"Крещение"
план-конспект занятия по орксэ (1, 2 класс) на тему
Конспект внеурочного занятия по основам православной культуры для учащихся 1-2 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kreshchenie.docx | 19.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Крещение
Цель: познакомить учащихся с историей праздника Крещение.
Задачи: раскрыть смысл понятия "крещение", установить взаимосвязь между объектами в произведениях живописи.
Ход урока
1. Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
-Прочитайте слова: Крещение Богоявление
-Кому приходилось слышать эти слова? В каких ситуациях? Кто может объяснить значение?
-С какими словами русского языка связано слово "Богоявление"?
-После Рождества Христова наступают особые дни - святки, т.е. святые дни. И длятся они до праздника, о котором мы и будем говорить сегодня.
3. Создание проблемной ситуации.
-Вы уже знаете, что когда наступает церковный праздник, то посередине церкви ставится икона праздника. Рассмотрите икону «Крещение Господне». Что вы видите? (Иисус Христос, река, Ангелы, человек, голубь)
-Эта река называется Иордан. К ней подходили люди, которые раскаивались в своих поступках. Святой человек Иоанн крестил людей в водах Иордана. Но всегда напоминал, что за ним идет Сильнейший. И вот к Иоанну явился Иисус Христос.
Когда Иисус Христос вошел в воду реки Иордан, совершилось чудо. Белый голубь спускался с небес, парил над тихими водами реки. Это было знамение Бога Отца.
-А теперь выделим 2 основных момента, которые изображены на иконе:
1) пророк Иоанн совершает крещение в водах Иордана;
2)Знамение Бога Отца в виде голубя;
- О каком празднике рассказывает нам икона?
-А теперь рассмотрите иллюстрацию картины «Крещение», которую написал Б.Кустодиев. Что на ней изображено?
Пояснение для учителя: на этом этапе используется прием группировки по заданному признаку: рукотворности, природности, функциональности, присутствия определенного цвета, формы и т.д. Следующий этап работы - это установление взаимосвязей между объектами на картине. С этой целью предполагается соединить выделенные ранее объекты. Выбираются любые два и объясняется, почему их можно соединить.
-Затрудняетесь? В чем затруднение? Что не можете сделать? Почему не получается? Что в нем необычного?
-Событие, о котором рассказывается в Евангелии и которое изображено на иконе сегодня в Церкви вспоминают особым образом - обрядом великого освящения воды. Совершается оно дважды - в Сочельник и в день Богоявления с молитвами, и троекратным погружением креста в воду. В России водоосвящение сопровождалось народным ликованием. В этот день все от малого до великого шли на "иордань", т.е. на реки и озера, где несмотря на сильные морозы и глубокие снега, совершался этот обряд.
Эту великую святыню - крещенскую или Богоявленскую воду, православные люди набирают в чистую посуду и хранят ее дома в "красном углу".
-Приходилось ли кому-либо из вас бывать на празднике Крещения?
-В храмах нашего города в праздник Крещения совершается Великое освящение воды. Кроме того, священники освящают воду в море и других водоемах. После этого начинаются крещенские купания. Люди, и старые, и молодые, в любой мороз по традиции трижды с головой окунаются в воду. Некоторые специально для этого шьют крестильные рубахи. Желающих искупаться в "иордани" в этот день очень много, поэтому крещенские купания продолжаются с утра и до самого вечера.
Стихотворение И. Бунина "Крещенская ночь" - читает наизусть ученик. У остальных детей - тексты стихотворения.
Убаюкала вьюга седая
дикой песнею лес опустелый,
и заснул он, засыпанный вьюгой,
весь сквозной, неподвижный и белый.
Спят таинственно стройные чащи,
спят, одетые снегом глубоким,
и поляны, и луг, и овраги,
где когда-то шумели потоки.
Бриллиантом лучистым и ярким,
то зеленым, то синим играя,
на востоке, у трона Господня,
тихо блещет звезда, как живая.
