урок "Дружба"
план-конспект урока по орксэ на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Дружба.
Модуль: «Основы светской этики»
Место урока в курсе: урок № 14
Класс: четвертый
Количество часов: 1 час
Урок – круглый стол.
Цель: Формирование представления о дружбе, как о важнейшей нравственной ценности.
Задачи:
-побуждать учащихся к осмыслению общечеловеческих ценностей, к выработке личного отношения к ним, к осознанию собственной внутренней позиции и жизненных ценностей;
-формировать у учащихся приемы и способы конструктивной, коммуникативной, познавательной видов деятельности;
-способствовать разнообразному творческому самовыражению учащихся, их творческому отношению к собственной жизни;
- развивать умения учащихся работать в коллективе;
- стимулировать у учащихся внутреннее противоречие между достигнутым и необходимым уровнем личностного развития.
Методы:
- проблемно-поисковый
- словесный
- наглядно-иллюстративный
- проблемный диалог
Формы организации познавательной деятельности:
- коллективная
- фронтальная
- групповая
Оборудование: м/медийная установка, экран, аудиозапись «Дружба начинается с улыбки», аудиозапись «Друзья» гр. Барбарики, презентация, модель друга, разноцветные магниты, пословицы, проблемные ситуации, лесенка достижений,картинки-подарки.
Ожидаемые результаты:
- понимание ценности дружбы и дружеских отношений
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости
- понимание и сопереживание чувствам других людей.
Ход урока:
1. Орг.мом.
2. Актуализация знаний. Сценка: Маша и Марина – подруги.
Марина: - Маша, дай, пожалуйста, ручку. У тебя в пенале их много.
Маша: - Не дам. Где у тебя своя? Постоянно тебе даю ручку. Сколько можно?
Марина: - Ну и ладно. Не приходи ко мне сегодня.
Девочки отвернулись друг от друга.
Проблемная ситуация – Маша, Марина, вы же подруги. Почему ссоритесь?
- Что посоветовать девочкам в данной ситуации? Как вы думаете, правильно ли они поступают – ведь они подруги?
- Как их помирить? (улыбнитесь друг другу!)
( песня « О дружбе» из м/ф « Крошка Енот » )
3. Постановка темы и целей урока.
- Как думаете, о чем пойдет речь на уроке?
- Сегодня у нас за круглым столом дети-эксперты. Поскольку мнения высказывались разные на данную проблему, то предлагаю разделиться на экспертов-девочек и экспертов-мальчиков.
4. Первичное усвоение нового материала.
- Что сегодня на уроке вы узнаете о дружбе? (эксперты)
Слайд 2, 3.
- Какие отношения существуют между людьми? (эксперты)
Работа по учебнику стр. 32, 1 абзац.
Слайд 4.
- Какими с моральной точки зрения должны быть отношения между людьми? (эксперты)
- Может ли человек, общаясь с соседями, родственниками, одноклассниками быть одиноким? При каких обстоятельствах? (эксперты)
Слайд 5.
- Чем дружеские отношения отличаются от других отношений? (эксперты)
Работа по учебнику стр. 32, 3 абзац.
5. Самостоятельное творческое использование сформированных умений.
- Как вы думаете что такое дружба? (эксперты)
- Найдите определение слову дружба. (эксперты)
Работа со словарями Ожегова и Даля.
Работа по учебнику стр. 32, 2 абзац.
Производство продукта деятельности на уроке.
- Вы прочитали что такое дружба, качества дружбы. Попробуем вместе составить модель настоящего друга. С другом хорошо, весело, тепло, светло. Друга можно сравнить с дождиком, ветерком? C чем можно сравнить друга? (эксперты)
- Друг как солнышко.
( на доске – солнышко без лучиков )
- Лучики – это качества дружбы. Выберите те качества, которыми по вашему мнению должен обладать настоящий друг, запишите их на лучиках, которые лежат у вас на столах. Добавьте лучики к солнышку. Мальчики – слева, девочки – справа.
6. Динамическая пауза.
- Хорошая песня помогает дружить. Послушаем и потанцуем.
( клип « Барбарики » « Дружба »)
Работа с пословицами.
- Какие пословицы, поговорки знаете о дружбе?
Слайд 6.
- Составьте пословицы. Какую бы пословицу вы выбрали для настоящего друга? Напишите на лучике. (эксперты)
Проблемная ситуация.
- Всегда ли друзья ведут себя правильно по отношению друг к другу? (эксперты)
М/ф «Маша и медведь»
- Как Маша вела себя в гостях у друга? Как надо вести себя в гостях у друзей? Скоро Новый год, вы пойдете в гости друг к другу – вот пример, как не нужно себя вести.
- Выявим качества дружбы, которые вы бы посоветовали Маше и напишем на лучиках.
(эксперты)
Слайд 7, 8.
7. Обобщение. Рефлексия.
- Мы создали модель настоящего друга. Таким по вашему мнению должен быть настоящий друг.
( учитель зачитывает качества дружбы от разных экспертов )
8. Контроль и самооценка.
Слайд 9.
- Каждый из вас должен стремиться быть таким другом – это идеальный друг. Но все ли мы умеем дружить?
- Если вы еще не научились дружить, только начинаете, вы на 1 ступеньке.
Если вы считаете, что вы неплохой друг – на 2.
Если вы настоящий друг – вы на верхней 3 ступеньке.
(дети с помощью магнитов оценивают себя, ставя магнит на нужную ступеньку)
Слайд 10.
Вывод: - Какой в дружбе наш класс. Тому, кому нужно научиться дружить помогут книги из школьной библиотеки.
(выставка книг о дружбе)
Д/з – На столах у вас цветные картинки, выберите себе 1, на обратной стороне напишите каким бы вы хотели быть другом. Стр. 32-33 учебника вам помогут. На следующем уроке обменяемся картинками.