Развитие личностного потенциала учащихся младших классов на уроках окружающего мира
проект по окружающему миру

Ларионова Светлана Владимировна

Организация учебного процесса с учётом социально-эмоционального развития детей младшего школьного возраста и формирования компетенций: критического мышления, креативности, коммуникации и кооперации. 

Цель: создать условия для развития личностного потенциала учащихся младших классов на уроках окружающего мира посредством формирования компетенций «4К»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УГУТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Проект

«Развитие личностного потенциала учащихся младших классов на уроках окружающего мира»

Разработчик проекта:

С.В. Ларионова,

учитель МБОУ «Угутская СОШ»

Угут, 2020

Паспорт педагогического проекта

Автор проекта и название ОО

Ларионова Светлана Владимировна, учитель МБОУ «Угутская СОШ».

Название (тема) управленческого проекта создания ЛРОС в ОО

«Трансформация образовательной среды школы

в личностно-развивающую образовательную среду открытого характера «Точка роста»

Направление педагогического проекта

Организация учебного процесса с учётом социально-эмоционального развития детей младшего школьного возраста и формирования компетенций: критического мышления, креативности, коммуникации и кооперации.

Название (тема) педагогического проекта

Развитие личностного потенциала учащихся младших классов на уроках окружающего мира

Решаемая ключевая проблема

Низкая учебная мотивация как следствие неразвитого личностного потенциала младших школьников.

Цель (-и) педагогического проекта

Создать условия для развития личностного потенциала учащихся младших классов на уроках окружающего мира посредством формирования компетенций «4К»

Задачи

  1. Изучить теоретические основы «Социально-эмоциональное развитие детей» и практические рекомендации «Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке»; методики и инструменты диагностики и мониторинга развития личностного потенциала обучающихся.
  2. Апробировать комплект учебно-методических решений по развитию личностного потенциала детей школьного возраста «Обо мне и для меня» серия «Школа возможностей».
  3. Определить зону образовательных потребностей каждого ребёнка и разработать индивидуальную траекторию его развития в рамках проекта.
  4. Определить разделы и темы уроков окружающего мира, направленные на формирование компетенций «4К».
  5. Разработать систему уроков окружающего мира, направленных на развитие личностного потенциала младших школьников.

Целевая группа

Учащиеся 1-4 классов

Основная идея педагогического проекта

Использование любого педагогического пространства для развития личностного потенциала младших школьников.

2-3 тезиса, особенно ярко раскрывающие особенности педагогического проекта

Программа по развитию личностного потенциала направлена на расширение возможностей ребёнка совершать осознанный самостоятельный выбор целей в своей жизни и путей их достижения. Это подразумевает работу с каждым ребёнком в трёх ключевых направлениях: помощь в определении мотивов и установок, развитие универсальных компетенций, освоение технологий и инструментов под конкретные типы деятельности и задачи.

Апробация комплекта учебно-методических решений по развитию личностного потенциала детей школьного возраста «Обо мне и для меня» серия «Школа возможностей».

Используемые технологии/методики/приёмы/техники

Анализ; наблюдение;

проектные и игровые технологии;

сотрудничество;

методики для формирования компетенций «4К»

Значимые продукты педагогического проекта

Разработка цикла уроков окружающего мира, направленных на развитие личностного потенциала младших школьников.

Личный вклад педагога в изменения в ОО

Развитие личностного потенциала учащихся младших классов через формирование компетенции «4К» на уроках окружающего мира.

Каким образом планируется представить результаты педагогического проекта (выступление (-я), занятие (-я), публикация (-и)

Публикация.

ВВЕДЕНИЕ

Современная эпоха стремительно меняет человека. Меняются условия жизни, ценности, характер отношений между поколениями. В новых условиях социально-экономического развития России возрастает роль способности человека к планированию и реализации своей жизненной стратегии на основе адекватной самооценки своих возможностей и условий самореализации в социуме. Необходима позитивная и устойчивая мотивация активной жизнедеятельности растущего человека, его стремления к достижениям в созидательной, трудовой, творческой деятельности, стремления к жизненному успеху на нравственно-правовой основе.

