Урок - исследование ОРКСЭ "Любовь и уважение к Отечеству"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Владимирова Жанна Ивановна

Выяснить в чём могущество нашей страны, что объединяет всех граждан России. Обобщить и систематизировать знание понятий: Отечество, Отчизна, Родина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_orkse.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ « Ржевская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района            
                                                  Белгородской области»

            Урок - исследование

                             ( ОРКСЭ )

Тема: « Любовь и уважение к Отечеству»

                                                      Подготовила:

                                                                        Владимирова Ж.И.

                                                                                            учитель начальных классов

                                           2013

                                      Пояснительная записка

Класс:  4 «Б»

Модуль: Основы мировых религиозных культур

Тема урока: «Любовь и уважение к Отечеству»

Количество часов – 1

Цель:

Формирование у школьников патриотических чувств, любви и уважения к Отечеству; уважительного отношения к представителям иных религиозных культур.

Задачи:

Продолжить формирование  у учащихся понятия: Отечество, традиции, семья, ценности.

Воспитание любви и уважения к своей Родине, вере, святыням.

Прививать любовь и уважение к семье, родному дому, к памяти предков.

Прививать любовь к малой родине, к ее святым и героям.

Используемые методы и формы организации познавательной деятельности:

1.Рассказ с элементами беседы, самостоятельная работа, экскурсия с использованием ИКТ (объяснительно-иллюстративный,  эвристический, проблемный,  модельный)

2. Технические средства и наглядность:

 компьютер, презентация к уроку, на доске: кроссворд, бумажное дерево без листьев, на партах вырезанные бумажные листочки дерева.

Ожидаемые учебные результаты:

Воспитание патриотических чувств, любви и уважения к Отечеству, семье, чувства толерантности.

Тема урока: «Любовь и уважение к Отечеству»

Цель: 

  Выяснить в чем могущество нашей страны, что объединяет всех граждан России, обобщить и систематизировать знание понятий: Отечество, Отчизна, Родина.

Задачи:

   Продолжить формировать у обучающихся понятия: Отечество, традиции, семья, ценности.

  Воспитание любви и уважения к своей Родине, вере, святыням.

Прививать любовь и уважение к семье, родному дому, к памяти предков, родному языку.

   Расширять, уточнять и закреплять знания детей о защитниках Отечества, о героях-людях нашего времени.

  Воспитывать уважение к воинам-защитникам Отечества, к людям труда.

Прививать любовь к малой родине, к ее святым и героям.

  Формировать коммуникативные навыки, умения действовать сообща, прислушиваться к мнению окружающих.

            2.      Формирование исследовательских умений:

                 проводить наблюдения;        

                 работать с дополнительной литературой;

               выдвигать гипотезу и делать выводы;

              представлять результаты исследовательской работы;

Основные понятия:  Отечество, Родина, Россия, патриот,

государственная символы,            православие, ислам, буддизм, иудаизм

                                           

                                                Ход урока.

I. Орг. момент.

  -Прозвенел уже звонок!

Пора, ребята, на урок!

Посмотрите на друзей,

Улыбнитесь всем скорей.

Слово доброе скажите,

Настроенье поднимите.

А теперь начнём урок,

Руки все на локоток.

У:  Доброе утро! Я очень рада вас  сегодня видеть. На уроке у нас присутствуют гости. Давайте их поприветствуем.

II. Введение в тему.
- Ребята, сегодня, у нас необычный урок по ОРКСЭ  урок - исследования.

Этот урок будет наполнен одним очень красивым состоянием человеческой души. А каким, вы скоро определите сами.

                  Девиз урока: «Милая, светлая Родина!

                                       Вся наша безграничная любовь к тебе, все наши помыслы с тобой.»

