Мораль.Нравственность.Этика.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Марышева Елена Васильевна

конспект урока по ОРКиСЭ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Мораль, нравственность, этика»

Цель: Формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных и др.) учащихся 4 класса в предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» по теме «Мораль, нравственность, этика»

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- Формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;

- Формирование этических  чувств доброжелательности.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

-Формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);

-Формирование умений объяснять, что означают слова  добро и зло, различать понятия мораль, нравственность, этика (познавательные УУД);

-Формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;

-Формирование умений работать в группах (коммуникативные УУД);

-Формирование форм рефлексии (регулятивные УУД).

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

-Освоение знаний по теме «Мораль, нравственность, этика»

Ключевые вопросы для детей: На чём основаны правила поведения? Откуда они берутся? Названия для правил поведения.

Оборудование: ПК учителя, мультимедийное оборудование, карточки, учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России, Светская этика», авторы: Р. Н. Бунеев, Д. Д. Данилов, И. И. Кремлёва

Ход урока:

  1. Орг. момент.

Я спешу сказать вам – Здравствуйте,

Чтобы пожелать здоровья доброго,

Я спешу сказать вам – Благости,

Чтобы пожелать счастья нового,

Я спешу сказать вам – Радости,

 чтобы пожелать удач, успехов и везенья,

Чтоб пожелать всем на уроке прекраснейшего настроения!

  1. АОЗ

Какое слово объединяет эти слова : – Здравствуйте, – Благости, – Радости?

- Дайте определение слова «Добро»

-Подберите однокоренные слова к слову добро. (Доброта, добрый, добряк и т.д.)

-Что значит добрый человек? Как относятся к нему люди?

-К доброму человеку тянутся, ему радуются, с ним хотят дружить, его любят.

- Дайте определение слова «Зло»

-Почему же добро всегда побеждает над злом?(высказывания детей)

-Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра. У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро.

Работа в парах

-Перед вами карточки с качествами человека. Вам необходимо распределить их на две группы ( на доске)

-Качества- «помощники» добра.

-Качества- «помощники» зла.

мужество

 честь

 хвастливость

жестокость

скромность

 милосердие

 совесть

 зависть

 жадность

 честность

Добро

Зло

Тактичность

Болтливость

Правдивость

Хитрость

Бестактность

Лживость

Малодушие

Справедливость

Выдержка

эгоизм

- Сделаем вывод: на чем основаны правила поведения? ( правила поведения устанавливают сами люди, основываясь на представлениях о добре и зле) (слайд )

3. Проблема урока. Выход.

-А есть ли названия у этих правил?

-Попробуем добыть новые знания, исследуя текст в учебнике на с.18

 Работа в группах.

- Попробуйте выделить названия правил и объяснить их значение.  Для этого вы должны выбрать главные слова, которые характеризуют то или иное понятие. (слайд)

Мораль нравственность этика

1 группа- 1 абзац мораль (правила поведения, одобренные людьми и объясняющие, какие поступки считаются добрыми, а какие – злыми)

2 – 2 абзац, нравственность (добрые качества человека, побуждающие его следовать правилам морали)

3 – 3 абзац, этика (учение о нравственности и морали ,правильном и достойном поведении)

- Дополним вывод, который мы уже сделали

- Что рождается из представлений о добре и зле?

 (из представлений рождается мораль, нравственность и этика) (слайд )

4. Физ.мин

Игра.

- Попробуем определить, как знаете вы правила вежливости. Для этого мы поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Я называю ситуацию, а вы определяете вежливыми или нет были действия в ней. (вежливо – поднялись, наклон головы в знак согласия; невежливо – сели, руки вверх)

  • Поздороваться  при встрече …(вежливо)
  • Толкнуть и не извиниться …(невежливо)
  • Помочь подняться, поднять упавшую вещь …(вежливо)
  • Перебивать старших…(невежливо)
  • Уступить место пожилому человеку… (вежливо)
  • Мешать на уроке своему соседу по парте …(невежливо

5. Закрепление по теме.

