Мораль.Нравственность.Этика.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
конспект урока по ОРКиСЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект по теме"Мораль.Нравственность.Этика" | 924.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Мораль, нравственность, этика»
Цель: Формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных и др.) учащихся 4 класса в предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» по теме «Мораль, нравственность, этика»
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;
- Формирование этических чувств доброжелательности.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
-Формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);
-Формирование умений объяснять, что означают слова добро и зло, различать понятия мораль, нравственность, этика (познавательные УУД);
-Формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;
-Формирование умений работать в группах (коммуникативные УУД);
-Формирование форм рефлексии (регулятивные УУД).
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
-Освоение знаний по теме «Мораль, нравственность, этика»
Ключевые вопросы для детей: На чём основаны правила поведения? Откуда они берутся? Названия для правил поведения.
Оборудование: ПК учителя, мультимедийное оборудование, карточки, учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России, Светская этика», авторы: Р. Н. Бунеев, Д. Д. Данилов, И. И. Кремлёва
Ход урока:
- Орг. момент.
Я спешу сказать вам – Здравствуйте,
Чтобы пожелать здоровья доброго,
Я спешу сказать вам – Благости,
Чтобы пожелать счастья нового,
Я спешу сказать вам – Радости,
чтобы пожелать удач, успехов и везенья,
Чтоб пожелать всем на уроке прекраснейшего настроения!
- АОЗ
Какое слово объединяет эти слова : – Здравствуйте, – Благости, – Радости?
- Дайте определение слова «Добро»
-Подберите однокоренные слова к слову добро. (Доброта, добрый, добряк и т.д.)
-Что значит добрый человек? Как относятся к нему люди?
-К доброму человеку тянутся, ему радуются, с ним хотят дружить, его любят.
- Дайте определение слова «Зло»
-Почему же добро всегда побеждает над злом?(высказывания детей)
-Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра. У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро.
Работа в парах
-Перед вами карточки с качествами человека. Вам необходимо распределить их на две группы ( на доске)
-Качества- «помощники» добра.
-Качества- «помощники» зла.
мужество честь хвастливость жестокость скромность милосердие совесть зависть жадность честность | Добро Зло | Тактичность Болтливость Правдивость Хитрость Бестактность Лживость Малодушие Справедливость Выдержка эгоизм |
- Сделаем вывод: на чем основаны правила поведения? ( правила поведения устанавливают сами люди, основываясь на представлениях о добре и зле) (слайд )
3. Проблема урока. Выход.
-А есть ли названия у этих правил?
-Попробуем добыть новые знания, исследуя текст в учебнике на с.18
Работа в группах.
- Попробуйте выделить названия правил и объяснить их значение. Для этого вы должны выбрать главные слова, которые характеризуют то или иное понятие. (слайд)
Мораль нравственность этика
1 группа- 1 абзац мораль (правила поведения, одобренные людьми и объясняющие, какие поступки считаются добрыми, а какие – злыми)
2 – 2 абзац, нравственность (добрые качества человека, побуждающие его следовать правилам морали)
3 – 3 абзац, этика (учение о нравственности и морали ,правильном и достойном поведении)
- Дополним вывод, который мы уже сделали
- Что рождается из представлений о добре и зле?
(из представлений рождается мораль, нравственность и этика) (слайд )
4. Физ.мин
Игра.
- Попробуем определить, как знаете вы правила вежливости. Для этого мы поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Я называю ситуацию, а вы определяете вежливыми или нет были действия в ней. (вежливо – поднялись, наклон головы в знак согласия; невежливо – сели, руки вверх)
- Поздороваться при встрече …(вежливо)
- Толкнуть и не извиниться …(невежливо)
- Помочь подняться, поднять упавшую вещь …(вежливо)
- Перебивать старших…(невежливо)
- Уступить место пожилому человеку… (вежливо)
- Мешать на уроке своему соседу по парте …(невежливо
5. Закрепление по теме.
