ОРКСЭ "ДОБРО И ЗЛО"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г.-к. КИСЛОВОДСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14
«Добро и зло»
ОРКСЭ
4 класс
Абукова Д.Г.,
учитель начальных классов
МКОУ СОШ № 14
г.-к.Кисловодск,
2014 год
Цели урока:
- Расширение представлений учащихся о понятиях «добро» и «зло» с позиции нравственного смысла.
- Воспитание нравственных качеств личности и этических норм поведения, чувства добра и сострадания, любви и милосердия.
- Воспитывать чувства ответственности за совершаемые поступки.
- Развитие коммуникативных навыков, навыков работы с компьютером.
- Развитие письменной и устной речи, навыков анализа текста.
- Развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями.
- Развитие творческих способностей.
Оборудование и наглядность:
- Мультимедийные материалы
- Репродукции картин художников (в электронном варианте)
- Текст «Притчи о блудном сыне»
Виды деятельности
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с толковым словарем и с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания
Ход урока.
- Организация деятельности учащихся.
Игра – тренинг «Волшебный цветок добра»
Дети, встаньте в круг, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу.
(Можно включить красивую, приятную мелодию.)
Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.
Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе...
Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.
Определения настроения к началу урока
Настроение | |
Начало урока | Конец урока |
- Проверка домашнего задания.
Обзор по темам
- Назовите 4 мировых религии
- Как называются каменные таблички, которые Моисей получил от Бога
- Назовите имя мусульманского Бога
- Название буддийского Священного писания
- Как называются части Корана?
- В какой религии мы встречаем слово раввины?
- Как называют представителей мусульман, возглавляющих молитв?
- Как называется Священная книга христиан?
- Формулировка темы урока и запись её в тетрадь.
- И так, ребята, как вы думаете, о чем нам предстоит говорить на сегодняшнем занятии?
- Беседа с учащимися по вопросам.
- Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми?
- Как вы относитесь к злым людям? Какое отношение они у вас вызывают?
- Добро и зло всегда существовали на земле?
- Чего больше в мире добра или зла?
- К чему призывают все мировые религии: к искоренению зла или добра?
- Как вы понимаете, что такое грех?
Подведение к цели урока.
- Рассказ учителя о трактовке происхождения добра и зла в разных религиях, у разных народов.
Разные народы и религии по-своему объясняли появление добра и зла на Земле. Но во все времена люди разных национальностей должны бороться со злом, искоренять зло и прежде всего в себе.
В древних религиях многих народов существовали добрые и злые боги, боги равные по силе, появившиеся одновременно с миром.
Древние греки считали, что на Земле существовало добро. А зло пришло позже, когда женщина по имени Пандора открыла ящик (ларец), в котором находилось зло.
Библия (иудаизм и христианство) говорит о том, что Бог создал рай на Земле, в котором все было прекрасно, зла не было. Бог просил первых людей выполнять правила установленные им на Земле. Но человек нарушил заповедь Бога, связь между богом и людьми нарушилась. Мир стал изменяться, стал жестоким и страшным, то есть на Земле появилось зло.
В мусульманстве считается, что добро и зло существуют по воле Бога. Он четко указам людям в Коране, что есть добро, а что есть зло, и заповедал людям следовать путем добра и справедливости.
В буддизме зло – это страдания, которые сопровождают человека с первых дней жизни и до последних.
- Работа с понятиями добро, зло, грех.
- Так что же такое добро и зло? (Словарная работа)
- Запишите в тетрадях определения.
Добро – это объективное моральное качество поступка личности, добродетель, это идеал нравственного поведения, это совокупность положительных норм и требований нравственности.
Запись в тетрадь:
Добро – это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними.
Зло – противоположность добра, это то, что мораль стремится устранить.
Между добром и злом идет постоянная борьба, и зло, к сожалению, часто оказывается сильнее, потому что оно требует меньше усилий, не требует ежечасного, каждодневного терпеливого поведения, соблюдения норм, правил, законов.
(Приведите примеры добрых и злых поступков).
В мировых религиях существуют правила, которым должен следовать верующий человек, заповеди, которым должен следовать человек.
Но как сказано в Библии человек нарушил заповеди жития в Раю. Это нарушение назвали грехопадением. (Словарная работа)
Грех – нарушение заповедей Бога, непослушание человека Богу.
- Чтение статьи из учебника.
- Выборочный пересказ текста по заданиям.
- Что было первым добро или зло?
- Какая жизнь была в раю по замыслу Творца?
- Почему прервалась связь между Богом и человеком
Работа в парах
добро смелость мужественность твердость открытость спокойствие невозмутимость благородство милосердие | зло коварство раздражение гнев хитрость жестокость агрессивность нетерпимость месть |
- А что означает ребята - поминать добром?
(ответы учащихся: вспоминать с благодарностью, с хорошим чувство)
- Вопросы добра и зла всегда волновали человечество. Разные религии по-своему отвечали на них. Давайте выясним, что общего в рассуждениях о добре. (Работа по учебнику)
Работа в группах
1 группа
Составить синквейн к слову «добро»
ДОБРО
ХОРОШЕЕ, РАДОСТНОЕ
ПОМОГАТЬ, ЛЮБИТЬ, СОСТРАДАТЬ
ОБРАЗЕЦ ХОРОШИХ ПОСТУПКОВ ЛЮДЕЙ
ЛЮБОВЬ
2 группа
Составить синквейн к слову «зло»
Зло
ПЛОХОЕ, ПЕЧАЛЬНОЕ
РАЗРУШАТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, УНИЧТОЖАТЬ
МЕШАЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ ДОБРУ
НЕНАВИСТЬ
3 группа
Состаить таблицу
Добро и зло в мировых религиях (Сходство-различия)
буддизм | иудаизм | христианство | ислам |
Зло – это страдание. | Непослушание человека Богу. | Непослушание человека Богу. | Бог считает зло грехом |
Итог урока.
Определение настроения к концу урока(сравнение)
Настроение | |
Начало урока | Конец урока |
Домашнее задание.
Домашнее задание – привести примеры литературных произведений, в которых добро торжествует над злом.