УРОК №5. ТЕМА: «Добро и зло»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Ответить на вопрос: Откуда же взялось ЗЛО? Кто в нашей жизни носитель зла? Можно ли его искоренить? Эти вопросы задает каждый житель планеты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dobro_i_zlo.doc | 348 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК №5. ТЕМА: «Добро и зло»
Цели:
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:
- Изучение понятий «добро», «зло».
- Понимание учащимися отличия доброго и бескорыстного поступка от поступка на основе выгоды.
- Помочь детям понять, почему нужно избегать зла и стремиться к добру.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- Развивать понимания добра как подражания христианской жертве.
- Построение знаний о зле и о том, какие есть наиболее распространённые его проявления.
- Установление логических связей, причин и следствий, умение делать выводы из предложенной информации и заданий, предлагаемых учителем.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- Воспитание потребности к совершению добрых поступков.
- Воспитание нравственных качеств личности, добросовестности.
- Воспитание культуры речи.
Мотивация выбора данной темы: Ответить на вопрос: Откуда же взялось ЗЛО? Кто в нашей жизни носитель зла? Можно ли его искоренить? Эти вопросы задает каждый житель планеты.
Познакомить детей с понятиями «добро» и «зло», их проявлениями, вести детей «дорогою добра» задача семьи, школы, каждого взрослого человека.
Основные термины и понятия: добро, зло, милосердие, поступок, добродетель, сострадание, грех, равнодушие, человеколюбие, гуманность, взаимоуважение.
Формы работы:
- Фронтальная;
- Индивидуальная;
- Групповая.
Оборудование: наглядные пособия, карточки-задания для индивидуальной и групповой работы.
Место проведения: классная комната
Ход урока.
l. Организационный момент.
- Добрый день! Встаньте, пожалуйста! Возьмитесь за руки.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Всем, всем добрый день
И работать нам не лень.
Я рада видеть вас улыбающимися друг другу и желаю успехов.
II. Введение в тему.
Тему нашего урока поможет определить стихотворение:
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте.
Вся в голубой и звездной красоте
Земля добра: она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
А. Чепурова
Уч. - О чем говориться в этом стихотворении?
Д. - о ДОБРЕ.
УЧ. - Назовите мне антоним к слову ДОБРО.
Д. - ЗЛО
Уч.- Сегодня тема нашего урока «ДОБРО и ЗЛО»
- Почему о некоторых говорят: «У него доброе имя, доброе сердце?»
- Могу ли я творить добро, не рассчитывая на что-то взамен?
На эти и другие вопросы мы сегодня постараемся ответить.
- Что же мы сегодня узнаем на уроке?
- Работа по теме урока.
Раскрыть понятия слов «добро» и «зло»
«Добро» и «зло» - главные моральные понятия в жизни.
Этими понятиями руководствуются люди, совершая поступки. С точки
зрения добра и зла человек оценивает как свои поступки, так и поступки
других людей. А задумывались ли вы, что такое «добро» или «зло»?
Что значит совершить добрый или злой поступок? (ответы детей)
Добро – это поступки, которые помогают преодолеть разобщенность между людьми, способствуют человеколюбию, гуманности и взаимоуважению.
- это отзывчивость, доброе отношение к людям, стремление делать хорошее другим.
В православии, всё, что связано с добром, называют добродетелью, праведностью.
Зло – противоположность добра, это сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий.
- Послушайте притчу о добре и зле. А потом сделайте вывод.
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Давайте сравним последствия добра и зла:
Добро Зло
создаёт | разрушает |
любит | ненавидит |
помогает | губит |
радостно | хмурится |
красиво | уродливо |
мирно | враждебно |
спокойно | раздражается |
миролюбиво | задирается |
прощает | злопамятно |
- Откуда же появляется Зло и Добро на земле? (ответы детей)
Бог сотворил все доброе и ничего злого. Зло появилось от того, что некоторые из сотворенных Богом духоносных существ, Ангелов и людей, имея свободу выбора, избрали зло и отвергли Бога и Его добро.
Бог даровал человеку свободу и ищет добровольного стремления к правде и добру. Свободная воля – это великий дар и огромная ответственность. Свободная воля есть отличительная черта человека. Нам дана полная власть: или следовать данному Богом добру или же уклоняться от него. Именно от этого зависит вечная участь человека.
IV. Физминутка.
- Давайте, немного отдохнем и поиграем. Хлопайте в ладоши, когда
услышите слова, связанные с добротой.
сердечный, коварный, душевный, сострадательный, жестокий, дружелюбный, милый, злой, бескорыстный, жадный, беззлобный и т.д.
(при необходимости можно объяснить значение слов).
V. Работа по учебнику.
А. Я. Данилюк «Основы светской этики» 4-5
Стр 12-13.
Одна группа читает про «добро», другая группа – читает про «зло».
На стр 13 прочитать Мудрые мысли Г.Гегеля и сделать выводы, послушать ответы детей.
VI. Закрепление темы урока.
Важно сохранить ценное качество – способность делать добро!
Добрый человек всегда готов прийти на помощь другому, не ради выгоды, а бескорыстно, по велению сердца.
- Как называется такой поступок? (Благотворительность). Состоит из слов « творить» и «благо».
- В Библия сказано: «Торопись делать добро».
- Почему надо спешить делать добро? (ответы детей)
Учитель: Добрые дела всегда живут с нами рядом!
