Окружающий мир. УМК «Школа России». Программа и учебник А.Плешакова «Окружающий мир» 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Данный урок построен с применением современной педагогической технологии "Развития критического мышление учащихся через чтение и письмо"
Окружающий мир. УМК «Школа России». Программа и учебник А.Плешакова «Окружающий мир»
2 класс
Тема урока: Какие бывают растения?
Урок № 10 из раздела «Природа». Урок изучения нового материала.
Цели урока: Познакомить детей с названиями групп растений, с растениями, относящимися к той или иной группе.
Оборудование урока: картина-таблица «Лес», гербарий (по группам) мать-и-мачехи. Осенние листья с таблицей для вопросов (каждой паре), листы для сводной таблицы (группе из 4 человек)
Ход урока
1.Организационный момент .
У: Сегодня мы с вами совершим путешествие. Куда? Это вы узнаете, отгадав загадку:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом.
Чудеса увидишь в нем. (Лес)
У: Мы будем путешествовать по лесу. Нужно быть очень внимательными, чтобы увидеть чудеса, происходящие в лесу!
2.Актуализация знаний. Стадия «Вызов»
У. – Ребята, определить тему урока вам поможет один мой вопрос: Что является зеленой одеждой нашей планеты Земля? (растения).
(На доске открывается тема урока, написанная в прямоугольнике - основа для добавления сводной таблицы ).
У. Самые разнообразные растения можно встретить именно в лесу, где мы сегодня будем находиться. (Вывешивается картина «Лес»).
Прием «Верные и неверные утверждения» (работа проводится в парах)
У. Я предлагаю вам поиграть в игру «Верите ли вы?» На каждой парте лежит осенний листочек, на обратной стороне в табличке записаны номера с 1 по 8. Я буду читать вопросы, начинающиеся со слов «Верите ли вы, что…». Вы обсуждаете с соседом ответы и ставите знак «+», если вы верите, или «-», если не верите.
Вопросы:
1…растения в лесу можно условно разделить на 3 яруса.
2…у трав мягкие и сочные стебли.
3…деревья бывают лиственные и хвойные.
4…кустарники бывают лиственные и хвойные.
5…у деревьев один толстый стебель.
6… у кустарников несколько стеблей, отходящих от корня.
7…у хвойных растений нет листьев
8…растение под названием «Вероника дубравная» является травой.
У. Отложите ваши листочки. Мы вернемся к ним после изучения нового материала и проверим, правильно ли вы думали.
3. Изучение нового материала. Знакомство с разнообразием растений.
3.1. У. Посмотрите на картину, вспомните, когда вы ходили в лес, какие растения вы встречали, какие растения растут в лесу? (Ответы детей могут быть самыми различными: от сосны до земляники, грибов).
У. Наша задача внимательно рассмотреть картину и разделить их на группы. (Здесь могут быть тоже разные ответы. Например: хвойные и лиственные или деревья, кустарники и травы. В данном случае нужно направить детей на то, что можно разделить растения в зависимости от их высоты)
У. Какие растения самые высокие в лесу? (деревья)
У. Все ли деревья одинаковые?
(Выслушиваются ответы детей и подводятся к выводу, что деревья бывают лиственные и хвойные)
Русская красавица Стоит на поляне В зеленой кофточке, В белом сарафане. (берёза) | Никто не пугает А она вся дрожит (осина) |
Весной зеленела Летом загорела Осенью надела Красные кораллы (рябина) |
Что же это за девица? Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьёт, А в иголках целый год. (ель) |
Возможно отгадывание загадок:
У. Чем отличается ель от остальных деревьев? (У ели иголки вместо листьев)
Вывод:
У. Какие бывают деревья? (Деревья бывают лиственные и хвойные).
3.2 У. Как мы назовем одним словом эти растения: смородина, орешник, шиповник, калина? (кустарники).
У. Чем они отличаются от деревьев? (скорее всего, дети ответят, что отличаются тем, что они ниже деревьев. Но, может быть, некоторые скажут и другое отличие – несколько стволов.) Сможете ли вы отличить деревья от кустарников? Проверьте себя по рисунку в учебнике.
Работа по учебнику.
