растениеводство
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
знакомство с растениеводством как отраслью сельского хозяйства, группами культурных растений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rastenievodstvo_2.docx | 45.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Дата: 25.01.2024
Класс: 3
Дисциплина: окружающий мир
Образовательная система: Школа России
Тема: Растениеводство
Тип урока: Открытие нового знания
Цель:
Деятельностная: знакомство с растениеводством как отраслью сельского хозяйства, группами культурных растений.
Содержательная: формирование умения сравнить культурные растения и описывать их по плану.
Задачи:
Дидактические:
- Сформировать понятие «растениеводство», «отрасль».
- Познакомиться с группами культурных растений;
- Группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию;
- Описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные признаки и характерные свойства;
- Использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека;
- Создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе.
Развивающие:
- На основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве);
- Выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- Формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
- Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования);
- Находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию;
- Читать и интерпретировать графически представленную информацию: схему, иллюстрацию;
Воспитательные:
- Осознавать ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственно потреблять и бережно относиться к результатам труда, навыкам участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;
- осознавать роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред;
- Проявлять познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Формулирует понятие «растениеводство», «отрасль».
- Знакомится с группами культурных растений;
- Группирует изученные объекты живой и неживой природы, проводит простейшую классификацию;
- Описывает на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные признаки и характерные свойства;
- Использует знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека;
- Создаёт по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе.
Личностные:
- Соблюдает правила организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполняет правила безопасного поведении в окружающей среде;
- Осознает роль человека в природе и обществе, принимает экологические нормы поведения, бережного отношения к природе, не принимает действия, приносящие ей вред;
- Проявляет познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
Метапредметные:
Познавательные:
- На основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливает связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве);
- Находит закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
- Выявляет недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- Формулирует с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозирует возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
- Формулирует выводы и подкрепляет их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования);
- Находит и использует для решения учебных задач текстовую, графическую информацию;
- Читает и интерпретирует графически представленную информацию: схему, иллюстрацию.
Коммуникативные:
- В процессе диалогов задает вопросы, высказывает суждения, оценивает выступления участников;
- Конструирует обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкрепляет их доказательствами;
Регулятивные:
- Планирует самостоятельно или с помощью учителя действия по решению учебной задачи;
- Осуществляет контроль процесса и результата своей деятельности;
- Находит ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
- Понимает значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвует в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру).
Оборудование: учебник, презентация, конверты, карточки, задания из рабочей тетради
Для учителя:
1. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 2/ А.А. Плешаков – 3-е изд. – М.: Просвещение, С. 31-36
2. А. А. Плешаков Окружающий Мир / Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. В. 2 ч. 3 класс Ч.2 3-е изд. М.: Просвещение, С. 19-21
3. Методическое обеспечение для урока окружающего мира по теме «Растениеводство» [Электронный ресурс] – URL: https://kladraz.ru/blogs/anastasija-nikolaevna/konspekt-uroka-po-okruzhayuschemu-miru-3-klas-yekologicheskaja-bezopasnost-shkola-rosi.html (дата обращения:01.01.2024)
План:
1. Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности (1 мин)
1.1. Приветствие
1.2. Проверка готовности
1.3. Мотивация
2. Актуализация и пробное учебное действие (6 мин)
2.1. Проверка домашнего задания в устной форме
2.2. Работа с иллюстрациями
3. Локализация индивидуальных затруднений (3 мин)
3.1. Подведение к теме урока
3.2. Работа с иллюстрациями
4. Целеполагание и построение проекта коррекции выявленных затруднений (1 мин)
4.1. Формулирование темы урока
4.2. Формулирование цели и задач урока
4.3. Планирование своей деятельности
5. Этап реализации построенного проекта (18 мин)
5.1. Что такое растениеводство?
5.1.1. Беседа по теме урока
5.2. Разнообразие культурных растений
5.2.1.Групповая работа
5.3. Для чего нужно растениеводство?
