Урок "Добро и зло"
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему
Урок по учебнику «Светская этика» авт. Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлёва.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_dobro_i_zlo.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель урока: создание условий для понимания значения понятий добра и зла
Задачи урока:
ученики смогут дать определение добра и зла ; какие качества необходимы добродетельному человеку, как приобрести эти качества;
ученики научатся коллективно определять качества добродетельного человека, смогут сформулировать правила мудрости, т.е. правила, как стать добродетельным человеком;
индивидуально найти и назвать особенности добродетельных поступков.
Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия.
Ход урока
I. Организация деятельности учащихся.
(звучит песня «Дорогою добра»)
В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой, обожженною, солнце достать
И подарить его людям.
- Давайте подарим друг другу радость общения.
II. Сообщение темы урока.
- Прочитайте эпиграфы на доске.
Эпиграфы:
«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».
В.О. Ключевский
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
- Верно. Сегодня наше внимание будет направлено на основные этические понятия – добро и зло.
Мир сам по себе не несет ни добра, ни зла. Он нейтрален. Всё происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств и желаний. Мир - это большое зеркало.
А благодаря всем нам это «зеркало» отражает добро и зло, любовь и ненависть, взаимопомощь и равнодушие, радость и страдание…
Мир именно таков, каким мы его делаем…
III. Подготовка к изучению нового материала.
- Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.
Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности.
Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его.
Тема добра и зла звучит даже в сказках. И в сказках всегда добро побеждает зло. Мне бы хотелось, чтобы на сегодняшнем уроке каждый для себя выработал уникальный критерий для добра и зла.
(У каждого ученика на отдельном листе напечатана басня.)
Л.Н. Толстой Белка и волк.
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
- Пусти меня.
Волк сказал:
- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все прыгаете и прыгаете.
Белка сказала:
- Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
- Тебе скучно оттого, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никогда зла не делаем.
- Прочитайте басню самостоятельно.
- Назовите главных героев этой басни (волк, белка).
(На доске слова: добро и зло, картинки с изображением животных: волк и белка)
- Соотнесите, пожалуйста, изображения животных и понятий «добро» и «зло».
- Вы согласны с тем, как соотнесены картинки и слова?
- Почему? Докажите свои слова
(учащиеся выборочно читают отрывки из басни, которые характеризуют волка и белку, доказывая их доброту или злость).
- Найдите мораль басни (учащиеся обсуждают правильность выбора).
IV. Выход на определение (понимание детьми этих определений)
- Подберите однокоренные слова к слову добро. (Доброта, добрый, …)
- Что значит добрый человек? Как относятся к нему люди?
(К доброму человеку тянутся, ему радуются, с ним хотят дружить, его любят.)
- Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.
Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.
Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?
И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.
- Почему же добро всегда побеждает зло?
(ответы детей)
Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра . У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро.
V. Закрепление понятий. Работа в группах.
1 группа
- Давайте проверим, как вы знаете сказки, где говорится о том, что добро побеждает зло и добрый человек становится счастливее, чем тот, кто хочет достичь своей цели злым способом.
С грядки старушка цветок сорвала
Девочке Жанне его отдала.
В цветке, лепестках есть волшебная сила
Их девочка Женя о чём-то просила
Что-то надо сказать лепестки обрывая.
Как называется сказка такая?
«Цветик – семицветик» В.Катаев.
Колотил да колотил
По тарелке носом –
Ничего не проглотил
И остался с носом.
Сказка «Лиса и журавль»
Снег валил, клубились тучи
Гнулись сосны до земли
Злые люди в лес дремучий
Сиротинку отвели.
Замолчать заставили
Замерзать оставили.
Сказка «Морозко»
Сейчас потолкуем о книге другой:
Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю
Он невод забросил.
Кого-то поймает и
Что-то попросит.
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Кушай яблочко, мой свет.
Благодарствуй за обед.
Старушоночка сказала,
Поклонилась и пропала.
А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне»
- Через сказки воспитывается душа человека, пробуждаются самые лучшие чувства. Когда мы читаем сказки, смотрим, слушаем, то мы всегда переживаем за наших героев, радуемся за них, когда у них все получается, все исполняется.
В сказках все получается, а вот в жизни не так. Недаром говорится, что скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И сказки даются нам для того, чтобы мы учились жить, учились добру, любви, красоте, радости.
2 группа
- Перед вами карточки с качествами человека. Нам необходимо распределить их на две группы
Качества- «помощники» добра.
Качества- «помощники» зла.