У. Рассмотрите изображения растений на стр.47. Назовите номера и названия кустарников. ( 2-калина,3-орешник).
У. Молодцы! А какие ещё растения могут быть, кроме деревьев и кустарников в лесу? (травы).
3.3 Практическая работа с гербариями.
У. Давайте познакомимся поближе с травами леса. Рассмотрите гербарий мать-и-мачехи и послушайте стихотворение: В весенний солнечный денёк
Золотой расцвел цветок.
На короткой, толстой ножке
Все дремал он на дорожке
А проснулся, улыбнулся:
Вот пушистый я какой!
Удивляю всех красой!
У. Почему можно говорить, что это стихи о мать-и-мачехе? (Цветы желтые, мелкие, похожи на солнышко, короткий стебелек).
У. Посмотрим на цветок. Какой он? (Лепестки короткие, узкие, похож на солнышко) Какой стебелек? (короткий, толстый стебелек, покрыт чешуйками и пушком)
У. Пушок защищает от жаркого солнца, а ночью от холода. А ещё мать-и-мачеха лекарственное растение. Из его листьев и цветков заваривают чай и пьют от кашля и простуды. Вот какой замечательное растение! Рассмотрите рисунок в учебнике и найдите растение, которое очень похоже на мать-и-мачеху. (это 5-одуванчик)
У. Какие ещё травы изображены на рисунке? (6.репейник, 7-вероника дубравная).
У. Скажите, какие по высоте травы из всех растений леса? (самые низкие).
Вывод:
У. Итак, какие группы растений мы с вами рассмотрели? (деревья, кустарники, травы). По-другому эти группы называются ярусами леса. Лес состоит как бы из трех ярусов – деревья, кустарники, травы. Лес называют «лёгкими» планеты, потому, что лес – это фабрика по выделению кислорода для жизни человека, животных. Чем больше мы будем высаживать деревьев, чем меньше вырубать леса, тем чище будет воздух на нашей планете.
3.4 Физминутка.
3.5 Продолжение изучения нового материала. Прием «Сводная таблица»
У. С особенностями этих растений я предлагаю познакомиться вам из текста учебника на стр. 46. После прочтения текста я вам нужно заполнить таблицу и сравнить между собой деревья, кустарники травы.
(Дети читают текст учебника из которого узнают об особенностях и отличиях деревьев, кустарников и трав. Категории сравнения выделить после чтения текста. Эту работу можно провести в группах по 4 человека. У каждой группы есть лист с заготовкой таблицы. Категории линий сравнения задает сам учитель, т.к. самим ученикам 2 класса это сделать будет трудно).
Текст: Растения очень разнообразны. Среди них есть деревья, кустарники, травы. Чем они отличаются? У трав, или травянистых растений, стебли мягкие, сочные. У деревьев и кустарников - твердые, одревесневшие. У дерева от корня отходит один толстый стебель – ствол. У кустарника несколько довольно тонких стеблей – стволиков. Деревья и кустарники бывают лиственные и хвойные. У лиственных растений листья в виде пластинок, а у хвойных листья в виде иголок (хвоинок).
У. В первой строке запишите названия ярусов растений леса. Сравните растения по записанным в первом столбике признакам.
Линии сравнения | Деревья | Кустарники | Травы |
Высота |
|
|
|
Стебель |
|
|
|
Какие листья |
|
|
|
|
|
|
|
После заполнения таблицы в группах, заполняется таблица на доске. Отчитывается по желанию та или иная группа, остальные добавляют или высказывают свои варианты.
Пример заполненной таблицы на доске:
РАСТЕНИЯ
Линии сравнения | Деревья | Кустарник | Травы |
Высота | высокие | средние | Низкие |
Стебель | Один толстый, одревесневший | Несколько одревесневших | Мягкие, сочные |
Какие листья | Пластинки и хвоинки | Пластинки и хвоинки | пластинки |
|
|
|
|
(нижняя строка - для дом. задания)
У. Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием. А теперь пришло время вернуться к «Осенним листочкам» и снова ответить на те же вопросы. Проверим, не ошиблись ли мы в своих предположениях. Я снова читаю вопросы. Во второй строке вы ставите нужный знак. (Проверка происходит в парах).