В этой связи, предлагаемое Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» и командой поддержки проекта решение по развитию личностного потенциала школьников, внедрению технологий 4К в учебный процесс, программы развития эмоционального интеллекта, представляется логичным и своевременным.

Назначение проекта – формирование согласованной, адекватной вызовам времени образовательной среды, в которой системно и целенаправленно связаны содержание образования, организация учебного процесса, психологическое сопровождение, предметно-пространственная среда и т. д. Одним из важнейших аспектов проекта является его основополагающий, системный характер. Проект создания ЛРОС – основа жизнедеятельности школы в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Личностно развивающая школьная среда – институционально ограниченная совокупность возможностей для развития личности школьников, возникающих под влиянием педагогически спроектированных организационно-технологических и пространственно-предметных условий, а также случайных факторов в контексте событийного взаимодействия членов школьного сообщества. Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, что является неотъемлемой частью востребованных в современном мире компетенций.

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

Сегодня в Угутской школе обучается 432 ученика, это представители тринадцати национальностей (русские, ханты, манси, ненцы, лезгины, осетины, татары, башкиры, узбеки, азербайджанцы, казахи, таджики, украинцы). 227 учеников – представители коренных малочисленных народов Севера (ханты, манси, ненцы), при этом 123 ребёнка из юрт, во время учёбы они проживают в пришкольном интернате, семьи ещё 104 представителей КМНС проживают непосредственно в посёлке и не ведут традиционный образ жизни.

Как показывают результаты диагностики, к особенностям психического развития таких детей относится:

- Повышенная утомляемость, нервно-психическая ранимость ребёнка. По данным наблюдений уровень общей тревожности и уровень тревожности переживания социального стресса у детей коренной национальности достаточно высокий. Это связано с отрывом детей от семей и проблемой адаптации к новым условиям жизни и новой деятельностью.

- Учащиеся первых классов отличаются высоким уровнем познавательной мотивации, но к старшим классам учебная мотивация резко снижается.

- У детей на высоком уровне развита зрительная память, мелкая моторика руки, зрительное восприятие, внимание, усидчивость. К особенностям речевого развития детей ханты относятся:

- Особенное формирование фонематического слуха. Оглушение звонких согласных звуков, что связано с преобладанием глухих фонем в хантыйском языке; смягчение согласных фонем.

- Особенное формирование словарного запаса. Преобладание в словаре предикативно – номинативной лексики (существительных и глаголов) и отсутствие эпитетов, прилагательных, что связано с хозяйственно-трудовой деятельностью ханты: охотоведением и рыболовством. Лексическое значение

многих слов (снег, хлеб, собака, лес, дом) детьми ханты, растущими в условиях традиционного образа жизни, воспринимается несколько в ином смысле.

- Особенное формирование связного высказывания. Немногословность ребёнка ханты вызвана особенностями развития. Эти дети по своей природе

замкнуты, плохо идут на контакт. Фразовое высказывание детей не имеет развёрнутый характер, ответы односложны, что связано с традиционными методами воспитания в хантыйских семьях. В основном дети учатся у взрослых методом подражания.

- Особенное формирование представлений об окружающем мире. Ограничение представлений об окружающем мире связано с проживанием в условиях ограниченного социума. Дети до школы проживают тайге, в небольших по численности населения (часто одно- двух-семейных) юртах и их представления об окружающем мире ограничены семьёй и домом.

- Традиционно высокой у детей-ханты является способность к художественному творчеству в силу преобладания предметно-образного мышления и навыков традиционной культуры.

Особенность социальной среды Угутской школы, характеризуется такими показателями, как уровень образования и социальный статус родителей (законных представителей) учеников.

Рисунок 1 Рисунок 2

Анализ показывает, что лишь 16% родителей угутских школьников имеют высшее образование, 52 % закончили только среднюю школу, при чем 14% из общего количества родителей имеют только основное общее образование, а 12% только начальное (рис. 1).

Руководящие должности занимают 3% родителей, большинство родителей – рабочие (57%) и служащие (20%). Значительный процент безработных (20%) обусловлен традиционным образом жизни родителей из числа КМНС проживающих в родовых угодьях (рис. 2).

