Тема "Граница между добром и злом"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Модуль: основы светской этики Тема "Граница между добром и злом"
Автор и название учебника: Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлева И.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse_sabiryanova_l.f.doc | 225.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Амзя
городского округа город Нефтекамск
Республики Башкортостан
Методическая разработка урока
по курсу
«Основы религиозных культур
и светской этики»
модуль «Основы светской этики»
Тема: «Граница между добром и злом».
(Образовательная система «Школа 2100»)
Учитель: Сабирьянова Лилия Фирдаусовна
МОБУ СОШ села Амзя
2014 год
Пояснительная записка
Класс: 4в
Модуль: основы светской этики
Автор программы: Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлева
Автор и название учебника: Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлева И.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 4 класс.
Тема урока « Граница между добром и злом».
Цель урока: создание условий для понимания значения понятий добра и зла в жизни человека.
Задачи урока:
в области ценностей: ученики научатся совершать добродетельные поступки сознательно, добровольно, повседневно, бескорыстно, с чувством собственного достоинства;
в области опыта: ученики приобретут опыт коммуникативной деятельности, совершенствуют умения работать в группе, не нарушая принципов толерантности;
в области знаний: ученики смогут дать определение добра и зла ; какие качества необходимы добродетельному человеку, как приобрести эти качества;
в области умений и навыков: ученики научатся коллективно определять качества добродетельного человека, смогут сформулировать правила мудрости, т.е. правила, как стать добродетельным человеком.
Познавательные УУД
1. Извлекать информацию из текста.
2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).
3. Строить речевое высказывание в устной форме.
4. Объяснять понятия: добро, зло, граница.
Регулятивные УУД
1. Принимать и сохранять учебную задачу.
2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
1. Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Договариваться о правилах общения и поведения.
5. Формулировать своё мнение, свою позицию.
Личностные УУД
1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.
2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.
Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия, на основе которых рождается мораль, нравственность, этика.
Планируемые результаты.
Учащиеся должны уметь:
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей:
- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Формы организации познавательной деятельности: работа в группе, фронтальная, индивидуальная.
Технические средства: проектор, мультимедийная доска, ноутбук, раздаточный материал, толковый словарь Ожигова.
Литература, интернет-ресурсы: учебник, http://miuki.info/2011/03/yaponskaya-pritcha-o-dobre-i-zle/, MUZOFON.COM ( песня «Дорогою добра»), физкультминутка «Две половинки».
Ход урока
1. Организация деятельности учащихся.
Придумано кем-то
Просто и мудро.
При встрече здороваться: "Доброе утро"
– Доброе утро и солнцу и птицам
– Доброе утро улыбчивым лицам,
И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера!
– Давайте и мы улыбнемся друг другу. Пусть наше утро озарится светом добрых улыбок . (Слайд №1)
2. Определение проблемы урока.
А) Работа с учебником на стр.16.
- Ребята, послушайте рассказ о близнецах Оле и Игоре.
- Сравните мнения ребят о правилах поведения людей.
- Что вызывает удивление Игоря?
Б) Работа в группах.
- Какой вопрос возникает в этой ситуации?
- Сейчас каждая группа составит и предложит свой вариант вопроса.
- А теперь сравним ваши вопросы с вариантом авторов. (Слайд №2
3. Сообщение цели и темы урока.
- Послушайте притчу. (Слайд №3)
- А что такое притча? ( Это небольшое повествование, содержащее поучение, мораль.)
ДУРНЫЕ НАКЛОННОСТИ
Однажды ученики пришли к старцу и спросили его: «Почему дурные наклонности легко овладевают человеком, а добрые – трудно и остаются непрочны в нем?».
- Что будет, если здоровое семя оставить на солнце, а больное зарыть в землю? – спросил старец.
- Доброе семя, что оставлено без почвы, погибнет, а плохое семя прорастет, даст больной росток и худой плод – ответили ученики.
- Так поступают люди: вместо того, чтобы втайне творить добрые дела и глубоко в душе растить добрые начатки, они выставляют их напоказ и тем губят. А свои недостатки и грехи, чтобы их не увидели другие, люди прячут глубоко в душе. Там они растут и губят человека в самом его сердце.
- О чем эта притча? (О добре и зле)
- Чему она учит? (Не совершать зла)
- Дoбpo и зло переплетены в нашей жизни, они не существуют друг без друга.
- Не чувствуя, не понимая зло, человек не может почувствовать и оценить добро.
- Как вы считаете, что важнее – бороться со злом или совершать добрые дела? Как сделать мир добрее?
- Много тысячелетий живут люди, творят добро, совершают зло. Значит, много тысячелетий Зло и Добро существуют на нашей Земле.
- Почему?
- Значит, о чем сегодня на уроке мы будем говорить?
- Кто назовет тему нашего урока?
- А что такое добро, зло и граница мы попробуем с вами выяснить на протяжении нашего урока.
Б) Работа в группах по толковому словарю.
- По русскому языку вы писали сочинение на эту тему. Вот как вы об этом пишите (зачитываются наиболее удачные).
- Из ваших сочинений я поняла, что вы правильно понимаете что есть добро,а что зло. А теперь заглянем в толковый словарь С.И. Ожегова.
- 1-я группа дает определение понятию Добро? (Слайд №4)
ДОБРО – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу. Добрый поступок.
- Добро делай, никого не бойся. От добра худа не бывает. За добро злом не платят.
- Для чего нужно добро? Почему? (Чтобы поддержать друг друга в трудную минуту.)
