ОРКиСЭ "Справедливость"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме
Познакомить учащихся с основными понятиями: справедливость, справедливый поступок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
u_12_spravedlivost.docx | 34.46 КБ |
zadaniya.doc | 782 КБ |
Предварительный просмотр:
Курс ОРКСЭ
2.МОДУЛЬ
«ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Урок № 12
Тема урока: Справедливость.
Мосолова Галина Викторовна
учитель МБОУ «ЦО №1» г. Тулы
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о справедливости, справедливом поступке.
Задачи:
- Познакомить учащихся с основными понятиями: Справедливость. Справедливый поступок.
- Развивать кругозор учащихся, умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, делать выводы и обобщения.
- Формировать коммуникативные умения работать в коллективе и группами
- Воспитывать чувство справедливости, моральных обязанностей во взаимоотношениях с людьми, сопричастности, личной ответственности за свои поступки.
Оборудование и учебно-методическое обеспечение:
- мультимедийный проектор, компьютер, экран;
- учебник «Основы светской этики»;
- опорные листы;
- карточки с заданиями;
- презентация к уроку.
Участники: учащиеся 4 класса.
Форма урока: комбинированный
Использованные программы для подготовки к уроку:
- Power point (для создания презентации)
- AIMP3 (для обработки звуковых файлов)
Ход урока.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
Учитель читает рассказ В.Сухомлинского «СЕМЬ ДОЧЕРЕЙ».
(слайд 1)
Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну и вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.
-Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу,- сказала первая дочь.
-Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды,- проговорила вторая.
-Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, - сказала третья.
-Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, - щебетала четвёртая.
-Ты снилась мне, как розе снится капля росы, - промолвила пятая.
-Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья,- сказала шестая.
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу- помыть ноги.
- О чём это я?
- О долге детей перед родителями. О помощи детей родителям.
(Слайд 2)
-Как вы думаете, что труднее: говорить красиво или поступать красиво?
-Вы тоже дома помогали мамам. Давайте посмотрим, какие у вас получились ромашки для мамы. Трудно было?
Каждый зачитывает, чем он помог маме.
- Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).
-Сегодня у нас в гостях прекрасная…, а впрочем, сейчас вы увидите сами.
Для того, чтобы гостья появилась, вам надо сказать о ней что-то хорошее, хотя вы её совсем не знаете. Попробуем?
Примерные ответы: Хорошая, красивая, приветливая, добрая, весёлая, честная, доброжелательная, чудесная, волшебная и т.д.
(Слайд 3) 8 щелчков
-Кто же это?
-Золушка.
-Давайте вспомним её историю.
(Слайд 4) Музыка
-Так что же произошло с Золушкой?
-Справедливо ли к ней относилась мачеха и сёстры? Почему вы так думаете?
-Кто помог Золушке попасть на бал?
-Чем закончилась сказка?
(Слайд 5)
-Вы согласны с такой концовкой сказки? Почему, объясните свой ответ.
- Развитие умений – применение знания.
-Так о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
-О справедливости
-Кто попробует объяснить, что такое же справедливость?
(Слайд 6)
Пробуют ответить.
-Затрудняетесь. Давайте попробуем найти ответы в разных источниках.
-Первая группа поработает с энциклопедическим словарём.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ |
- Вторая группа попробует определить, откуда к нам пришло это слово по этимологическому словарю и подберёт подходящие по смыслу слова.
От старославянского слова праведный, правда. -правда, правдивость, правосудие, беспристрастие, правдивость, непредвзятость, приговор, закон |
-Третья группа попробует сделать вывод о справедливости, изучив народные пословицы.
Всяк правды ищет, да не всяк её творит. Хлеб-соль кушай, а правду слушай. Не ищи правды в других, коль в тебе её нет. Правду, что шило в мешке не утаишь. Говоришь правду-правду и делай. Без правды не житьё-вытьё. В ком добра нет- в том и правды мало. |
ВЫВОД: справедливость - это правда.
-А теперь давайте обратимся к учебнику, что там написано о справедливости. Прочитайте 1-й и 2-й абзацы.
-Запишите определение справедливости в опорных листах, задание№1.
(Слайд 6) (Щелчок)
Списывают определение с учебника.
-Прочитайте текст в учебнике дальше с 3-го по 5-й абзацы.
Читают вслух.
Давайте сейчас мы попробуем разобраться в нескольких ситуациях, справедливы ли они. Внимание на экран.
(Слайд 7)
Вот мы с вами говорим, что справедливо, а что нет. А по каким признакам мы это определяем?
Самостоятельная работа.
-Найдите ответ в учебнике и выпишите в опорные листы, задание №2.
Читают, что написали.
-Давайте сверим, что вы выписали.
(Слайд 8)
-Как вы думаете быть справедливым сложно?
-А вот что об этом говорят знаменитые философы разных исторических эпох. Внимание на экран.
(Слайды 9, 10, 11)
(Слайд 12) На экране ФЕМИДА.
-Кто из вас знает кто это?
-Фемида-богиня правосудия.
-А почему у неё завязанные глаза? Прочитайте в опорных листах. Задание №3.
-Что означают весы в её руке?
-Что обозначает меч?
-А вам хотелось бы быть справедливыми? Для этого вам следует выполнять определённые правила. Обратимся к учебнику стр.29.
Читают по цепочке
- Избегать в своих действиях зла.
- Стремиться к борьбе с пороками и недостатками, а не с людьми, у которых они есть.
- Признавать правоту других людей, сомневаться в собственной безусловной правоте.
- Быть готовым пойти навстречу другому человеку, взглянув на ситуацию с его точки зрения.