                                                                                                                    М. Шолохов

  - А как выдумаете, чем мы будем заниматься?  Кто нибудь уже занимался этим видом деятельности? ( Фомина Ирина – заняла 2 место в районном конкурсе « Я исследователь» и стала победителем школьной научной конференции)

- Мы будем учиться проводить самостоятельное исследование. Такой работой обычно занимаются учёные. А вы хотите попробовать. Хорошо, как говорят в народе 

«Была бы охота – будет ладиться работа».

-  Каждый из вас побывает в роли исследователя.

- Мы попробуем собрать всю доступную нам информацию.

- Существует много способов получения необходимых данных.
- Как вы думаете, с чего нужно начинать работу по сбору информации?

- Нужно ПОДУМАТЬ и задать себе вопрос: Что я уже знаю по этой теме?

 - Каким образом мы можем еще добыть информацию? (из книг, журналов, газет, энциклопедий и т.д.)
- В настоящее время издается огромное количество детских справочников, энциклопедий, журналов, газет, где, как правило, они иллюстрированные   имеют краткие, доступные тексты. 
                   
посмотреть по телевизору
 найти и прочитать в Интернете

  •     понаблюдать или провести эксперимент, опыт.  - Этот способ особенно ценный в любой исследовательской работе - спросить у другого человека- Для этого мы должны научиться правильно, задавать вопросы и давать правильные ответы сами, если вам задают вопрос. 
     - В конце любого исследования нужно всю информацию 
    ОБОБЩИТЬ, проанализировать РЕЗУЛЬТАТЫ и сделать ВЫВОДЫ.
    - Как вы думаете, ребята, что это мы с вами составили?
     ( план исследования)
                                              План    исследования. (на доске)
  • 1. ТЕМА:
     2.ЦЕЛЬ: Расширить свой кругозор по данной теме.
    3. Задачи: 1. Изучить духовные традиции России.

              2. Раскрыть основные понятия: Родина, Отечество, патриотизм

             3. Познакомиться с выдающимися людьми.  

4. СБОР ИНФОРМАЦИИ:
                              1. Станция « Посмотри в книге»

  1. Станция « Загляни в словарь»
  2. Станция « Задай вопрос»      

5. ВЫВОД.

6. РЕЗУЛЬТАТЫ.

- Данные мы будем фиксировать на листочках, и складывать в папку исследователя в определенные кармашки.

(учитель подобные карточки, только большего размера, помещает на доске) 
 
-   Я предлагаю вместе подумать, посмотреть в книгах, ответить себе, понаблюдать, посмотреть в компьютере. Это будут наши методы исследования.

    - Для успешной работы мы разбились на 3 группы. Каждая группа получает папку исследователя, куда вы будете собирать нужную информацию                      

                                                                (раздаются папки).

Я желаю вам всем успеха!

- Посмотрите, на план исследования и скажите, чего не хватает, что мы забыли?

( мы не определили тему и цель исследования, и тему нашего урока)

1.Сообщение темы  урока:

 ( для создания эмоционального фона восприятия темы предлагается прослушать на уроке отрывок из песни « С чего начинается Родина», сл. Матусовского,  муз. В.Баснера.)

2. Постановка проблемного вопроса:

- О чём поётся в песне? (о Родине)  - Какие зрительные образы рождаются?

– О чём будем говорить?     -А как ещё мы называем свою Родину?

(Россия, Российская Федерация,  Отечество)

- Что всех нас объединяет?     – Как люди должны относиться друг другу?

( с любовью, уважением)

- Сформулируйте тему нашего урока.

            « Любовь и уважение к Отечеству»

( запись темы в тетрадь)

- Определите цель урока. (Расширить свой кругозор .)
- Вы познакомились с великим духовным наследием, которое в течение многих веков одно поколение наших соотечественников передавало другому. Вы узнали о религии, духовных идеалах, моральных нормах наших предков, о том, во что они верили, как жили, поддерживая друг друга и помогая друг другу.  
- А интересно вам в каком веке появлялись духовные традиции России?  - Какие задачи поставим перед собой для достижения цели?   1. Изучить духовные традиции России. 2. Раскрыть основные понятия: Родина, Отечество, патриотизм   - Наша Родина гордится своими выдающимися людьми.             3. Познакомиться с выдающимися людьми.
III. Гимнастика для глаз.