- 2-я группа дает определение понятию Зло? (Слайд №5)
1.Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок. Причинить з. кому-н. Отплатить злом за добро. Не помнит зла кто-н. (о том, кто незлопамятен). 2. Беда, несчастье, неприятность. От его помощи только з. Из двух зол выбрать меньшее (склониться к тому, что хотя и плохо, но немного лучше другого). 3. ед. Досада, злость. Сделать что-н. со зла 3. берет. Иметь (держать) з. на кого-н. Зла не хватает на кого-н. (очень зол на кого-н.; разг.).
- Для чего нужно зло? Нужно ли?
- 3-я группа дает определение понятию граница? (1. Линия раздела между территориями, рубеж. 2. Предел, допустимая норма.) (Слайд №6)
- 4-я группа составляет и объясняет пословицу (Добро помни, а зло забывай.). (Слайд №7).
Физкультминутка «Две половинки».
4. Решение поставленной проблемы. Открытие новых знаний.
Если в вашей душе поселились грусть, одиночество, обида, страх, и вы не знаете, как справиться с этими или другими проблемами, то вам помогут
- сердечное слово,
- ласковая улыбка,
- дружеское внимание,
- совет.
- Где мы можем их найти? (В книгах, в сказках, в народной мудрости.)
- А в чём заключается мудрость сказки, вы узнаете из статьи учебника на с. 17.
В) Работа с текстом «В чём заключается мудрость сказок?» после чтения.
– Зачем в детстве читали нам сказки?
– В чём заключается мудрость сказок?
– Кто же определяет запреты на неправильные поступки? (Слайд №8)
Г) Работа в группах. (Слайд № 9)
- Добро и зло всегда борются между собой. Докажите, приведите примеры из литературы.
- 1группа - добрые поступки героев из «Сказки о царе Салтане…» А.С.Пушкина; 2 группа - злые поступки героев из «Сказки о царе Салтане…» А.С.Пушкина; 3 группа –добрые поступки из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкин; 4 группа - злые поступки героев из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Г) Работа с текстом «Названия для правил поведения» на стр.18 учебника.
- Сейчас вам предлагается поработать в группах.
– Прочитайте. (Слайд №10, 11,12)
1-я группа выделит в 1 абзаце правила поведения, которые определяет мораль;
2-я группа выделит во втором абзаце правила, которые определяет нравственность;
3- группа выделит в 3 абзаце правила поведения предполагаемые этикой.
4-я группа объяснит значение выражений: неэтичное поведение, безнравственный поступок.
5. Рефлексия. (Слайд № 13)
- Что я узнал…?
- Подводя итог нашего урока, думаю, что наш разговор принесёт вам большую пользу.
Звучит песня «Дорога добра».
6. Итог урока. (Слайд №14)
– Появилось ли у вас желание быть добрым, делать добро? Почему?
– Трудно ли быть добрым? Почему?
- На чем же основаны правила поведения? Откуда они берутся?
– Вернёмся к Оле и Игорю. Почему Оля ждала от Игоря доброго приветствия?
- Что она хотела услышать от него?
7. Самооценка.
Выполняют самооценку качества и уровня усвоения новой темы с помощью смайликов. Если материал понятен – смайлик весёлый, частично - смайлик задумчивый, непонятно - смайлик грустный. Учащиеся выбирают смайлик и прикрепляют на доску.
8. Домашнее задание (на выбор).
- Подобрать пословицы о добре и зле;
- какие добрые дела мы можем сделать;
- написать истории, сказки, стихи, были и притчи о добре и зле.
Приложение к конспекту
- Сочинения детей.
- Смайлики:
3. Карточки:
- 1-я группа дает определение понятию Добро?
- 2-я группа дает определение понятию Зло
- 3-я группа дает определение понятию граница?
- 4-я группа составляет и объясняет пословицу (Добро помни, а зло забывай.).
- Карточка №2: Добро и зло всегда борются между собой. Докажите, приведите примеры из литературы.
1группа - добрые поступки героев из «Сказки о царе Салтане…» А.С.Пушкина; 2 группа - злые поступки героев из «Сказки о царе Салтане…» А.С.Пушкина; 3 группа –добрые поступки из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкин; 4 группа - злые поступки героев из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».
- Карточка №3:
1-я группа выделит в 1 абзаце правила поведения, которые определяет мораль;
2-я группа выделит во втором абзаце правила, которые определяет нравственность;
3- группа выделит в 3 абзаце правила поведения предполагаемые этикой.
4-я группа объяснит значение выражений: неэтичное поведение, безнравственный поступок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Граница между добром и злом" в 4 классе
В материале представлен конспект урока и презентация к нему. Программа "Основы светской этики" Бунеева, Данилова и Кремлевой. На уроке мы говорим о добре и зле, поступках, об отношении к окружающему м...
Наша жизнь-постоянный выбор между добром и злом
Мероприятие способствует формированию у учащихся представления «о совести» , учит детей слышать «голос» совести; нацеливает на совершение добрых поступков, развивае...
"Граница между добром и злом"
Светская этика....
Урок ОРКСЭ "Граница между добром и злом"
Данный урок подготовлен для учащихся 4 классов ,изучающих курс "Светская этика".На уроке используются информационные компьютерные технологии....
Умк "Школа 2100" Урок по теме "Граница между добром и злом"
Разработка урока "Граница между добром и злом" поможет педагогу в изучении очень важной темы. Каждый день человеку приходится принимать те или иные решения. Какие именно, решает сам человек. Но...
Граница между добром и злом.
Контрольная работа по курсу ОРКСЭМодуль: Основы светской этики.Название учебника: Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.Тема: Граница между добром и злом....
Граница между добром и злом
конспект урока по ОРКиСЭ...