Космос глазами детей
план-конспект занятия по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)

Материал разаработан, как урок в музее. Можно приурочить ко дню космонавтики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_muzee.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 18 г. Красногорска

Конспект урока в музее космонавтики

« Космос глазами детей»

Составитель:

Учитель начальных классов

Решетняк Татьяна Владимировна


Тема: «Космос глазами детей» 2 класс.

Тип урока. Урок закрепления знаний.

Основные цели:

1) сформировать у учащихся представление о космосе;

2) познакомить с профессией космонавта;

3) сформировать у учащихся опыт УУД на основе метода рефлексивной самоорганизации в учебной деятельности;

4) тренировать мыслительные операции анализ, обобщение, умение наблюдать, выдвигать гипотезы; развивать внимание, память, мышление, речь, коммуникативные качества, познавательный интерес.

5) посетить школьный музей.

Материал к уроку:

Демонстрационный:

Карточки для схемы со словами:

Космос

Планеты

Профессии

Луна

Земля

Астроном

Гагарин

Сатурн

Юпитер

Уран

Венера

Нептун

Меркурий

Марс

Земля

Плутон

Солнце

Звезды

Звездочёт

Ложемент

Ход урока:

#1052;отивация к учебной деятельности.

Дети входят в школьный музей. Музея авиации и космонавтики им. Ю.А. Гагарина.

-Посмотрите, как много интересного вокруг вас.

-Какое настроение у вас сегодня? (Хорошее.)

Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо.

Значит, у нас все сегодня получится.

-Скажите, а вы загадки любите? (Да.)

Там все знаки зодиака-

Водолея, девы, рака.

Светятся и ночью и днём,

Туда смотрит астроном.

(Космос)

-Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? ( О космосе.)

Сегодня мы скучать не будем. Мы перенесёмся в космические просторы, будем говорить о космических объектах, о Солнечной системе и о том, какое место занимает Земля в ней.

-Ребята, но прежде чем отправиться изучать космос, надо подумать для чего нам это надо? ( Выбор целей урока.)

2. Целеполагание.

I. Расширить знания о Солнечной системе.

II. Расширить знания о звездах и планетах.

III. Расширить знания о космосе.

IV. Узнать о космонавтах.

V. Посетить музей.

VI. Рассмотреть экспонаты.

3. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Я предлагаю начать экскурсию с блицопроса.

-Что такое космос? (Вселенная. Пространство, простирающееся за пределами земной атмосферы, со всеми присутствующими в нем объектами )

На доске открывается карточка КОСМОС.

-Какие небесные тела находятся в космосе? ( В космосе находятся звезды, планеты, астероиды, кометы ) Земля, Луна, Солнце это….. (космические тела )

Учитель открывает постепенно схему.

-Назовите спутник земли(Луна)

-Что такое звезды? ( Огненные шары, вблизи похожие на Солнце. Они настолько горячие, что светятся ослепительно ярко. )

-Что образуют солнечную систему? (солнце, вращающие вокруг него планеты со своими спутниками)

-Ближайшая к земле звезда это….(солнце)

-Что вращается вокруг Солнца? Планеты.

-Что в переводе означает «планета»? («блуждающая звезда»)

-Сколько планет вы знаете? (Ответы детей)

Пробное действие.

-Какое задание вы сейчас получите?

- Для чего вы его получите? (Чтобы мы сами поняли, все ли мы знаем)

(Учитель предлагает из предложенных карточек выбрать только те, которые соответствуют названиям планет.)

-Назовите науку, изучающую космические тела? (Астрономия)

-Что вы можете рассказать об астрономах?

Астрономы - люди, изучающие звёзды. Наука о звёздном небе называется астрономией. Астрономия - самая древняя из наук. Первых астрономов называли звездочётами. Известно, что даже пещерные люди наблюдали звёздное небо, потому что на стенах пещер найдены рисунки, свидетельствующие об этом.