5.3.1. Работа с учебником
Физкультминутка (1 мин)
6. Обобщение затруднений во внешней речи (6 мин)
Труд растениеводов
7.Самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (4 мин)
Выполнение теста
8. Включение в систему знаний и повторение (3 мин)
8.1.Подведение итогов
8.2.Беседа по теме урока
9. Рефлексия деятельности на уроке (2 мин)
9.1. Рефлексия деятельности на уроке
9.2. Домашнее задание
Ход урока
Этапы урока, их задачи | Главные вопросы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы и приёмы работы | Форма организации УД | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля и взаимоконтроля | Планируемые результаты | ||
ПР | МЕТ | Л | ||||||||
1. Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности. Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности. | 1.1. Приветствие – Здравствуйте, ребята. Меня зовут Виктория Владимировна, и я сегодня проведу у вас урок окружающего мира. 1.2. Проверка готовности – Проверьте готовность к уроку. 1.3. Мотивация - Ребята, на слайде изображена формула успеха. (слайд) Я предлагаю вам выбрать из всех качеств, представленных на слайде, только те, которые помогут нам достичь успеха на сегодняшнем уроке. (старание, внимание, сообразительность). Вот так выглядит наша формула успеха. - Почему вы выбрали именно эти качества? - Ребята. Я желаю вам быть активными, внимательными и трудолюбивыми, чтобы добиться успеха на уроке и получить хорошие отметки. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Старание, внимание, сообразительность Они помогут нам на уроке. | Беседа Формирование готовности восприятия учебного материала Формула успеха | Фронтальная | Презентация | Фронтальный контроль | К1 К2 | Л3 |
2. Актуализация и пробное учебное действие. Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. | 2.1. Проверка домашнего задания в устной форме -Ребята, а кто напомнит мне, как называется большой раздел, который вы изучаете уже несколько уроков подряд? («Чему учит экономика») -Тогда скажите мне, о какой теме вы говорили на прошлом уроке? («Полезные ископаемые») -А что вы рассматривали в теме урока? (что такое полезные ископаемые, для чего люди добывают их, применение полезных ископаемых, способы добычи) -Ребята, а что такое полезные ископаемые? -Посмотрите на слайд и выберите правильный ответ (богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве) -Ребята, когда я шла к вам на урок, по дороге я увидела 3 полезных ископаемых, какой из них каменный уголь?(2) -Как вы догадались, что это именно он? -Ребята, а как называется место, где залегают полезные ископаемые?( месторождение) -А кто отыскивает месторождения полезных ископаемых?( геолог) -Ребята, у вас на столах лежат листочки со схемой. Ваша задача: написать названия полезных ископаемых к каждой группе (Металлические(рудные): железная руда, магнитный железняк, никелевая руда. Горючие: нефть, газ, торф. Строительные: известняк, песок, гранит.) -Давайте проверим, что у вас получилось. -..прочитай 1 группу, что ты записал -..2 группу ..3 группу | -чему учит экономика «Полезные ископаемые» Приводят примеры | Проверка изученной темы Работа с иллюстраци-ями Мыслитель-ная Деятель-ность | Фронта льная Фронта льная Фронта льная Самостоя тельная Фронта льная Фронта льная | Презента-ция презентации Карточки Иллюстра-ции | Фронта-льный контро ль | П2 П3 | П1 К1 К2 К3 | Л1 | |||||
