Технологическая карта по окружающему миру 4 класс Тундра (Школа России)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Егор Сергеевич Воронин

Технологическая карта по окружающему миру 4 класс по теме "Тундра"

УМК Школа России

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. Рюмкина Ольга Степановна

Предмет: окружающий мир

Класс: 4

Тема: Тундра

Цель: сформировать представление о природной зоне тундры;

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Учащиеся получат представление о природной зоне тундра.
  2. Учащиеся научатся показывать географическое положение тундры, называть климатические условия.
  3. Учащиеся получат возможность научиться объяснять приспособленность растительного и животного мира, ориентироваться в экологических проблемах, связанных с деятельностью человека.

Метапредметные:

Познавательные:

- осуществлять поиск необходимой информации;

- проводить сравнение.

(получат возможность научиться):

- осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков.

- осуществлять обобщение изученного.

Регулятивные:

-осуществлять волевую саморегуляцию;

-принимать и сохранять учебную задачу.

(получат возможность научиться):

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

-планировать свою деятельность;

-осуществлять самооценку, контроль,коррекцию деятельности.

Коммуникативные:

- владеть диалогической формой речи;

-слушать и понимать речь других.

Личностные:

-будет сформирован интерес к изучению темы: «Тундра»;

- у учащихся могут быть сформированы основы экологической культуры через понимание экологических проблем, возникших в результате деятельности человека.

Оборудование:

Формы организации учебной деятельности: фронтальная,

г. Петровск-Забайкальский, 2024

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивация к учебной деятельности

-Здравствуйте, меня зовут Ольга Степановна и урок окружающего мира у вас проведу я.

.

Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений

Ребята, на прошлом уроке вы уже изучили одну из природных зон.

Послушайте, как о ней говорит Николай Сладков

«Снежные и ледяные поля то сверкают в свете полярного дня, то тонут во мраке полярной ночи.

Ночи длиной в полгода, чёрной и непроглядной.

Лишь качаются и полыхают в небе северные сияния — сполохи: зелёные, красные, синие».

- О какой природной зоне говорит автор?

Почему она так называется?

Какой здесь климат?

Какие растения здесь растут и как они приспособились к жизни тут?

Какие животные?

- Теперь, чтобы узнать насколько хорошо вы усвоили материал прошлого урока, мы с вами выполним тест.

1. Тест

#1055;риродная зона Арктических пустынь расположена:

а) на островах Тихого океана

б )на островах Северного Ледовитого океана

#1058;ерритория зоны:

а) густо заселена людьми

б) не имеет коренного населения

#1042; Арктике для растений и животных сложились:

а) суровые условия

б) комфортные условия

#1042; ледяной зоне растут:

а) кедры, берёзы, черёмуха

б) лишайники, мхи, полярные маки

#1042; Арктике обитают:

а) волки, белые медведи, рыси

б) моржи, тюлени, белые медведи

#1041;ольшое скопление птиц на скалах называют:

а) «птичьи рынки»

б) «птичьи базары»

-Передайте свои работы с последних парт на первые.

Об Арктике (арктические пустыни).

- Потому что расположена под созвездием Малой Медведицы, на хвосте которой находится полярная звезда.

- Суровый, температура до -60. А летом выше 0.

- Лишай. мхи, мак полярный.

- Моржи, белый медведь, чайка, кайра, гагарка.

Выполняют тест.

Выявление места и причины затруднения.

- Люди отправляются в путешествие по разным причинам.

Одних побуждает любовь к приключениям, других- неизвестность и жажда открытий.

Мы тоже отправимся с целью открытия для себя чего то нового. Продолжим путешествие по природным зонам России. Определить место нашего путешествия поможет кроссворд:

(работа в паре)

1. Короткое название ледяной зоны (Арктика)

2. Птица с необычным красным клювом (тупик)

3. название острова на котором расположен заповедник (Врангеля)

4. Арктика – царство снега и … (льда)

5. Растения, живущие в толще воды (водоросли)

6. Вид рыбы, обитающий в северных морях (сайка)

Какое ключевое слово получилось? Куда мы отправляемся?

Какова же тема нашего урока « Природная зона – зона ТУНДРЫ»

- Какая будет тема сегодняшнего урока?

- Верно, молодцы!

Тундра.

Формулируют тему урока.

« Природная зона – зона ТУНДРЫ»

Построение проекта выхода из затруднения

-Сегодня мы начинаем изучение природной зоны тундра.

-Откройте учебник на странице 59.

- Какую цель мы поставим перед собой?

-Ребята, а теперь давайте выделим главные вопросы, на которые предстоит ответить.

Местоположение

Природные условия

Растительный мир и животный мир

Занятия населения

Я хочу добавить еще один пункт нашего алгоритма:

Сравнить зону Арктики и тундры. Есть ли отличия и сходства?

Отправляемся!

Формулируют цель.

- Узнать о природной зоне и экологических проблемах.

Реализация построенного проекта

Найдите эту природную зону на карте. Что вы можете сказать о географическом положении тундры.

