Урок - исследование ОРКСЭ "Любовь и уважение к Отечеству"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Выяснить в чём могущество нашей страны, что объединяет всех граждан России. Обобщить и систематизировать знание понятий: Отечество, Отчизна, Родина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_orkse.doc | 146.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ « Ржевская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района
Белгородской области»
Урок - исследование
( ОРКСЭ )
Тема: « Любовь и уважение к Отечеству»
Подготовила:
Владимирова Ж.И.
учитель начальных классов
2013
Пояснительная записка
Класс: 4 «Б»
Модуль: Основы мировых религиозных культур
Тема урока: «Любовь и уважение к Отечеству»
Количество часов – 1
Цель:
Формирование у школьников патриотических чувств, любви и уважения к Отечеству; уважительного отношения к представителям иных религиозных культур.
Задачи:
Продолжить формирование у учащихся понятия: Отечество, традиции, семья, ценности.
Воспитание любви и уважения к своей Родине, вере, святыням.
Прививать любовь и уважение к семье, родному дому, к памяти предков.
Прививать любовь к малой родине, к ее святым и героям.
Используемые методы и формы организации познавательной деятельности:
1.Рассказ с элементами беседы, самостоятельная работа, экскурсия с использованием ИКТ (объяснительно-иллюстративный, эвристический, проблемный, модельный)
2. Технические средства и наглядность:
компьютер, презентация к уроку, на доске: кроссворд, бумажное дерево без листьев, на партах вырезанные бумажные листочки дерева.
Ожидаемые учебные результаты:
Воспитание патриотических чувств, любви и уважения к Отечеству, семье, чувства толерантности.
Тема урока: «Любовь и уважение к Отечеству»
Цель:
Выяснить в чем могущество нашей страны, что объединяет всех граждан России, обобщить и систематизировать знание понятий: Отечество, Отчизна, Родина.
Задачи:
Продолжить формировать у обучающихся понятия: Отечество, традиции, семья, ценности.
Воспитание любви и уважения к своей Родине, вере, святыням.
Прививать любовь и уважение к семье, родному дому, к памяти предков, родному языку.
Расширять, уточнять и закреплять знания детей о защитниках Отечества, о героях-людях нашего времени.
Воспитывать уважение к воинам-защитникам Отечества, к людям труда.
Прививать любовь к малой родине, к ее святым и героям.
Формировать коммуникативные навыки, умения действовать сообща, прислушиваться к мнению окружающих.
2. Формирование исследовательских умений:
проводить наблюдения;
работать с дополнительной литературой;
выдвигать гипотезу и делать выводы;
представлять результаты исследовательской работы;
Основные понятия: Отечество, Родина, Россия, патриот,
государственная символы, православие, ислам, буддизм, иудаизм
Ход урока.
I. Орг. момент.
-Прозвенел уже звонок!
Пора, ребята, на урок!
Посмотрите на друзей,
Улыбнитесь всем скорей.
Слово доброе скажите,
Настроенье поднимите.
А теперь начнём урок,
Руки все на локоток.
У: Доброе утро! Я очень рада вас сегодня видеть. На уроке у нас присутствуют гости. Давайте их поприветствуем.
II. Введение в тему.
- Ребята, сегодня, у нас необычный урок по ОРКСЭ урок - исследования.
Этот урок будет наполнен одним очень красивым состоянием человеческой души. А каким, вы скоро определите сами.
Девиз урока: «Милая, светлая Родина!
Вся наша безграничная любовь к тебе, все наши помыслы с тобой.»
М. Шолохов
- А как выдумаете, чем мы будем заниматься? Кто нибудь уже занимался этим видом деятельности? ( Фомина Ирина – заняла 2 место в районном конкурсе « Я исследователь» и стала победителем школьной научной конференции)
- Мы будем учиться проводить самостоятельное исследование. Такой работой обычно занимаются учёные. А вы хотите попробовать. Хорошо, как говорят в народе
«Была бы охота – будет ладиться работа».
- Каждый из вас побывает в роли исследователя.
- Мы попробуем собрать всю доступную нам информацию.
- Существует много способов получения необходимых данных.
- Как вы думаете, с чего нужно начинать работу по сбору информации?
- Нужно ПОДУМАТЬ и задать себе вопрос: Что я уже знаю по этой теме?
- Каким образом мы можем еще добыть информацию? (из книг, журналов, газет, энциклопедий и т.д.)