А) Мораль. Существует «золотое правило морали»
«Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе»
- Это «золотое правило» есть во всех религиях ( слайд
к золотому правилу морали отнесём такие качества, как:
- Доброта
- Сострадание
- Ответственность
- Бескорыстность
- Человечность
- Любовь
- Великодушие
- Терпимость
- Совесть
- Милосердие
- Щедрость (на доску)
-А какие литературные произведения всегда содержат мораль?
- Притчи. Басни.
Притчи - это вековая мудрость народов всего мира. Зло и добро, мир и война, любовь и ненависть, глупость и мудрость, лень и трудолюбие. Все это темы притч. Притча – это маленькая сказка – быль, а всем известно, что сказка ложь, да в ней намек,- добрым молодцам урок! ( толковый словарь)
Притча об обмане.
Отец шел по дороге со своим сыном. Сын рассказывал что-то отцу и сказал ему неправду. Отец догадался, что сын обманывает его. Тогда он сказал:
- Сейчас, сынок, мы подходим к мосту. Этот мост не простой, а волшебный - он проваливается под теми, кто говорит неправду.
Когда сын услышал это, он испугался и признался отцу, что обманул его.
Отец со своим сыном вступили на мост, и вдруг... отец провалился.
-А ведь я тебя обманул, - сознался он мальчику, когда они выбрались на берег. - Волшебных мостов не бывает.
- Какая мораль этой притчи?
Б) Нравственность
«Золотое правило нравственности» в христианстве, исламе и буддизме. (слайд)
- «Возлюби ближнего своего» - одна из основных заповедей в христианстве, Библия
- «Люди, обгоняйте друг друга только в добрых делах» «Никто из вас не станет верующим , пока не полюбит своего брата, как самого себя» - заповедь у мусульман, Коран
- «Человек может выразить своё отношение к родственникам и друзьям пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним , как к себе и верностью своему слову» - заповедь буддизма.
- Что общего в правилах разных религий? Чему они учат? (уважению, любви, добру)
- Все эти добрые качества человека называют его нравственностью.
Игра: «Какой я?»
(У детей рисунки человечков и цветные карандаши)
— Я буду называть качество характера. Если вы думаете, что оно у вас есть, нарисуйте на туловище человечка красный кружок, если нет — зеленый.
— Добрый, щедрый, трудолюбивый, аккуратный, справедливый, смелый, веселый, предупредительный, послушный, ответственный, ласковый, бережливый, старательный, внимательный, совестливый, великодушный.
— Что у вас получилось? Не пугайтесь, что он у вас такой пестрый, в каждом человеке есть и хорошие и плохие черты. Надо стремиться к тому, чтобы у вашего человечка было больше красных кружочков.
В) Этика
Мы живём в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг. Чтобы не обидеть окружающих своим поведением мы должны знать правила и законы, которые признают все люди. Об этом нам расскажет такая наука как ЭТИКА.
Проигрывание ситуаций. Работа в группах.
Учащимся предлагается разыграть сценки, в которых отражаются как красивые манеры поведения, так и нарушение этикета. (НЕЭТИЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ЭТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ, БЕЗНРАВСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК, НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА)
Задание 1. У вас день рождения. К вам пришли гости чуть раньше намеченного времени, стол ещё не накрыт. Ваши действия.
Задание 2. Вы получили два одинаковых подарка. Ваша реакция?
Задание 3. Вы звоните другу, чтобы узнать у него, что задано по математике. К телефону подошла бабушка. Каким будет ваш разговор с ней.
Задание 4. Мальчик просит у своего одноклассника книгу, которую он давно мечтал почитать.
«А что ты мне за это дашь?» - спрашивает тот.
После долгих разговоров и обещаний подарить ему марку мальчик получает согласие. Оцени ситуацию.
Обсуждение проигранных ситуаций по вопросам:
- В каких случаях поведение участников ситуаций можно считать красивым?