Уровень образования родителей не может не сказываться на мотивации детей к обучению. Низкий уровень подготовленности к обучению, фиксируемый у учащихся первых классов, несформированность учебных умений и навыков, затрудняет обучение, не позволяет добиваться высоких результатов и нужного качества знаний. Основная часть обучающихся нуждается в социальной и педагогической поддержке.

Угутская школа является единственной на обширной территории, что определяет большой процент детей «группы риска», у которых возможны проблемы с обучением. К таким группам относятся дети, проживающие в интернате, воспитание которых во время учебных периодов происходит без значительного влияния родителей, силами педагогов интерната; учащиеся заочной формы обучения, приезжающие на две месячные сессии в учебном году; учащиеся с ОВЗ (умственная отсталость и ЗПР), дети из асоциальных и

малообеспеченных семей.

Рисунок 3

В условиях интерната круглосуточно проживают 123 ученика, что составляет 32% учащихся школы. 17 учащихся (4%) обучается в заочной форме. 11% школьников имеют ОВЗ, с диагнозами ЗПР и умственная отсталость. При этом процент таких детей в сельском поселении Угут растёт – количество детей с интеллектуальными нарушениями в развитии увеличилось с 9,8% в 2016-2017 учебном году до 11% в 2019-2020 учебном году. Всего к «группам риска» можно отнести 44% учащихся Угутской школы

(рис. 3).

Большое количество детей ОВЗ, детей КМНС, родители который предпочитают заочную форму обучения, значительный процент учащихся проживающих в интернате и не имеющих постоянного влияния и контроля со стороны родителей препятствует положительной динамике качества образования в школе.

Исследование школьной мотивации проводилось по методике Н. Г. Лускановой (рис. 4).

По результатам исследований было установлено пять основных уровня школьной мотивации среди учащиеся 1-11 классов.

Высокий уровень школьной адаптации – 13% обучающихся. Такие ученики положительно относится к школе, адекватно воспринимает требования; легко усваивают учебный материал, глубоко и полно решают усложнённые задачи; прилежны, внимательно слушает указания и объяснения учителя; выполняют поручения без лишнего контроля; проявляют большой интерес к самостоятельной работе; готовятся ко всем урокам; занимают в классе благоприятное статусное положение.

Средний уровень школьной адаптации (норма) –17% обучающихся.

Внешняя школьная мотивация – 26%, выражается в потребности учащихся получать одобрения со стороны педагогов и избегать порицания со стороны окружающих. Дети достаточно благоприятно чувствуют себя в школе, однако чаще всего ходят в школу, чтобы пообщаться с друзьями, учителями. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

Низкий уровень школьной мотивации показали 23% ребят.

Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация, выявлена у значительного количества школьников (21%). Такие дети испытывают серьёзные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими, как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (1 класс) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивность, отказываться выполнить те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья.

Рисунок 4

Анализируя особенности самооценки учеников, было выявлено, что большинство детей имеют неадекватно-завышенную самооценку. Чаще всего высокая самооценка формируется в момент первичной социализации. Угутские школьники, проживая в отдалённом посёлке, имеют мало возможности сравнивать себя со сверстниками, особенно в плане учебной успешности. Сформированный круг общения и отсутствие возможности его расширения приводят к тому, что дети не осознают своих неудач, склонны к демонстративному поведению и доминированию, всеми силами стараются обратить на себя внимание.

Недостаточно развиты такие показатели ЛРОС, как эмоциональность, широта, активность.

Результаты анализа самооценки показывают необходимость создания на базе школы пространственно-предметной среды, в котором учащиеся смогут достичь более высокого уровня учебной мотивации.

Ключевая проблема Проекта, актуальная для всего социума, проблема низкой мотивации школьников. Реализация проекта направленна на повышение познавательной активности школьников формирование интереса к процессу обучения.

Основная цель управленческого проекта – трансформация образовательной среды школы в личностно-развивающую образовательную среду открытого характера с преобладанием «творческого» и частично «карьерного» типов, способствующей развитию необходимых для успеха в современном обществе качеств.