- В настоящее время издается огромное количество детских справочников, энциклопедий, журналов, газет, где, как правило, они иллюстрированные имеют краткие, доступные тексты.
посмотреть по телевизору
найти и прочитать в Интернете
- понаблюдать или провести эксперимент, опыт. - Этот способ особенно ценный в любой исследовательской работе - спросить у другого человека- Для этого мы должны научиться правильно, задавать вопросы и давать правильные ответы сами, если вам задают вопрос.
- В конце любого исследования нужно всю информацию ОБОБЩИТЬ, проанализировать РЕЗУЛЬТАТЫ и сделать ВЫВОДЫ.
- Как вы думаете, ребята, что это мы с вами составили?
( план исследования)
План исследования. (на доске) - 1. ТЕМА:
2.ЦЕЛЬ: Расширить свой кругозор по данной теме.
3. Задачи: 1. Изучить духовные традиции России.
2. Раскрыть основные понятия: Родина, Отечество, патриотизм
3. Познакомиться с выдающимися людьми.
4. СБОР ИНФОРМАЦИИ:
1. Станция « Посмотри в книге»
- Станция « Загляни в словарь»
- Станция « Задай вопрос»
5. ВЫВОД.
6. РЕЗУЛЬТАТЫ.
- Данные мы будем фиксировать на листочках, и складывать в папку исследователя в определенные кармашки.
(учитель подобные карточки, только большего размера, помещает на доске)
- Я предлагаю вместе подумать, посмотреть в книгах, ответить себе, понаблюдать, посмотреть в компьютере. Это будут наши методы исследования.
- Для успешной работы мы разбились на 3 группы. Каждая группа получает папку исследователя, куда вы будете собирать нужную информацию
(раздаются папки).
- Я желаю вам всем успеха!
- Посмотрите, на план исследования и скажите, чего не хватает, что мы забыли?
( мы не определили тему и цель исследования, и тему нашего урока)
1.Сообщение темы урока:
( для создания эмоционального фона восприятия темы предлагается прослушать на уроке отрывок из песни « С чего начинается Родина», сл. Матусовского, муз. В.Баснера.)
2. Постановка проблемного вопроса:
- О чём поётся в песне? (о Родине) - Какие зрительные образы рождаются?
– О чём будем говорить? -А как ещё мы называем свою Родину?
(Россия, Российская Федерация, Отечество)
- Что всех нас объединяет? – Как люди должны относиться друг другу?
( с любовью, уважением)
- Сформулируйте тему нашего урока.
« Любовь и уважение к Отечеству»
( запись темы в тетрадь)
- Определите цель урока. (Расширить свой кругозор .)
- Вы познакомились с великим духовным наследием, которое в течение многих веков одно поколение наших соотечественников передавало другому. Вы узнали о религии, духовных идеалах, моральных нормах наших предков, о том, во что они верили, как жили, поддерживая друг друга и помогая друг другу. - А интересно вам в каком веке появлялись духовные традиции России? - Какие задачи поставим перед собой для достижения цели? 1. Изучить духовные традиции России. 2. Раскрыть основные понятия: Родина, Отечество, патриотизм - Наша Родина гордится своими выдающимися людьми. 3. Познакомиться с выдающимися людьми.
III. Гимнастика для глаз.
IV. Работа над темой урока. 1. Практическая работа. Работа в группах. Защита проектов. 1.Вспомним правила работы в группе и в паре. 2. Каждая группа представляет отчёт по плану. (происходит смена вида деятельности, обучающиеся путешествуют по станциям
1. Станция « Посмотри в книге»
Работа с текстом. Учебник по ОРКСЭ с.78 Задание: Вставить пропущенные слова в текст. В 7-10 веках на пространстве от Волги до Днепра существовало государство Хазария, многие жители которого исповедовали---------------- .В 8 веке в городе Дербенте была построена первая мечеть, с которой началась история- ---------- в нашей стране. В ----- князь ------ крестил Русь- на нашу землю пришло ------- В 17 веке в состав нашего государства вошли буряты и калмыки, которые принесли с собой ------- . С 18 века в Россию стала широко распространяться нерелигиозная культура и начала складываться традиция светской этики. Так складывались духовные ------------- России.
Буддизм, ислам, православие, 988, Владимир, традиции, иудаизм. - В ходе нашего исследования мы установили, как же складывались духовные традиции России.