-Так сколько всего планет мы знаем? (8)

-А вы говорили 9. Называли планету Плутон. Оказывается, что на Международном совете астрономов в Праге принято решение исключить Плутон из категории планет. После горячих споров ученые сошлись во мнении, что он не соответствует этому статусу, поскольку имеет небольшой размер и неправильную форму орбиты, которая пересекается с Нептуном, и его следует перевести в группу планет-карликов

В процессе работы на доске появилась схема:

Звезды

Солнце Профессии

Астроном

Звездочёт

КОСМОС Космонавт

Планеты Спутник

Меркурий

Земля Луна

Венера

Марс

Юпитер

Сатурн

Уран

Нептун

-Как вы думаете, мы все знаем о космосе?

-Есть еще то, что нам предстоит изучить?

4. Работа над содержанием урока

Звездное небо во все времена занимало воображение людей. Почему зажигаются звезды? Сколько их сияет в ночи? Далеко ли они от нас? Есть ли границы у звездного неба? С глубокой древности человек задумывался над этими и многими другими вопросами, стремился понять, и осмыслить устройство того большого мира, в котором мы живем.

- Назовите планеты гиганты? (Юпитер , Сатурн, Уран, Нептун)

- Назовите планеты земного типа? (Меркурий, Венера, Земля, Марс)

- Назовите самую маленькую планету? (Меркурий)

Теперь мы с вами можем представить планеты Солнечной системы.

Физкультминутка.

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз - Меркурий,

Два - Венера,

Три - Земля,

Четыре - Марс.

Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

За ним - Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

-Наша страна была всегда первой в исследовании космического пространства.

Презентация «Ю.А. Гагарин»

Первый в мире искусственный спутник Земли запущен в нашей стране, которая раньше называлась СССР, 4 октября 1957 года. Но все, же на разведку в космос на космических ракетах сначала отправили не человека, но он не смог ответить на вопрос: а можно ли жить в космосе?

Второй спутник вышел в космос с пассажирами на борту - четвероногие разведчики Белка и Стрелка полетели в космос.

Кроме них летали в космос белые крысы и мыши, все они вынесли необычные условия полёта и вернулись на Землю целыми и невредимыми. Так учёные убедились, что живые существа могут жить в невесомости хотя бы некоторое время.

12 апреля 1961 года с космодрома впервые стартовал космический корабль "Восток", на борту с пилотом-космонавтом Ю.А.Гагариным. 18 марта 1965 г. другой космонавт А.А. Леонов совершил первый в истории человечества выход в открытый космос. Среди космонавтов есть женщины. Валентина Терешкова - первая женщина-космонавт.

Космонавты продолжают дело Ю.А.Гагарина. Их сейчас много, но первым был Гагарин, который шагнул в неизвестность, чтобы указать путь другим.

-А как вы думаете, какими качествами должен обладать космонавт?

( Космонавты - мужественные люди, ответственные, которые могут находиться в космосе многое месяцы, годы.)

Космонавты должны пройти медицинское обследование. Возраст должен быть 25-30 лет.

Рост не более 170 сантиметров. Вес не более 72 килограммов. Космонавт обязан обладать быстротой реакции, физической выносливостью, психической уравновешенностью.

9 декабря 1959 г. Ю.А.Гагарин написал заявление, с просьбой зачислить его в группу космонавтов. Через неделю Юрия вызвали в Москву для медицинского обследования. Отбор был очень строгий. Из 20 кандидатов комиссия выбрала Ю.А. Гагарина

12 апреля 1961 г. В 09:07 с космодрома Байконур стартовал корабль «Восток-1». Это был незабываемый день. В сообщениях радио и телевещания говорилось на всех языках мира, о том, что в Советском союзе выведен на орбиту вокруг земли первый в мире космический корабль «Восток» с человеком на борту.

Пилотом-космонавтом космического корабля спутника являлся лётчик-майор Ю.А.Гагарин. Выполнив один оборот вокруг Земли, на 108 минуте полёта, корабль завершил полёт.

