Презентация к уроку ОРКСЭ "Добро и зло"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Юдина Ольга Геннадьевна

Тема урока: «Добро и зло».

Тип урока: комбинированный урок с мультимедийной поддержкой.

Цель: формирование этических и культурных ценностей у школьника.

Задачи:

  • Предметные:

    • формировать знания о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике;

    • формировать умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта;

  • Развивающие:

    • развивать познавательный интерес к предмету;

    • развивать  коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;

    • развивать логическое мышление, воображение;

    • развивать творческие способности;

  • Воспитательные:

    • формировать положительное отношение к нравственным поступкам;

    • формировать навыки  доброжелательности, уважения к другому человеку, адекватной самооценки;

    • воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру.

Ожидаемые результаты:

• умение различать понятия «добро» и «зло»;

• побуждение к добрым поступкам;

• составление правил доброты;

Формы : фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником, словарная работа.

Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия.

Оборудование:

  • Мультимедийная презентация.

  • Компьютер, проектор

  • Учебник  «Основы светской этики», толковый словарь С.И.Ожегова

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_uroku_o_dobre_i_zle_konspekt_uroka.docx31.27 КБ
Файл urok_no5_tema_dobro_i_zlo.pptx591.75 КБ

Предварительный просмотр:

Факультет международного образования

Кафедра ЮНЕСКО

Лаборатория истории и культуры религий мира

Тема урока:

Добро и зло

Слушатель специальных курсов повышения квалификации НО-55

                                                                                 Юдина Ольга Геннадьевна  

ГБОУ СОШ №796

Восточный округ

Москва 2012

Тип урока: объяснение нового материала.

Цели:

Формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло»

Задачи:

- воспитывать доброту и милосердие, доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других;

- формировать представления о нравственной ответственности человека за свои поступки;

- совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения;

- сформировать представление об основных этических категориях «добро» и «зло».

Основные термины и понятия:  «добро» и «зло».

Формы организации учащихся:

Работа в группах,  индивидуальная работа.

Методы обучения: диалог - рассуждение, беседа, словарная работа,  самостоятельная работа с пословицами.

Учебное оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, раздаточный материал, презентация.

                           

                                         

Человек, который не хочет делать добро другим, не находит его сам. (Симеон Афонский).

Ход урока

1. Организационный момент

2. Введение в тему урока.

– Послушайте притчу и попробуйте определить ее тему:

Один старый мудрый индеец - вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.

- Почему бывают плохие люди? - спрашивал его любознательный внук.

- Плохих людей не бывает, - ответил вождь.

- В каждом человеке есть две половины - светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй - тёмный. Понимаешь?

- Понятно, - сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил:

- Но какой же волк побеждает в конце?

Старый индеец едва заметно улыбнулся:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

-Как вы думаете, о чем сегодня пойдет разговор  на нашем уроке?

3. Целеполагание

- Ребята, попробуйте сформулировать цели нашего урока?

4. Актуализация знаний.

  • Понятны ли вам слова добро и зло?
  • Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми?

(Ответы детей)

Послушайте стихотворениям А. Барто. «Человечество»

Готов для человечества

Он многое свершить,

Но торопиться нечего,

Зачем ему спешить?

Пока ещё он подвига

Себе не приглядел,

А дома (что поделаешь!)

Нет подходящих дел!

Когда судьбой назначено

Вселенную спасти,

К чему сестрёнку младшую

На скверике пасти?!

Пока ещё он подвига

Себе не приглядел,

А дома (что поделаешь!)

Нет подходящих дел!

В своём платочке клетчатом

В углу ревёт сестра: –

Я тоже человечество!

И мне гулять пора!

Дед от простуды лечится,

Лекарство дать велит,

Но он не человечество,

Он старый инвалид.

С утра Наташка мечется

(Гуляйте с ней с утра!).

Она не человечество,

А младшая сестра. 

  1. О чем заставляет вас задуматься это стихотворение?
  2. Как вы думаете, что значит делать добро?

5. Изучение нового материала.

Работа в группах.

  •   Мы говорим о главных моральных понятиях в жизни каждого человека, о добре и зле.  Именно этими понятиями руководствуются люди, совершая поступки и оценивая их. Что  такое добро и зло вы определите сами, работая в группах.  Выполняйте задания, данные на карточках. Готовясь к ответу, можно использовать материал учебника. На подготовку – 10 минут.

1 группа.

Расскажите, что такое зло. Приведите примеры проявления зла.

При подготовке используйте материал учебника (стр. 13), собственные наблюдения, иллюстрации.

2 группа.

Расскажите, что такое добро. Приведите примеры проявления добра.

При подготовке используйте материал учебника (стр. 12), собственные наблюдения, иллюстрации.