На доске:
7-10 век – иудаизм
8 век – ислам Духовные традиции России
988 г. - православие
17 век – буддизм
2. Станция « Загляни в словарь»
Работа со словарём Ушакова. Словарь с. 693, с. 459, с. 491
Задание: Найди и запиши толкование понятий: Родина, Отчизна, патриот
РОДИНА - страна, где родился человек и гражданином которой является.
ОТЕЧЕСТВО - страна, где родился человек и гражданином которой является.
ПАТРИОТ - человек любящий своё отечество.
- В ходе нашей исследовательской работы мы установили, что понятия РОДИНА, ОТЧИЗНА – это слова синонимы. Они имеют разное звучание, но одно лексическое значение.
3. Станция « Задай вопрос »
Составление кластера: С чего начинается Родина
2. Выступления обучающихся. Просмотр презентаций. - Мы поработали с учебником, заглянули в толковый словарь, задали вопрос друг другу. Осталось заглянуть в компьютер и интернет. Дома вы выполняли исследовательскую работу по группам.
1 группа: Семья - основа благополучия нашей Родины. - Как вы понимаете выражение «Любовь к Родине начинается с семьи?
2 группа: Государственные символы России. - У нашей Родины, как и у любой другой страны есть свои символы. Послушай стихотворение и определите о каком символе государства шла речь в этом стихотворении? Везде орел, везде с ним слава! Везде он гордый, впереди – Крестом увенчана держава,
Святой Георгий на груди… (герб) ( Приложение № 2)
Звучит гимн РФ. Сл. С. В. Михалкова, муз. А. В. Александрова.- Как слушается и исполняется гимн? ( стоя) - Садитесь, ребята. А какой ещё символ есть у нашей страны? (ответы детей) У меня на столе лежат полоски цветной бумаги. Помогите мне собрать герб Российской Федерации и прикрепить его на доску.
3 группа Многонациональная страна. - Наше Отечество богато своими духовными традициями. Россия стала такой большой и сильной именно потому, что она никогда не запрещала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ее граждане принадлежат к разным народам и религиям. Россия – Родина Моя, Прекрасна ты и многолика.
Твои поля, леса, луга И на речной равнине блик Я восхваляю! Российская Федерация состоит из 21 республики, 7 краёв, 48 областей, 9 автономных округов. Россия – многонациональная страна. (анализ работы каждой группы)
5. Игра «Собери пословицы»
Для Родины своей рад своей воронушке.
Родина – мать, соловей без песни.
На чужой сторонушке ни сил, ни жизни не жалей.
Человек без Родины - чужая сторона – мачеха.
Всякому мила своя сторона.
V. Физминутка - А сейчас давайте немного отдохнём, чтобы с новыми силами продолжить свою работу. (физминутка проводится на слова песни.)
Я, ты, он, она, Вместе дружная семья
Вместе целая страна. В слове «Мы» Сто тысяч «Я».
VI. Работа по учебнику. Прочить 4 абзац в учебнике и определить главную мысль. Главная мысль: Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. Отгадывание загадок. - Родину или Отечество мы представим сегодня как могучее дерево. (На доске бумажное дерево без листьев). Но оно у нас пока не очень красивое. На дереве совсем нет листьев. Давайте украсим наше дерево.
Отгадывание загадок: (Приложение № 3) Дети вывешивают свои рисунки на доску и рассказывают о том, что они нарисовали и почему. Учитель подводит их к понятию малая родина, семейные традиции. - А теперь посмотрите, какое у нас стало дерево, олицетворяющее наше Отечество. Оно вам нравится? Посмотрите, как оживилось наше дерево. На нём появились первые листочки. - И всё, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. -Но всякое дерево имеет корни. Они питают дерево, связывают его с землёй. Корни - это то, чем мы жили вчера, год назад. Это наша история. Если народ не имеет глубоких корней - то это бедный народ. - Так в чем же могущество нашей страны?
- Кто же его сделал таким прекрасным, ведь в начале урока оно было совсем некрасивым? (ответы детей) - Так кто же делает нашу Родину такой сильной, прекрасной?
- Как мы это делаем? (своими делами) - А какими делами? (Примерные ответы детей: развешиваем зимой кормушки и подкармливаем птиц, весной убираем территорию около школы и дома, помогаем пожилым людям, убираем территорию и т. д.)
- А.Блок писал: «Родина- это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку». Так давайте же к нашему дереву относиться так же, как к самому себе, как к ближнему своему.
