Использование технологии критического мышления в начальной школе для развития естественно-научной грамотности младших школьников
презентация к уроку по окружающему миру (4 класс)
Формирование естественно-научной грамотности невозможно без формирования единой преемственной цепи: восприятие, образы, представление, и только затем ПОНЯТИЯ.
Включение активных методов в учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению.
Технологии критического мышления используются в начальной школе для развития естественно-научной грамотности младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol.docx | 18.41 КБ |
kruglyy_stol.pptx | 327.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на Муниципальной площадке «Школа естественно- научной грамотности» Турецковой Н.И, учителем МАОУ « СОШ №10» от 26.01.2021г
Использование технологии критического мышления в начальной школе для развития естественно-научной грамотности младших школьников
Формирование естественнонаучной грамотности невозможно без формирования единой преемственной цепи: восприятие, образы, представление, и только затем ПОНЯТИЯ.
Включение активных методов в учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению.
Исследователи активных методов обучения отмечают, что усваивается учащимися
90% если обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов
Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому не могут совладать со своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на каждом или на одном уроке.
ТРКМ универсальна.
Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами.
Я остановлюсь на тех, которые применяю на своих уроках в начальной школе. (Слайд 4)
Приём «Корзина идей»
Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения. На доске фиксируются все предположения, и идет работа. (Слайд 5)
Прием «Верите ли вы, что…»
На стадии вызова необходимо вызвать интерес к уже имеющимся знаниям по изученной теме. Ученики обсуждают в группах высказывания.
Кластер (Слайд 6)
Последовательность действий проста и логична:
Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
По мере записи появляется вот такая графическая структура, которая отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
Приём «Инсерт» (Слайд 7)
Во время чтения текста дети делают на полях пометки: «V» - уже знал; «+» - новое для меня; «-» - думал иначе; «?» - не понял, есть вопрос.
Прием «Шесть шляп». 4 класс, тема «Тундра» (Слайд 8)
Класс делится на 6 групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп.
Предлагаю представить свой опыт, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы.
Белая шляпа. Мыслим фактами, цифрами.
Расскажите о тундре только фактами, цифрами.
Желтая шляпа. Позитивное мышление.
Подумайте, что помогает животным тундры переносить суровую зиму.
Черная шляпа. Проблемы.
Приведите примеры отрицательного влияния человека на почву тундры.
Красная шляпа. Эмоции.
Подумайте, какое эмоциональное настроение вы испытываете, когда видите, как вокруг гибнет природа?
Зеленая шляпа. Творчество.
Какие меры помогут сохранить природу тундры?
Синяя шляпа. Философия.
Обобщите высказывания других групп.
Далее просто перечислить приемы по слайдам, не останавливаясь на них (Слайд 9,10,11,12,13)
Итак, приёмы развития критического мышления позволяют сделать работу на уроках более эффективной, интересной и творческой, а главное – результативной.
Человек, обладающий критическим мышлением, отвечает всем требованиям современного общества. Он умеет видеть проблемы и перспективы, ставить четкие задачи, разрабатывать оптимальные пути к их достижению. Он обладает ясным, оригинальным, независимым мышлением, готов к самореализации и самовыражению.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Древняя мудрость гласит: «Мышление начинается с удивления» Активные методы обучения и воспитания – те, которые позволяют «учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями» за счет сознательного «воспитания способностей учащегося» и сознательного «формирования у них необходимых деятельностей». (Г.П.Щедровицкий) Учащимися усваивается 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях; 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем; 90% если обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов.
ТРКМ универсальна учителя разных предметных областей в ООО и СОО администрация при проведении педагогических советов можно и нужно применять в НОО. Критическое мышление – это мышление самостоятельное. Информация является отправным пунктом развития критического мышления . Критическое мышление начинается с постановки вопроса и уяснения проблем. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критическое мышление есть мышление социальное. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими, мы уточняем и углубляем свою позицию.