Для достижения поставленной цели были сформулированы стратегические задачи:

  1. Создать условия для усиления доли «творческого» типа образовательной среды за счёт снижения долей среды «карьерного» и «догматического» типа.
  2. Обеспечить условия для повышения показателей таких приоритетных параметров как интенсивность, когерентность, эмоциональность, осознаваемость школьной среды.
  3. Создать условия для развития корпоративной культуры школы с преобладанием «семейного» и «инновационного» типов на основе открытого детско-взрослого сообщества (администрация, педагоги, учащиеся, родители, социум).

Основные изменения, которых необходимо добиться в рамках реализации управленческого проекта:

- осознанного взаимодействия всех участников образовательного процесса, направленного на развитие всех форм сотрудничества в интересах личностного развития детей;

- сделать среду более творческой, предоставить каждому ребёнку, несмотря на различия в физических, когнитивных и других способностях возможность проявить себя в период обучения в школе, создать обстановку успеха, обеспечить каждому ребёнку максимальный личностный рост.

- сделать среду более интенсивной и технологичной. Используя системную интеграцию урочной и внеурочной деятельности, эффективные информационные и педагогические технологии, интерактивные формы и методы обучения, соответствующие современному уровню оснащения образовательного процесса и требованиям времени, обеспечить гарантированный результат в получении качественного образования;

- среду более когерентной и открытой, использовать педагогический потенциал окружающей среды, родителей, социальных партнёров школы и обеспечить наиболее успешное развитие школьника;

- сделать среду эмоционально насыщенной, обеспечивать адекватную реакцию школы на изменяющиеся условия внешней среды в соответствии с возможностями школы, личностным особенностям учеников, их потребностям и отношениям, сложившимся между участниками образовательного процесса;

- сделать среду осознаваемой с приоритетом гуманистических духовных

ценностей, с сохранением традиций и истории школы, обладающей такими характеристиками, как целостность и автономность, создающей условия для развития субъектного характера образовательного процесса, когда каждый участник становится его автором.

- сделать среду саморазвивающейся, инновационной, динамичной и обновляющейся, чтобы обеспечить качественное образование в постоянно изменяющейся социокультурной ситуации не только за счёт адаптации, но и за счёт опережающего развития, обеспечив условия для планомерного повышения показателей всех параметров среды до желаемых величин.

По итогам реализации управленческого проекта должна быть сформирована среда с преобладанием «творческого» типа в парадигме самоопределения, саморазвития и самореализации личности, в результате чего произойдут изменения во всех средообразующих переменных образовательной организации.

Развитие образовательной подсистемы предполагает следующие результаты:

- внесены изменения в основную образовательную программу с учётом реализации проекта;

- внесены изменения в адаптированную образовательную программу с учётом

реализации проекта;

- внесены изменения в программу внеурочной деятельности;

- внесены изменения в программу воспитательной и профилактической работы;

- принята новая Программа развития школы;

- охват обучающихся дополнительным образованием не менее 75%;

- обеспечена возможность для всех обучающихся участвовать в предметных и

творческих конкурсах и олимпиадах;

- создано Профессиональное обучающееся сообщество;

- обеспечено внедрение в учебный процесс технологии 4К.

Развитие организационной подсистемы предполагает следующие результаты:

- разработана и принята на общешкольном родительском собрании, утверждена на Педагогическом Совете, согласована на ученической конференции и Управляющим советом школы школьная конституция (в рамках направления – «соглашение») на русском и хантыйских языках;

- разработана новая организационная модель образовательной организации.

Развитие предметно-пространственной подсистемы предполагает следующие результаты:

- предметно-пространственная среда формируется участниками образовательного процесса, от предложения к проектированию, дизайн- проекту до непосредственного воплощения в реальность;

- результаты мониторинга отношения к школьной среде стабильно высокие;

- в школе организованы зоны общения «Чат», решение «Свободная стена», реализован проект трансформации пришкольного участка «Сказочный лес Земли Югорской»;

- по результатам анкетирования выявлены проблемные зоны, разработан дизайн проблемных зон и проведены работы по их трансформации;

- материально-техническая база соответствует современным требованиям.

В плане ресурсного обеспечения:

- востребованы платные образовательные услуги;

- школа - участник грантовых конкурсов;

- разработан и пополняется методический пакет эффективных образовательных практик;

- школа активно привлекает спонсоров;

- заключены соглашения о сетевом взаимодействии с Технопарком «Кванториум», с Центром Дополнительного образования Сургутского района, с Центром помощи семье и детям «Апрель», с Угутским краеведческим музеем им. П.С. Бахлыкова, с Угутским Центром досуга и творчества, с МБОУ «Полноватская СОШ», с Федеральным Государственным заповедником «Юганский».

