УРОК "СЕМЬЯ"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Урок модуля СВЕТСКАЯ ЭТИКА (ОРКСЭ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_semya.docx | 22.97 КБ |
slaydy_k_uroku_semya.pptx | 1.67 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок по ОРКСЭ. Светская этика. 4 класс
Шишкина Татьяна Николаевна, учитель истории, обществознания, ОРКСЭ
МКОУ «Казачинская ООШ» Первомайский район
Тема «Род и семья - истоки нравственных отношений»
Цель – познакомиться с понятием семьи и осознанием её роли в жизни общества
Задачи: формирование представлений об исторической роли семьи в обществе;
воспитание уважительного отношения к семейным ценностям и традициям;
способствовать развитию творческих способностей учащихся
Оборудование и материалы:
- Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор),
- слайд – шоу «Семья. Семейные ценности»,
- учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Светская этика» для 4 -5 классов под ред. А.Данилюк и др: -М :Просвещение, 2011;
- ромашка,
- видеоролик «СЕМЬЯ»
- Выставка иллюстраций о семье, рисунков детей о семье, о маме
Ход урока
Организационный момент
- Наш урок мы начнем с улыбки. Пожалуйста, улыбнитесь друг другу. Вдохните свежесть утра, тепло солнечных лучей. Желаю вам хорошего настроения.
Сообщение темы урока
Тему сегодняшнего урока я не обозначила. Предлагаю вам ее определить самостоятельно. Прочитайте.
(раздаточный материал – карточки с печатным текстом)
У меня есть мама,
У меня есть папа,
У меня есть дедушка,
У меня есть бабушка,
А у них есть я.
Что это? (СЕМЬЯ)
Назовите тему урока. О чем мы будем говорить? Что такое семья? – ответы детей.
Правильно, ребята, и ваши ответы подкреплены вашими творческими работами, посмотрите, какие они красивые, как красочно они рассказывают о Ваших семьях (слайд 2).
Словарная работа (Слайд 1 с темой урока)
Прочитайте толкование данного слова в словаре С.И.Ожегова. (Семья – группа живущих вместе близких родственников)
Ребята, а можете ли Вы назвать всех членов вашей семьи? – блиц - опрос
Молодцы, а теперь подберите имена прилагательные, характеризующие вашу семью. (дружная большая, крепкая, заботливая, понимающая, любящая…) – блиц - опрос
Изучение нового материала
Работа с учебником. Данилюк Александр Ярославович. Основы религиозных культур и светской этики. Светская этика. – М.:Просвещение, 2011 (Урок 18)
Знакомство с повестью о Петре и Февронии (Слайды 4 - 6 – изображение памятников)
Семья – это школа любви. Учиться любить здесь могут все – и папа, и мама, и дети. Христиане считают, что трудно, невозможно полюбить Бога, если не умеешь любить того, кого видишь каждый день.
Прекрасным примером любви и верности в семье является повесть о Петре и Февронии.
Чтение детьми повести о Петре и Февронии самостоятельно. Краткий пересказ одним из учащихся.
Правил Муромским княжеством в начале 13 века князь Павел. И был у него младший брат Петр. Повадился ходить к княгине блудный змий. Петр убил змия, но во время битвы кровь из раны чудища попадает на кожу Петра и тот заболевает. И никто из лекарей помочь ему не может. Только в селе Ласковое нашли молодую, красивую и мудрую девушку Февронию. Она и спасла князя от тяжелой болезни. Что было дальше? Конечно же, они полюбили друг друга, поженились, и стала крестьянка княгиней. И все было хорошо. Только вот бояре не смогли смириться с тем, что ими правит крестьянка. Предложили бояре Февронии взять, что угодно и уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга не хотела. Петр, узнав о том, что его хотят разлучить с любимой женой, добровольно отказался от власти и отправился с ней в изгнание. Но вскоре в Муроме начались несчастья, дошло до кровопролития. И попросили послы вернуться Петра и Февронию. Жили они долго и счастливо. И умерли в один день. И положили их в разных гробах, хоть и завещали они похоронить их вместе. Однако чудесным образом их тела оказались вместе. Дважды пытались их разложить по разным гробам. Но чудо повторялось. Так и похоронили их вместе. День памяти Петра и Февронии отмечается церковью с 1547 года, а с 2008 года стали отмечать всероссийский День семьи, любви и верности 8 июля. У праздника появился свой символ - ромашка.