- Как прекрасна наша земля. Её поля и реки, дубравы и степи, высокие горы и безбрежные морские просторы. Широко ты, Русь,
По лицу земли, В красе царственной Развернулась!
-А всё это наша – ПРИРОДА. - И на этих просторах живут люди разных национальностей. Кто-то исповедует иудаизм, кто-то православие, буддизм. А всё это люди нашей страны, хотя и исповедуют они разную – РЕЛИГИЮ.
- Мы все разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной. - Кем гордится каждый человек нашей Родины?
Д: Ю.А.Гагарин- первый космонавт, А.Невский, Владимир Красное Солнышко, А.С.Пушкин , нашей Армией, фронтовиками, героями труда и т.д. ( так разбирается каждый лучик) - Наша культура росла и укреплялась, питаясь от разных духовных традиций. Но в истории нашей страны были и тяжелые времена. И тогда на защиту своего Отечества поднимался народ. - А каких защитников Отечества вы можете назвать?
Защита проекта " Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин - Защитники Отечества"
VII. Итог: Что же значит любить свою Родину, любить своё Отечество? Что же мы с вами должны делать, чтобы показать свою любовь к ближнему, семье, народу, России? Запишите на листочках эти глаголы ( дети записывают: защищать, уважать, ценить, беречь, заботиться, украшать, гордиться и т. д.) и прикрепляют листочки на дерево.
- Слово Родина пишется в разных случаях и с маленькой буквы, и с большой.
Когда мы говорим о родине, как о месте, где мы родились, тогда будем писать с маленькой буквы, а если мы под словом Родина подразумеваем всю нашу необъятную страну или нашу планету, то и напишем с большой буквы.
- Завершить сегодняшний урок мне бы хотелось стихотворением. ( Приложение № 4)
VIII. Рефлексия. - Наше исследование подошло к концу. -Что понравилось на уроке?
- А что вы расскажите своим родителям?
- Вы собрали богатый материал. Всё это мы оформим в одну большую папку-альбом.
-Спасибо всем за работу. Пожмите друг другу руку и поблагодарите за совместную работу.
- Сегодня вы очень хорошо работали. А самое главное - вы любите и уважаете своё Отечество. Мы с вами настоящие патриоты. Я хочу, чтобы вы с урока сегодня унесли частичку любви, частичку счастья и мира в душе. И у нас есть такая традиция гостей без подарков не отпускать.
- Я хочу всем вам подарить необычных голубков. На их крылышках записано домашнее задание. Считается в народе, что голубь это символ мира.
- А почему? Это вам нужно узнать на следующий урок и подготовить сообщение.
Урок пройдёт в форме конференции.
( Учитель всем дарит голубков из бумаги).
Приложение № 1
МБОУ « Ржевская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района
Белгородской области»
1 группа
Папка исследования
План исследования.
1. ТЕМА: « Любовь и уважение к Отечеству»
2. ЦЕЛЬ: Расширить свой кругозор по данной теме.
3. Задачи:
1. Изучить духовные традиции России.
2. Раскрыть основные понятия: Родина, Отечество, патриотизм
3. Познакомиться с выдающимися людьми.
4. СБОР ИНФОРМАЦИИ:
1. Станция « Посмотри в книге»
2. Станция « Загляни в словарь»
3. Станция « Задай вопрос»
5. ВЫВОД.
6. РЕЗУЛЬТАТЫ.
1 группа
1. Станция « Посмотри в книге »
Работа с текстом. Учебник по ОРКСЭ с.78
Задание: Вставить пропущенные слова в текст.
В 7-10 веках на пространстве от Волги до Днепра существовало
государство Хазария, многие жители которого исповедовали ____________ .В 8 веке в городе Дербенте была построена первая мечеть, с которой началась история ________________в нашей стране. В ________князь _________________ крестил Русь - на нашу землю пришло____________________ В 17 веке в состав нашего государства вошли буряты и калмыки, которые принесли с собой ______________ . С 18 века в Россию стала широко распространяться нерелигиозная культура и начала складываться традиция светской этики. Так складывались духовные _______________________ России.
2 группа
2. Станция « Загляни в словарь »
Работа со словарём Д.Н. Ушакова. Словарь с. 693, с. 459, с. 491
Задание: Найди и запиши толкование понятий.
РОДИНА - страна, где родился человек и гражданином которой является.
__________________________________________________________________________________________________________________________________
ОТЕЧЕСТВО – страна, где родился человек и гражданином которой является. ____________________________________________________________________________________________________________________________________
ПАТРИОТ – человек любящий своё отечество.
