Урок-исследование "Православная вера" + презентация
план-конспект урока по орксэ (3 класс) на тему

Тулина Людмила Петровна

На уроке «Православная вера» дети узнают что такое "православная вера" и как она помогала людям на протяжении столетий выстоять в трудные годы их жизни, познакомятся с новыми словами духовного и исторического значения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Православная вера»

Урок-исследование

I. Организационный момент.

1. Приветствие гостей.

2. Проверка готовности к уроку.

II. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня тема нашего урока «Православная вера», на уроке мы узнаем что такое православная вера и как она помогала людям на протяжении столетий выстоять в трудные годы их жизни, познакомимся с новыми словами духовного и исторического значения.

III. Проверка домашнего задания.

- На прошлом уроке мы говорили о молитве и ее значении для православного человека.

Учитель читает отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Молитва».

- В минуту жизни трудную,

Теснится в сердце грусть

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть:

С души как бремя скатится

Сомненье далеко –

И верится и плачется,

И так легко, легко.

- О какой молитве говорится в стихотворении М.Ю. Лермонтова?

- Почему ее называют главной из всех молитв?

- Прочитайте эту молитву (чтение молитвы «Отче наш»).

- Какие молитвы вы еще знаете?

- Дома вы занимались исследовательской работой. Вам было дано задание: найти молитву и показать на жизненном примере, как эта молитва помогала людям в трудную минуту.

История молитвы «Трисвятое»

1 ученик:

Святый Боже, Святый Крепкий,

Святый Безсмертный, помилуй нас.

- Я узнал много интересного о молитве. Её называют Ангельскою песнию или «Трисвятое». Ангельскою песнию она называется потому, что ее воспевают святые ангелы, окружал на небе престол Божий. Люди, верующие во Христа, стали употреблять ее спустя 400 лет после Рождества Христова. В Константинополе было сильное землетрясение, от которого разрушились дома и селения. Устрашенные царь Феодосий II и народ обратились к Богу с молитвою. Во время этого общего моления один мальчик на виду у всех был невидимою силою поднят на небо, а потом спущен опять на землю. Он рассказывал окружающему его народу, что слышал на небе, как пели Святые Ангелы! Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный. Умиленный народ,  повторив эту молитву, прибавил «помилуй нас», и землетрясение прекратилось.

- Николай, сделай обобщение по материалу.

- Из истории молитвы мы видим, что молитва «Трисвятое помогла людям остановить стихийное бедствие.

Учитель: Молитва – это разговор с Богом, это дыхание, необходимое для духовной жизни. Через молитву мы обращаемся к Богу, и Господь слышит и помогает нам. А бывает и так, что мы обращаемся к святому о помощи, и он ходатайствует за нас перед Богом.

 (На доске иконы: Матроны Московской, Николая Чудотворца, Ефросинии Колюпановской)

- Кто это? (Святые Угодники Божьи)

- Название их.

- Дома вы должны были узнать, в каких житейских нуждах молятся этим святым?

- Николаю Чудотворцу?

- Матроне Московской?

- Ефросинии Колюпановской?

- Назовите святых нашей земли Тульской (Ефросиния Колюпановская)

Вывод (делают дети): из всего сказанного мы можем сделать вывод, что молитва святых Угодников Божьих помогает людям в различных житейских нуждах, нужно только почаще молиться, и просить о помощи, и, конечно же, верить.

III. Физкультминутка (под звон колоколов выполняют упражнения для глаз)

IV. Изучение нового материала.

- Тема нашего необычного урока – урока-исследования: «Православная вера».

- Сегодня мы попытаемся ответить вопрос: как православная вера помогала людям выстоять в трудные минуты их жизни?

- Что такое православная вера? (Дети высказывают свое мнение)

- Что же такое «православная вера» - Слайд 1

- Прочитайте вслух (Вера является в человеке заботой об исполнении евангельских заповедей, возрастает по мере их исполнения. Святитель Игнатий).

- Лично мы не видим Христа, нашего Спасителя, но верим, что он есть. Вера в Бога свойственна человеку как образу Божиему по природе. История религии показывает, что за все время существования людей на земле не было ни одного народа, не имеющего веры в Бога.

Но нужно, чтобы православная  вера не только была, она должна расти и укрепляться.

Хороший совет дает нам святитель Феофан Затворник  - Слайд 2.

- Что такое Евангелие? (Священное писание о Спасителе и спасении человечества). 

- То есть когда мы слышим слово Божие, вера в нас возгорается. Мы начинаем жить благочестиво, соблюдать заповеди Божьи.

IV. Исследовательская работа по плану. Слайд 3.

- На дом вам был дан план. По нему вы занимались исследовательской работой.

- Что вы исследовали? (Как православная вера помогала людям выстоять, выжить в трудные годы).

- Обратите внимание, с какого века начинается наше исследование?

- Почему именно с X века? (В X веке было Крещение Руси) Слайд 4

- Кто занимался исследованием X века?