- Какое поведение вы не одобряете?
6. Тест «Как я понимаю моральные нормы?»
Оценка ответов
Ответ | Вопрос 1 | Вопрос 2 | Вопрос 3 | Вопрос 4 | Вопрос 5 | Вопрос 6 | Вопрос 7 | Вопрос 8 |
а | 10 | 5 | 3 | 10 | 5 | 5 | 3 | 10 |
б | 5 | 10 | 10 | 5 | 3 | 10 | 5 | 5 |
в | 3 | 3 | 5 | 3 | 10 | 3 | 10 | 3 |
Результаты
60 – 80 очков. У вас есть возможность прожить жизнь по-человечески, не принося страданий и неприятных чувств окружающим. В вашем характере неплохо сочетаются моральные качества и готовность к действию для предотвращения зла.
33 – 59 очков. Вы обладаете рядом качеств, необходимых для того, чтобы вас уважали. Но вам нужно получше разобраться в самом себе и не допускать«прорыва легкомысленных желаний и поступков, которые вам же часто мешают жить. Если вы этого не сделаете, у вас могут развиться те самые качества, которые все так не любят в людях.
24 – 32 очка. Вам нужно всерьез подумать о себе и о своем будущем,
поскольку у вас явно выраженный провал в понимании моральных норм и нормального человеческого поведения среди людей. Если не постараетесь круто изменить свою позицию – вас ждут большие неприятности, а ваших близких – переживания за вас.
7. Рефлексия. Самооценка.
Подведение итогов урока, возврат к задачам урока.
-Дайте названия правилам поведения? Откуда они берутся?
- А как по вашему мнению Зачем вообще людям нужны правила морали, этики?
Выполняют самооценку качества и уровня усвоения новой темы с помощью смайликов.
Если материал понятен - смайлик весёлый,
частично- смайлик задумчивый,
непонятно- смайлик грустный.
8.Д/З
Стр. 19 готовим проекты по выбору – весёлый смайлик
Притча, басня – задумчивый
Синквейн к словам :мораль, этика, нравственность - грустный
Хочется завершить наш урок песней «По законам доброты»
Как я понимаю моральные нормы ?
Выбери правильный ответ.
1. Какое наказание за обман покупателей вы бы установили для провинившегося продавца:
а) отпустить с миром ;
б) отобрать всё имущество и посадить в тюрьму;
в) отрубить руки.
2. Если вы увидите, как знакомые ребята мучают бездомную собаку, то
а) забросаете живодеров камнями ;
б) попросите отпустить собаку ;
в) присоединитесь к ним.
3. Если для успешной сдачи контрольной вам понадобится обмануть учителя, то:
а) вы сделаете это;
б) вы этого не сделаете и получите « 2»;
в) честно признаетесь в слабости и попросите повторить попытку.
4. Если пожилой человек пытается объяснить вам ошибочность ваших действий, то вы :
а) внимательно выслушаете и благодарите;
б) пропускаете мимо ушей, но делаете вид, что слушаете;
в) хамите в ответ.
5. Если кто – то в классе отлично учится и радуется жизни, то:
а) это доставляет вам неприятные ощущения;
б) у вас появляется желание унизить отличника;
в) вы радуетесь его успехам
6. Если ваши друзья при вас используют нецензурные выражения в присутствии окружающих, то вы:
а) испытываете неловкость;
б) просите изменить лексикон;
в) поддерживаете разговор в том же духе.
7. Если у вас просят денег взаймы или какую-то вещь на время, то вы:
а) категорически отказываете;
б) спрашиваете «а что мне за это будет?»
в) выполняете просьбу с легкой душой.
8. Если вы, находясь с друзьями, видите пьяного на улице, то:
а) у вас возникает неприятное чувство;
б) не обращаете внимания;
в) смеётесь над ним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мораль.Нравственность.Этика.
презентация к уроку ОРКиСЭ...