Конспект занятия "Рождество Иисуса Христа"
план-конспект занятия по орксэ (4 класс) на тему

Cущенко Татьяна Викторовна

Материал для урока: сведения, вопросы для беседы, практическая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rozhdestvo_hristovo.docx30.05 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила: Сущенко Татьяна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ «Школа №135» Приокского района г. Нижнего Новгорода

Тема занятия: Рождество Иисуса Христа.

Аудитория: учащиеся 4 класса.

Цель:   познакомить с историей возникновения православного    праздника  «Рождество Христово» и его значением; прививать интерес детей к изучению истории православной культуры;  воспитывать уважительное отношение к православным традициям, отечественной культуре.

I. Актуализация имеющихся знаний?

- Ребята, какие праздники приближаются? (Новый год и Рождество)

- Сегодня мы с вами поговорим о чудесном празднике Рождества. С кем связан чудесный праздник Рождества?

- Кто из вас знает, когда празднуется православное Рождество? (7 января) Католическое Рождество? (25 декабря)

- Кто из вас, ребята, знает, когда на свет появился Иисус Христос? Почему мы с вами по-особому относимся к рождению Иисуса?(дети отвечают, учитель корректирует)

Рождество Христово называют «матерью всех праздников», и это справедливо: ведь с рождением Иисуса Христа начинается его земная жизнь, ведущая через страдания и смерть к чудесному Воскресению. Значение этой святой ночи трудно переоценить. От нее берет начало весь ход новой истории и само наше летосчисление. 

            - Послушайте, ребята, как об этом рассказывает «Библия для детей».

II. Знакомство с новым материалом.

Беседа. 1. Рождение Иисуса Христа.

Уже более двух тысяч лет прошло с тех пор, как в небольшом городке Вифлееме появился на свет Сын Божий. Грозные события происходили в то время. Сильные римские полки покорили множество стран, была среди них и земля Иудейская. И вот решил римский император Август провести перепись населения, чтобы узнать, сколько у него в этой стране подданных, сколько кому лет, кто может быть из них солдатом. А записываться надо было в том месте, где родился. Толпы народа пошли по дорогам Израиля, каждый на свою родину.

Иосиф и Мария жили в Назарете. Но родились в маленьком городке Вифлееме. Вифлеем находился в нескольких километрах  от Иерусалима. Иосиф и Мария тоже отправились на свою родину.

Поскольку людей в Вифлеем пришло много, Деве Марии и Иосифу не досталось мест в гостинице, а близких у них в городе, видимо, не было. Поэтому им пришлось заночевать в пещере — её пастухи использовали как хлев для укрытия скота от непогоды. Здесь и родился Тот, Которому суждено было стать Спасителем мира

 Иисус Христос, Царь и Спаситель мира, избрал для Своего рождения на земле не богатый и роскошный дворец, а пещеру и ясли.

- Как вы думаете, ребята, почему Иисус выбрал для своего рождения такое скромное пристанище? (предположения детей)

- Не богатство и величие составляют счастье человека. Прежде всего нужно думать о духовной чистоте, добре, милосердии.

 2. Явление ангелов пастухам.

Вифлеем был окружен лугами, на них паслись стада. Пастухи стерегли их и целую ночь проводили в поле, охраняя стада от хищных зверей.

В ту ночь, когда родился Спаситель, вифлеемские пастухи увидели свет на небе, и к ним явился ангел Божий. Пастухи испугались, увидя славу небесную, но ангел сказал им: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет радостью и всем людям. Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете младенца в пеленах, лежащего в яслях». И вдруг на небе явилось множество светлых ангелов. Все они пели хвалу Богу и восклицали: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человека благоволение!»

Когда ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь». Они пошли в Вифлеем. Там они нашли Младенца Иисуса, лежащего в яслях. Они поклонились Ему и рассказали Марии и Иосифу, все, что слышали от ангела. Потом они возвратились к своим стадам и продолжали хвалить и благодарить Бога за все, что видели и слышали.

3. Поклонение волхвов Иисусу Христу.

В то время, когда в Иудее родился Спаситель, в другой далекой стране (вероятно, Персии) некоторые мудрые люди вдруг увидели на небе необыкновенную звезду. Этих мудрых людей звали волхвами, они занимались наукой о небесных светилах, знали некоторые пророчества об Иисусе Христе и потому ожидали явление Мессии. Увидя явившуюся звезду, волхвы сочли ее знаком того, что свершилось это великое событие. Они пожелали поклониться Божественному младенцу и отправились в Иерусалим. Там они стали спрашивать: «Где родился Царь Иудейский?», «Мы видели звезду Его на востоке и решили поклониться Ему», - говорили они. В Иерусалиме тогда был царем Ирод. Он собрал ученых и священников и спросил у них, где должен родиться Мессия. Они отвечали, что по преданию пророка Михея, Он должен родиться в Вифлееме, ибо Михей писал: « И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше главных городов Иудейских, ибо из тебя изыдет Вождь, Который упасет народ Мой».

Тогда Ирод, призвав волхвов, стал расспрашивать их о времени появления звезды и затем сказал им: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему». Волхвы, выслушав царя, отправились в Вифлеем.

Дорогой они увидели, что звезда идет перед ними, как бы указывая им путь. Они последовали за ней и шли до тех пор, пока звезда не остановилась над местом, где был Младенец Иисус. В Евангелие сохранились имена этих волхвов – Валтасар, Гаспар, Мельхеор. Они вошли в пещеру, увидели Младенца с Матерью Его Марией. И хотя все, что окружало Иисуса, было бедно, они поклонились Ему, как Царю, и поднесли драгоценные дары: золото, ладан и смирну. Волхвы принесли младенцу Иисусу три дара: золото, ладан и смирну. Эти подарки имели глубокий символический смысл и обозначали путь и предназначение Сына Божьего.