О дружных семьях слагают легенды. С одной из них вы сейчас познакомитесь.
Чтение одним из учащихся. «Как появилась дружная семья»
(слайд 2 с изображением семьи)
Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств: (каких?). В этом нам поможет ромашка.
На магнитной доске расположена ромашка. Дети выходят к доске, переворачивают лепестки ромашки с названием качеств, озвучивают их.
Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба
На основании этих качеств составьте, какие правила жизни должны быть в семье: (мини - памятка)
Уважайте мнение всех членов семьи.
Старайтесь понять каждого и если надо простить.
Никогда не смейтесь над кем-то.
Уважайте родственников.
Почитайте родителей, и т. д.
Физкультминутка
Поднимает руки класс - это раз.
Повернулась голова – это два.
Руки в стороны, пошире,
Развернули на четыре
Крепко их к плечам прижать – это пять
И за парты тихо сесть – это шесть.
Разговор о семье. Какие бывают семьи? Составление коллажа СЕМЬЯ – лист ватмана
Какие ценности являются общими для всех семей, о которых мы говорили? (любовь, рождение детей, обязанность воспитать их, забота о детях и родителях)
Закрепление пройденного материала (викторина).
Задание №1 (фронтальный опрос)
Назовите, какие качества святых Петра и Февронии позволили им сохранить семью? (взаимная мудрость, терпение, любовь)
Задание №2 (работа в паре)
- Предлагаю вам составить мини-рассказ о семье.
Слова для справок: любовь, обязанность воспитывать потомство, рождение ребёнка, ответственность и забота о детях и родителях, уважение, старость, золотая свадьба, верность, брак
Задание №3 (работа в группе)
Сложить пословицы. Для каждой группы три пословицы. Какая пословица вам понравилась? Почему? Объяснить значение.
Пословицы для 1 группы
На что клад, когда над ней крыша одна. лад
Согласье в дому – достаток в дому, коли в семье
Семья сильна, раздоры в семье - пропадать всему
Пословицы для 2 группы
Вся семья вместе, и каша гуще
В родной семье еда вкуснее.
За общим семейным столом так и душа на месте.
Пословицы для 3 группы
Дом согревает не печь что цветок без запаха
Дерево держится корнями, а любовь и согласие
Семья без детей, а человек семьёй
Просмотр видео-ролика СЕМЬЯ
Какие чувства вызвал у Вас, ребята, этот видео-ролик, хотели бы Вы, чтобы у Вас была такая же крепкая семья? (ответы детей)
А что вы можете сказать о гербе семьи? Какова его роль?
Итог урока. - Какие ценности являются общими для всех семей?
- Сегодня вы узнали о новом празднике, утвержденном президентом России в 2008 году. Как он называется? И когда празднуется? Что стало символом этого праздника? (всероссийский день семьи, любви и верности, 8 июля. Ромашка.)
- Как можно рассказать о своей семье? (через рисунок, герб, рассказ)
Домашнее задание (Слайд 7)
Урок 18. Составьте рассказ о своей семье. Попытаться создать герб семьи. Найдите пословицы и поговорки, песни о семье
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Повесть о Петре и Февронии
ПАМЯТНИКИ СВЯТЫМ ПЕТРУ И ФЕВРОНИИ
Домашнее задание Урок 18 Составьте рассказ о своей семье 3. Попытаться создать герб семьи 4. Найдите пословицы и поговорки, песни о семье