Конспект урока по теме " Золотое кольцо России"
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс)

Голикова Марина Анатольевна

Данный материал используется на уроке усвоения новых знаний. Материал расширит кругозор учащихся в области достопримечательностей древних городов России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру

Класс: 3

Тема: «Золотое кольцо России»

(учебник «Окружающий мир» автор А.А.Плешаков )

Учитель: МОУ Некоузской СОШ Голикова М.А.

Цель урока: познакомить детей с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностями.

Задачи:

  1. Развивать информационную грамотность учащихся, познавательные процессы.
  2. Расширять словарный запас, продолжить работу по формированию связной речи.
  3. Развивать память, мышление, воображение, творческие способности.
  4. Воспитывать любовь к России, ее духовному наследию.
  5. Воспитывать культуру поведения, взаимопомощь.
  6. Создать благоприятную психологическую атмосферу на уроке для поддержания работоспособности и сохранения здоровья.

Оборудование: учебник, мультимедийная доска, презентация, раздаточный материал, план рассказа о городе, карта России, фотографии достопримечательностей.

Ход урока

#1054;рганизационный момент

-Здравствуйте, ребята!

-Посмотрите друг на друга. Пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.

2. Введение в тему урока.

– Ребята, вы любите путешествовать? (Ответы детей.)

Я просила вас к нашему уроку принести в класс свои фотографии, сувениры из разных городов России, где вы побывали со своей семьёй. Расскажите нам где вы были и что вас впечатлило больше всего.

( Ответы детей)

3. Сообщение темы и целей урока.

- Ребята, сегодня на уроке мы отправимся в необычное путешествие по

« Золотому кольцу России».

- Какие вопросы у вас появились, после того, как вы прочитали тему урока? (Почему кольцо? Почему Золотое?)

-Может быть, у кого-то из вас есть какие-то предположения, варианты ответов? (Ответы детей.)
Тогда мы с вами можем выдвинуть гипотезы (
предположения детей):

– Кольцо, так как наш путь будет напоминать кольцо.

– Золотое, так эти города являются достоянием нашего государства, в них много памятников истории, архитектуры, искусства, а в конце урока увидим оказались ли наши гипотезы верными.

_ Ребята, у вас на столе лежат листы самооценки. Оцените свои знания по данной теме в начале урока.

( Дети заполняют листы самооценки. Проверка.)

« Золотое кольцо России»

Лист самооценки

Начало урока

Конец урока

Знаю всё по теме и могу рассказать одноклассникам

Знаю всё по теме и могу рассказать одноклассникам

Знаю мало

Знаний стало больше по теме

Ничего не знаю

Ничего не узнал

– Целью нашего урока: познакомиться с городами « Золотого кольца» и их достопримечательностями.

4. Изучение новых знаний.

- Украшением России являются древние города России: Сергиев-Посад, Переславль-Залеский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Плёс, Иваново, Суздаль, Владимир.

- В путешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из Москвы. Давайте посмотрим на карту России.( карта на доске)

(На карте указан маршрут следования.)

- Покажите на карте столицу нашей Родины.

-Что особенно запомнилось?

-Кто основал Москву?

-Какие достопримечательности этого города вы знаете ?

( Ответы детей)

- Сегодня в нашем долгом путешествии не обойтись без помощников – экскурсоводов.

Экскурсовод 1: Здравствуйте, ребята. Из Москвы мы отправляемся на северо-восток. И вот мы прибываем в город Сергиев-Посад.

Он назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь – Троице-Сергиева лавра. Слово “лавра” означает главный, самый важный монастырь. И он действительно признан главным монастырём России. На территории Троице – Сергиевой Лавры располагается Московская Духовная академия – старейшее высшее учебное заведение России. В прошлом столетии здесь жили и работали сотни первоклассных мастеров – игрушечников. Не случайно, именно здесь находится единственный в России “Музей игрушки”, в котором насчитывается около 30000 экспонатов. Счастливого пути!

- Едем дальше

-Ребята, о каких достопримечательностях этого города вы узнали ?

( Ответы детей)

Давайте найдём этот город на карте и отметим его.

Экскурсовод 2: Добрый день! Из Сергиева – Посада мы едем в Переславль-Залесский.

Этот город, также как Москва, был основан князем Юрием Долгоруким. Он раскинулся на берегу живописного Плещеева озера. Переславль считается одним из заповедных и привлекательных городов Золотого кольца, а также считается родиной русского флота. Здесь сохранились старинные церкви и другие творения русского зодчества: Спасо-Преображенская церковь, Никитский и Горицкий монастыри, уникальные Музей Утюга и Музей Чайника. Счастливого пути!

-Ребята, о каких достопримечательностях этого города вы узнали ?

(Ответы детей)

-Давайте найдём этот город на карте и отметим его.

-Ребята, закройте глаза и послушайте аудио запись.

( Звучит колокольный звон)

-Что вы услышали ?
-Какие чувства у вас возникли при прослушивании колокольного звона ?

( Ответы детей)

-Сейчас узнаем из какого города доносился этот звон.

Экскурсовод 3: Затем наш путь лежит в Ростов.

Этот город – один из самых древних в Золотом кольце, и уже в давние времена его с уважением называли Великим. Самая замечательная часть города – Ростовский Кремль.

