"Крещение"
план-конспект занятия по орксэ (1, 2 класс) на тему

Пяткова Надежда Ивановна

Конспект внеурочного занятия по основам православной культуры для учащихся 1-2 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kreshchenie.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

Крещение

Цель: познакомить учащихся  с историей праздника Крещение.

Задачи: раскрыть смысл понятия "крещение", установить взаимосвязь между объектами в произведениях живописи.

Ход урока

1. Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

-Прочитайте слова:   Крещение    Богоявление

-Кому приходилось слышать эти слова? В каких ситуациях? Кто может объяснить значение?

-С какими словами русского языка связано слово "Богоявление"?

-После Рождества Христова наступают особые дни - святки, т.е. святые дни. И длятся они до праздника, о котором мы и будем говорить сегодня.

3. Создание проблемной ситуации.

-Вы уже знаете, что когда наступает церковный праздник, то посередине церкви ставится икона праздника. Рассмотрите  икону «Крещение Господне». Что вы видите? (Иисус Христос, река, Ангелы, человек, голубь) 

-Эта река называется Иордан. К ней подходили люди, которые раскаивались в своих поступках. Святой человек Иоанн крестил людей в водах Иордана. Но всегда напоминал, что за ним идет Сильнейший. И вот к Иоанну явился Иисус Христос.

Когда Иисус Христос вошел в воду реки Иордан, совершилось чудо. Белый голубь спускался с небес, парил над тихими водами реки. Это было знамение Бога Отца.

-А теперь выделим 2 основных момента, которые изображены на иконе:

1) пророк Иоанн совершает крещение в водах Иордана;

2)Знамение Бога Отца в виде голубя;

- О каком празднике рассказывает нам икона?

-А теперь рассмотрите иллюстрацию картины «Крещение», которую написал Б.Кустодиев. Что на ней изображено?

Пояснение для учителя: на этом этапе используется прием группировки по заданному признаку: рукотворности, природности, функциональности, присутствия определенного цвета, формы и т.д. Следующий этап работы  - это установление взаимосвязей между объектами на картине. С этой целью предполагается соединить выделенные ранее объекты. Выбираются любые два и объясняется, почему их можно соединить.

-Затрудняетесь? В чем затруднение? Что не можете сделать? Почему не получается? Что в нем необычного?

-Событие, о котором рассказывается в Евангелии и которое изображено на иконе сегодня в Церкви вспоминают особым образом -  обрядом великого освящения воды. Совершается оно дважды - в Сочельник и в день Богоявления с молитвами, и троекратным погружением креста в воду. В России водоосвящение сопровождалось народным ликованием. В этот день все от малого до великого шли на "иордань", т.е. на реки и озера, где несмотря на сильные морозы и глубокие снега, совершался этот обряд.

Эту великую святыню - крещенскую или Богоявленскую воду, православные люди набирают в чистую посуду и хранят ее дома в "красном углу".

-Приходилось ли кому-либо из вас бывать на празднике Крещения?

-В храмах нашего города в праздник Крещения совершается Великое освящение воды. Кроме того, священники освящают воду в море и других водоемах. После этого начинаются крещенские купания. Люди, и старые, и молодые, в любой мороз по традиции трижды с головой окунаются в воду. Некоторые специально для этого шьют крестильные рубахи. Желающих искупаться в "иордани" в этот день очень много, поэтому крещенские купания продолжаются с утра и до самого вечера.

Стихотворение И. Бунина "Крещенская ночь" - читает наизусть ученик. У остальных детей - тексты стихотворения.

Убаюкала вьюга седая

дикой песнею лес опустелый,

и заснул он, засыпанный вьюгой,

весь сквозной, неподвижный и белый.

Спят таинственно стройные чащи,

спят, одетые снегом глубоким,

и поляны, и луг, и овраги,

где когда-то шумели потоки.

Бриллиантом лучистым и ярким,

то зеленым, то синим играя,

на востоке, у трона Господня,

тихо блещет звезда, как живая.