IV. Работа над темой урока.   1. Практическая работа.   Работа в группах. Защита проектов.    1.Вспомним правила работы в группе и в паре.   2. Каждая группа представляет отчёт по плану.       (происходит смена вида деятельности, обучающиеся путешествуют по станциям                  

                                 1.  Станция « Посмотри в книге» 

Работа с текстом.    Учебник по ОРКСЭ с.78    Задание: Вставить пропущенные слова в текст.    В 7-10 веках на пространстве от Волги до Днепра существовало государство Хазария, многие жители которого исповедовали---------------- .В 8 веке в городе Дербенте была построена первая мечеть, с которой началась история- ---------- в нашей стране. В ----- князь ------ крестил Русь- на нашу землю пришло ------- В 17 веке в состав нашего государства вошли буряты и калмыки, которые принесли с собой ------- . С 18 века в Россию стала широко распространяться нерелигиозная культура и начала складываться традиция светской этики. Так складывались духовные ------------- России.

Буддизм, ислам, православие, 988, Владимир, традиции, иудаизм.    - В ходе нашего исследования мы установили,   как же складывались духовные традиции России.

                                                        На доске:

7-10 век – иудаизм

8 век – ислам                                                             Духовные традиции России

988 г. - православие

17 век – буддизм

                         2. Станция « Загляни в словарь»

Работа со словарём Ушакова. Словарь с. 693, с. 459, с. 491

Задание:  Найди и запиши толкование понятий: Родина, Отчизна, патриот

РОДИНА  -  страна, где родился человек и гражданином которой является.

ОТЕЧЕСТВО - страна, где родился человек и гражданином которой является.

ПАТРИОТ -  человек   любящий   своё   отечество.

- В ходе нашей исследовательской работы мы установили, что понятия РОДИНА, ОТЧИЗНА – это слова синонимы. Они имеют разное звучание, но одно лексическое значение.

                                     3. Станция « Задай вопрос »

Составление кластера:  С чего начинается Родина

2. Выступления обучающихся. Просмотр презентаций.   - Мы поработали с учебником, заглянули в толковый словарь, задали вопрос друг другу. Осталось заглянуть в компьютер и интернет. Дома вы выполняли исследовательскую работу по группам.

1 группа: Семья - основа благополучия нашей Родины.    - Как вы понимаете выражение «Любовь к Родине начинается с семьи?

2 группа: Государственные символы России.   - У нашей Родины, как и у любой другой страны есть свои символы. Послушай стихотворение и определите о каком символе государства шла речь в этом стихотворении?       Везде орел, везде с ним слава!  Везде он гордый, впереди – Крестом увенчана держава,
                Святой Георгий на груди… (герб
) ( Приложение № 2)

Звучит гимн РФ. Сл. С. В. Михалкова, муз. А. В. Александрова.- Как слушается и исполняется гимн? ( стоя)   - Садитесь, ребята. А какой ещё символ есть у нашей страны? (ответы детей)   У меня на столе лежат полоски цветной бумаги. Помогите мне собрать герб Российской Федерации и прикрепить его на доску.
 3 группа              Многонациональная страна.   -    Наше Отечество богато своими духовными традициями. Россия стала такой большой и сильной именно потому, что она никогда не запрещала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ее граждане принадлежат к разным народам и религиям.   Россия – Родина Моя,  Прекрасна ты и многолика.
                       Твои поля, леса, луга  И на речной равнине блик  Я восхваляю!              
Российская Федерация состоит из     21 республики,  7 краёв,   48 областей,   9 автономных округов.            Россия – многонациональная страна.  (анализ работы каждой группы)

5. Игра  «Собери пословицы»
Для Родины своей                      рад своей  воронушке.
Родина – мать,                                соловей без песни.
На чужой сторонушке                      ни сил, ни жизни не жалей.
Человек без Родины -                       чужая сторона – мачеха.
Всякому мила                                своя сторона.

