Разработка открытого урока "Моральный долг"
план-конспект по орксэ на тему
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о моральных нормах, моральном долге, моральных обязанностях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 87 КБ |
![]() | 1.91 МБ |
![]() | 35.5 КБ |
![]() | 2.7 МБ |
![]() | 24.78 КБ |
![]() | 11.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Курс ОРКСЭ
Тема урока: Моральный долг.
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о моральных нормах, моральном долге, моральных обязанностях.
Задачи:
- Познакомить учащихся с основными понятиями: Моральная норма. Моральный долг. Моральная обязанность.
- Развивать творческие и познавательные способности
- Формировать коммуникативные умения работать в коллективе и группами
- Воспитывать чувство долга и ответственности, моральных обязанностей во взаимоотношениях с людьми.
Оборудование и учебно-методическое обеспечение: компьютер, проектор, иллюстративный материал, опорные листы, презентация к уроку, учебник «Основы светской этики», электронное приложение к учебнику.
Участники: учащиеся 4 класса.
Форма урока: комбинированный
Использованные программы для подготовки к уроку:
- Power point (для создания презентации)
- AdobePhotoshop СS (для редактирования изображений)
- Picture Manager (для редактирования изображений)
- AIMP3 (для обработки звуковых файлов)
Учитель: Кепанова Ольга Эриховна
МКОУ Водинская ООШ
Баганский район НСО
Технологическая карта урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время | Организационные формы | Формируемые УУД |
Вводно-мотивационный этап. Этап закрепления и повторения пройденного материала. | Прослушайте отрывок из песни М.Минкова -Ю.Энтина «Дорогою добра» (презентация №1) - О чём эта песенка, свяжите свой ответ с темой прошлого урока -С какими понятиями вы познакомились на прошлом уроке? Что такое свобода? Кого можно назвать ответственным человеком? | Прослушивание песни с просматриванием презентации Варианты ответов детей: -Каждый может выбирать свой путь -нелегко выбрать правильный путь -что бы мы ни делали, мы должны отвечать за свои поступки - не делать плохих дел -свобода, ответственность, преднамеренность. ---ответы детей | 2мин 2мин 1мин | Прослушивание записи песни . Дискуссия по услышанному. -Беседа по закреплению понятий. | Личностные: -умение понимать душевное состояние персонажей текста и умение сопереживать. Познавательные: сопоставление разных точек зрения. Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; -восприятие и понимание речи других;
Познавательные: -умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; |
Операционно-познавательный: | -Я сейчас прочитаю небольшой рассказ, вы внимательно послушайте и постарайтесь ответить на вопрос: Можно ли назвать главного героя свободным ? «Мама разбудила Толика в 9 часов утра и попросила сходить в магазин. Но Толик пролежал в постели, уставившись в телевизор, до 11 часов. После завтрака, прихватил пару яблок, вышел погулять, а про мамину просьбу и не вспомнил. На улице Толя встретил одноклассника. Тот напомнил, что по математике задали трудную задачку. Вернулся Толя домой в 3часа. Пообедал. После обеда мама сказала, что пора делать уроки. «А нам не задали»,-сказал Толик. Он спокойно ушёл играть в футбол в парк. Возвращаясь домой, Толя увидел на земле кошелёк. Озабоченная женщина ходила рядом, глядя под ноги, видимо это она кошелёк потеряла. Толик незаметно поднял кошелёк и побежал в магазин покупать мороженное. -Можно ли назвать главного героя свободным? -- Соблюдал ли Толя нормы морали? Вспомните, что такое мораль? Моральный выбор? В пользу каких поступков сделал свой выбор Толя? А как мальчику нужно было поступить? | --Толика нельзя назвать свободным человеком. --Свободный человек это тот, кто умеет отвечать за свои поступки и к любому делу относится ответственно. -- Нет, потому что Толик не выполнил ни одной просьбы мамы, не помог ей, провалялся на кровати - -Обманул маму, что ничего не задали на дом, хотя одноклассник напомнил ему о трудной задачке -нашёл кошелёк, тайно забрал его и побежал покупать мороженное, вместо того, чтобы его вернуть. ---Он должен был……… | 3мин 1мин 2мин | Отвечают на вопрос и дают обоснование своему ответу. | Познавательные: -осуществление анализа и синтеза для понимания смысла и целостного восприятия текста; Коммуникативные: -владение монологической и диалогической формами речи; Личностные: -формирование действия нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей произведений; Коммуникативные: -оформление своих мыслей в устной форме с учётом речевой ситуации; |
Операционно-познавательный: Изучение нового материала. | ---Я в ваших ответах услышала слова «Должен был…» Составьте и запишите предложение со словом «долг» Как вы думаете, почему я обратила ваше внимание на это слово? Слово эти очень непростое. В нём вложен мудрый и важный смысл, поднимающий человека на высокую нравственную высоту. И эта высота называется …. «МОРАЛЬНЫЙ ДОЛГ» Тема нашего урока звучит точно также. Запишите её в опорный лист. (презентация№2----1слайд) -откройте учебник на странице 26 и прочитайте первые 9 строчек. -в опорном листе в задании №1запишите понятие ДОЛГ. (2 слайд) -какое из слов в определении этого слова, на ваш взгляд, является значимым, главным? Что оно значит? -Как вы думаете, моральный долг связан с такими понятиями как свобода и ответственность? Найдите ответ на этот вопрос в 1 абзаце. -Какое ещё понятие вам встретилось? В задании №2 допишите недостающие слова В обществе принято жить по нормам морали- это правила, одобряемые большинством людей, образцы поведения признанными обязательными для исполнения. Эти правила часто называют моральными обязанностями -Запишите определение в опорный лист --задание №3 (2 слайд ) -А какие правила принятые в обществе вы знаете и выполняете ли их? Посмотрите внимательно на задание №4 в опорном листе, прочитайте его. Определите те действия, которые будут осуждаться моралью, а которые нет. -Я могу сделать вывод, что вы знакомы с некоторыми нормами поведения , принятыми в обществе и можете отличить как надо поступать, а как не стоит. Но главное не просто знать, но и выполнять свои моральные обязанности.