3. Локализация индивидуальных затруднений. Цель: осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий | 3.1. Подведение к теме урока -Мы с вами выяснили, что раздел, который вы изучаете называется «Чему учит экономика» -А кто мне может назвать отрасли экономики? (сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля). -Сегодня нам предстоит познакомиться с ещё одной из таких отраслей сельского хозяйства, а о какой вы догадаетесь сами. -Отгадайте, о чём пойдет речь на уроке Дышит, растет, А ходить не умеет (растение) 3.2.Работа с иллюстрациями -Молодцы, ребята. Посмотрите, пожалуйста, на доску. -Как вы думаете, на какие группы можно разделить эти растения? (культурные и дикорастущие) -Представьте, что вы гуляете по лугу, в лесу, и вас окружают растения. Какие это растения? Как их можно назвать одним словом?(дикорастущие) -Почему?( потому что растут сами, их никто не сажал, никто за ними не ухаживал) -Молодцы, а когда вы пришли в огород, там растут какие растения?(культурные) -Почему?(их посадил человек и ухаживал за ними) -Человек окультурил более 2,5 тысяч видов диких растений. Уже в каменном веке он стал разводить растения вблизи своего жилища, потом отбирать лучшие экземпляры. Более 8 тысяч лет человек выращивает пшеницу, кукурузу, тыкву, ячмень, лук, рис, картофель и горох. Передвигаясь по миру, люди перевозили растения. Попадая в новые условия, растения изменялись, появлялись их новые разновидности. | -дикорастущие -культурные | Мыслитель-ная Деятель-ность | Фронта льная | Фронта-льный контро ль | П2 П3 К1 К2 Р2 К3 | Л2 Л1 | |||||||
4. Целеполагание и построение проекта коррекции выявленных затруднений. Цель: постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. | 4.1. Формулирование темы урока -Ребята, как вы думаете, чему будет посвящён наш сегодняшний урок? (растениеводству) -Давайте откроем учебник на странице 51-ой и проверим ваши предположения. 4.2. Формулирование цели и задач урока -Какую цель мы с вами поставим? (Познакомиться с растениеводством) -А какие задачи мы поставим перед собой? (слайд) 1) Узнать, что такое растениеводство 2) Научиться различать культурные и дикорастущие растения 4.3. Планирование своей деятельности – Ребята, а что нам нужно сделать, чтобы достичь поставленной цели и решить поставленные задачи? (Работать с рисунками и текстом учебника, выполнять задания, которые нам предлагают авторы учебника.) | Строят предположе-ния Мыслитель-ная Деятель-ность | Фронта льная Фронта льная | Фронта-льный контро ль | П4 К1 К2 Р2 К3 | |||||||||
5. Реализация построенного проекта Цель: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. | 5.1. Что такое расте неивод ство? 5.2.Раз нообра зие культур ных расте ний 5.3. Для чего нужно расте- ниевод ство? | 5.1.1.Беседа по теме урока -Ребята, а кто знает, что такое сельское хозяйство? -А что такое растениеводство? -Давайте попробуем сформулировать, что такое растениеводство -Молодцы, давайте проверим ваши предположения. Откройте учебник на 51-ой странице. ..прочитай, что такое растениеводство -Поднимите руки, чьи предположения оказались верными. -Откройте рабочую тетрадь на стр.32-ой и запишите определение «растениеводство» 5.2.1.Групповая работа -Ребята, сейчас я вам предлагаю разделиться на группы -Сейчас я вам раздам листочки с культурными растениями, а вы должны будете сравнить их между собой: найти сходства и различия. -Составьте устно описание каждого растения по плану: 1. Как называется растение? 2. К какой группе относится(дерево, кустарник, травянистое растение)? 3. Где его выращивают(в поле, в огороде, в саду)? 4. Как человек использует это растение? -План у вас есть на слайде и в учебнике на 51-ой странице -Запишите названия рассмотренных растений в рабочую тетрадь на стр.32-ой, задание 3 -Расскажите о своём растении по плану 5.3.1. Работа с учебником -Молодцы, ребята, а как вы думаете, для чего люди занимаются растениеводством? (ответы учащихся) -Давайте проверим ваши предположения. Откройте учебник на 51-ой странице. -..прочитай 1 абзац в самом низу -…3 абзац, 4 абзац -Так для чего же люди занимаются растениеводством?( чтобы получить продукты питания и корм для животных) -ребята, давайте запишем в рабочую тетрадь, какие из ваших потребностей удовлетворяются с помощью растениеводства. -Откройте тетрадь на 32-ой странице. Задание номер 2 -Приведите примеры зерновых культур -Приведите примеры кормовых культур -Приведите примеры прядильных культур -Запишите в рабочую тетрадь все эти примеры на 33-ей странице самое первое задание. | -выращивание растений Составляют описание растений Предполагают Приводят примеры Выступают с сообщениями | Мыслитель-ная Деятель-ность Составление описания растений по плану Мыслитель-ная Деятель-ность Выступления учащихся Проверка прослушан-ного Физ.минутка | Фронта льная групповая Фронта льная Фронта льная Фронта льная | Презента-ция Карточки Выступле-ния | Фронта-льный контро Ль Взаимо-провер Ка Фронта-льный контро ль | П1 П4 П5 П6 | П3 П5 П6 П7 К1 К2 Р2 К3 К5 | Л1 Л2 Л3 | ||||