- Стремиться найти решение, которое могло бы устроить всех.
- Не посягать на личность и достоинство человека
- Исполнять обязанности перед другими и самим собой.
-Совершая несправедливые поступки, человек теряет способность правильно оценивать себя, тем самым он оказывается неспособным увидеть свои нравственные недостатки и не может их исправить.
- Закрепление и обобщение пройденного на уроке материала.
-Золушка приготовила для вас интересное задание, выполнив его правильно, вы получите заслуженную награду, ошибётесь - не получите. Всё будет по справедливости.
Готовы? Внимание на экран.
Слайд 13
- Противоположность справедливости (НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ)
- Чем нужно руководствоваться, чтобы справедливо относится к людям? (ПРАВИЛАМИ)
- Первый признак оценки справедливости (СОРАЗМЕРНОСТЬ)
- Поступок должен быть оценен по ЗАСЛУГАМ)
- Моральное правило, регулирующее отношение между людьми СПРАВЕДЛИВОСТЬ)
- Аристотель назвал справедливость совершенной ДОБРОДЕТЕЛЬЮ)
- За хороший поступок человек заслуживает награду, похвалу, уважение и ПОЧЁТ)
-Что за награду вы получили?
-Благодарность.
-Справедливо?
-Но это ещё не всё.
(Слайд 14)
Она просит помочь разобраться в некоторых ситуациях. В опорных листах задание №4
Ситуация 1.
-Сестра говорит:- Я старше, значит, мне надо больше кубиков.
Брат ей отвечает: - Я тоже хочу играть. Поделись со мной.
-Оцените поведение детей. Кто поступил несправедливо? Почему? Как восстановить справедливость?
Ситуация 2. «Дружок»
Мама пришла с работы и спросила у сына:
- Сынок, ты погулял с Дружком?
Сын ей отвечает:
-Погуляй ты сама с Дружком, а то мне надо уроки учить.
–Но ведь мы же договорились, что днём будешь с собакой гулять ты, а я – вечером. Ты давал обещание, - возмутилась мама.
Мальчик обиделся и сказал маме:
-Просто ты меня не любишь, поэтому и даёшь мне поручения!
-Оцените поступок мальчика.
Ситуация 3.
-Можно ли считать справедливыми слова ребят в стихотворении А. Барто «Я лишний»
Сергей сказал:
-Я лишний.
Пять деревьев, пять ребят.
-Я напрасно вышел в сад.
А как поспели вишни,
Сергей выходит в сад.
-Ну нет, теперь ты лишний!
Ребята говорят.
Слайд 14 (щелчок)
На экране появляется слово МОЛОДЦЫ!
-Заслуженная награда.
- Домашнее задание.
(Слайд 15)
-Дома вам предстоит поработать с литературными произведениями, которые у вас указаны в опорном листе в задании №6. Посмотрите.
И ответить на вопрос «О каких отношениях одних героев к другим рассказывается в произведениях? Справедливы ли финалы историй?
Работа с опорным листом.
- Рефлексия
Работа с опорным листом
Задание №5
Использованные материалы
- Intela «Обучение для будущего» под общей редакцией Е.Н. Ястребцевой, Я.С. Быховского, М., 2004 г.
- Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (базовая модель) / в сб. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. - Том 1 // под общ. ред. Л.И. Семиной. - М.,Бонфи, 2002. - 239 с.
- Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках. - М.: Просвещение, 2004. - 236 с.
- Основы религиозных культур и светской этики \ книга для учителя под редакцией В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой, М., «Просвещение», 2010 г.
- Сайт международного журнала о критическом мышлении «Перемена» http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru
- Первое сентября» http://ps.1september.ru
- Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru
Предварительный просмотр:
Опорный лист к уроку «Справедливость».
Задание №1
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Задание №2
Задание №3
Фемиду - богиню правосудия - иногда изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с мечом и весами в руках
Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит.
Меч в руках Фемиды — символ возмездия. Он обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает.
Задание №4
Ситуация 1 «Игрушки»
-Сестра говорит:- Я старше, значит, мне надо больше кубиков.
Брат ей отвечает: - Я тоже хочу играть. Поделись со мной.
-Оцените поведение детей. Кто поступил несправедливо? Почему? Как восстановить справедливость?
Ситуация 2. «Дружок»
Мама пришла с работы и спросила у сына: - Сынок, ты погулял с Дружком? Сын ей отвечает: -Погуляй ты сама с Дружком, а то мне надо уроки учить.–Но ведь мы же договорились, что днём будешь с собакой гулять ты, а я – вечером. Ты давал обещание, - возмутилась мама. Мальчик обиделся и сказал маме: -Просто ты меня не любишь, поэтому и даёшь мне поручения!
-Оцените поступок мальчика.
Ситуация 3 «Вишни»
-Можно ли считать справедливыми слова ребят в стихотворении А. Барто «Я лишний»
Сергей сказал:-Я лишний.
Пять деревьев, пять ребят.
-Я напрасно вышел в сад.
А как поспели вишни,
Сергей выходит в сад.
-Ну нет, теперь ты лишний!
Ребята говорят.
Задание №6
Ответьте на вопросы:
О каких отношениях одних героев к другим рассказывается в этих произведениях?
Справедливы ли финалы историй?
Задание №5
Я чувствовал себя на уроке… Материал мне был понятен…
Я усвоил основные понятия… Я выполнял задания…
Мне захотелось поступать согласно Хочу поделиться знаниями
моральным нормам… с друзьями…
Комментарии
ОРКСЭ
Галина Викторовна,спасибо за профессионально разработанный урок по теме "Справедливость". Чрезвычайно интересный и полезный материал.