  • Эта зона находится южнее зоны арктических пустынь.
  • Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей, непрерывной полосой от Кольского полуострова до Чукотки. А на крайнем востоке спускается далеко к югу доходя до побережья Охотского моря. Эта зона находится южнее зоны арктических пустынь.
  • Определите воды какого океана омывают ее с севера
  • По берегам каких морей тянется территория тундры
  • Подумайте, будет ли зона тундры отличаться от зоны арктических пустынь

Ну а сейчас, чтобы ответить на все вопросы, предлагаю поработать в группах

Мы составили план изучения зоны, поэтому чтобы ответить на все вопросы, предлагаю поработать в группах.

Кто занимается изучением поверхности земли, и кто занимается определением состояния погоды?

ГЕОГРАФЫ И СИНОПТИКИ

Синоптики:

изучить природные условия тундры и

составить схему (поверхность, температура воздуха зимой, продолжительность лета.)

Какая наука занимается изучением растений?

Биолог- Ботаники:

Изучить растительность тундры, назвать основных представителей

Перечислить характерные признаки , приспособление к природным условиям

Специалист занимающийся изучением животного мира

Зоологи :

Изучить животный мир тундры, назвать основных представителей зоны,

Перечислить признаки приспособления к месту обитания: птицы (оперение, окраска, питание), животные ( питание, мех, окраска)

Специалисты, Которые анализируют влияние человека на природу

Экологи:

Представить в виде схемы деятельность человека в тундре:

Указать экологические проблемы, возникшие в тундре в результате деятельности человека)

.Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам.

Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика.

Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы),


Полнота информации

Слаженность работы группы

Презентация выступления

географы

ботаники

зоологи

экологи


Проверка работы групп.

Физминутка

-Итак,ребята, давайте теперь встанем и разомнемся.

Ты по тундре стал шагать

Далеко кругом видать

Перешагивай деревья

Их, смотри не растопчи

Если летом оказался , гнус скорее отгони

А зимою- не дрожи

Сядем в нарты, и опять

Дальше тундру изучать.

Дети выполняют физминутку.

Самостоятельная работа по эталону.

Предлагаю выполнить тест по данной теме урока.

ТУНДРА

1. Зона тундры расположена…

1. севернее арктических пустынь,

2. южнее арктических пустынь.

2. В тундре …

  1. ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по продолжительности
  2. длинная суровая зима и жаркое лето
  3. длинная суровая зима и короткое прохладное лето

3. Главное занятие коренного населения тундры …

  1. рыболовство
  2. оленеводство
  3. земледелие

4. Растения тундры …

  1. низкие с широкими корнями
  2. высокие с мощными корнями и широкими листьями
  3. низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями

5. К растениям тундры относятся …

  1. верблюжья колючка, саксаул, кактус
  2. кедр, осина, пальма
  3. карликовая ива, мох, черника

6. В тундре обитают …

  1. тюлени, моржи, киты
  2. песцы, лемминги, волки
  3. верблюды, лошади, коровы

7. Какие насекомые разводятся в тундре летом в огромном количестве?

  1. пчёлы
  2. бабочки
  3. комары

8. Укажи верную цепь питания:

1. растения – лемминги - полярные совы

2. комары – полярные куропатки – песцы

#1088;ачки – рыбы - чайки

9. Кто такие лемминги?

1. маленькие птички

2. крупные птицы

3. маленькие зверьки

4. маленькие ящерки

10. По каким причинам в тундре много болот и озер?

1. Постоянно идут дожди.

2. Многолетняя мерзлота не пропускает дождевую и талую воду на глубину.

3. Из-за низкой температуры воздуха вода с поверхности почвы испаряется медленно.

#1055;очва бедна перегноем.

Включение в систему знаний и повторение.

Наше исследование подходит к концу.

Мы услышали много интересного.

.

Рефлексия

О чем вы расскажете после нашего путешествия?

Что нового, необычного, интересного вы узнали?

Каким способом нам удалось это сделать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по окружающему миру, тема "В Школе", 2 класс, УМК Школа России

Технологическая карта по окружающему миру, тема "В Школе", 2 класс, УМК Школа России...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема: " Тундра". Класс 4. УМК "Школа России"

Данная методическая разработка предназначена для учителей начальных классов. Можно использовать при подготовке к проведению урока окружающего мира....

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема «Золотое кольцо России ».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока «Золотое кольцо России» Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: знакомство детей с городами, входящими в «Золотое кольцо России»...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема «Золотое кольцо России 2».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока «Золотое кольцо России» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование знаний у обучающихся, о древних городах, которые образуют Золотое коль...

Технологическая карта урока окружающего мира по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «В гости к весне»

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: ознакомление обучающихся с характерными признаками весны в живой и неживой природе.Задачи урокаДидактические:формировать представления о связи изучаемых пр...

Технологическая карта урока окружающего мира по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «Путешествие в Москве»

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: знакомство учащихся с столицей нашей Родины - Москвы.Задачи урокаДидактические:формировать представление учащихся о столице нашей Родины – Москве;поз...

Технологическая карта урока окружающего мира по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «Формы земной поверхности»

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование знаний о формах земной поверхности.Задачи урокаДидактические:познакомить с понятием «формы земной поверхности» и их видами;научить...