Существует даже такое понятие «Человек долга» Найдите в 1 абзаце строки об этом.
Прочитайте 2 абзац и посмотрите на (3 слайд) -О какой моральной обязанности вы узнали? Заполните в задании №6 пункт А, Прочитайте 3 абзац. О какой моральной обязанности вы узнали? (4слайд) Заполните в шестом задании пункт Б Чтобы понять, какие ещё обязанности есть у человека, поработаем с текстом. Вы его прочитаете и обсудите, о какой моральной обязанности идёт речь? Задание №5 Л. Толстого «Два товарища» Прочитайте 5-й и 6-й абзацы на стр.27 И заполните в опорном листе в задании №6 пункты В, Г. Прочитайте 8-й абзац на стр 27 и заполните в шестом задании пункт Д. Что записали в шестом задании? У каждого человека, живущего в обществе много обязанностей, связанных со взаимоотношениями людей. (Слайды 5, 6, 7, 8, 9, 10) О многих моральных обязанностях написаны не только рассказы, но и стихи, песни. О какой моральной обязанности эта песня? Звучит песня «Катюша» | Учащиеся составляют и записывают свои предложения -Наверное потому, что мы сегодня будем говорить о долге. Дети записывают ---осознание. ---Когда человек понимает, что он делает. ---моральные обязанности. ---ответы детей. --ответы детей. *обманывает родителей *твёрдо держит своё слово *помогает родителям *жестоко обращается с животными *добросовестно относится к учёбе *защищает слабого *портит имущество школы. Человек долга выполняет существующие нормы не по принуждению, а на основе своих убеждений. --- обязанность- исполнять установленные в обществе моральные нормы. --обязанность уважать других людей и их права. Читают, обсуждают в паре, отвечают. ---моральная обязанность помогать другим, не бросать в беде. --читают по опорным листам: *обязан исполнять установленные в обществе моральные нормы. *уважать права других. *бескорыстно помогать другим людям. *быть благодарным за помощь *самое главное--….. ---патриотический долг. Дети исполняют песню. | 2мин 1мин 1мин 2мин 2мин 2мин 2мин 2мин 1мин 2мин 2мин 2мин 2мин 3мин 2мин 2мин | Зачитывание предложений. Обсуждение значения слова «долг» в их предложениях. Работа со слайдом и опорным листом Работа с учебником и опорными листами. Работа с учебником. Работа с опорными листами работа с опорными листами. работа с опорными листами устно по цепочке. Работа с учебником Работа с учебником и со слайдами. Работа с литературным текстом Работа с учебником Работа со слайдом | Коммуникативные: -высказывание и обоснование своей точки зрения в соответствии с моральными нормами и правилами этикета; Регулятивные: самостоятельное формулирование темы и цели урока; Познавательные: -ориентирование в учебном пособии Регулятивные: -умение высказывать свое предположение (версию) на основе работы с текстами учебного пособия; Познавательные: -вычитывание всех видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, Коммуникативные: -оформление своих мыслей в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; -восприятие и понимание речи других; Познавательные: -владение и использование разных видов чтения: изучающего, ознакомительного, просмотрового, поискового; Коммуникативные: -умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; -овладение умением работать в паре, группе; Личностные: -формирование действия нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей произведений; Коммуникативные: умение слушать и слышать других, способность к принятию иной точки зрения, готовность к коррекции собственной точки зрения. |
Закрепление и обобщение пройденного на уроке материала. | 1.Сейчас мы проведём блиц-опрос. Надо отвечать ДА или НЕТ. Готовы? Блиц-опрос:
2.Выполнение задания тестового характера. (Проверка выполнения тестов) Так что такое моральный долг? Что самое главное в нём? | Дети отвечают хором. Выполняют тесты. --Дети отвечают. | 1мин 2мин | Блиц-опрос. Работа с тестами. | Регулятивные: -в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Регулятивные: -в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; |
Домашнее задание. | Вопросы и задания на стр 27. | Читают задание. | 1мин | ||
Рефлексия | . Посмотрите задание № 7 и отметьте, как вы сегодня поработали. | Обводят соответствующий кружок на опорном листе. | 1мин | Рефлексия. | |
Заключительный этап. | Спасибо за урок. А сейчас посмотрим замечательный клип, он называется «Мама и дочка» К какой моральной обязанности он имеет отношение? | 1мин |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Опорный лист к уроку № 11
Тема:_____________________________________________________
Задание 1. Новое понятие: ___________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Задание 2. Моральная ________________________
Моральная ________________________
Задание 3.Моральная обязанность – это _______________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Задание 4. * Твёрдо держит своё слово.