V. Физминутка    -   А сейчас давайте немного отдохнём, чтобы с новыми силами продолжить свою работу. (физминутка проводится на слова песни.)

                                 Я, ты, он, она,                      Вместе дружная семья

                               Вместе целая страна.                    В слове «Мы»                Сто тысяч «Я».  

VI. Работа по учебнику.   Прочить 4 абзац в учебнике и определить главную мысль. Главная мысль: Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев.    Отгадывание загадок.       - Родину или Отечество мы представим сегодня как могучее дерево. (На доске бумажное дерево без листьев). Но оно у нас пока не очень красивое. На дереве совсем нет листьев. Давайте украсим наше дерево.    

Отгадывание  загадок: (Приложение № 3)     Дети вывешивают свои рисунки на доску и рассказывают о том, что они нарисовали и почему. Учитель подводит их к понятию малая родина, семейные традиции.   - А теперь посмотрите,  какое у нас стало дерево, олицетворяющее наше Отечество.   Оно вам нравится?   Посмотрите, как оживилось наше дерево. На нём появились первые листочки.    - И всё, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. -Но всякое дерево имеет корни. Они питают дерево, связывают его с землёй.   Корни - это то, чем мы жили вчера, год назад. Это наша история.   Если народ не имеет глубоких корней - то это бедный народ. - Так в чем же могущество нашей страны?

  - Кто же его сделал таким прекрасным, ведь в начале урока оно было совсем некрасивым? (ответы детей)  - Так кто же делает нашу Родину такой сильной, прекрасной?

- Как мы это делаем? (своими делами) - А какими делами? (Примерные ответы детей: развешиваем зимой кормушки и подкармливаем птиц, весной убираем территорию около школы и  дома, помогаем пожилым людям, убираем территорию и т. д.)

-  А.Блок писал: «Родина- это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку». Так давайте же к нашему дереву относиться так же, как к самому себе, как к ближнему своему.

  - Как прекрасна наша земля. Её поля и реки, дубравы и степи, высокие горы и безбрежные морские просторы.  Широко ты, Русь,

                                         По лицу земли,           В красе царственной                 Развернулась!

-А всё это наша – ПРИРОДА. - И на этих просторах живут люди разных национальностей. Кто-то исповедует иудаизм, кто-то православие, буддизм. А всё это люди нашей страны, хотя и исповедуют они разную – РЕЛИГИЮ.

- Мы все разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной.    -  Кем гордится каждый человек нашей Родины?

Д:  Ю.А.Гагарин- первый космонавт, А.Невский, Владимир Красное Солнышко, А.С.Пушкин , нашей Армией, фронтовиками, героями труда и т.д. ( так разбирается каждый лучик)     - Наша культура росла и укреплялась, питаясь от разных духовных традиций. Но в истории нашей страны были и тяжелые времена. И тогда на защиту своего Отечества поднимался народ.   -  А каких защитников Отечества вы можете назвать?  

Защита проекта " Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин - Защитники Отечества"

VII. Итог: Что же значит любить свою Родину, любить своё Отечество? Что же мы с вами должны делать, чтобы показать свою любовь к ближнему, семье, народу, России? Запишите на листочках эти глаголы ( дети записывают: защищать, уважать, ценить, беречь, заботиться, украшать, гордиться и т. д.)  и прикрепляют листочки на дерево.

-   Слово Родина пишется в разных случаях и с маленькой буквы, и с большой.

Когда мы говорим о родине, как о месте, где мы родились, тогда будем писать с маленькой буквы, а если мы под словом Родина подразумеваем всю нашу необъятную страну или нашу планету, то и напишем с большой буквы.