2 ученик:

Владимир Святославович, великий князь Киевский. Он был внуком княгини Ольги. В молодые годы он был язычником (язычество- демонопоклонничество, вера не в единого Бога, а во множество богов), и жизнь вел нечестивую, отличаясь властолюбием.

В 987 г. он принял крещение и в 988 году разрушил в Киеве идолопоклонение и обратил в православие киевлян, положив начало распространению христианства по всей Руси.

3 ученик:

Владимир заболел. Он внезапно ослеп. Приехала его невеста Анна и, увидев плачевное состояние жениха, прониклась жалостью к нему. «Крещение исцелит тебя», - утешала его Анна. Владимир поверил ей, крестился и … прозрел.

«Ныне познал я истинного Бога», - воскликнул исцеленный князь.

Учитель (дополняет): После крещения св. Владимир превратился в милосердного и кроткого христианина, чем заслужил себе справедливое прозвание «Владимир Красное Солнышко».

- Смотрим на план. Следующий век XIII. Слайд 5.

- Кто занимался исследованием XIII века?

4 ученик:

Святой благоверный князь Александр – величайший полководец Древней Руси. В целом ряде сражений русские войска под руководством князя Александра, отстояли северо-западные границы Руси и защитили Русскую православную церковь от католических завоевателей. Умелой политикой Святой князь смягчил агрессивность царских ханов, добиваясь от них различных уступок в пользу русских.

1263 г. возвращаясь из Орды, он тяжело заболел, ушел в Городецкий монастырь и там скончался.

5 ученик:

В это время во Владимире митрополит Кирилл, совершал в соборе Богослужение и увидел вдруг, как ангелы возносят душу князя Александра на небо. Взволнованный митрополит вышел на амвон ((возвышение) — специальное сооружение в христианском храме, предназначенное для чтения Священного Писания, пения или возглашения некоторых богослужебных текстов, произнесения проповедей)  и сказал: «Зашло солнце земли Русской»

6 ученик:

При отпевании князя святость его была открыта в чудесном явлении: когда митрополит хотел по обычаю вложить в руку почившего разрешительную грамоту, усопший вдруг протянул руку и взял ее сам.

Учитель дополняет: Александр Невский был причислен к лику святых не за военные заслуги, а за святость. Главное в его жизни было милосердие и человеколюбие, а не жажда власти. «Не в силе Бог, а в правде», - любил повторять Александр Невский.

- Кто занимался исследованием XIV века?

7 ученик: Слайд 6.

В 1395 году полчище, во главе с Тамерланом, приближалось к Москве. Великий князь Василий повелел привезти чудотворную икону Божией Матери из Владимира в Москву.

В тот самый час, когда москвичи встречали икону, Тамерлану, задремавшему в своем шатре, приснилось, что увидел он большую гору. С ее вершины шли святители с золотыми жезлами, а в сиянии увидел он лучезарную Деву с мечом, нацеленным на него. Тамерлан проснулся и повернул свои полчища назад.

8 ученик: Слайд 7.

В одно из нашествий татар Костромской князь Георгий Васильев страшась, что его город постигнет та же участь, что и другие города, со слезами молился перед Федоровской иконой Божией Матери. Он взял ее с собой на поле битвы. Икону несли перед ополчением. Татары, обнажив мечи, уже шли в наступление, но вдруг яркие лучи, исходящие от иконы ослепили их. Татары бросились в бегство. Божия Матерь  спасла Кострому.

Ученик вывод: В период нашествия монголо-татарского ига на русские земли наш народ верил в силу Божией Матери и по своей вере получал помощь и поддержку.

- Смотрим на план XVI век. Слайд  8.

- Кто занимался исследованием этого века?

9 ученик:

В 1553 году в Ярославле в Толгский монастырь приехал царь Иван Грозный, одолеваемый болезнью ног. После молебна (краткое общественное богослужение просительного или благодарственного характера с молитвенным обращением к Богу, Богоматери или святым) произошло исцеление царя.

С тех пор он стал покровителем Толгского монастыря. В дни бедствий ярославцы совершали крестные ходы с Толгской иконой Божией Матери, молили о помощи и получали ее.

Учитель добавляет: Главной святыней Ярославля является Толгская икона Пресвятой Богородицы. В Ярославле протекает река Толга, недалеко от реки было явление Богоматери, на этом месте был построен храм для Толгской иконы, а затем основан монастырь. Покровителем Толгского монастыря был Иван Грозный. Он подарил монастырю украшенный драгоценными камнями образ Спаса Нерукотворного.

Вера людей в помощь Божией Матери не только спасала от врагов, но и исцеляла от болезней.

- Кто занимался исследованием XVIII века?

10 ученик: Слайд 9

В 1771 году во время эпидемии моровой язвы жители Владимира пронесли крестным ходом Боголюбскую икону Пресвятой Богородицы, после чего эпидемия чудесным образом прекратилась.

Ученик обобщает: православная вера помогала людям не только защищаться от врагов, но и возвращала к жизни, исцеляла.