* Добросовестно относится к учёбе.
* Жестоко обращается с животными.
* Помогает родителям.
* Портит имущество школы.
* Защищает слабого.
Задание 5. Два товарища
(Л. Толстой)
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего — он упал наземь и притворился мёртвым. Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый и отошёл. Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся: «Ну что, - говорит,--медведь тебе на ухо говорил?»
«А он сказал мне , что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают»
О какой моральной обязанности идёт речь в этом тексте?
Задание 6. Допиши:
А) Я обязан исполнять _____________________________________________
_________________________________________________________________
Б) Я должен уважать________________________________________
__________________________________________________________
В)Я обязан бескорыстно_____________________________________
__________________________________________________________
Г)Я должен быть благодарным другим за ______________________
__________________________________________________________
Д)Самое главное в моральном долге __________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Задание 7. Оцени свою работу. Обведи соответствующий кружок.
Красный кружок- было трудно, ничего не поняла.
Жёлтый кружок—поняла, но не всё.
Зелёный кружок—мне работалось с удовольствием, всё поняла.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Моральный долг - это осознание человеком необходимости исполнения моральных норм. Моральный долг – выполнение существующих в обществе норм не по принуждению, а на основе своих убеждений. Моральная обязанность – это когда выполняя свой долг, человек добровольно принимает на себя какие - либо обязанности по отношению к другим. 2слайд
Моральная обязанность Исполнять установленные в обществе моральные нормы Если человек соблюдает моральные нормы, то его поведение положительное, если не соблюдает, то поведение отрицательное - вредное, злое. Моральный контроль при этом осуществляет мнение общества и совесть человека. 3слайд
4слайд Моральная обязанность Уважать других людей и их права Права человека Право на жизнь Право на личную неприкосновенность Право на тайну переписки На уважение личной и семейной жизни Право на получение информации Право на свободу мысли и совести Право на неприкосновенность жилища На свободу выражения своего мнения
Моральная обязанность Бескорыстно помогать другим
Моральная обязанность Благодарность
Моральная обязанность Родительский долг
Моральная обязанность Забота о больных и стариках
Моральная обязанность Профессиональный долг
Моральная обязанность Патриотический долг
Самое главное в моральном долге- это не слепое выполнение существующих в обществе норм и требований, а сознательное и добровольное следование им. Д обро О тветственность Л юбовь Г ероизм
Спасибо за урок
Предварительный просмотр:
Приложение 5
Тест к уроку № 11 «Моральный долг»
Выбери правильный ответ и подчеркни его.
Что такое моральный долг?
- осознание человеком необходимости выполнять нормы общества
- государственный закон
- принуждение общества
- семейная традиция
Почему человек долга выполняет свои обязательства?
- рассчитывает на вознаграждение
- так поступают все
- убеждён в необходимости выполнения своих обязанностей
- боится наказания
Какова моральная обязанность человека в обществе?
- выбрать определённую профессию
- жить только в крупном городе
- иметь много друзей
- уважать других людей и их права
Благодарность – это…
- все ответы верны
- способ получить похвалу от родителей
- признак неуверенности в себе
- моральная обязанность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме «Третье склонение имён существительных» 4 класс.
Разработка открытого урока по теме «Третье склонение имён существительных» 4 класс. Программа «Школа России», русский язык - Рамзаева Т. Г. Тип урока: комбинированный. Метод обучения: проблемный....
Разработка открытого урока по окружающему миру "Как возникали и строились города"
Методическая разработка урока по окружающему миру "Как возникали и строились города"...
Разработка открытого классного часа "Права и обязанности детей в семье"
Презентация к классному часу по теме:"Права и обязанности детей в семье"...
Методическая разработка открытого урока по теме: «Colours»
Задачи урока. Практические:Автоматизировать употребление лексики по темеПовторить образование множественного числа существительныхПовторить употребление ранее введе...
Методическая разработка открытого урока по теме: «Colours»
Задачи урока. Практические:Автоматизировать употребление лексики по темеПовторить образование множественного числа существительныхПовторить употребление ранее введе...
Разработка открытого урока по английскому языку в 4 классе по теме "Home"
Разработка открытого урока. На уроке используются различные виды деятельности. Урок проводится в форме игры путешествия, а так же прилагается презентация....

Разработка открытого урока по английскому языку (командная игра) к Малой научно-практической конференции (день открытых дверей)
Тема: животные Название: В мире животных. Animal`s world. Цель: 1. Обобщение лексического материала и грамматических явлений.2. Развити...