Презентация "Образовательной экскурсионно-лекционной программы "Вместе - целая страна. Начало начал."
презентация к уроку по орксэ (4 класс) на тему
Методические рекомендации проведения уроков ОРКСЭ на базе Государственного музея Истории религии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_microsoft_powerpoint_22.pptx | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Нужно вернуть школе безусловную ценность. Это значит обновить содержание образования, сохранив при этом, разумеется, наши традиции и преимущества, не забывая об огромном значении качества преподавания русского языка, истории, литературы, основ светской этики и традиционных религий. У этих предметов особая роль: они формируют личность.» «Музей может быть открыт для всех только путем учения: вход в него ведет через учебное заведение. В Музее воспитательное начало не только получает место рядом с началом образовательным, но и становится по праву преобладающим, просвещая умы…» НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ ФЕДОРОВ (1829-1903))
Петербургский Государственный музей истории религии (ГМИР) открыл 18 февраля экспозицию, приобщающую детей к мифологическому сознанию, " Портал-C redo.Ru" . Постоянный раздел "Начало начал" задуман как первая в России музейная экспозиция для юных посетителей, посвященная "религиозным представлениям человечества о возникновении мира и его устройстве ". предлагающий маленьким посетителям нетрадиционный способ получения знаний. Он сконструирован как "тотальная инсталляция - особое, магическое пространство, погружающее маленького посетителя в эпоху мифологического сознания " . Под руководством музейного педагога и при помощи новейших мультимедийных средств дети получают возможность перемещаться из одной культуры в другую , пресс-релиз ГМИРа .
МУЗЕЙ Расширяет пространство культуры: дает возможность увидеть вещи, которые никогда не встречал, ушедшие из обиходной культуры, пришедшие из других культур, составляющие культуру современную Формирует опыт соприкосновения с подлинниками Способствует освоение музейных способов познания мира, основанных на визуальной коммуникации Вызывает эмоциональные переживания, являющиеся важным фактором развития личности Помогает формировать ценностные ориентиры
Храни огонь родного очага, Но не позарься на костры чужие! Таким законом наши предки жили И завещали нам через века: -Храни огонь родного очага! Лелей лоскут отеческой земли, Как ни болотист, как ни каменист он. Не потянись за черноземом чистым, Что до тебя другие обрели Лелей лоскут отеческой земли ! О. Фокина
Малый зал представляет собой условное жилище простейшей круглой формы. Дом является одним из ключевых символов практически любой культуры. Дом или жилище олицетворяет «микрокосм», то пространство которое окружает человека в его обыденной жизни В центре зала располагается очаг с имитацией пламени. « Сердце» музейного дома — очаг. Бьющееся в нем пламя одновременно дает свет и согревает тех, кто собирается вокруг. С этой отправной точки мы начали прогулку в мир представлений о системе мироздания . В отверстии дома сверху располагается инсталляция «Звездное небо. Созвездие Большой Медведицы». В этом зале детского музея ведутся беседы с детьми о первых системах ориентирования человека в пространстве, а звездное небо над очагом позволит узнать мифы и легенды древних греков, китайцев, славян.
Ребята с удивлением рассматривают доску-огниво , пробуют добыть огонь трением Мы встретились с изображениями духов предков, с духом – покровителем жилища, скота и зверей , с грозным духом тигра. Они с восторгом примеряли боевой шлем воина- тлинкита с побережья Аляски и ритуальную маску в виде головы медведя, пробовали накормить из специальной чашки таинственного духа мойкудэ , обитающего на берегу Амура. Ребята смогли взять в руки «почти настоящий» амулет, потрогать его, надеть на себя, как делали люди много веков назад, и это интересно маленькому исследователю.
Из древнего хаоса появляется тот, кто станет проводником в нашем путешествии между мирами. Это дух тайги – собака по имени Тигр « В начале было море и небо, – говорит он - потом появилась земля…». И мы продолжаем свой в путь! Современное мультимедийное оборудование переносит нас в мир архаической культуры, где отношение человека к миру природы былo не таким, как сейчас. Каждый предмет окружающего мира для него – одушевлен. Как в истории про Маугли , этот человек может сказать миру природы «Ты и я – одной крови».
Переходя из малого зала в большой, дети перемещаются из внутреннего мира — микрокосма во внешний мир — макрокосм. Здесь их ждет сюрприз: объемное «Мировое древо» высотой три с половиной метра. «Мировое Древо» отражает представления о трехуровневом устройстве мира и единой оси, соединяющей эти уровни . древо познания добра и зла, лестница в небо.