А) Мораль. Существует «золотое правило морали»

«Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе»

- Это «золотое правило» есть во всех религиях ( слайд

 к золотому правилу морали отнесём такие качества, как:

  • Доброта
  • Сострадание
  • Ответственность
  • Бескорыстность
  • Человечность
  • Любовь
  • Великодушие
  • Терпимость
  • Совесть
  • Милосердие
  • Щедрость (на доску)

-А какие литературные произведения всегда содержат мораль?

- Притчи. Басни.

Притчи - это вековая мудрость народов всего мира. Зло и добро, мир и война, любовь и ненависть, глупость и мудрость, лень и трудолюбие. Все это темы притч. Притча – это маленькая сказка – быль, а всем известно, что сказка ложь, да в ней намек,- добрым молодцам урок! ( толковый словарь)

Притча об обмане.

 Отец  шел по дороге со своим сыном. Сын рассказывал что-то отцу и сказал ему неправду. Отец  догадался, что сын обманывает его. Тогда он сказал:

- Сейчас, сынок, мы подходим к мосту. Этот мост не простой, а волшебный - он проваливается под теми, кто говорит неправду.

Когда сын услышал это, он испугался и признался отцу, что обманул его.

Отец со своим сыном вступили на мост, и вдруг... отец провалился.

-А ведь я тебя обманул, - сознался он мальчику, когда они выбрались на берег. - Волшебных мостов не бывает.

- Какая мораль этой притчи?

Б) Нравственность

«Золотое правило нравственности» в христианстве, исламе и буддизме. (слайд)

  • «Возлюби ближнего своего» - одна из основных заповедей в христианстве, Библия
  • «Люди, обгоняйте друг друга только в добрых делах»   «Никто из вас не станет верующим , пока не полюбит своего брата, как самого себя» - заповедь у мусульман, Коран
  • «Человек может выразить своё отношение к родственникам и друзьям пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним , как к себе и верностью своему слову» - заповедь буддизма.

- Что общего в правилах разных религий? Чему они учат? (уважению, любви, добру)

- Все эти добрые качества человека называют его нравственностью.

Игра: «Какой я?»

(У детей рисунки человечков и цветные карандаши)

— Я буду называть качество характера. Если вы думаете, что оно у вас есть, нарисуйте на туловище человечка красный кружок, если нет — зеленый.

— Добрый, щедрый, трудолюбивый, аккуратный, справедливый, смелый, веселый, предупредительный, послушный, ответственный, ласковый, бережливый, старательный, внимательный, совестливый, великодушный.

— Что у вас получилось? Не пугайтесь, что он у вас такой пестрый, в каждом человеке есть и хорошие и плохие черты. Надо стремиться к тому, чтобы у вашего человечка было больше красных кружочков.

В) Этика

Мы живём в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг. Чтобы не обидеть окружающих своим поведением мы должны знать правила и законы, которые признают все люди. Об этом нам расскажет такая наука как ЭТИКА.

  Проигрывание ситуаций. Работа в группах.

Учащимся предлагается разыграть сценки, в которых отражаются как красивые манеры поведения, так и нарушение этикета. (НЕЭТИЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ЭТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ, БЕЗНРАВСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК, НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА)

Задание 1. У вас день рождения. К вам пришли гости чуть раньше намеченного времени, стол ещё не накрыт. Ваши действия.

Задание 2. Вы получили два одинаковых подарка. Ваша реакция?

Задание 3. Вы звоните другу, чтобы узнать у него, что задано по математике. К телефону подошла бабушка. Каким будет ваш разговор с ней.

Задание 4. Мальчик просит у своего одноклассника книгу, которую он давно мечтал почитать.

«А что ты мне за это дашь?» - спрашивает тот.

После долгих разговоров и обещаний подарить ему марку мальчик получает согласие. Оцени ситуацию.