3 группа.

Каким русским словам дает начало слово «добро»?

Запишите все слова, которые сможете подобрать. Можно пользоваться орфографическим справочником, толковым словарем.

Памятка по работе в группе.

  1. Распределите роли: кто, что будет делать.
  2. Внимательно выслушайте друг друга и составьте ответ.
  3. Выберите выступающего (можно отвечать всей группой).

Выступления представителей от каждой группы.

 Вывод (запись в тетрадь).

- Добрые поступки  те,  которые помогают нам жить дружно, уважать друг друга, оказывать помощь, приносить радость. А злые поступки те, которые приносят нам боль, страдание, разочарование, мешают нам счастливо жить.

  Физминутка (зарядка для глаз)

6. Закрепление.

Работа с пословицами.

- Ещё издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уста в уста. Поэтому первое задание командам будет связано с пословицами.

- Каждой команде выдаются рассыпанные пословицы. Вам нужно из слов и словосочетаний собрать пословицу, наклеить её на лист, обсудить в группе, в чём заключается смысл пословицы, а затем всем рассказать ваше общее мнение.

(Дети выходят к доске, объясняют их значение)

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

Жизнь дана на добрые дела.

Ласковое слово, что солнышко в ненастье.

Доброе дело само себя хвалит.

Без добрых дел нет доброго имени.

Худо тому, кто добра не делает никому.

 Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте – это доброе слово.

- А как ещё проявляется доброта? (в поступках)

-  Приведите примеры доброго отношения людей. (высказывания детей)

 -Какие добрые поступки совершили вы?        

  -А сейчас посмотрим, как вы поступили бы в некоторых ситуациях, правильно это или нет.

-Каждой команде раздаю ситуации.  Прочитайте их, найдите ошибки, обсудите в группе и скажите, в чем дети были не правы.

Ситуация 1. Девочка возмущенно жаловалась маме: “Во дворе есть такой плохой мальчик – все время зовет меня Валькой”. “А ты как его зовешь?” – спросила мама. “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!”

Права ли была девочка?

(Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать “Эй, ты!”)

Ситуация 2. Мальчик крикнул прохожему “Сколько время?”

Какие ошибки допустил мальчик?

1) надо было не кричать, а говорить; 2) Скажите, пожалуйста; 3) Правильнее говорить который час, а не сколько время)

Ситуация 3.На день рождения имениннику неожиданно принесли в подарок две одинаковые машинки. На что мальчик сказал “Что мне делать с двумя машинками? Ведь у меня такая уже есть!”

Что бы вы сказали на месте мальчика, чтобы не обидеть гостя?

(Большое спасибо! У меня теперь две одинаковые машинки, можно играть вдвоем!)

Ситуация 4

В школьном коридоре разговаривают 2 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась только с ней: “Здравствуйте, Ольга Ивановна!” Правильно ли поступила девочка? 

(Надо было сказать общее “Здравствуйте”)

7. Работа с притчей

Есть такая притча о Добре и Зле.

      Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль.    Добро попробовало солёный чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение. А когда добро уходило от Зла, оно сказало: «Что – то сахар у вас не очень сладкий. Нате вам деньги, купите себе конфет к чаю». Зло всё перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги.

Так Добро отплатило Злу добром за зло

 -Какие пословицы можно отнести к содержанию притчи?  

Учитель: Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец сказал: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад, воспитал ребенка. Давайте сейчас тоже сделаем доброе дело. Мы будем создавать картину. ( Дети наклеивают детали из цветной бумаги: дом, деревья, облака, солнце, цветы, фигурки зверей и птиц).

-Какая получилась картина? Как мы ее назовем? Какое чувство испытали, делая добро? –

-А что нам помогло создать такую красоту? (Дружба. доброта)

Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.

Учитель: Давайте создадим памятку «Как стать добрым человеком?»

Что должно войти в памятку? А что обозначает слово «Памятка»?

Памятка

  1. Старайся видеть в людях, прежде всего, хорошее и доброе! От этого все окружающие становятся добрее и симпатичнее.
  2. Будь добрым к людям!
  3. Учись добру у добрых!
  4. Не бойся предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным.
  5. Не причиняя зла, добрей становишься!

-Как вы думаете, поможет ли человеку соблюдение названных в ней правил стать добрее?

8. Подведение итогов урока.

-  Что нового узнали о добре и зле?

- Над чем вы задумались на сегодняшнем уроке?

- Как вы думаете, почему важно различать добрые и злые поступки?

-Трудно ли быть добрым? А как можно стать добрым человеком?

 9. Домашнее задание.