А над лесом все выше и выше
всходит месяц - и в дивном покое
замирает морозная полночь
и хрустальное царство лесное!
-Какая ночь в этом стихотворении? Почему вы так думаете? Какую картину вы представляете, читая первые 4 строки? Что нам надо подчеркнуть? (тишину)
-Какая вторая картина возникает перед вами? К каким сравнениям прибегает И.Бунин, чтобы образно передать картину следующего четверостишия? А с каким чувством надо читать последние строки?
Чтение текста о празднике Крещения .
"Праздник Крещения еще называют Богоявлением. Отмечается он всегда 19 января. В этот день Церковь вспоминает о том, как Иисус Христос принял Крещение в водах реки Иордан от святого Иоанна. Когда происходило крещение Иисуса, Иоанн услышал с небес голос Бога-Отца: "Это Сын Мой возлюбленный, в котором мое благоволение" и увидел Духа Святого, как голубя, сходящего на Сына Божия.
До наших дней дошла традиция торжественного освящения воды. Во многих местах выходят из храмов крестные ходы и идут к ближайшему водоему, чтобы освятить его воды. Если водоем замерзший, в нем вырубается крестообразная прорубь. Называется эта прорубь "иордань", в знак того, что вспоминается при водоосвящении в этот день Крещение Самого Спасителя в Иордане. Под пение церковного хора погружает священник в холодную воду сияющий золотом крест, благословляет крестообразно гладь воды.
Самые смелые в этот день окунаются в освященной ледяной воде. А все люди в храме или на реке берут с собой освященную воду, наливая ее в принесенный бутылки и банки. Весь год, до следующего праздника Богоявления, хранится в доме крещенская вода. К святой воде, а особенно крещенской, относятся как к святыне - с благоговением."
Работа в парах - составить вопросы к этому тексту, которые будут начинаться со слов зачем, отчего, почему, когда?
4. Итог. Рефлексия.
-Соедините слова первого и второго столбиков (работают на карточках)
крещение святая вода
Иордан Богоявление
красный угол река
- Вставить в текст пропущенные слова (можно предложить подсказку)
" Трещат______________морозы в праздник_________________или ______________, который отмечают ____________________. В этот день Церковь вспоминает, как Иисус Христос принял крещение в водах реки ______________. Когда происходило крещение Иисуса, Иоанн увидел Духа Святого в виде ____________."
Взаимопроверка. "Поделись впечатлением".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Крещение Руси. Иконописание
Конспект урока в 4 классе по окружающему миру ("Школа России", автор Плешаков А.А.)...
Крещение Руси, причины, последствия
Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе по УМК "Перспективная начальная школа". Тема урока "Крещение Руси". В презентации найдётся информация по пройденному материалу: летописи, яз...
конспект занятия по Основам православной культуры "Крещение Господне" 2 класс
конспект урока по основам православной культуры во 2-м классе. Авторская программа А.В.Бородиной. Позволяет познакомить детей с евангельскими событиями, повышать культуру, расширять кругозор, зн...
Бинарный урок ОПК и ОМ "Крещение Руси",4 класс, УМК "Гармония."
Урок закрепляет знание уч-ся о смысле таинства Крещения, житии Св. равноап. князя Владимира, содержит материал для инсценирования "Как князь Владимир веру выбирал". В доступной форме знакомит мл...
Бинарный урок ОПК и ОМ "Крещение Руси",4 класс, УМК "Гармония."
Урок закрепляет знание уч-ся о смысле таинства Крещения, житии Св. равноап. князя Владимира, содержит материал для инсценирования "Как князь Владимир веру выбирал". В доступной форме знакомит мл...
Урок по теме "Крещение Руси"
Урок по теме "Крещение Руси" для учащихся 4 класса. Цели урока: познакомить учащихся с жизнью древних славян; сформировать представление о Великом князе земли Русской – Владимире, о принятии Русь...
Крещение Руси
Роль и место князя Владимира в принятии христианства и крещении Руси...