6. Обобщение затруднений во внешней речи. Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднения. | Труд растениеводов -Ребята, посмотрите на слайд, как вы думаете, эти люди имеют какое-то отношение к растениеводству? -Давайте попробуем угадать профессии этих людей. Наверху картинка с профессией человека, а внизу название этой профессии. Ваша задача: соотнести картинку и название. -молодцы. -Ребята, давайте прочитаем про труд растениеводов.Откройте учебник на 53-й странице | Работа с учебником | Фронта льная | Работа с учебником Выступле-ние | Фронта-льный контро ль | П5 | П3 П5 П6 П7 К1 К2 К3 | Л3 | ||||||
7. Самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Цель: интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха. | Тест -ребята, я хочу проверить, как вы усвоили тему. Давайте с вами решим тест по изученной теме. -переверните листочки и приступайте к работе | Выполняют работу Проводят проверку | Работа в рабочей тетради Самостоятель-ная работа -проверка | Самостоя- тельная Фронта льная | Самостоя-тельная работа проверка | Фронта-льный контро Ль Взаимо-проверка | П3 П5 П7 К1 К2 К3 | Л2 | ||||||
8. Включение в систему знаний и повторение. Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. | 8.1.Подведение итогов - Итак, давайте вспомним, как называлась тема нашего урока? - Какую цель мы ставили на урок? (познакомиться с растениеводством) - Поднимите руку, если считаете, что мы достигли цели. 8.2.Беседа по теме уроке -Как растениеводство связано с промышленностью? -Какие растения люди выращивают на корм скоту? -Итак, что такое растениеводство? - Ребята, как вы думаете, где вам пригодятся полученные знания? | Мыслитель-ная деят-ть беседа -оценка своей деят-ти Мыслитель-ная деят-ть | Фронта льная | Фронта-льный контро Ль Фронта-льный контро ль | П5 | П5 К1 К2 К3 | Л3 Л2 | |||||||
9. Рефлексия деятельности на уроке. Цель: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности. | 9.1. Рефлексия деятельности на уроке -Ребята, наш урок подошёл к концу. -Возьмите листочки и ответьте на вопросы 9.2. Домашнее задание -Прочитать текст на стр.51-54, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на стр.54 Рабочая тетрадь: № 6, №7 -И задание по желанию: прочитать страничку для любознательных на стр. - Спасибо за урок. Мне было приятно с вами работать. До свидания. | Самооценка Рефлексия | Самостоя-тельная | карточки | Самооцен-ка | П6 К1 К2 К4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Растениеводство в нашем крае.
Растениеводство в нашем крае. Презентация к уроку окружающего мира. УМК "Школа России" 4 класс....
Схема по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков отрасли растениеводства
Схема по окружающему миру по теме "Растениеводство 3 класс....
Растениеводство Кировской области
Презентация по программе А.А.Плешакова, рассказывающая о расениях, произрастающих на территории Кировской области. В презентации представлен достаточно полный матриаал о пользе растений...
Растениеводство
Урок-презентация для 4 класса по окружающему миру, СРО Л. В. Занкова...
Презентация к уроку окружающего мира "Растениеводство"
http://www.uchportal.ru/load/0-0-1-26414-20...
"Растениеводство в нашем крае" , 4 класс
Презентация к окружающему мирув 4 классе (Школа России)....
Растениеводство в нашем крае
Открытый урок по окружающему миру в 4 классе (с презентацией) (УМК "Школа России")...