  1. Прочитать страницы 12-13. Ответить на вопросы после текста.
  2. Творческие задания:

- написать свою памятку, как стать добрым человеком;

-подберите пословицы на тему добра и зла.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составила Юдина О.Г. Учитель начальных классов ГБОУ СОШ №796 Урок №5 тема «Добро и зло»

Слайд 2

Как бы жизнь не летела - Дней своих не жалей, Делай доброе дело Ради счастья людей. Чтобы сердце горело, А не тлело во мгле Делай доброе дело- Тем живём на земле. А. Лесных

Слайд 3

Добро и зло –главные моральные понятия в жизни

Слайд 4

Добро - это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними.

Слайд 5

Зло - это противоположность добра, это то, что мораль стремится устранить и исправить.

Слайд 6

Худо тому, кто добра н е делает никому. Добро помни, а зло забывай. За добро добром п латят. Что посеешь, т о и пожнешь. Доброе дело с амо себя хвалит. Продолжи пословицы

Слайд 7

Распредели слова на две группы Жестокость Сострадание Терпение Эгоизм Отзывчивость Зависть Забота Жадность Любовь Добро Зло

Слайд 8

Девочка возмущенно жаловалась маме: “Во дворе есть такой плохой мальчик – все время зовет меня Валькой”. “А ты как его зовешь?” – спросила мама. “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!” Права ли была девочка? Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать “Эй, ты!”) Ситуация 1

Слайд 9

Мальчик крикнул прохожему “Сколько время?” Какие ошибки допустил мальчик? надо было не кричать, а говорить; 2 ) Скажите, пожалуйста; 3 ) Правильнее говорить который час, а не сколько время Ситуация 2

Слайд 10

На день рождения имениннику неожиданно принесли в подарок две одинаковые машинки. На что мальчик сказал “Что мне делать с двумя машинками? Ведь у меня такая уже есть!” Что бы вы сказали на месте мальчика, чтобы не обидеть гостя? Большое спасибо! У меня теперь две одинаковые машинки, можно играть вдвоем! Ситуация 3

Слайд 11

В школьном коридоре разговаривают 2 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась только с ней: “Здравствуйте, Ольга Ивановна!” Правильно ли поступила девочка? Надо было сказать общее “Здравствуйте ” Ситуация 3

Слайд 12

Узнай сказочных героев. По какому признаку их можно разделить на две группы.

Слайд 13

Правила доброты 1.Будь отзывчив и внимателен к людям. 2. Помогай другим сам, а не жди, когда тебя попросят об этом. 3.Люби людей знакомых и незнакомых. 4. Призывай окружающих к хорошим взаимоотношениям. 5.Делай добро для людей. 6. Не завидуй. 7. Не груби. 8. Не вредничай.

Слайд 14

Добро – это ты! Добро – это я! Добро – это целая наша Земля! Добро – это праздник в семье, Добро – это песня ручья по весне, Добро - это радости море и смеха, Добро – это также прекрасно, как лето! Когда мама и папа рядом – Добро! И люди идут, улыбаясь в метро, Ну в общем, добро – это что-то такое, Что объяснить не в силах порою!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку

Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...

Презентация к уроку окружающего мира ,1 класс ,УМК "Школа России" Как путешествует письмо".Презентацию подготовила Евсеева Ирина Викторовна, учитель ГБОУ лицея №408

Из презентации дети узнают какой путь письмо проходит от отправителя к получателю. Поможет детям узнать это Муравьишко и Мудрая Черепаха....

Презентация к уроку по английскому языку по теме: Презентация.Английский язык. English ABC

В презентации содержится наглядный материал для изучения алфавита .Презентация составлена с опорой на УМК Get Ready! 1 ( by Felicity Hopkins ) .Сначала дети знакомятся с соответствующим букве зв...

Презентация к мастер-классу "Использование презентаций на уроках в начальной школе"

Презентация содержит большой материал о значении презентаций на уроках в начальной школе, рекомендации по использованию их во время учебного процесса, а также по их созданию. В презентации есть слайды...

Презентации к уроку литературного чтения "Биография и творчество русских писателей" (2 презентации)

Презентация к уроку литературного чтения (дополнительный материал) "Биография и творчество Л.Н.Толстого"Презентация к уроку литературного чтения (дополнительный материал) "Биография и творчество А.П.Ч...

Презентация к уроку Иудаизм. "Во что верят иудеи".Часть 1 презентации к уроку Иудаизм.

quot;Во что верят иудеи" - часть 1 презентации - сопровождения к урокам модуля "Основы мировых религиозных культур" по теме "Иудаизм"....

Презентация к уроку Иудаизм. "Легенда о происхождении еврейского народа". Часть 2 презентации к уроку Иудаизм.

quot;Легенда о происхождении еврейского народа"- часть 2 презентации-сопровождения к урокам модуля "Основы мировых религиозных культур" по теме "Иудаизм"....