(Группам раздаются карточки с качествами человека. Необходимо обсудить в группе и прикрепить данное качество на доске к надписи «Добро» или к надписи « Зло»)
Мужество, честь, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, совесть трусость, зависть, жадность, честность, тактичность, болтливость, правдивость, хитрость, бестактность, лживость, малодушие, справедливость, выдержка, эгоизм.
- Из сказок мы знаем, что трудности, неудачи временны, что они преодолеваются знанием, терпением, трудом, верой в победу над злом.
- Добрый человек ни когда не ответит злом на зло. Он найдет в себе силы простить обидчика, и в этом сила доброты, высота духа доброго человека.
Иногда бывает и так. Во время перемены вы затеваете игру, но, постепенно,
входя в азарт, начинаете бороться. Невинная борьба часто переходит в драку.
Поэт Б. Заходер рассказал об этом в стихотворении «Мы – друзья»
С виду мы не очень схожи:
Петька толстый,
Я – худой.
Не похожи мы, а всё же
Нас не разольёшь водой!
Дело в том, что он и я
Закадычные друзья!
Всё мы делаем вдвоём.
Даже вместе…
Отстаём!
Дружба дружбою, однако
И у нас случилась драка.
Был, конечно, важный повод.
Очень важный повод был.
Помнишь, Петя?
Что – то, Вова,
Позабыл.
И я забыл!
Ну не важно! Дрались честно.
Как положено друзьям!
Я как стукну!
Я как тресну!
А я как дам!
Скоро в ход пошли портфели.
Словом, скромничать не буду –
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим – что за чудо?
С нас ручьём бежит вода!
Это Вовкина сестра
Облила нас из ведра!
С нас вода ручьями льётся,
А она ещё смеётся:
– Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя.
- Правильно ли вели себя ребята?
- К чему могла бы привести такая ссора?
- Можно ли назвать их друзьями? Добрыми людьми?
- Как бы вы поступили на месте мальчиков?
Правильно, ребята, если бы люди старались делать добро друг другу, то не было бы печали, горя, а слезы бы лились от радости и счастья.
3 группа.
- Прочитайте пословицы. В каких из них говорится о добре, а в каких о зле?
Учись доброму — плохое на ум не пойдёт.
Про доброе дело говори смело.
Жизнь дана на добрые дела.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Добряк добро творит, быть может, и, не зная, что от этого болит душа у негодяя.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
В ком добра нет, в том и правды мало.
Не ищи красоты, ищи доброты.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Доброе слова и железные ворота открывает.
Злоба лишает человека силы.
За недобрым пойдешь - на беду набредешь.
- Народная мудрость не учит злу.
4 группа. Составьте как можно больше словосочетаний со словом добрый, добро, доброта.
VI. Обобщение и рефлексия.
- Сейчас я вам прочитаю стихотворение о доброте, которое написала девочка, ваша ровесница.
Доброта последнюю рубашку
Снимет с плеч своих и нищему отдаст.
Разведет сады, похожие на сказку,
И в несчастье друга не предаст.
Не обидит добрую старушку,
Приласкает малое дитя
И отдаст последнюю краюшку,
Не оставив корки для себя.
Доброта как солнце, теплый ветер,
На неё ты не предъявишь счет.
Доброта нам достается даром,
Ценится дороже всех щедрот.
Доброта в глазах лучистым светом
Отражает путь своей души.
В добром деле и решенье смелом
Все ёе поступки хороши.
Будем жить в согласии и вере,
Говорить лишь правду и не лгать!
Будем доброту повсюду сеять,
Чтобы зло потом не пожинать!
- Что хотела передать автор в этих строках?
К чему она нас призывает?
- Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.
1) Помогать людям.
2) Защищать слабого.
3) Делиться последним с другом.
4) Не завидовать.
5) Прощать ошибки другим.
ПОМНИ правила доброты:
- Попробуй не наступить, а уступить.
- Не захватить, а отдать.
- Не кулак показать, а протянуть ладонь.
- Не спрятать, а поделиться.
- Не кричать, а выслушать.
- Не разорвать, а склеить.
ПОПРОБУЙ – И ТЫ УВИДИШЬ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ТВОИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙСЯ РАДИ СЕБЯ САМОГО НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ.
И ЕЩЁ ПОМНИ:
Добро – то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.
Зло – то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и губит душу.
VII. Домашнее задание:
Приготовь сообщение о знаменитых добродетельных людях.
Выбери один из предложенных проектов:
- сценарий спектакля, который начинается со слов: «Жили-были добрая сказка и злая сказка»
- две игрушки: «Добрый сюрприз для доброго человека» и «Добрый сюрприз для недоброго человека»
- общение-презентация «Происхождение слов «мораль», «нравственность», «этика».