Ю.А.Гагарин (по плану) катапультировался, капсула и космонавт спускались отдельно.

На Земле, первыми Гагарина встретили жена лесника и её шестилетняя дочка.

Вскоре прилетел военный самолёт. На месте посадки первому космонавту была вручена его первая награда «За освоение целинных земель».

Вся страна встречал первого советского космонавта с цветами! Весь мир узнал великого человека – Юрия Алексеевича Гагарина!

Гагарин награждён 10 орденами и более 16 медалями.

-А чем питаются космонавты? ( Пища космонавтов: маленькие буханочки хлеба на один укус, чтобы не было крошек; щи, борщи, компоты, упакованные в тюбики, как зубная паста; продукты размещаются маленькими порциями в специальные пакеты или в консервные банки.)

- Давайте, рассмотрим космонавта.

-Как называется одежда космонавта? ( Ответы детей)

На нем скафандр. Это одежда космонавта. В космосе одновременно и сильный холод, и невыносимая жара. На солнце припекает, а в тени всё замерзает. Единственный выход – скафандр. Скафандр – это специальный герметичный костюм. В нём температура, как в комнате, и дышится легко. Если солнце светит ярко, то можно в шлеме опустить шторки. В скафандре есть радио, по которому можно разговаривать с товарищами, оставшимися на станции. Правильнее было бы назвать скафандр отдельной кабиной. Только эта кабина сделана из мягкого материала и сшита по росту.

- Посмотрите, на чем сидит космонавт?

-Как называется это «кресло»?

У космонавтов тоже есть ложе, вернее ложемент. Он необходим для равномерного распределения нагрузок по поверхности тела, чтобы обезопасить его при ударе о землю во время приземления. Ложемент – индивидуален. Делается точно по фигуре конкретного человека. Сначала с фигуры космонавта делают гипсовый оттиск и по этой форме отливают металлическое ложе, напоминающее «ванночку». Это и есть ложемент.

-Кто хочет посидеть в этом ложе?

-Какие у вас ощущения?

В Москве есть необычный монумент — одиннадцатиметровая космическая ракета, вознесённая на стометровую высоту. Опирается она на покрытый блестящими титановыми пластинами «шлейф». В основании его располагается Мемориальный музей космонавтики. А мы провели урок в школьном музее космонавтики. Наш классный музей – это ваши рисунки и поделки. Приглашаю вас рассмотреть их еще раз.

5. Рефлексия.

-Чему был посвящен урок?

-Где прошел урок? (В школьном музее космонавтики)

-Что нового вы узнали?

-Над чем надо еще поработать?

-Мы начали урок с разговора о настроении. Какое настроение у вас сейчас?

-Оцените работу класса.

Урок окончен. Всем спасибо за работу.

Наш классный музей – это ваши рисунки и поделки. Приглашаю вас рассмотреть их еще раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дети глазами родителей, родители глазами детей"

Родительское собрание с презентацией...

Научно-исследовательский проект "Космос глазами детей".

Проект содержит краткое описание проделанной работы в  учащимися ....

«ДЕТИ ГЛАЗАМИ РОДИТЕЛЕЙ, РОДИТЕЛИ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ» (диспут)

Цель: показать родителям необходимость целенаправленных действий в воспитании, помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ре...

Родительское собрание «ДЕТИ ГЛАЗАМИ РОДИТЕЛЕЙ, РОДИТЕЛИ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ»

В родительском собрании принимают участие дети и их родители.  Оно проводится в форме диспута....

Дети глазами родителей, родители глазами детей

"Дети глазами родителей, родители глазами детей" 3 класс...

Дети глазами родителей, родители глазами детей.

1. Формировать у ребят уважительное отношение к своему дому, семье и культуру взаимоотношений родителей и детей.2. Способствовать сближению взрослых и детей, формирование положительных эмоций.3. Воспи...