Классный час "Преподобный Сергий Радонежский"
план-конспект занятия по орксэ (3 класс) на тему

Виноградова Лариса Олеговна

-Раскрыть духовную красоту личности Сергия Радонежского.

-Провести межпредметные связи с уроками музыки, изобразительного искусства, истории.

-Развивать речь учащихся, умение  работать со словарями.

-Воспитывать в детях доброту, отзывчивость, чувство патриотизма, приобщать к духовно- нравственным ценностям русской культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_zanyatie_prepodobnyy_sergiy_radonezhskiy.docx29.22 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие по ОПК в 3 классе

Учитель Виноградова Лариса Олеговна

Тема: « Преподобный Сергий Радонежский»

Цели урока:

-Раскрыть духовную красоту личности Сергия Радонежского.

-Провести межпредметные связи с уроками музыки, изобразительного искусства, истории.

-Развивать речь учащихся, умение  работать со словарями.

-Воспитывать в детях доброту, отзывчивость, чувство патриотизма, приобщать к духовно- нравственным ценностям русской культуры

Оборудование и наглядные пособия:

1. Мультимедийная аппаратура. Презентация «Троице-Сергиева Лавра»

Репродукции картин Нестерова «Благословение Сергием Дмитрия Донского на Куликовскую битву».

Фонограммы:

П.И. Чайковский «Утренняя молитва», портрет П. И. Чайковского, карточки с пословицами, толковые словари, магнитофон. Карточки для  самооценки.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Мотивация

Проверяет готовность класса к уроку

Организуют рабочее место

Регулятивные УУД

2

Актуализация

Звучит «Утренняя молитва» П.И. Чайковского.

И. П. Чайковский включил в свой «Детский альбом» пьесу «Утренняя молитва» Известно стихотворение 11-летнего Пети Чайковского

Когда  молюсь от сердца,

Господь мою молитву слышит.

Молитва наша есть сестра.

Она, как свет, нам душу освещает

Так на Руси было принято просить у Бога благословение на добрые дела.

И день, и ночь из разных монастырей России возносятся пламенные молитвы. Эти молитвы о всех нас, о русских людях, о  России.

Преподобные, старцы, равноапостольные и страстотерпцы, канонизированные Русской Православной  Церковью, сплачивали русский народ. Пример их подвига смирения, выдержки и мужества вселял в русского человека веру в то, что свобода будет обретена, а на Русской земле наступит процветание.

Наше  занятие сегодня посвящено русскому святому. Догадайтесь, о ком пойдет речь, прослушав отрывок из стихотворения.

Там жил в славянском городище,

На берегу реки крутом,

В простом бревенчатом жилище,

Среди болот, покрытых мхом,

В земле для ссыльных отведенной,

Что начиналась с шалашей,

В семье боярской разоренной

Кирилла сын, Варфоломей.

-Определите тему занятия

Слушают музыку П.И. Чайковского, отвечают на вопросы учителя.

Личностные УУД: нравственно-эстетическая оценка, внутренняя позиция

Познавательные УУД:  построение логическое цепи суждений

Коммуникативные УУД: умение вести беседу, точно выражать свои мысли

Познавательные УУД: постановка и решение проблем, определение темы урока

Познавательные УУД: определение цели и задач урока, направлений в деятельности

Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других

РегулятивныеУУД  

выделение и осознание того, что усвоено подлежит усвоению, способность к волевому усилию.

3

Основной этап урока.(Конт-роль и применение знаний)

4.Театральная пауза.Физминутка.

5. Творческая работа

6. Подведение итогов урока

Вы уже изучили житие Сергия Радонежского , принимали участие в различных конкурсах и проектах в течении года. Какие цели вы поставите перед собой на этом уроке?

Сегодня занятие пройдет в  форме игры, похожей на  игру «Что? Где? Когда?» Вы разделитесь на группы. Каждая группа будет выполнять задания и набирать баллы. Победителей ждут призы.

Разминка

Объясните значения слов : святость, игумен, преподобный, монастырь.

Уточните  свои ответы по словарю.

Задание 1

Каждая команда получает карточку с русской народной пословицей. Надо привести пример из жизни Преподобного, иллюстрирующий эту пословицу.

Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

Жить- Богу служить.

Умный смиряется- глупый надувается.

С молитвою в устах.С работаю в руках.

Итоги первого задания.

Задание 2

Каждая команда получит иллюстрацию

с изображением эпизода из жизни Преподобного Сергия. Команды должны догадаться, что изображено на рисунках. На обдумывание дается 2 минуты. ( Эпизоды могут быть такими:Преподобный воскрешает мальчика, благословение князя Дмитрия, Преподобный и медведь и др.)

Итоги 2 задания

Слайды 1-3 на экране.

Театральная пауза.

Ребята приготовили небольшую сценку из жизни Варфоломея.

Пока они готовятся, отдохнем.

Физминутка.

Задание 3

Уже 7 веков прошло со времени кончины реподобного Сергия, но и сегодня, словно небесный град Божий, на земле стоит созданная святым Троице- Сергиева Лавра.

Вы много раз бывали в Лавре. Постарайтесь по описанию догадаться, о каком храме идет речь.