- Хочу рассказать вам об одном докторе, которого знают очень многие в нашей стране. (материал с диска - приложения к учебнику)
Леонид Михайлович Рошаль — детский хирург, врач мира. В 1988 году участвовал в спасении детей, пострадавших во время землетрясения в Армении. Леонид Михайлович — председатель Международного комитета помощи детям при катастрофах и войнах. В этот комитет вошли известные специалисты-медики со всего мира. Фонд создан для того, чтобы обеспечивать транспортировку, покупку оборудования и питание врачей, входящих в международную бригаду неотложной помощи. За мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении гражданского долга в ходе операции по спасению заложников в театральном центре на Дубровке 5 ноября 2002 года, Леониду Михайловичу Рошалю вручена премия «Национальный герой».
- Как вы все таки думаете зачем творить добро?
Человек должен спешить делать добро потому, что в этом мире зло часто бывает активней добра. Деятельная любовь и проявление милосердия требуют не только трудов, но порой и подвига. Зло же приманивает людей мнимыми благами и засасывает человека. Поэтому зло умножается в мире.
Жизнь быстротечна. Надо уметь использовать драгоценное время. Эту заповедь дал нам апостол Павел: «Поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы» (Еф. 5: 15–16). В русском языке есть страшное (в духовном смысле) выражение – «убить время». Откладывая какое-нибудь доброе дело, мы можем его не успеть сделать, ибо не знаем часа своей кончины. (Евангелие от Луки. 10, 25-37).
Правила доброго человека: (распечатать детям памятки)
- Делай добро.
- Люби и прощай людей.
- Относись к людям так, как хотел бы чтобы относились к тебе.
- Бойся обидеть человека.
- Лучше отдай свое, чем возьми чужое.
- Умей дарить людям радость.
Надо творить добрые дела, и тогда Господь даст высший дар, высшую награду — любовь к ближнему, а потом и к Богу.
Не зря у наших предков были обычаи: когда в крестьянскую семью приходила болезнь или другая беда, то помогали всем миром. Соседи приходили по очереди топить печь, готовить еду, смотреть за малыми детьми. В случае пожара мир собирал погорельцам деньги и вещи. Семье солдата, ушедшего на войну, помогали косить, обмолачивать хлеб. Плачущих от горя утешали добрым словом. Осиротевших детей принимали в свои семьи родственники или односельчане. Любовь к ближнему проявлялась и в слове, и в деле.
(и сейчас все это соблюдается, но к сожалению не всеми членами нашего общества)
Существует большое множество поговорок и пословиц о добре. (прочитать, объяснить значение)
Добро и во сне хорошо.
Делать добро спеши.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Доброе дело и в воде не тонет.
Добро не умрёт, а зло пропадёт.
Кто за худым пойдёт, тот добра не найдёт.
- Так же я Вам хочу показать сегодня скульптуру
Скульптура Зураба Церетели «Добро побеждает зло»
Модель скульптуры "Добро побеждает зло" работы Зураба Церетели. Модель в 10 раз меньше оригинала, который в 1990 году был установлен у штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке и стал символом окончания "холодной войны". Скульптура сделана из частей российских ракет СС-20 и американских "першингов", уничтоженных в соответствии с договором об ограничении стратегических наступательных вооружений. Она представляет собой образ Георгия Победоносца, попирающего дракона, и символизирует борьбу со злом.
Можно воспользоваться приложением к учебнику – диском и рассмотреть интерактивный материал (иллюстрации) с дальнейшим обсуждением.
VI. Итог урока.
- Итак, что же такое добро и что такое зло?
- Почему знание о добре и зле важно для людей?
- Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?
- А как вы думаете, что чаще встречается в нашей жизни, добро или зло?
- Какие добрые поступки можно совершить дома?
- А какие добрые дела можно совершить у нас в классе?
Давайте творить добро! Наполняйте свою жизнь солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами! Старайся видеть в людях первым делом хорошее – его намного больше, чем плохого. Ведь добрые сердца – сады, добрые слова – корни, добрые мысли – цветы, добрые дела – плоды.
Знаете, какие самые страшные слова может произнести человек? «Это не мои проблемы». Грех — не только недоброе действие, но и преступное бездействие, равнодушие.
Не бойтесь быть добрыми, проявляйте сострадание к людям, говорите «добрые слова» друг другу, умейте прощать обиды.
Ведь «Жизнь нам дана на добрые дела».
VII. Домашнее задание.
Выучите наизусть несколько пословиц о добре. (3-5)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока по теме "Добро и зло"
план-конспект урока...
Урок по теме "Добро и зло"
Урок разработан по курсу ОРКСЭ...
Урок на тему "Добро и зло"
Разработка урока по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" по теме "Добро и зло"...
Урок на тему "Добро и зло"
Разработка урока по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" по теме "Добро и зло"...
Презентация по Основам светской этики (4 класс), урок на тему: "Добро и зло"
В современном мире, где четкие границы добра и зла весьма размыты, ребенку зачастую сложно понять, что такое добро, что такое зло, почему нужно стремиться к добру и избегать зла?Данный урок в ви...
ОРКСЭ курс Светская этика урок по теме "Добро и зло"
Разработка урока Основ религиозных культур и светской этики по курсу Основы светской этики. Тема урока "Добро и зло" (В разработке испильзуются стихи, притчи, высказывания , загадки , анкетирование)...
план-конспект урока ОРКСЭ. Тема "Добро и зло"
Разработка плана-конспекта урока по теме "Добро и зло" явилась зачетной работой по этике на курсах ОРКСЭ....