто знает аз да буки, тому и книги в руки. Книга мала, а ума придала. Ум, как ручей, высыхает и старится, если ты выпустишь книгу из рук.
«Изборник Святослава» «Изборник» поёт хвалу знанию, рекомендует каждую главу книги (любой книги!) читать по три раза да помнить « … красота воину – оружие, а кораблю – ветрило, таки и себя уважающему человеку – почитание книжное …».
Молчат гробницы, мумии и кости, Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте Звучат лишь Письмена... И.Бунин
«Душа обязана трудиться». Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Использование мнемонических приемов в процессе изучения словарных слов"
Доклад "Использование мнемонических приемов в процессе изучения словарных слов"...
Презентация на тему : "Православие и ислам в моей семье"
Презентация на тему: "Православие и ислам в моей семье" к уроку "Основы религиозных культур и светской этики"...
Презентация. Музыки связующая нить.
Урок предназначен:· показать связь музыкального произведения, поэтических текстов и творчества художников;·...
Презентация "Искусство и православие"
к году культуры в России...
Презентация к уроку "Православие"
В презентации собраны материалы для изучения данной темы....
Презентация - Времён связующая нить"
Презентация генеалогического древа....