А над лесом все выше и выше

всходит месяц - и в дивном покое

замирает морозная полночь

и хрустальное царство лесное!

-Какая ночь в этом стихотворении? Почему вы так думаете? Какую картину вы представляете, читая первые 4 строки? Что нам надо подчеркнуть? (тишину)

-Какая вторая картина возникает перед вами? К каким сравнениям прибегает И.Бунин, чтобы образно передать картину следующего четверостишия? А с каким чувством надо читать последние строки?

Чтение текста о празднике Крещения .

"Праздник Крещения еще называют Богоявлением. Отмечается он всегда 19 января. В этот день Церковь вспоминает о том, как Иисус Христос принял Крещение в водах реки Иордан от святого Иоанна. Когда происходило крещение Иисуса, Иоанн услышал с небес голос Бога-Отца: "Это Сын Мой возлюбленный, в котором мое благоволение" и увидел Духа Святого, как голубя, сходящего на Сына Божия.

До наших дней дошла традиция торжественного освящения воды. Во многих местах выходят из храмов крестные ходы и идут к ближайшему водоему, чтобы освятить его воды. Если водоем замерзший, в нем вырубается крестообразная прорубь. Называется эта прорубь "иордань", в знак того, что вспоминается при водоосвящении в этот день Крещение Самого Спасителя в Иордане. Под пение церковного хора погружает священник в холодную воду сияющий золотом крест, благословляет крестообразно гладь воды.

Самые смелые в этот день окунаются в освященной ледяной воде. А все люди в храме или на реке берут с собой освященную воду, наливая ее в принесенный бутылки и банки. Весь год, до следующего праздника Богоявления, хранится в доме крещенская вода. К святой воде, а особенно крещенской, относятся как к святыне - с благоговением."

Работа в парах - составить вопросы к этому тексту, которые будут начинаться со слов зачем, отчего, почему, когда?

4. Итог. Рефлексия.

-Соедините слова первого и второго столбиков (работают на карточках)

крещение                     святая вода

Иордан                        Богоявление

красный угол               река

- Вставить в текст пропущенные слова (можно предложить подсказку)

" Трещат______________морозы в праздник_________________или ______________, который отмечают ____________________. В этот день Церковь вспоминает, как Иисус Христос принял крещение в водах реки ______________.  Когда происходило крещение Иисуса, Иоанн увидел Духа Святого в виде ____________."

Взаимопроверка.  "Поделись впечатлением".

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Крещение Руси. Иконописание

Конспект урока в 4 классе по окружающему миру ("Школа России", автор Плешаков А.А.)...

Крещение Руси, причины, последствия

Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе по УМК "Перспективная начальная школа". Тема урока "Крещение Руси". В презентации найдётся информация по пройденному  материалу: летописи,  яз...

конспект занятия по Основам православной культуры "Крещение Господне" 2 класс

конспект  урока по основам православной культуры во 2-м классе. Авторская программа А.В.Бородиной. Позволяет познакомить детей с евангельскими событиями, повышать культуру, расширять кругозор, зн...

Бинарный урок ОПК и ОМ "Крещение Руси",4 класс, УМК "Гармония."

Урок закрепляет знание  уч-ся о смысле таинства Крещения, житии Св. равноап. князя Владимира, содержит материал для инсценирования "Как князь Владимир веру выбирал". В доступной форме знакомит мл...

Бинарный урок ОПК и ОМ "Крещение Руси",4 класс, УМК "Гармония."

Урок закрепляет знание  уч-ся о смысле таинства Крещения, житии Св. равноап. князя Владимира, содержит материал для инсценирования "Как князь Владимир веру выбирал". В доступной форме знакомит мл...

Урок по теме "Крещение Руси"

Урок по теме "Крещение Руси" для учащихся 4 класса. Цели урока: познакомить учащихся с жизнью древних славян; сформировать представление о Великом князе земли Русской – Владимире, о принятии Русь...

Крещение Руси

Роль и место князя Владимира в принятии христианства и крещении Руси...