-  Завершить сегодняшний урок мне бы хотелось стихотворением. ( Приложение № 4)

VIII. Рефлексия.  - Наше исследование подошло к концу.  -Что понравилось на уроке?

- А что вы расскажите своим родителям?

- Вы собрали богатый материал. Всё это мы оформим в одну большую папку-альбом.

-Спасибо всем за работу. Пожмите друг другу руку и поблагодарите  за совместную работу.

-  Сегодня вы очень хорошо работали. А самое главное - вы любите и уважаете своё Отечество. Мы с вами настоящие патриоты. Я хочу, чтобы вы с урока сегодня унесли частичку любви, частичку счастья и мира в душе. И у нас есть такая традиция гостей без подарков не отпускать.  

- Я хочу всем вам подарить необычных голубков. На их крылышках записано домашнее задание.  Считается в народе, что голубь это символ мира.  

- А почему? Это вам нужно узнать на следующий урок и подготовить сообщение.

Урок  пройдёт в форме конференции.

                        ( Учитель всем дарит голубков из бумаги).

                                                                                                                    Приложение № 1

МБОУ « Ржевская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района            
                                                  Белгородской области»

             

                         

                             1       группа

                 Папка     исследования

                               

                                                 План    исследования.


1. ТЕМА: « Любовь и уважение к Отечеству»
2. ЦЕЛЬ: Расширить свой кругозор по данной теме.
3. Задачи: 

1. Изучить духовные традиции России.

2. Раскрыть основные понятия: Родина, Отечество, патриотизм

3. Познакомиться с выдающимися людьми.
4. СБОР ИНФОРМАЦИИ:
                             

                           1. Станция « Посмотри в книге»

2.  Станция « Загляни в словарь»

                         

                            3. Станция « Задай вопрос»
5. ВЫВОД.

6. РЕЗУЛЬТАТЫ.

                                                1 группа

             

              1. Станция « Посмотри в книге »

Работа с текстом.    Учебник по ОРКСЭ с.78

Задание: Вставить пропущенные слова в текст.

                  В 7-10 веках на пространстве от Волги до Днепра существовало

государство Хазария, многие жители которого исповедовали ____________ .В 8 веке в городе Дербенте была построена первая мечеть, с которой началась история ________________в нашей стране.      В ________князь _________________     крестил   Русь  - на нашу землю пришло____________________ В 17 веке в состав нашего государства вошли  буряты и калмыки, которые принесли с собой ______________ . С 18 века в Россию стала широко распространяться нерелигиозная культура и начала складываться традиция светской этики.     Так складывались духовные _______________________ России.              

                                                   2 группа

2.  Станция « Загляни  в  словарь »

Работа со словарём  Д.Н. Ушакова. Словарь с. 693, с. 459, с. 491

Задание:    Найди и запиши толкование понятий.

РОДИНА -  страна, где родился человек и гражданином которой является. 

__________________________________________________________________________________________________________________________________

ОТЕЧЕСТВО страна, где родился человек и гражданином которой является.  ____________________________________________________________________________________________________________________________________

ПАТРИОТ – человек   любящий   своё   отечество.

_____________________________________________________________________________

                                                   3 группа

  3. Станция « Задай вопрос »

Составление кластера:  С чего начинается Родина

                                                                                                                       Приложение № 2

     ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГЕРБ – официальная эмблема государства, изображаемая на печатях, бланках государственных органов, денежных знаках и т.п. Часто является составной частью государственного флага. Герб Российской Федерации представляет собой красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом. Над ним три короны: две малые и одна большая. В лапах орла – скипетр и держава. А на груди орла на красном щите – серебряный всадник Георгий Победоносец в синем плаще на серебряном коне, поражающий копьем дракона.
   Свой герб есть и у каждого города России. Он является его отличительным знаком. Герб рассказывает о героическом прошлом города, о том, чем занимались его жители.

