Этическое занятие-практикум "Коллектив начинается с меня"
методическая разработка по орксэ (3 класс) на тему

Соколова Елена Владимировна

Данное занятие проводится в 3 классе по программе А.И. Шемшуриной "Этическая граматика".  Цель занятия - формирование ценностного отношения к коллективу и формирование позиции, что коллектив начинается с меня. Учащиеся, благодаря психологическим приемам, самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, сравнивают понятия коллектив и группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_po_etike_pererabotka_-_kopiya.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие по этической грамматике «Коллектив начинается с меня»

Технологическая карта занятия

Общая часть

 Внеклассное занятие

 Этическая грамматика

Класс

3

Тема  занятия

 Коллектив начинается с меня

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Определение  понятия коллектив, выделение факторов успешности коллектива, формирование позиции «Коллектив начинается с меня»,  умение разбираться в своих поступках.

П. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; сравнение   понятий  коллектив и группа; умение анализировать  свое состояние.

Р. Умение адекватно воспринимать оценку   высказываний; контроль и коррекция.

К. Умение работать в группе; согласовывать свои действия с  другими участниками; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Формирование ценностного отношения к  коллективу. Развитие ответственности за свои слова и поступки. Способность оценивать свои поступки.

Цель  занятия

 Сформировать позицию, что коллектив начинается с самого себя.

Основные понятия,  изучаемые на занятии

 Дружба, коллектив, успешность

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на  занятии

 Басня И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак», толковый словарь Ожегова

Организационная структура  занятия

Этап 1. Вхождение в тему  занятия и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

 7 минут

    5 минут

     5 минут

     5 минут

Эмоциональный настрой на работу - игра «Волшебный клубочек»

Стулья предварительно расставлены  в круг, есть место и для учителя, сзади на каждом стуле закреплен жетон определенного цвета, по цветовому свойству учащиеся делятся на группы (4 цвета – 4 группы). Участники занятия садятся в круг.  Ведущий предлагает, передавая друг другу клубочек атласной ленты и наматывая часть ленты на запястье, говорить следующее: « Здравствуй, Аня. Мне приятно с тобой общаться, потому что…» Педагог также активно увлечен в игру.

После того, как высказались все участники, ведущий подводит итог: «Наш клубочек волшебный»! Почему я так решила?   (ответы детей).

-  Он смог нас объединить! Зачем я это сделала?

Что вы сейчас чувствуете и  почему? Когда вы также себя чувствовали?  

Подвести детей к мысли, что это напоминает семью, общество, группу, коллектив.

Упражнение 1

Попробуйте подвигать руками. Что вы чувствуете, испытываете? Почему? Когда вы испытывали такие же чувства?  На что это похоже?

Подвести детей к мысли, что это похоже на взаимодействие людей, действия могут зависеть не только от самого себя, но и от других.

Упражнение 2

Ведущий тянет ленту, ленточка затягивает запястья детей и уменьшает пространство между участниками группы, заставляет детей невольно двигать руками.

- Что происходит? Как вы себя ощущаете и почему?  Зачем я это сделала? На что это похоже?    

Подвести детей к мысли, что это похоже на взаимодействие людей, одним комфортно – другим нет и  надо быть острожным, т.к. твои действия могут привести к нежелательным последствиям в действиях другого.

Упражнение 3

Сейчас вы можете принять такое положение, чтоб вам было комфортно (кто-то освободится, кто-то ослабит ленту, кто-то останется в исходном положении).

- Кто хочет пояснить, что он сделал и почему? Какой вывод можем сделать?

Подвести детей к мысли, что каждый человек по-разному себя чувствует в группе, обществе,  у каждого своя дистанция, некоторые себя комфортно чувствуют, когда он вместе с кем-то, другие наоборот – им нужна свобода действий.

- Ребята,  вы можете освободиться от ленточки и продолжить нашу беседу.

 - Какие выводы вы  сделали для себя во время упражнений?

Взаимодействия людей могут для одних быть комфортными, для других нет; у каждого человека есть своя дистанция общения; иногда действия одних ведут к действиям других, поэтому надо быть осторожными, чтобы другим не причинить вред

 

 -  На какую тему мы сегодня будем рассуждать  (ответы детей: о коллективе, дружбе). Зачем  важно обсудить эту тему?

