КВН "День зимующих птиц"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Переверзева Наталья Гурбаналиевна

Мероприятие нацелено на формирование экологической грамотности, привлечь внимание подрастающего поколения к проблеме зимующих птиц.

Расширить знания детей о птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл КВН "День зимующих птиц"28.3 КБ

Предварительный просмотр:

Нижнеждановский филиал МКОУ «Рышковская СОШ» Железногорского района Курской области

КВН

«День зимующих птиц»

Подготовила учитель начальных

классов Переверзева Н.Г.

        2025 г.

Цели и задачи:

- Привлечь внимание подрастающего поколения к проблеме зимующих птиц;

 - Содействовать формированию экологической грамотности, развитию познавательного интереса к окружающему миру;

- Вовлечь обучающихся в творческую и практическую деятельность по охране и защите зимующих птиц;

- Воспитание у учащихся активной жизненной позиции в сфере экологии. Вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам. Научить проявлять заботу к ним.

- Расширить знания детей о птицах. Воспитывать чувство понимания прекрасного, любви к природе, бережного отношения к птицам в разное время года.

Оборудование: кормушки, корм для птиц, плакаты, рисунки, фото зимующих птиц,  видеофильмы,  аудиозапись «Пение птиц в зимнем лесу»

Ход  мероприятия:

Организационный момент.

 Ребята, закройте глаза и пробуйте представить себе, что вы услышите (Звучит отрывок записи «Пение птиц»).

- Итак, что вы представили сейчас? (выслушиваются мнения детей).

- В какое время года можно услышать голоса птиц? (ответы детей).

- А как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать такое чудесное птичье пение? (ответы детей).

- Почему? (ответы детей).

Просмотр отрывка фильма «Зимний лес»

- Когда поют птицы? (Кода им тепло, они сыты).

Чтец: «Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в Клубе Веселых и Находчивых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Их можно встретить и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океана. В отличие от млекопитающих, часто ведущих скрытный образ жизни, птицы всегда рядом с нами. Они радуют нас стремительным легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Люди издавна привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их около себя. Зима – тяжёлое время для братьев наших меньших, и переживает её только одна птаха из десяти. Птицы, особенно молодые, не успевают найти достаточно корма и гибнут. Ежегодно с 2003 г. отмечается Международный день зимующих птиц. ( Просмотр видеофильма ИЗ ИСТОРИИ ПРАЗДНИКА )

В честь данного праздника мы сегодня проводим КВН о зимующих птицах. В нём участвуют команды «Синички» и «Снегири».

Начнём конкурс капитанов. Пожалуйста, выйдите на середину сцены. (Капитаны занимают указанные места). Прежде всего, проверим вашу сообразительность.

1. Какую птицу называют лесным доктором? (дятел)

2. Какая птица ходит по стволу вниз головой? (поползень)

3. У какой зимующей птицы самый длинный язык? (дятел)

4. Какая зимующая птица имеет очень длинный хвост? (сорока)

5. Эта птица – труженик, зимой имеет свою кузницу. (дятел)

6. У этой птицы клюв необычный, крестообразный, чтобы шишки легко расклёвывать. (у клеста)

7. Эта небольшая птичка – настоящая красавица. Её ярко-жёлтое брюшко не спутаешь ни с какой другой птицей. (большая синица)

8. Птица с хохолком на голове, прилетающая к нам зимой. (свиристель)

Каждому капитану задается по 4 вопроса.

Ведущий: Просим жюри оценить способности капитанов.

А сейчас начинаем конкурс команд «Кто лучше знает жизнь птиц?»

1. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клесты, зимородки)

2. Птица, которая прилетает к нам с первым снегом? (Снегирь)

3. Какие птицы перекочевывают на зиму к жилью человека? (Синица большая, сорока, ворона, галка)

4. Название какой зимующей птицы созвучно с названием танца? (Чечетка)

5. Назовите зимующих птиц, на голове которых есть хохол? (Свиристель, чечетка, хохлатая синица)

6. В холодную погоду воробьи взъерошенные, почему? (Легче сохранять тепло)

7. Какие птицы строят гнезда в январе? (Клёст)

8. Когда температура тела воробья ниже — зимой или летом? (Температура тела воробья всегда одинакова).

9. Как называются птицы, которые живут с нами постоянно? (Оседлые)

10. Какие птицы живут у нас только зимой? (Чечетки, свиристель).

Жюри, оцените соревнование команд.

Ведущий: Соревнование команд продолжается. Следующий конкурс  на лучшие знания пословиц и поговорок, которые нужно будет соединить между собой. Я раздаю каждой команде первые части пословиц, а вторую часть нужно будет подобрать по смыслу.

1. Слово не воробей... (вылетит – не поймаешь).

2. Лучше синица в руках, чем... (журавль в небе).

3. Всякая птица свое... (гнездо любит).

4. Старого воробья на мякине... (не проведешь).

5. Лес без птиц и птицы без... (леса не живут).

6. Знает птица, что без Родины... (не годится).

7. Всякая птица своим пером... (гордится).

8. Всякая птица по-своему... (поет).

9. У каждой пташки – свои... (замашки).

10. Вороне соколом... (не быть).

11. Мала синичка, да... (коготок остер).

12. Всякая птица своим клювом... (сыта).

13. Сорока без причины не ... (стрекочет).

14. Сорока весть на хвосте... (принесла).

15. Воробьи под кровлю, а совы... (на ловлю).

16. Болтлива как... (сорока).

Ведущая: А теперь загадки о птицах Командам присуждается большее количество очков за большее количество загадок.

  1. Пусть я птичка-невеличка,

У меня, друзья, привычка —

Как начнутся холода,

Прямо с севера сюда.