  1. Построен над гробом преподобного Сергия, весь из белого камня. Верх храма вызолочен. Внутри, у южной стены почивают мощи Преподобного Сергия Радонежского.( Троицкий собор)
  2. Воздвигнут посреди Лавры, с пятью большими главами. Средняя глава позолочена, а остальные украшены золотыми звездами.(Успенский собор)
  3. Находится с южной стороны монастыря. Снаружи стены ее покрыты разноцветными красками, около окон резные колонны, вокруг нее идет открытая галерея. ( Трапезная с церковью Преподобного Сергия Радонежского)
  4. Маленькая церковь,  с одной главой, овальной формы. (Церковь Божьей Матери « Одигидрии» (Смоленская)

Итоги 3 задания

Слайды 4-7

Задание 4

Блиц- турнир

- Как звали родителей Сергия?

-Кому посвятил церковь, ведя иноческую жизнь в лесу?

-Какое чудо произошло  с Сергием до рождения?( прокричал в утробе на литургии)

-Как звали братьев Преподобного Сергия?( Стефан и Петр)

-Кто из учеников написал икону «Троица»(ПреподобныйАндрей Рублев)

-Какого числа православный мир отме

чает День памяти Сергия Радонежского?

Задание 5

Представьте, что Сергий жив и сейчас. Я думаю, он нас всех слышит.

Составьте обращение (прошение)  от русских детей, от  группы, не лично от себя Сергию. О чем бы вы хотели попросить его молитв?

Напишите небольшой текст.

Оценивают работы.

Итог урока

Подводятся итоги игры и награждаются победители.

-Кому было посвящено занятие?

Чему вас учит житие Сергия Радонежского?

-Почему Сергия называют игуменом Русской земли?

Достигли ли вы целей урока?

Оцените свою работу с помощью карточек

Определяют тему  и цели занятия.

Определяют значения слов. Работа в паре. Работа со словарем.

Работа вгруппах.

Анализ изученного ранее материала, обсуждение в группе. Работа с понятиями, пословицами.

Рассматривают иллюстрации, дают словесную характеристику .

Сопоставляют события из жития Сергия и изображенные эпизоды.

Самостоятельное создание способов решения проблем, построение своих суждений

Читают тексты, анализируют, делают выводы

Построение логической цепи рассуждений

Участвуют в общем анализе.

Осмысливают услышанное и увиденное.

Самостоятельное создание способов решения проблем, построение своих суждений

Работа в группах

Составление

текста.  Письменное оформление работы.

Самооценка Подведение итогов.

Личностные УУД:внутренняя позиция, моральный выбор исходя из социальных и личных ценностей, нравственно-эстетическая оценка

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, управление

поведением партнера, умение точно и полно выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, планирование.

Личностные УУД:

Выдвижение собственных мыслей исходя из внутренней позиции, самооценка.

Познавательные УУД: синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные УУД:

Общение в группах, в классе, учебное сотрудничество с учителем и

одноклассниками.

Коммуникативные УУД: умение точно и полно выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: оценивание эмоциональных и этических чувств.

Личностные УУД: нравственно-эстетическая оценка.

Коммуникативные УУД:

Умение точно и полно выражать свои мысли

Регулятивные УУД: умение оформлять записи.

Личностные УУД:

Выдвижение собственных мыслей исходя из внутренней позиции, самооценка.

Приложение

Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

Жить- Богу служить.

Умный смиряется- глупый надувается.

игумен

инок

преподобный

святость

монастырь

просфора

Преподобный Сергий Радонежский

Проверить и закрепить знания о жизни Сергия Радонежского.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: "Преподобный Сергий Радонежский"

Беседа о появлении на свет святого человека. История духовного развития.Можно использовать на уроках в 4 классе в дисциплине Основы религиозной культуры и на классном часе....

Презентация к классному часу по теме:"Сергий Радонежский"

Сопровождение  и дополнительная информация к беседе о Сергии Радонежском....

Классный час по теме "Сергий Радонежский - учитель, воспитатель и просветитель Земли Русской".

Данное мероприятие проводилось в рамках городского семинара по духовному краеведению на базе МБОУ СОШ № 16 г. Королева 19 ноября 2013 года. На основе понятий "Добро", "Зло", "Добродетель", изучаемых п...

Классный час "Житие Сергия Радонежского"

В рамках изучения ОРКСЭ был проведен открытый классный час по теме "Святые люди России" Занятие проходит в виде виртуального путешествия, где дети знакомятся с жизнью Святого Сергия. В конце занятия в...

классный час Сергий Радонежский

Сценарий классногочаса о преподобном Сергии Радонежском...

Внеклассное мероприятие, посвященное 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского « ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ – ИГУМЕН ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

В 2014 году верующие  всей России отмечают праздник – 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Эта дата имеет особое значение как для основаннойим Троице-Сергиевой лавры и Серг...

Классный час "Преподобный Сергий Радонежский"

-Раскрыть духовную красоту личности Сергия Радонежского.-Провести межпредметные связи с уроками музыки, изобразительного искусства, истории.-Развивать речь учащихся, умение  работать со словарями...