Приём «Корзина идей» ПОЧВА – это… … земля … растительная земля … вещество … суша, а не вода … место обитания, дом для животных
«Верите ли вы, что…» Вопросы Начало урока Конец урока Ветер может разрушить горы? Опавшие осенью листья вредят почве? 1 см почвы образуется за 300 лет? Норы животных, живущих в почве, разрушают её? Растения участвуют в образовании почвы? Почва и камень родственники? Почва – наша кормилица? «Верите ли вы, что…»
Прием «Кластер» Свойства воздуха Без вкуса Без запаха Без цвета Неосязаемый Сжимается Без формы Проводит звуки Упругий Сохраняет тепло Имеет вес
Прием « Инсерт » « V » «+» «-» «?» «!» - если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете - если то, что вы читаете, является для вас новым - если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете - если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу - если то, что вы читаете, вас удивило
Прием «Шесть шляп» 23.02.2021 8 Правила Надевая шляпу мышления, мы принимаем на себя роль, на которую эта шляпа указывает. Снимая шляпу конкретного цвета, мы уходим от этого типа мышления. При смене одной шляпы на другую происходит мгновенное переключение мышления. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Для обозначения своего мнения можно просто назвать шляпу и тем самым показать, какой тип мышления предполагается использовать.
Прием «Сводная таблица» Линии сравнения Дикие животные Домашние животные Сами добывают пищу + _ Сами устраивают себе жильё + _ Выводят потомство и ухаживают за ним + _ + Защищаются от врагов + _ Линии сравнения Равнины Возвышенности Плоскогорья Цвет на карте зелёный жёлтый Светло – коричневый Высота 0 – 200м 200 – 500м 500 – 800м Линии сравнения Холм Гора подошва + + склон + + вершина + + высота невысокий +
Прием « Синквейн » Кто? Что? Предмет Суть предмета, усиливающая предыдущие две строки Существительное, выступающее как итог Какой? Какая? Какое? Два прилагательных, раскрывающие характерные признаки предмета Что делает? Три глагола, раскрывающие действия предмета Обогащает словарный запас. Подготавливает к краткому пересказу. Учит формулировать идею (ключевую фразу). Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом. Получается у всех.
На уроках окружающего мира Земля Голубая, третья. Вращается, освещается, защищается. Единственная обитаемая планета. Жизнь! Гора Каменная, крутая. Стоит, возвышается, белеет. С подошвой, склонами, вершиной. ВЫСОТА!
Прием «Архивариус» Учащиеся получают « любопытный вопрос» , на который им необходимо самостоятельно найти ответ. Обязательное условие: указание на то, откуда сведения получены. Ценится информация, полученная из энциклопедий, справочников, словарей, художественной литературы.
Приемы технологии критического мышления Верные, неверные высказывания Игра «Верите ли вы?» Дерево предсказаний Фишбоун Кластер Инсерт Таблица ЗХУ Толстые и тонкие вопросы Синквейн В основе технологии лежит системно-деятельностный подход к обучению. Урок построен так, чтобы включить каждого ребенка в учебно-познавательную деятельность. Такой урок заставляет задуматься, учит находить пути решения проблемы, развивает коммуникативные навыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Возможности использования технологии критического мышления в начальной школе»
Введение Все: учителя, школьники, родители выстраивают свой идеал школы. Конечно, этот идеал у нас неодинаков. Но мы уверены, что если собрать все мнения, наверняка получится, что школа, с од...
Использование технологии критического мышления в начальной школе
Использование технологии критического мышления в начальной школе...
Использование технологии критического мышления в начальной школе.
Работая с детьми младшего школьного возраста, я старалась найти такие методы и приёмы работы на уроках литературного чтения, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и...
использование технологии критического мышления в начальной школе
технология критического мышления...
Использование технологии критического мышления в начальной школе.
Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться? Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных ре...
Статья «Использование технологии критического мышления в начальной школе»
Статья «Использование технологии критического мышления в начальной школе»...
Использование технологии критического мышления в начальной школе
В статье дается обоснование для использования технологии критического мышления на уроках в начальной школе...