Конспект и презентация урока по ОРКСЭ.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Ракова Ирина Владимировна

Материал представляет собой технологическую  карту урока по ОРКСЭ. Модуль "Основы буддизма". Урок №23 "Буддийские ритуалы и обряды"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_po_orkse.doc63.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya1.ppt464.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по ОРКСЭ

Модуль "Основы буддизма"

Урок № 23

"Буддийские ритуалы и обряды"

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ №24 г.Владимира

Ракова Ирина Владимировна

Цель:  формирование у обучающихся 4 класса мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений в предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»(модуль «Основы буддийской культуры») через включение в технологию РКМЧП.

Задачи:

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • формировать  основы Российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, ценностей многонационального российского общества;
  •  формировать целостный взгляд на мир в его единстве и разнообразии народов, культур, религий;
  • формировать положительное отношение к иному мнению, религии и культуре других народов;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • развитие умений работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли.

 Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
  • овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
  • строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;  составлять тексты в устной и письменной формах;
  • развивать готовность слушать  собеседника и вести диалог;
  • формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • развитие способностей к самостоятельной аналитической и оценочной деятельности с разными видами информации;
  • развитие речи, операций мышления для решения проблемных ситуаций.

 Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • познакомить  обучающихся  с понятиями "ритуал", "обряд", "мантра", "подношение", "простирание";
  • развить первоначальные представления о буддийских ритуалах и обрядах, их  роли в истории и современности России;
  • развить внутреннюю установку личности поступать по совести и осознавать ценность человеческой жизни.

Оборудование:

  • учебник  Чимитдоржиев В.Л. «Основы духовно-нравственной культуры народов России.  Основы буддизма».

-М.:Просвещение, 2012;

  • компьютер, проектор, презентация;
  •  рисунки и карточки для работы в группе;
  • смайлики  для  эмоциональной оценки урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты:

формирование УУД

Организационный

момент.

Актуализация имеющихся знаний и самоопределение  учебной задачи.

Этап открытия нового знания.

Работа в группах.

Планирование деятельности.

Статичные группы

Самостоятельная работа

Отчёт групп о проделанной работе

Этап рефлексии.

Работа в группах.

Самооценка участия в групповой работе.

Домашнее задание.

Приветствие.

Проверка готовности рабочих мест.

Создание эмоционального настроя на урок. 

-С каким настроением вы сегодня пришли на урок? Покажите.

-Почему? (3-4 ученика).

Сейчас мы с вами попробуем разгадать кроссворд ( на интерактивной доске).

По горизонтали:

1.Одна из "трёх драгоценностей"буддизма.(дхарма)

2. Один из восьми благоприятных символов, который был преподнесён Будде. (раковина)

3. Символ духовной чистоты в буддизме. (лотос)

4.Специальное сооружение в буддизме, в котором находятся останки святых людей или предметы, связанные с их жизнью. (ступа)

5.Верующие считают, что этот предмет рассеивает тьму невезения. (лампада)

6."Священный"  цвет в буддизме. (жёлтый)

-Какое ключевое слово получилось по вертикали? (ритуал)

Приложение №1.

-Предположите, о чём пойдёт речь на уроке?

-Сегодня мы будем говорить о буддийских ритуалах. Но сначала подумаем, что обозначает слово "ритуал"?

Презентация. Слайд №2

  • РИТУА́Л, ритуала, ·муж. (от ·лат. ritualis - обрядовый) (·книж. ). Установленный порядок обрядовых действий при совершении какого-нибудь религиозного акта. Ритуал погребения. Ритуал свадьбы.
  •  Церемониал, выработанный обычаем порядок совершения чего-нибудь. Ритуал приема послов. По ритуалу.    

          (Большой толковый словарь современного русского языка. Д.Н.Ушаков)

-В буддизме существует большое количество ритуалов и обрядов. В буддийских регионах нашей страны ритуалы и обряды сопровождают человека начиная с момента рождения и до ухода его из жизни. Все ритуалы служат одной цели- облегчить жизнь человека и приблизить его к учению Будды. Общими для всех буддистов являются: ритуал принятия прибежища, чтение мантр, ритуал  совершения подношений, ритуал простираний.

Слайд №3.

Учитель в соавторстве с детьми распределяют задания по группам.

1группа-ритуал принятия прибежища

2 группа-ритуал чтения мантр

3 группа- ритуал подношения и обряд простирания

4 группа- мистерия Цам

(карточки с заданиями прилагаются)

В качестве помощника – фасилитатора  наблюдает, советует, следит за соблюдением временных рамок. Мотивирует учащихся, создает чувство успеха.