« Древо» можно обойти со всех сторон, потрогать, украсить, что позволяет сделать рассказ о сложных вопросах мироздания простым и понятным даже маленькому ребенку. Вокруг «Древа » происходит основное действие видеоряда мультфильмов, рассказов педагога. Дерево перевоплощается, декорируется и переносит гостей детского музея из одной познавательной истории в другую. Используются и новейшие мультимедийные средства. Такая интерактивная экспозиция дает детям возможность перемещаться из одной культуры в другую и, думается, сможет пробудить интерес к сложным вопросам истории религии.
В этом зале много необычного. Вокруг - будто руины древней постройки с полуразрушенными арками. В стенах и полу можно найти тайники, где спрятаны настоящие сокровища: предметы, ставшие символами разных мифологических и религиозных традиций – от шаманизма до буддизма. Например, изображения древнеегипетских и греческих богов – Исиды, Хора, Сохмет , Осириса, Амона-Ра, Диониса, Деметры и других. Устройство и убранство жилища позволяют вести с детьми разговор о языческой мифологии. Стены зала имитируют руины архаической постройки с полуразрушенными арками .
В музейном пространстве- трансформере с помощью 3D инсталляции участники программы погружаются в библейскую историю сотворения мира, Адамом и Евой совершают «прогулки» по райскому саду. Нажатие кнопки – и они оказываются в знаменитом Пантеоне, где знакомятся с верованиями древних римлян. «
« Андрокл и лев» - это необыкновенное путешествие во времени и пространстве, где оживают страницы Ветхого завета и истории Древнего Рима. Ёще один шаг – и на арене древнеримского Колизея нужно сделать судьбоносный выбор, обрекающий человека на смерть или дарующий ему жизнь
Н а занятии "Как тебя зовут? История имени" ребята узнали, откуда произошли их имена и что они означают. В музее "Начало начал" можно посмотреть на изображения египетских, греческих, римских божеств и христианских святых, послушать легенды, связанные с ними и узнать о ритуалах, которые проводились при наречении именем . Ребята узнают, что имена мальчиков переводятся: «сильный», «смелый», «защитник», «победитель», а девочек – «чистая», «родная», «светлая», «тихая» и т.д Имена могут поведать много интересного об истории и культуре разных народов. Завершает экскурсию творческое задание, на котором посетители раскрашивают заглавную букву своего имени, выполненную в стиле старорусских буквиц. .
Детям было интересно отправиться на экскурсию "Победить дракона ". В сказках, мифах и легендах герои часто сражаются с драконами и чудовищами. Почему так происходит? И что означает выражение «победить дракона»? Мы легко распознаем внешнюю опасность, но не всегда можем победить «внутреннего врага»: нехорошие мысли и разрушительные желания .Участники игры отправляются в увлекательное путешествие по залам музея, выбрав себе друзей и помощников из числа добрых игрушек-животных. В религиозных традициях разных народов мы найдём проверенные временем правила поведения, позволяющие человеку сражаться и побеждать «драконов»
« Священные книги религий мира»- так звучит тема следующего занятия. В ходе занятия дети познакомятся с историей создания священных книг различных религий мира. Священные книги – это основные, главные тексты всех религий. Ребята узнают о священной книге христианского мира -Библии и познакомятся с историей ее переводов на языки разных народов .; об истории создания и особенностях главной книги мусульман – Корана; об истории индуизма и буддизма , о собрании одних из самых древних священных гимнов – Ригведу .
Чем же удивляет ребенка этот проект? Прежде всего — особой атмосферой. Здесь посетителям разрешат делать то, что в обычном музейном зале запрещено: трогать руками экспонаты, переставлять их, исследовать. Под руководством музейного педагога дети учатся самостоятельно рассуждать и вести дискуссию; они рисуют, смотрят мультфильмы и узнают много нового о мифах и верованиях разных народов, о реальных событиях мировой истории .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Родительский дом - начало начал"
Разработка собрания родителей совместно с учащимися...
Родительское собрание "Родительский дом-начало начал"
Формирование уважительного отношения детей к своим родителям и родителей к своим детям; развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям; сплочение классного коллектива, к...
Родительский дом - начало начал.
Ситуационный классный час с родителями, построенный по технологии индивидуального рефлексивного самовоспитания (О. С. Анисимов, П. Г. Щедровицкий), включает много познавательного материала, психологич...
Конкурсная программа для учащихся начальной школы и их родителей "Родительский дом- начало начал"
Конкурсная программа для родителей и детей " Родительский дом- начало начал", 3 класс...
Родительский дом - начало начал
Сценарий семейного праздника, посвященный открытию года семьи....
Родительское собрание "Родительский дом - начало начал"
Родительское собрание, посвященное семье....
Классный час "Родительский дом-начало начал
Знакомить родителей и детей с распространенными традициями русского народа....