У. По каким вопросам ваше мнение совпало?
-По каким вопросам ваше мнение изменилось? Объясните, почему?
4. Подведение итогов урока. Рефлексия.
4.1. У. Наше виртуальное путешествие в лес на сегодняшнем уроке подходит к концу. Я предлагаю вам составить синквейн на обратной стороне листа с таблицей.
4.2. Составление синквейна (на листочках), зачитывание представителями групп.
У. − Назовите тему урока одним словом (растения);
− Назовите 2-3 признака воздуха (зеленые, красивые, разные);
− Назовите 2-3 действия, которые производят растения (украшают, очищают);
− Выразите в одном предложении свое впечатление о теме урока (Растения-легкие планеты!);
−Какое слово наиболее точно определяет главную мысль нашей темы? (Разнообразные!)
4.3 У. Что нового вы узнали на уроке?
Какое задание вам больше понравилось?
На каком этапе вам прошлось особенно трудно?
Как вы думаете, в лесу живут только растения? (предположения детей)
На следующем уроке мы с вами продолжим путешествие по лесу и узнаем о других его жителях. Как вы думаете о ком? ( о животных).
5. Домашнее задание:
1)Ответить на вопросы в учебнике стр. 47.
2)Запомнить и или вспомнить по 3 названия разных растений для того, чтобы дополнить на следующем уроке таблицу сравнения (нижнюю строку).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_okruzh.miru_na_sayt.docx | 25.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Данный урок построен с применением современной педагогической технологии "Развития критического мышление учащихся через чтение и письмо"
Окружающий мир. УМК «Школа России». Программа и учебник А.Плешакова «Окружающий мир»
2 класс
Тема урока: Какие бывают растения?
Урок № 10 из раздела «Природа». Урок изучения нового материала.
Цели урока: Познакомить детей с названиями групп растений, с растениями, относящимися к той или иной группе.
Оборудование урока: картина-таблица «Лес», гербарий (по группам) мать-и-мачехи. Осенние листья с таблицей для вопросов (каждой паре), листы для сводной таблицы (группе из 4 человек)
Ход урока
1.Организационный момент .
У: Сегодня мы с вами совершим путешествие. Куда? Это вы узнаете, отгадав загадку:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом.
Чудеса увидишь в нем. (Лес)
У: Мы будем путешествовать по лесу. Нужно быть очень внимательными, чтобы увидеть чудеса, происходящие в лесу!
2.Актуализация знаний. Стадия «Вызов»
У. – Ребята, определить тему урока вам поможет один мой вопрос: Что является зеленой одеждой нашей планеты Земля? (растения).
(На доске открывается тема урока, написанная в прямоугольнике - основа для добавления сводной таблицы ).
У. Самые разнообразные растения можно встретить именно в лесу, где мы сегодня будем находиться. (Вывешивается картина «Лес»).
Прием «Верные и неверные утверждения» (работа проводится в парах)
У. Я предлагаю вам поиграть в игру «Верите ли вы?» На каждой парте лежит осенний листочек, на обратной стороне в табличке записаны номера с 1 по 8. Я буду читать вопросы, начинающиеся со слов «Верите ли вы, что…». Вы обсуждаете с соседом ответы и ставите знак «+», если вы верите, или «-», если не верите.
Вопросы:
1…растения в лесу можно условно разделить на 3 яруса.
2…у трав мягкие и сочные стебли.
3…деревья бывают лиственные и хвойные.
4…кустарники бывают лиственные и хвойные.
5…у деревьев один толстый стебель.
6… у кустарников несколько стеблей, отходящих от корня.
7…у хвойных растений нет листьев
8…растение под названием «Вероника дубравная» является травой.
У. Отложите ваши листочки. Мы вернемся к ним после изучения нового материала и проверим, правильно ли вы думали.
3. Изучение нового материала. Знакомство с разнообразием растений.
3.1. У. Посмотрите на картину, вспомните, когда вы ходили в лес, какие растения вы встречали, какие растения растут в лесу? (Ответы детей могут быть самыми различными: от сосны до земляники, грибов).