Организует презентацию каждой группы, обобщает и резюмирует результаты работы.

Слайды №4-7.

Видеоролик Мантра Ом.

Видеофильм Империя Цам.

Оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать своё мнение, умение работать в группе на общий результат.

Обязательное:

ответить на вопросы стр.55;

Дополнительное: составить кроссворд по изученной теме.

- Справились ли вы  с теми задачами, которые поставили в начале урока?

- Выскажите мнение, с кем вам было приятно работать в группе?

- Как вы работали?

-Попробуем составить синквейн .

Рассказывая о  регионе, где традиционно исповедуется буддизм, о замечательных буддийских храмах и святынях,  вы говорили о том, как беречь и сохранять буддийскую культуру.

  Давайте завершим урок словами притчи

«Все в твоих руках».

Когда-то давно, в одном городе, жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города, люди издалека приходили к нему за советом.

Но был в городе человек, завидующий его славе. Пришел он как-то на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Пойду-ка я к мудрецу и спрошу у него: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках — живая или мертвая? Если он скажет мертвая, я открою ладони, бабочка улетит;  если он скажет живая, я сомкну ладони и бабочка умрет. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».

Так все и получилось. Завистник пришел в город и спросил у мудреца: «Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках — живая или мертвая?»

Тогда мудрец, который был действительно умным человеком, сказал: «Всё в твоих руках».

Приветствие учителя.

Работа со смайликами. Объяснение своего настроения.

Учащиеся разгадывают кроссворд и выходят на ключевое слово.

Пробуют сформулировать тему урока и

 определить задачи.

-знакомиться с буддийскими ритуалами;

- учиться работать с текстом;

-правильно выражать свои мысли, развивать речь;

-слушать и принимать другую точку зрения;

Ответы учащихся. Работа с толковым словарём.

В группе распределяют роли, осуществляют поиск, сбор и анализ информации, составляют ответы на поставленные вопросы.

По мере необходимости консультируются с учителем.

Представляют выполненные задания по группам.

Отвечают на вопросы.

Дают оценку работы группы.

Высказывания детей

Ритуал

Духовный, традиционный

Формирует, выражает, дает

Совокупность условных, традиционных действий

Обряд

Личностные УУД:

развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

формирование  основ Российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, ценностей многонационального российского общества

Коммуникативные УУД:

формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции

Регулятивные УУД:

способность принимать, сохранять цели  и следовать им в учебной деятельности

Познавательные УУД:

формулирование проблемы; формирование умения принимать и сохранять учебную задачу.

Личностные УУД:

знание основных моральных норм (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности), развитие доброжелательности, доверия и  внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

Коммуникативные УУД:

развитие умений работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли владение монологической и диалогической формами речи.

Регулятивные УУД:

  умение действовать по плану и планировать свою деятельность,

Познавательные УУД:

поиск и  выделение информации;  анализ  с целью  выделения признаков  (существенных, несущественных);

понимание роли буддийских ритуалов и обрядов в жизни человека;

развитие  первоначальных представления о буддизме, его роли в истории и современности России;

Коммуникативные:

развитие умений работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи

Регулятивные УУД:

умение контролировать процесс и результаты своей деятельности

Личностные УУД:

формирование целостного взгляда на мир в его единстве и разнообразии народов, культур, религий


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Христос и Его крест", разработка и презентация урока по ОРКСЭ в 4 классе

Урок является седьмым по счету в 4 классе. Старалась использовать учебник, «Электронное приложение А.В.Кураева» и ресурсы Интернета. Презентация охватывает все темы урока....

Презентация урока по ОРКСЭ "Христианская семья"

Презентация урока по ОРКСЭ "Христианская семья"...

Презентация урока по ОРКСЭ в 4 классе "Терпение и труд"

Формирование положительного отношения к труду, как высшей ценности жизни человека...

План-конспект и презентация урока по ОРКСЭ "Счастье и смысл жизни"

План-конспект  урока и презентация по курсу ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» по теме "Счастье и смысл жизнь"...

Технологическая карта и презентация урока по ОРКСЭ на тему "Жизнь человека - высшая нравственная ценность"

Урок был разработан в форме "Суда". Все было по-настоящему: судья, прокурор, адвокат, свидетели со стороны защиты и со стороны обвинения, присяжные заседатели, зрители. Судили, как ни странно, саму ЖИ...

презентация урока по ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"

данная презентация  урока №12 может быть использована при проведении уроков по ОРКСЭ в 4 классе...

Конспект и презентация урока по ОРКСЭ 4 класс по теме "Добро и зло"

Аннотация к урокуУрок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На основе авторской программы А.Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики», программы общеобразовательных...