Формирование функциональной грамотности младших школьников посредством применения кейс-технологии на уроках окружающего мира
материал по окружающему миру (3 класс)
В современном мире, характеризующемся быстрым изменением информации и технологий, особую важность приобретает формирование функциональной грамотности учащихся. Младший школьный возраст является сенситивным периодом для развития ключевых компонентов функциональной грамотности: читательской, математической, естественнонаучной и финансовой. Уроки окружающего мира предоставляют широкие возможности для интеграции этих компонентов и применения активных методов обучения, способствующих формированию у учащихся умения применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Формирование функциональной грамотности младших школьников посредством применения кейс-технологии на уроках окружающего мира»
Автор статьи:
Кривенко Оксана Александровна
учитель начальных классов
МОУ «Средняя школа №8»
Республика Крым
г. Джанкой
- Педагогическая проблема, над которой работа ведется в течение последних трех лет, - «Формирование функциональной грамотности посредством применения кейс-технологии на уроках окружающего мира».
Актуальность темы:
В современном мире, характеризующемся быстрым изменением информации и технологий, особую важность приобретает формирование функциональной грамотности учащихся. Младший школьный возраст является сенситивным периодом для развития ключевых компонентов функциональной грамотности: читательской, математической, естественнонаучной и финансовой. Уроки окружающего мира предоставляют широкие возможности для интеграции этих компонентов и применения активных методов обучения, способствующих формированию у учащихся умения применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях.
Проблема:
Традиционные методы обучения, ориентированные на передачу готовых знаний, зачастую не формируют у младших школьников умение самостоятельно анализировать информацию, решать проблемы и применять знания на практике. Существует необходимость в разработке и внедрении эффективных педагогических технологий, направленных на формирование функциональной грамотности учащихся на уроках окружающего мира.
Цель: Выявить и обосновать возможности применения кейс-технологии на уроках окружающего мира для формирования функциональной грамотности младших школьников.
Задачи:
Изучить теоретические основы понятия "функциональная грамотность" и ее компонентов.
Рассмотреть особенности применения кейс-технологии в начальной школе.
Определить потенциал уроков окружающего мира для формирования функциональной грамотности.
Разработать и апробировать серию кейсов для уроков окружающего мира, направленных на развитие читательской, математической, естественнонаучной и финансовой грамотности.
Оценить эффективность применения кейс-технологии на уроках окружающего мира в формировании функциональной грамотности младших школьников.
Объект исследования:
Процесс формирования функциональной грамотности младших школьников.
Предмет исследования:
Кейс-технология как средство формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках окружающего мира.
Гипотеза:
Применение кейс-технологии на уроках окружающего мира способствует формированию функциональной грамотности младших школьников, если:
кейсы разработаны с учетом возрастных особенностей учащихся и содержания учебной программы;
кейсы интегрируют различные компоненты функциональной грамотности (читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую);
реализуется системный подход к использованию кейсов на уроках окружающего мира;
обеспечивается активное участие учащихся в обсуждении и решении кейсов.
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
Эмпирические: наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ результатов учебной деятельности учащихся, педагогический эксперимент.
Статистические: обработка данных, полученных в ходе исследования.
Ожидаемые результаты:
Определение критериев отбора и разработки кейсов для уроков окружающего мира, направленных на формирование функциональной грамотности.
Разработка и апробация серии кейсов для уроков окружающего мира по различным темам.
Выявление влияния применения кейс-технологии на развитие читательской, математической, естественнонаучной и финансовой грамотности младших школьников.
Разработка методических рекомендаций для учителей начальных классов по применению кейс-технологии на уроках окружающего мира.
Примеры кейсов (кратко):
Кейс по читательской грамотности: "Загадочный лес". Учащиеся изучают текст о редких растениях леса и отвечают на вопросы, связанные с пониманием текста, поиском информации и анализом содержания.
Кейс по математической грамотности: "Поможем фермеру". Учащиеся решают задачи, связанные с подсчетом урожая, планированием посевных площадей, расчетом затрат и прибыли.
Кейс по естественнонаучной грамотности: "Чистая вода". Учащиеся исследуют причины загрязнения воды в реке и предлагают способы ее очистки.
Кейс по финансовой грамотности: "Семейный бюджет". Учащиеся составляют бюджет семьи, планируют расходы и принимают решения о том, как лучше распределить ресурсы.
Практическая значимость:
Результаты исследования могут быть использованы учителями начальных классов для повышения эффективности процесса формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках окружающего мира. Разработанные кейсы и методические рекомендации могут быть использованы в системе повышения квалификации педагогических работников.
Эта схема предлагает структуру и основные компоненты исследования. Дальнейшая работа потребует детальной проработки каждого пункта, включая конкретные примеры кейсов, методику проведения эксперимента и критерии оценки эффективности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ, как планируемый результат обучения младших школьников...
Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности с целью формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка
В статье предлагаются дидактически и игровые методы и приёмы по формированию у учащихся начальной школы функциональной грамотности на уроках русского языка...

Мастер – класс «Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»
Цель: познакомить слушателей с приёмами и методами формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения у младших школьников.Задачи:раскрыть содержание ма...
Приемы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
Трансформация в современном мире находят свои отражен в обучения и воспитания. Требуется пересмотра целей, результатов образования, методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Совреме...

«Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках »
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней ....

«Формирование функциональной грамотности младших школьников посредством цифровых образовательных ресурсов»
Описывается успешное внедрение цифровых образовательных ресурсов, в том числе самостоятельно созданных, в школьное проcтранство с целью формирования функциональной грамотности в рамках реализации ФГОС...

Формирование функциональной грамотности младших школьников путем применения игровых технологий
Статья исследует влияние игровых технологий на формирование функциональной грамотности у младших школьников. В работе рассматриваются методы, применяемые в образовательном процессе, и их эффективность...
- Мне нравится (1)