- Кто занимался исследованием XX века?

11 ученик: Слайд 10

Случай Второй Мировой войны. Шли бои за Прагу. В подвале одного из домов, откуда не возьмись, около наших солдат оказалась женщина в белом платочке и с посохом в руке. К удивлению всех, она заговорила по-русски:

- Скорее уходите отсюда, а то погибните. Сейчас сюда ударит снаряд».

- Кто ты? – спросили опешившие солдаты.

- Я, Ксения Блаженная, - сказала и исчезла. Солдаты решили на всякий случай уйти из подвала. В него тут же ударила бомба.

Это была Ксения Петербургская.

12 ученик: Слайд 11

Из Владимирского собора северной столицы вынесли Казанскую икону Божией Матери. После молебна священники пошли с иконой к передовой. Немцы гибли тысячами. Пленные потом рассказывали, что перед штурмом русских в небе появилась Божия Матерь, которая была видна всей немецкой армии, и абсолютно у всех отказало оружие. Увидев явление Божией Матери, немцы падали на колени, многие из них поняли, кто помогает русским.

Учитель: Мы закончили наше исследование по векам. Давайте еще раз вернемся к нашему плану, просмотрим его и воспроизведем в памяти все те события, о которых мы услышали. И попытаемся ответить на вопрос, ответ на который так долго искали:

- Как православная вера помогала людям в трудные минуты их жизни?

Дети отвечают на вопрос, обобщают весь материал.

V. Итог урока

- Молодцы, ребята. Сегодня вы все хорошо работали на уроке, добросовестно выполнили домашнее задание. Спасибо вам за урок. Разрешите на память о нашем таком интересном уроке преподнести вам небольшой подарок. (Книгу Бориса Ганаго «Об образе Божием»)


План:

  1. X век. Крещение Руси.
  2. XIII век. Александр Невский.
  3. XIV век. Помощь Пресвятой Богородицы при освобождении родной земли от монголо-татарского ига.
  4. XVI век. Болезнь Ивана Грозного.
  5. XVIII век. Эпидемия моровой язвы во Владимире.
  6. XX век. Помощь Казанской иконы Божией Матери и святой блаженной Ксении Петербургской во время Великой Отечественной войны.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Православная вера» Урок-исследование по основам религиозных культур и светской этики в 3 классе Учитель нач . классов Тулина Л.П.

Слайд 3

«Вера является в человеке заботой об исполнении евангельских заповедей, возрастает по мере их исполнения» Святитель Игнатий

Слайд 4

«Слушай Евангелие, говорящее тебе, и Святых Отцов, объясняющих Евангелие, слушай их внимательно, и мало-помалу вселится в тебя живая вера» Святитель Феофан Затворник

Слайд 5

План: 1. X век. Крещение Руси. 2. XIII век. Александр Невский. 3. XIV век. Помощь Пресвятой Богородицы при освобождении родной земли от монголо-татарского ига. 4. XVI век. Болезнь Ивана Грозного. 5. XVIII век. Эпидемия моровой язвы во Владимире. 6. XX век. Помощь Казанской иконы Божией Матери и святой блаженной Ксении Петербургской во время Великой Отечественной войны.

Слайд 6

Крещение Руси

Слайд 7

Александр Невский

Слайд 8

Владимирская икона Божией Матери

Слайд 9

Федоровская икона Божией Матери

Слайд 10

Толгская икона Божией Матери

Слайд 11

Боголюбская икона Божией Матери

Слайд 12

Ксения Петербургская

Слайд 13

Казанская икона Божией Матери


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе по теме: "Во что верили славяне. Масленица".

Презентация разработана к уроку окружающего мира в 3 классе по теме: "Во что верили славяне. Масленица". В презентации даны загадки, позволяющие учащимся составить представление о характере таких бого...

Презентация к уроку Иудаизм. "Во что верят иудеи".Часть 1 презентации к уроку Иудаизм.

quot;Во что верят иудеи" - часть 1 презентации - сопровождения к урокам модуля "Основы мировых религиозных культур" по теме "Иудаизм"....

Интеллектуальная игра "Верю-не-верю"

Данная игра может стать отличным досугом для учеников начальной школы. Вы можете мспользовать её в готовом виде и сам шаблон для наполнения собственными вопросами и ответами...

Игра-презентация "Верю-не верю" на тему "День детских изобретений"

Игра "Верю-не верю", заключается в том, что дети должны ответить на вопрос: "Верите ли вы, что это изобрели дети". После ответа детей, на следующем слайде появляется правильный отв...

Игра-презентация "Верю-не верю" на тему "День детских изобретений"

Игра "Верю-не верю", заключается в том, что дети должны ответить на вопрос: "Верите ли вы, что это изобрели дети". После ответа детей, на следующем слайде появляется правильный отв...

Первое сентября. Игра "Верю-не верю"

Первое сентября  - важный день в жизни школьника. На этом классном часе ребята узнают много нового и необычного из жизни школьников в других странах....