У. Наша задача внимательно рассмотреть картину и разделить их на группы. (Здесь могут быть тоже разные ответы. Например: хвойные и лиственные или деревья, кустарники и травы. В данном случае нужно направить детей на то, что можно разделить растения в зависимости от их высоты)
У. Какие растения самые высокие в лесу? (деревья)
У. Все ли деревья одинаковые?
(Выслушиваются ответы детей и подводятся к выводу, что деревья бывают лиственные и хвойные)
Русская красавица Стоит на поляне В зеленой кофточке, В белом сарафане. (берёза) | Никто не пугает А она вся дрожит (осина) |
Весной зеленела Летом загорела Осенью надела Красные кораллы (рябина) | Что же это за девица? Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьёт, А в иголках целый год. (ель) |
Возможно отгадывание загадок:
У. Чем отличается ель от остальных деревьев? (У ели иголки вместо листьев)
Вывод:
У. Какие бывают деревья? (Деревья бывают лиственные и хвойные).
3.2 У. Как мы назовем одним словом эти растения: смородина, орешник, шиповник, калина? (кустарники).
У. Чем они отличаются от деревьев? (скорее всего, дети ответят, что отличаются тем, что они ниже деревьев. Но, может быть, некоторые скажут и другое отличие – несколько стволов.) Сможете ли вы отличить деревья от кустарников? Проверьте себя по рисунку в учебнике.
Работа по учебнику.
У. Рассмотрите изображения растений на стр.47. Назовите номера и названия кустарников. ( 2-калина,3-орешник).
У. Молодцы! А какие ещё растения могут быть, кроме деревьев и кустарников в лесу? (травы).
3.3 Практическая работа с гербариями.
У. Давайте познакомимся поближе с травами леса. Рассмотрите гербарий мать-и-мачехи и послушайте стихотворение: В весенний солнечный денёк
Золотой расцвел цветок.
На короткой, толстой ножке
Все дремал он на дорожке
А проснулся, улыбнулся:
Вот пушистый я какой!
Удивляю всех красой!
У. Почему можно говорить, что это стихи о мать-и-мачехе? (Цветы желтые, мелкие, похожи на солнышко, короткий стебелек).
У. Посмотрим на цветок. Какой он? (Лепестки короткие, узкие, похож на солнышко) Какой стебелек? (короткий, толстый стебелек, покрыт чешуйками и пушком)
У. Пушок защищает от жаркого солнца, а ночью от холода. А ещё мать-и-мачеха лекарственное растение. Из его листьев и цветков заваривают чай и пьют от кашля и простуды. Вот какой замечательное растение! Рассмотрите рисунок в учебнике и найдите растение, которое очень похоже на мать-и-мачеху. (это 5-одуванчик)
У. Какие ещё травы изображены на рисунке? (6.репейник, 7-вероника дубравная).
У. Скажите, какие по высоте травы из всех растений леса? (самые низкие).
Вывод:
У. Итак, какие группы растений мы с вами рассмотрели? (деревья, кустарники, травы). По-другому эти группы называются ярусами леса. Лес состоит как бы из трех ярусов – деревья, кустарники, травы. Лес называют «лёгкими» планеты, потому, что лес – это фабрика по выделению кислорода для жизни человека, животных. Чем больше мы будем высаживать деревьев, чем меньше вырубать леса, тем чище будет воздух на нашей планете.
3.4 Физминутка.
3.5 Продолжение изучения нового материала. Прием «Сводная таблица»
У. С особенностями этих растений я предлагаю познакомиться вам из текста учебника на стр. 46. После прочтения текста я вам нужно заполнить таблицу и сравнить между собой деревья, кустарники травы.
(Дети читают текст учебника из которого узнают об особенностях и отличиях деревьев, кустарников и трав. Категории сравнения выделить после чтения текста. Эту работу можно провести в группах по 4 человека. У каждой группы есть лист с заготовкой таблицы. Категории линий сравнения задает сам учитель, т.к. самим ученикам 2 класса это сделать будет трудно).
Текст: Растения очень разнообразны. Среди них есть деревья, кустарники, травы. Чем они отличаются? У трав, или травянистых растений, стебли мягкие, сочные. У деревьев и кустарников - твердые, одревесневшие. У дерева от корня отходит один толстый стебель – ствол. У кустарника несколько довольно тонких стеблей – стволиков. Деревья и кустарники бывают лиственные и хвойные. У лиственных растений листья в виде пластинок, а у хвойных листья в виде иголок (хвоинок).