Обсуждение проигранных ситуаций по вопросам:

- В каких случаях поведение участников ситуаций можно считать красивым?

- Какое поведение вы не одобряете?

6. Тест  «Как я понимаю моральные нормы?»

 Оценка  ответов

Ответ

Вопрос

1

Вопрос 2

Вопрос 3

Вопрос

4

Вопрос

5

Вопрос

6

Вопрос

7

Вопрос

8

а

10

5

3

10

5

5

3

10

б

5

10

10

5

3

10

5

5

в

3

3

5

3

10

3

10

3

Результаты

60 – 80 очков. У вас есть возможность прожить  жизнь по-человечески, не принося страданий и неприятных чувств окружающим. В вашем характере неплохо сочетаются моральные качества и готовность к действию для предотвращения зла.

33 – 59 очков. Вы обладаете рядом качеств, необходимых для того, чтобы вас уважали. Но вам нужно получше разобраться в самом себе и не допускать«прорыва легкомысленных желаний и поступков, которые вам же часто мешают жить. Если вы этого не сделаете, у вас могут развиться те самые качества, которые все так не любят в людях.

24 – 32 очка. Вам нужно всерьез подумать о себе и о своем будущем,

поскольку у вас явно выраженный провал в понимании моральных норм и нормального человеческого поведения среди людей. Если не постараетесь круто изменить свою позицию – вас ждут большие неприятности, а ваших близких – переживания за вас.

7. Рефлексия. Самооценка.

 Подведение итогов урока, возврат к задачам урока.

-Дайте названия  правилам поведения? Откуда они берутся?

- А как по вашему мнению Зачем вообще людям нужны правила морали, этики?

Выполняют самооценку качества и уровня усвоения новой темы с помощью смайликов.

 Если материал понятен - смайлик весёлый,

 частично- смайлик задумчивый,

 непонятно- смайлик грустный.

8.Д/З

Стр. 19 готовим проекты по выбору – весёлый смайлик

Притча, басня – задумчивый

Синквейн к словам :мораль, этика, нравственность - грустный

Хочется завершить наш урок песней «По законам доброты»

Как я понимаю моральные нормы ?

Выбери правильный ответ.

1. Какое наказание за обман покупателей вы бы установили для провинившегося продавца:

а) отпустить с миром ;

б) отобрать всё имущество и посадить в тюрьму;

в) отрубить руки.

2. Если вы увидите, как знакомые ребята мучают бездомную собаку, то

а) забросаете живодеров камнями ;

б) попросите отпустить собаку ;

в) присоединитесь к ним.

3. Если для успешной сдачи контрольной  вам понадобится обмануть учителя, то:

а) вы сделаете это;

б) вы этого не сделаете и получите « 2»;

в) честно признаетесь в слабости и попросите повторить попытку.

4. Если пожилой человек пытается объяснить вам ошибочность ваших действий, то вы :

а) внимательно выслушаете и благодарите;

б) пропускаете мимо ушей, но делаете вид, что слушаете;

в) хамите в ответ.

5. Если кто – то в классе отлично учится и радуется жизни, то:

а) это доставляет вам неприятные ощущения;

б) у вас появляется желание унизить отличника;

в) вы радуетесь его успехам

6. Если ваши друзья при вас используют нецензурные выражения в присутствии окружающих, то вы:

а) испытываете неловкость;

б) просите изменить лексикон;

в) поддерживаете разговор в том же духе.

7. Если у вас просят денег взаймы или какую-то вещь на время, то вы:

а) категорически отказываете;

б) спрашиваете  «а что мне за это будет?»

в) выполняете просьбу с легкой душой.

8. Если вы, находясь с друзьями, видите пьяного на улице, то:

а) у вас возникает неприятное чувство;

б) не обращаете внимания;

в) смеётесь над ним.

  

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мораль.Нравственность.Этика.

презентация к уроку ОРКиСЭ...