За его белыми стенами видны многочисленные купола церквей, колокола которых славятся своим мелодичным звоном. Так же известны на весь мир Дмитриевский храм и Церковь Иоанна Богослова.

Ростов славится знаменитой ростовской финифтью. Это очень красивые украшения с эмалью – броши, серьги, браслеты, которые хранятся в музее Финифти, и вызывают восхищение окружающих. Счастливого дальнего пути!

-Ребята, о каких достопримечательностях этого города вы узнали ?

(Ответы детей)

-Давайте найдём этот город на карте и отметим его.

5. Работа в парах.

- Соедините название города с достопримечательностями.

( дети выполняют задание на карточке)

  1. человек( пара) работает у доски. Проверка.)

Соедини названия городов с достопримечательностями

Сергиев-Посад

Музей Утюга и Чайника

Переславль-Залесский

Синь-камень

Музей игрушек

Ростов Великий

Горицкий монастырь

Троице-Сергиева лавры

Дмитриевский храм

#1056;абота в группах.

-А сейчас мне бы хотелось, чтобы каждый из вас побыл в роли экскурсовода. Вы будите работать в группах. Ваша задача рассказать о городах как можно ярче, интереснее, чтобы каждый из присутствующих захотел отправиться в путешествие по этим городам.

У вас на столах план составления рассказа о городе, фотографии достопримечательностей, учебник, дополнительная информация о городе.

На выполнение задания у вас 6 мин.

- По истечению времени слушаем ответы групп.

План

1. Название города.

2. Достопримечательности города (памятники, храмы, музеи).

#1048;нтересный факт о городе (расположение улиц, происхождение города, кем был основан город).

Пользуйтесь учебником и дополнительной информацией.

7. Работа по теме урока.

- Отгадайте загадку.

На руке и на стене,

И на башне в вышине.

Ходят, ходят ровным ходом

От восхода до захода.( Часы)

- Давайте узнаем, а какое отношение имеют часы к городу Угличу.

( Сообщение экскурсовода из 1 группы)

-Ребята, о каких достопримечательностях этого города вы узнали ?

(Ответы детей)

-Давайте найдём этот город на карте и отметим его.

Физкультминутка.

Ребята, найдите карточки с буквами и составьте название следующего города, в который мы отправимся на экскурсию. ( Карточки заранее учитель спрятал в класес в мало заметных местах.)

( Ярославль)

( Выступление экскурсовода из 2 группы)

-Ребята, о каких достопримечательностях этого города вы узнали ?

(Ответы детей)

-Давайте найдём этот город на карте и отметим его.

- Ребята , а вы знаете где родина у Снегурочки?

Оказывается, что у неё есть собственная резиденция в Костроме.

Великий драматург А. Островский написал своё произведение « Снегурочка» на Костромской земле, а позже по мотивам его пьесы был снят фильм, который навсегда связал сказочную историю с этим городом.

-Давайте посмотрим видео об этом городе и узнаем о его достопримечательностях. ( Дети смотрят видео)

-Ребята, о каких достопримечательностях этого города вы узнали ?

(Ответы детей)

-Давайте найдём этот город на карте и отметим его.

( Выступление экскурсовода о городе Плёс из 3 группы)

-Ребята, о каких достопримечательностях этого города вы узнали ?

(Ответы детей)

-Давайте найдём этот город на карте и отметим его.

#1047;акрепление полученных знаний.

-Ребята, давайте вспомним все города, по которым мы сегодня путешествовали.

Узнай город по его описанию( презентация).

#1048;тог урока

-Какие города «Золотого кольца» вы запомнили ?

-Подтвердилась ли наша гипотеза, что маршрут нашего путешествия похож на кольцо?

-Почему это кольцо Золотое?

Оцените свои знания на листе самооценки. ( Проверка.)

#1044;омашнее задание составить рассказ по плану об оставшихся трёх городах: Иваново, Владимир, Суздаль.

10. Рефлексия(презентация)

Закончите предложение.

#1057;егодня на уроке я узнал…..

#1052;не было интересно…….

#1047;нания, полученные сегодня на уроке, мне пригодятся….

4. У меня хорошее настроение, потому что…….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему " Золотое кольцо России"

Разработка современного урока по окружающему миру. Урок рассчитан на программу " Школа России" ,3 класс....

Конспект урока по теме «Золотое кольцо России. Сергеев посад, Переславль-Залесский»

Цель деятельности учителя: Знакомство с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями. Планируемые результаты: Предметные:-уметь находить на карте города Золотого...

Конспект урока по теме "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний у учащихся о древних городах Золотого кольца России.Планируемые результатыПредметные:знать:историю создания древних русских городов;достопримечательности...

Конспект урока по теме "Золотое кольцо России. Углич, Кострома, Иваново" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности: ознакомление  учащихся с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностями Планируемые результатыПредметные: ...

Конспект урока по теме "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний у обучающихся, о древних городах, которые образуют Золотое кольцо России.Планируемые результатыПредметные: знать: понятие «Золотое кольцо России&ra...

Конспект урока по теме "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностями.Планируемые результатыПредметные:знать: достопримечательн...

Конспект конкурсного урока на тему: «Золотое кольцо России»

Цель урока: создание условий для знакомства с интересными городами нашей страны, которые составляют Золотое кольцо, достопримечательностями этих городов.Задачи:1. Расширить кругозор учащихся в области...