Формирование функциональной грамотности младших школьников посредством применения кейс-технологии на уроках окружающего мира
материал по окружающему миру (3 класс)

Кривенко Оксана Александровна

В современном мире, характеризующемся быстрым изменением информации и технологий, особую важность приобретает формирование функциональной грамотности учащихся.  Младший школьный возраст является сенситивным периодом для развития ключевых компонентов функциональной грамотности: читательской, математической, естественнонаучной и финансовой.  Уроки окружающего мира предоставляют широкие возможности для интеграции этих компонентов и применения активных методов обучения, способствующих формированию у учащихся умения применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование функциональной грамотности младших школьников посредством применения кейс-технологии на уроках окружающего мира»

Автор статьи:

Кривенко Оксана Александровна

учитель начальных классов

МОУ «Средняя школа №8»

Республика Крым

г. Джанкой

  • Педагогическая проблема, над которой работа ведется в течение последних трех лет, - «Формирование функциональной грамотности посредством применения кейс-технологии на уроках окружающего мира».

Актуальность темы:

В современном мире, характеризующемся быстрым изменением информации и технологий, особую важность приобретает формирование функциональной грамотности учащихся.  Младший школьный возраст является сенситивным периодом для развития ключевых компонентов функциональной грамотности: читательской, математической, естественнонаучной и финансовой.  Уроки окружающего мира предоставляют широкие возможности для интеграции этих компонентов и применения активных методов обучения, способствующих формированию у учащихся умения применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях.

Проблема:

Традиционные методы обучения, ориентированные на передачу готовых знаний, зачастую не формируют у младших школьников умение самостоятельно анализировать информацию, решать проблемы и применять знания на практике.  Существует необходимость в разработке и внедрении эффективных педагогических технологий, направленных на формирование функциональной грамотности учащихся на уроках окружающего мира.

Цель: Выявить и обосновать возможности применения кейс-технологии на уроках окружающего мира для формирования функциональной грамотности младших школьников.

Задачи:

Изучить теоретические основы понятия "функциональная грамотность" и ее компонентов.

Рассмотреть особенности применения кейс-технологии в начальной школе.

Определить потенциал уроков окружающего мира для формирования функциональной грамотности.

Разработать и апробировать серию кейсов для уроков окружающего мира, направленных на развитие читательской, математической, естественнонаучной и финансовой грамотности.

Оценить эффективность применения кейс-технологии на уроках окружающего мира в формировании функциональной грамотности младших школьников.

Объект исследования:

Процесс формирования функциональной грамотности младших школьников.

Предмет исследования:

Кейс-технология как средство формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках окружающего мира.

Гипотеза:

Применение кейс-технологии на уроках окружающего мира способствует формированию функциональной грамотности младших школьников, если:

кейсы разработаны с учетом возрастных особенностей учащихся и содержания учебной программы;

кейсы интегрируют различные компоненты функциональной грамотности (читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую);

реализуется системный подход к использованию кейсов на уроках окружающего мира;

обеспечивается активное участие учащихся в обсуждении и решении кейсов.

Методы исследования:

Теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.

Эмпирические: наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ результатов учебной деятельности учащихся, педагогический эксперимент.

Статистические: обработка данных, полученных в ходе исследования.

Ожидаемые результаты:

Определение критериев отбора и разработки кейсов для уроков окружающего мира, направленных на формирование функциональной грамотности.

Разработка и апробация серии кейсов для уроков окружающего мира по различным темам.

Выявление влияния применения кейс-технологии на развитие читательской, математической, естественнонаучной и финансовой грамотности младших школьников.

Разработка методических рекомендаций для учителей начальных классов по применению кейс-технологии на уроках окружающего мира.

Примеры кейсов (кратко):

Кейс по читательской грамотности: "Загадочный лес". Учащиеся изучают текст о редких растениях леса и отвечают на вопросы, связанные с пониманием текста, поиском информации и анализом содержания.

Кейс по математической грамотности: "Поможем фермеру". Учащиеся решают задачи, связанные с подсчетом урожая, планированием посевных площадей, расчетом затрат и прибыли.

Кейс по естественнонаучной грамотности: "Чистая вода". Учащиеся исследуют причины загрязнения воды в реке и предлагают способы ее очистки.

Кейс по финансовой грамотности: "Семейный бюджет". Учащиеся составляют бюджет семьи, планируют расходы и принимают решения о том, как лучше распределить ресурсы.

Практическая значимость:

Результаты исследования могут быть использованы учителями начальных классов для повышения эффективности процесса формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках окружающего мира.  Разработанные кейсы и методические рекомендации могут быть использованы в системе повышения квалификации педагогических работников.

Эта схема предлагает структуру и основные компоненты исследования. Дальнейшая работа потребует детальной проработки каждого пункта, включая конкретные примеры кейсов, методику проведения эксперимента и критерии оценки эффективности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ, как планируемый результат обучения младших школьников...

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности с целью формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка

В статье предлагаются  дидактически и игровые методы и приёмы по формированию у учащихся начальной школы функциональной грамотности на уроках русского языка...

Мастер – класс «Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»

Цель: познакомить слушателей с приёмами и методами формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и  литературного чтения у младших школьников.Задачи:раскрыть содержание ма...

Приемы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения

Трансформация в современном мире находят свои отражен в обучения и воспитания. Требуется пересмотра целей, результатов образования, методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Совреме...

«Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках »

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней ....

«Формирование функциональной грамотности младших школьников посредством цифровых образовательных ресурсов»

Описывается успешное внедрение цифровых образовательных ресурсов, в том числе самостоятельно созданных, в школьное проcтранство с целью формирования функциональной грамотности в рамках реализации ФГОС...

Формирование функциональной грамотности младших школьников путем применения игровых технологий

Статья исследует влияние игровых технологий на формирование функциональной грамотности у младших школьников. В работе рассматриваются методы, применяемые в образовательном процессе, и их эффективность...