- Какое значение имели подарки мудрецов?

  Золото, царский дар, потому что Иисус царь, но царство его не в этом мире. Ладан указывал на священство Иисуса, потому что он использовался в богослужении. Смирна означала, что Иисус предназначен, чтобы принять смерть, во искупление наших грехов, потому что в те времена смирна использовалась при погребении. Так что все три подарка указывали на великую миссию Христа.  

Мария хранила эти дары всю жизнь. Сейчас они находятся в монастыре на горе Афон.

III.Обсуждение.

- В какое время был рожден Иисус Христос?

- В каком месте Дева Мария родила Иисуса?

- Кого ангел возвестил о рождении Спасителя?

- Почему пастухи отправились посмотреть на Спасителя? Как они отнеслись к рождению Божественного Младенца? Как вы думаете, какие чувства они испытали?

- Какое чудесное событие произошло во время рождения Иисуса? О чем оно известило?

- Что подарили мудрецы новорожденному? Что означали подарки?

- Почему люди относятся с благоговением к этому празднику?

- Какие чувства вызывает у вас этот праздник?

IV. Практическая работа.

Праздник Рождества раньше и сейчас.

Для многих людей рождение Иисуса Христа стало долгожданным, удивительным чудесным событием, ставшим великим праздником, великой надеждой на спасение души.

Праздник Рождества был установлен в IV веке римским императором Константином, который принял христианство и специальным указом его узаконил. С тех пор христиане благоговейно относятся к святой ночи Рождества Христова.

- Какие традиции вы можете отметить при праздновании Рождества? (ответы детей)

Дома и храмы заранее украшают еловыми ветками, вечная зелень которых издавна считается символом древа жизни. Во всех храмах, в больших и малых церквах, в рождественскую ночь повсеместно совершаются торжественные богослужения, прославляющие Христа, а главные торжества в России проходят в храме Христа Спасителя в Москве. Праздничная служба начинается  вечером 6 января (в Рождественский Сочельник): звонят колокола, горят все подсвечники и паникадила, читаются главы из Евангелия, повествующие о рождении Младенца Христа. Хор радостно поет славословия, и особенно трогательно звучат в нем детские голоса. Церковные песни, объясняющие смысл праздника, поют и в ночь Рождества, и в последующие дни на протяжении недели.

      - Вспомните, ребята, что люди желают в этот праздник друг другу? (ответы детей)

- В этот особенный день люди поздравляют друг друга с Рождеством Христовым, многие дарят открытки. Из всех православных праздников день Рождества — самый «детский», ведь он связан с памятью о пребывании Спасителя нашего во младенческом возрасте. В это время детям уделяется особенное внимание. В день Рождества они находят под елкой подарки, а в период Святок в храмах проводятся детские утренники. 

- Посмотрите, какие открытки были раньше (учитель показывает презентацию старых открыток).
- Какие современные открытки вы принесли сегодня на урок? (дети демонстрируют открытки, принесенные из дома).

- Сегодня на уроке вам нужно будет нарисовать поздравительную открытку «С Рождеством Христовым!», которую вы сможете подарить своим родным и близким.

- Что вы могли бы пожелать своим родным и близким в день Рождества?

Выполнение задания. (в это время можно посмотреть мультфильм или презентацию «Рождество Христово», послушать музыку)

V. Итог занятия: выставка детских работ.

- Сегодня вы узнали лишь небольшую часть о празднике Рождества. Дома вы можете найти материал и почитать о других знаменательных датах и праздниках, связанных с Иисусом Христом, о традициях празднования Рождества в России и за рубежом, почему Рождество отмечается в разные дни. Со своими вопросами и ответами вы можете поделиться с ребятами на следующем занятии.

          Есть в Рождестве особенная прелесть:

В любой столице и в любом селе

Считают все (перечить не осмелюсь),

Что этот праздник – лучший на Земле;

В нем нет греха, в нем ничего пустого…

Так пусть, заглядывая в каждый дом,

Идет по миру Рождество Христово!

И я Вас поздравляю с Рождеством!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первое чудо Иисуса Христа в Кане Галилейской

Урок ОПК во 2 классе по программе А.В.Бородиной. По счету это 17 урок. К нему имеется звуковое приложение, но оно слишком большое для загрузки. Извините!...

Чудеса Иисуса Христа Исцеление расслабленного

Урок ОПК №19 по программе А.В.Бородиной...

Чудеса Иисуса Христа Исцеление сына царедворца и воскрешение сына вдовы

Урок ОПК №20 во 2 классе по программе А.В.Бородиной...

Урок ОПК 21 Укрощение бури и хождение Иисуса Христа по водам

Урок ОПК 21 Укрощение бури и хождение Иисуса Христа по водам  по программе А.В.Бородиной 2 класс. К уроку имеет смысл показать отрывок из полнометражного фильма Библейские истории, который легко ...

Сочинение на тему: «Духовно-нравственное учение Иисуса Христа по Евангелию от Матфея».

 Евангелие – благовест. Что оно принесло человеку и человечеству? Что такое православие, которое мы исповедуем?   В христианстве произошло то, что не могло случиться ни в н...

Крестный путь Иисуса Христа. Голгофа.

Разработка урока по предмету: Основы православной культуры....