  

Регулятивные УУД:

рефлексия своих чувств.

Личностные компетенции: «вижу, слышу, чувствую».

Познавательные УУД: приём информации

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

5 минут

 - В своих рассуждениях вы часто использовали слова коллектив и группа, а как вы понимаете смысл этих слов?

- Мы в данный момент коллектив или группа? Почему?

Могут быть разные ответы и мнения.

Педагог дает формулировку по словарю Ожегова: «КОЛЛЕКТИВ: группа лиц объединенных общей работой, учебой, общими интересами». Группа Несколько предметов или людей, животных, расположенных близко друг от друга соединенных вместе».

- Теперь,  как вы ответите на мой вопрос? Мы коллектив или группа  в данной ситуации?

- Какое известное произведение доказывает, что не каждая группа является коллективом? (басня И.А. Крылова «Лебедь, щука и рак»)  Чтение басни наизусть.

- Что должны сделать герои басни, чтобы воз сдвинулся с места? Договориться.

-  Почему у одних это получается, а у других нет?  Какие выводы можем из этого сделать?

 Главная мысль, что коллектив начинается с каждого из нас.

  

Коммуникативные УУД: «Войти в образ героя».

Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

7 минут

Работа в группах: составление портрета коллектива.

- Ребята сзади каждого стула висит жетон, займите свои места за  столом в соответствии с цветом. Так учащиеся делятся по группам, берут стулья и садятся за столы. 

-Много времени мы с вами проводим в школе, в классе, за одной партой с соседом или соседкой. И порой, не замечаем друг друга, обижаем, говорим в их адрес плохие, обидные слова. А ведь мы все разные, непохожие друг на друга, но все по – своему интересны и неповторимы. И будучи очень разными, каждый из вас привносит в наш коллектив что – то свое, и из этого складывается общая атмосфера в нем.

- Попробуйте  составить коллективный портрет своей группы, чтобы стало понятно, какие вы и не забудьте отметить самое яркое положительное качество каждого.    

Регулятивные УУД:

Рефлексия и саморефлекия.

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

5 минут

Выставка работ и рассказ о коллективном портрете.

 - Какими же качествами  должен обладать человек, чтоб стать членом коллектива? 

Познавательные УУД: «Приём информации» (осознанное построение речевых высказываний; высказывание своего собственного мнения)

Этап 5. Подведение итогов

Длительность

этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Формируемые УУД

5 минут

- На какую тему рассуждали? К каким выводам пришли? - Кто из вас может сказать: «Коллектив начинается с меня».  

Индивидуальная и групповая рефлексия:

Сегодня я узнал(а)…

Я понял(а)…

Я почувствовал(а)…

Я научился(лась)…

Я смог (смогла)…

Было интересно…

Меня удивило…

Мне захотелось… Записано за доской

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа классного руководителя "Мир начинается с меня"

Моя задача как классного руководителя: помочь ребенку «Сотворить свою судьбу!». Помочь стать не только физически здоровой, но и нравственно здоровой личностью удовлетворенной своим положением в общест...

проект "Здоровая планета начинается с меня"

«Вопрос заботы о здоровье учащихся требует не только решений вызванных охранительной позицией взрослых по отношению к детскому здоровью. Гораздо важнее пробудить в детях желание заботиться о сво...

Этическое занятие "Всё начинается со слова".

Занятие для взрослых: сначала учимся сами жить и работать в диалоге, а потом учим других....

Родительское собрание "Здоровая планета начинается с меня"

Данный материал можно использовать для проведения родительского собрания....

Классный час "Дружба начинается с меня"

Дружба – это первые тёплые чувства, которые ребёнок испытывает не к членам своей семьи. Дружба открывает новые возможности для удовлетворения тех потребностей ребёнка, которые не были  до сих пор...

Коллектив начинается с меня.

Формировать сплоченный коллектив; развивать нравственные качества учащихся, умение ценить в коллективе каждую личность, видеть её достоинства и недостатки; корректировать поведение учащихся; воспитыва...

Конспект урока и презентация по педагогике 3 класс "Коллектив начинается с меня"

Конспект урока и презентация  классного часа по теме: "Коллектив начинается с меня"...