                     (снегирь)

  1. Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.

                     (синица)

  1. Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистым,

чистым—

Кле! кле! кле!

Поет со свистом.

                    (клёст)

  1. Кто в берете ярко-красном

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит

Все стучит, стучит, стучит.

                    (дятел)

  1. Что за стол среди берез

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом.

                   (кормушка)

  1. Я день-деньской стучу-стучу.
               Я врач лесной. Я лес лечу.

                     (дятел)

7)  Я весь день ловлю жучков,
           Уплетаю червячков.
           В тёплый край я не летаю,
           Здесь под крышей обитаю.
           Чик-чирик! Не робей!
            Я бывалый ...

                     (воробей)

8)  Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона.
Это кто ? ...

                    (ворона)

9) Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом
Тут как тут!

                    (снегирь)
10) Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,

Самая болтливая.

                   (сорока)

Ведущий: Ребята, а вы знаете, какой корм любят зимующие птицы?

Учащиеся показывают корма и рассказывают о них:

- Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни.

- Семена дыни и тыквы едят почти все птицы, кроме синицы и поползней.

- Овес, если нет ничего лучше, едят овсянки, воробьи, синицы.

- Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьев.

- Семена репейника – основной корм щеглов.

- Семена лебеды, полыни, конопли, конского щавеля, крапивы, охотно едят все зерноядные птицы.

- Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.

- Хлебные крошки едят синицы и воробьи.

- Сыро (несоленое) сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов.

- Сырое мясо – хорошая пища для синиц и поползней, а так же для ворон, галок и сорок. Сало и мясо подвешивают на ниточках.

Ведущий: Ребята, вы запомнили, какой корм едят зимующие птицы? Давайте проверим! Объявляется игра “Покормите птиц”. (На картинке кормушки записывают названия  корма  птиц)

Ведущий: Молодцы, ребята! Вы научились определять корм и знаете, кто из зимующих птиц, какой корм любит. А сейчас познакомьтесь и запомните правила подкормки птиц.

  1. Во время подкормки птиц не сорите в лесу, парке, саду: не оставляйте там газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки.
  2. Кормушки для птиц должны быть очень скромными, лучше не раскрашенными.
  3. Корма в кормушках должно быть немного и только нужного птицам: семена дикорастущих трав, крошки хлеба, подсолнухи, кусочки несоленого сала.
  4. Кормите птиц регулярно. Птиц нельзя подкармливать время от времени: именно зимой им очень нужна ваша поддержка, именно в морозы и метели гибнет большая часть птиц.

Ведущий: Сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы викторины «Что

ты знаешь о зимующих птицах?»

1.Назовите 8—10 видов птиц, зимующих в нашей местности. (Синица,

снегирь, дятел, воробей, сорока, свиристель чечетка, чиж, щегол,

овсянка, клест, сойка, поползень, голубь)

2. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (Тетерева, рябчики,

куропатки)

3. Пользу или вред приносит человеку зимой синица, когда все насекомые

спят? (Пользу, они уничтожают зимующих насекомых)

4.Какая птица выводит птенцов зимой. Её называют «священная птица».

(Клёст)

5. Какая птица наших мест насиживает птенцов зимой? (Клест)

6. Какая певчая птица достает себе пищу, ныряя под лед и бегая под водой?

(Оляпка)

7. Какая птица на зиму белеет? (Белая куропатка)

9

8. Когда температура тела воробья ниже — зимой или летом?

(Температура тела воробья всегда одинакова)

9. Назовите корма для зимней подкормки птиц. (Семена подсолнуха,

конопли, арбуза, дыни, тыквы, лебеды, крапивы, репейника, конского

щавеля, ягоды рябины, бузины, клюквы, хлебные крошки, сырое сало

и мясо)

10. Какой корм недоступен для воробьев в зимнее время и охотно

поедается большими синицами и поползнями? (Семена арбузов)

11.Название, какой птицы происходит от названия музыкального

инструмента? (Свиристель)

Ведущий: Следующее задание по тени найти птицу.

Ведущий: Кто быстрее соберёт картинку зимующих птиц.

Ведущий: Найти четвертого лишнего.

Ведущий: Сегодня мы поговорили о разных зимующих птицах. С

наступлением холодов птицам трудно добывать себе корм, поэтому мы

всегда должны помнить об этом, насыпая корм в кормушки. Давайте не

забывать о зимующих птицах и помогать им, выживать в холодное

время. Птицы будут благодарны нам. Весной они заведут трель, а летом

спасут урожай от насекомых!

Жюри подводит итоги . Команды награждаются грамотами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зима. Зимующие птицы. Конспект логопедического занятия.

Конспект логопедического занятия ( с приложением) из моего методического пособия "Зимующие птицы. Развитие лексико-грамматических категорий и связной устной речи на занятиях в специальной  (корре...

В гости к зиме. Птицы зимой.

Данная презентация создана на весь урок. Некоторые слайды соединены в 1 слайд с целью уменьшения объема. Для использования придется просто раскидать все по местам....

"В гости к зиме. Птицы зимой"

Данная работа поможет раскидать слайды к презентации "В гости к зиме. Птицы зимой", которая была сжата и сокращена с целью уменьшения объема....

Где зимуют зимуют птицы?

Презентация к уроку окружающего мира. 1 класс. Плешаков. (УМК "Школа России")...

Открытый урок "Где зимуют птицы. Зимующие птицы Тувы"

Технологическая карта и презентация урока...

Птицам холодно зимой- птицам голодно зимой

Методическая разработка по внеурочной деятельности "Юный эколог" на тему: "Птицам холодно зимой- птицам голодно зимой"...