_____________________________________________________________________________
3 группа
3. Станция « Задай вопрос »
Составление кластера: С чего начинается Родина
Приложение № 2
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГЕРБ – официальная эмблема государства, изображаемая на печатях, бланках государственных органов, денежных знаках и т.п. Часто является составной частью государственного флага. Герб Российской Федерации представляет собой красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом. Над ним три короны: две малые и одна большая. В лапах орла – скипетр и держава. А на груди орла на красном щите – серебряный всадник Георгий Победоносец в синем плаще на серебряном коне, поражающий копьем дракона.
Свой герб есть и у каждого города России. Он является его отличительным знаком. Герб рассказывает о героическом прошлом города, о том, чем занимались его жители.
Гимн также является символом государства.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН – главная государственная песня, в которой отражены народная любовь и патриотизм. Гимн исполняют и слушают стоя.
Он исполняется в особых случаях: во время различных торжественных мероприятий, визитов государственных деятелей в другие страны, в честь российских спортсменов-победителей. Гимн прославляет могущество и величие государства.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФЛАГ – официальный символ государственной власти, олицетворяющий суверенитет государства. Государственный флаг России имеет три одинаковые горизонтальные полосы: верхняя полоса – белого цвета, средняя – синего, нижняя – красного.
Белый цвет означает благородство, синий – верность, честность, красный – отвагу.
Государственный флаг Российской Федерации поднимается на зданиях верховных органов государственной власти и управления, посольств, торговых представительств, консульств РФ за рубежом, судах плавающих в открытом море, а также во время спортивных состязаний в честь российского победителя.
Приложение № 3
Деревца-красавицы,
Белым станом славятся.
Льют по дубу слёзоньки
Русские ...
(Берёзоньки.)
Раздаётся в поднебесье
Утром радостная песня.
Кто взлетел с утра в зенит,
Колокольчиком звенит?
(Жаворонок.)
Изгнал из страны
Супостатов-французов
Наш славный герой,
Полководец ... ( Кутузов)
У тебя, краса-река,
Женское обличье,
Даже имя у тебя
Женское, девичье. (Река Лена.)
Я – город-герой,
Стою над Невой.
(Санкт-Петербург.)
С городом этим
Трудно сравниться.
Главный в стране он,
Это – ...
(Столица.)
Отчизну она защищает,
Наш мир и покой охраняет.
В ней – авиация, пехота
И бойцы морского флота.
( Армия)
Приложение № 4
Россия! Родина! Отчизна!
Россия! Родина! Отчизна!
Родного неба синева!
О, как возвышенно и чисто
Звенят во мне твои слова!
И вечно нежностью согреты
Твои березы и ручьи,
Твои морозные рассветы
И ночи звездные твои.
Ведь каждый – это часть России.
И бесконечно дорог ей.
Мы набираем жизни силы
Под флагом родины своей!
Берегите Россию
Нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
Это небо и солнце,
Это хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе.
Берегите Россию
Без нее нам не жить.
Берегите ее,
Чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой
Всей нашей судьбой.
Берегите Россию –
Нет России другой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Любовь и уважение к Отечеству"
Урок по куру ОРКСЕ...
Урок № 30 по Основам светской этики. Тема "Любовь и уважение к Отечеству"
Урок с презентацией. По тематике этот урок может быть использован в любом модуле этого курса. Позволяет расширить знания и представления о Родине. Много творческой работы с использованием активных мет...
урок ОПК по теме "Любовь и уважение к Отечеству"
урок по теме "Любовь и уважение к Отечеству"...
«Основы религиозных культур и светской этики» Тема урока: «Любовь и уважение к Отечеству».
Урок по курсу "Основы светской этики" в 4 классе с презентацией....
Модуль «Основы светской этики» Урок 30 Тема «Любовь и уважение к Отечеству»
Авторы-разработчики:Зимина Елена Анатольевна, учитель начальных классов;Короткова Екатерина Михайловна,учитель начальных классовЦель урока:- Формирование у детей представления о понятиях «любовь», «ув...
Основы светской этики. Урок по теме "Любовь и уважение к Отечеству"
Урок по новому курсу "Основы светской этики"...
Проект урока по ОРКСЭ. "Любовь и уважение к Отечеству."
Данный урок тридцатый в модуле "Основы православной культуры"...