Гимн также является символом государства.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН – главная государственная песня, в которой отражены народная любовь и патриотизм. Гимн исполняют и слушают стоя.
Он исполняется в особых случаях: во время различных торжественных мероприятий, визитов государственных деятелей в другие страны, в честь российских спортсменов-победителей. Гимн прославляет могущество и величие государства.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФЛАГ  – официальный символ государственной власти, олицетворяющий суверенитет государства. Государственный флаг России имеет три одинаковые горизонтальные полосы: верхняя полоса – белого цвета, средняя – синего, нижняя – красного.
Белый цвет означает благородство, синий – верность, честность, красный – отвагу.
   Государственный флаг Российской Федерации поднимается на зданиях верховных органов государственной власти и управления, посольств, торговых представительств, консульств РФ за рубежом, судах плавающих в открытом море, а также во время спортивных состязаний в честь российского победителя.

                                                                                                                        Приложение № 3

             Деревца-красавицы,

              Белым станом славятся.

             Льют по дубу слёзоньки

              Русские ...

                                                    (Берёзоньки.)

  Раздаётся в поднебесье

 Утром радостная песня.

 Кто взлетел с утра в зенит,

 Колокольчиком звенит?

                                              (Жаворонок.)

                 

                    Изгнал из страны

                  Супостатов-французов

                  Наш славный герой,

                  Полководец ...            ( Кутузов)

                                   

                                     У тебя, краса-река,

                                    Женское обличье,

                                    Даже имя у тебя

                                    Женское, девичье. (Река Лена.)

 

Я  – город-герой,

 Стою над Невой.

                         (Санкт-Петербург.)

                                         

                                            С городом этим

                                          Трудно сравниться.

                                          Главный в стране он,

                                           Это – ...

                                                                            (Столица.)

Отчизну она защищает,

 Наш мир и покой охраняет.

 В ней – авиация, пехота

 И бойцы морского флота.

                                                       ( Армия)

                                                                                                                           Приложение № 4

                                         

                                                 Россия! Родина! Отчизна!

Россия! Родина! Отчизна!
Родного неба синева!
О, как возвышенно и чисто
Звенят во мне твои слова!

И вечно нежностью согреты
Твои березы и ручьи,
Твои морозные рассветы
И ночи звездные твои.

Ведь каждый – это часть России.
И бесконечно дорог ей.
Мы набираем жизни силы
Под флагом родины своей!

Берегите Россию
Нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
Это небо и солнце,
Это хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе.

Берегите Россию
Без нее нам не жить.
Берегите ее,

Чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой
Всей нашей судьбой.
Берегите Россию –
Нет России другой!


 

           

         

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок № 30 по Основам светской этики. Тема "Любовь и уважение к Отечеству"

Урок с презентацией. По тематике этот урок может быть использован в любом модуле этого курса. Позволяет расширить знания и представления о Родине. Много творческой работы с использованием активных мет...

урок ОПК по теме "Любовь и уважение к Отечеству"

урок по теме "Любовь и уважение к Отечеству"...

«Основы религиозных культур и светской этики» Тема урока: «Любовь и уважение к Отечеству».

Урок по курсу "Основы светской этики" в 4 классе с презентацией....

Модуль «Основы светской этики» Урок 30 Тема «Любовь и уважение к Отечеству»

Авторы-разработчики:Зимина Елена Анатольевна, учитель начальных классов;Короткова Екатерина Михайловна,учитель начальных классовЦель урока:- Формирование у детей представления о понятиях «любовь», «ув...

Основы светской этики. Урок по теме "Любовь и уважение к Отечеству"

Урок по новому курсу "Основы светской этики"...

Проект урока по ОРКСЭ. "Любовь и уважение к Отечеству."

Данный урок тридцатый в модуле "Основы православной культуры"...