У. В первой строке запишите названия ярусов растений леса. Сравните растения по записанным в первом столбике признакам.
Линии сравнения | Деревья | Кустарники | Травы |
Высота | |||
Стебель | |||
Какие листья | |||
После заполнения таблицы в группах, заполняется таблица на доске. Отчитывается по желанию та или иная группа, остальные добавляют или высказывают свои варианты.
Пример заполненной таблицы на доске:
РАСТЕНИЯ
Линии сравнения | Деревья | Кустарник | Травы |
Высота | высокие | средние | Низкие |
Стебель | Один толстый, одревесневший | Несколько одревесневших | Мягкие, сочные |
Какие листья | Пластинки и хвоинки | Пластинки и хвоинки | пластинки |
(нижняя строка - для дом. задания)
У. Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием. А теперь пришло время вернуться к «Осенним листочкам» и снова ответить на те же вопросы. Проверим, не ошиблись ли мы в своих предположениях. Я снова читаю вопросы. Во второй строке вы ставите нужный знак. (Проверка происходит в парах).
У. По каким вопросам ваше мнение совпало?
-По каким вопросам ваше мнение изменилось? Объясните, почему?
4. Подведение итогов урока. Рефлексия.
4.1. У. Наше виртуальное путешествие в лес на сегодняшнем уроке подходит к концу. Я предлагаю вам составить синквейн на обратной стороне листа с таблицей.
4.2. Составление синквейна (на листочках), зачитывание представителями групп.
У. − Назовите тему урока одним словом (растения);
− Назовите 2-3 признака воздуха (зеленые, красивые, разные);
− Назовите 2-3 действия, которые производят растения (украшают, очищают);
− Выразите в одном предложении свое впечатление о теме урока (Растения-легкие планеты!);
−Какое слово наиболее точно определяет главную мысль нашей темы? (Разнообразные!)
4.3 У. Что нового вы узнали на уроке?
Какое задание вам больше понравилось?
На каком этапе вам прошлось особенно трудно?
Как вы думаете, в лесу живут только растения? (предположения детей)
На следующем уроке мы с вами продолжим путешествие по лесу и узнаем о других его жителях. Как вы думаете о ком? ( о животных).
5. Домашнее задание:
1)Ответить на вопросы в учебнике стр. 47.
2)Запомнить и или вспомнить по 3 названия разных растений для того, чтобы дополнить на следующем уроке таблицу сравнения (нижнюю строку).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
: «Эффективные пути формирования семейных ценностей, интереса к культуре народов России и воспитания уважения многонационального поликультурного состава российского общества на примере учебника «Окружающий мир» УМК «Школа России».
В данной статье представленны наиболее эффективные пути формирования семейных ценностей, интереса к культуре народов....
: «Эффективные пути формирования семейных ценностей, интереса к культуре народов России и воспитания уважения многонационального поликультурного состава российского общества на примере учебника «Окружающий мир» УМК «Школа России».
В данной статье представленны наиболее эффективные пути формирования семейных ценностей, интереса к культуре народов....
Анализ учебников по программе «Школа России» 4 класс. Учебник литературного чтения
Анализ учебника литературного чтения 4 класс...
Математика. Рабочие программы. Серия "Школа России". Предметная линия учебников М. И. Моро 1-4 классы
Математика. Рабочие программы. Серия "Школа России". Предметная линия учебников М. И. Моро 1-4 классы. Авторы М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова....
КТП 1-4 класс "Школа России" Окружающий мир учебник Плешаков
Рабочая программа и КТП...
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", "Школа России", учебник А.А. Плешаков "Окружающий мир" - 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общег...
Технологическая карта по окружающему миру по теме: "Зачем люди осваивают космос?" (1 кл.) «Школа России» (учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А., 1 класс 2 часть; рабочая тетрадь Плешаков А.А., 1 класс 2 часть).
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся знаний о космонавтике; познакомить с искусственными спутниками Земли, с космическими научными станциями и их ролью...