В плане управления:

- сформирована система управления;

- принятие решений осуществляется на основе соглашения (Конституции) между учащимися, родителями, учителями;

- основными организационными единицами становятся детско-взрослые сообщества;

- основными принципами взаимодействия являются равноправие и сотрудничество;

- в управлении в рамках своих компетенций задействованы все участники образовательного процесса;

- создан орган управления и координации развития проекта.

Исходя из цели и задач управленческого проекта «Трансформация образовательной среды школы в личностно-развивающую образовательную среду открытого характера «Точка роста», мной был разработан педагогический проект: «Развитие личностного потенциала учащихся младших классов на уроках окружающего мира»

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК ПРОЕКТА

Актуальность проблемы проекта заключается в низкой учебной мотивации, которая является следствием неразвитого личностного потенциала младших школьников. В настоящее время в развитии образования наблюдается тенденция, направленная на раскрытие личностного потенциала ребёнка, его самореализацию. Главная цель современной школы: формирование личности, способной к конкуренции. Выпускник школы должен иметь внутреннюю мотивацию и стремление к знаниям. Это необходимые условия для успешного продолжения обучения на

дальнейших ступенях образования.

Программа по развитию личностного потенциала как раз и направлена на расширение возможностей ребёнка совершать осознанный самостоятельный выбор целей в своей жизни и путей их достижения. Это подразумевает работу с каждым ребёнком в трёх ключевых направлениях: помощь в определении мотивов и установок, развитие универсальных компетенций, освоение технологий и инструментов под конкретные типы деятельности и задачи.

Организация учебного процесса с учётом социально-эмоционального развития детей младшего школьного возраста и формирования компетенций: критического мышления, креативности, коммуникации и кооперации.

Цель проекта: создать условия для развития личностного потенциала учащихся младших классов на уроках окружающего мира посредством формирования компетенций «4К»

Для достижения данной цели мною поставлены следующие задачи:

  1. Изучить теоретические основы «Социально-эмоциональное развитие детей» и практические рекомендации «Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке»; методики и инструменты диагностики и мониторинга развития личностного потенциала обучающихся.
  2. Апробировать комплект учебно-методических решений по развитию личностного потенциала детей школьного возраста «Обо мне и для меня» серия «Школа возможностей».
  3. Определить зону образовательных потребностей каждого ребёнка и разработать индивидуальную траекторию его развития в рамках проекта.
  4. Определить разделы и темы уроков окружающего мира, направленные на формирование компетенций «4К».
  5. Разработать систему уроков окружающего мира, направленных на развитие личностного потенциала младших школьников.

Для решения поставленных задач планирую использовать:

групповые, парные, индивидуальные формы работы;

проектные и игровые технологии;

сотрудничество;

методики для формирования компетенций «4К»

приёмы обратной связи

Критерии оценивания.

Оценка результатов усвоения программы проводится в целях выявления индивидуальных особенностей детей для создания индивидуального образовательного маршрута в ходе обучения и содействие раскрытию потенциала каждого ребёнка с помощью оценочных листов наблюдения.

ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этап

Сроки

План деятельности

Планируемый результат

Организационный

Ноябрь-декабрь 2020г.

Изучение теоретических основ «Социально-эмоциональное развитие детей» и практических рекомендаций «Компетенций «4К»: формирование и оценка на уроке».

Сформулирована проблема.

- определены цели и задачи проекта;

Практический

Январь-май 2021г

-Изучение теоретической базы УМК серия «Школа возможностей».

Созданы условия для реализации проекта.

Декабрь

2020г – май 2021г.

Апробация комплекта учебно-методических решений по развитию личностного потенциала детей школьного возраста «Обо мне и для меня» серия «Школа возможностей».

Январь-май 2021г.

2021-2022

2022-2023

2023-2024 учебный год

Определение разделов и тем уроков окружающего мира, направленных на формирование «4К» компетенций.

Определены разделы и темы уроков окружающего мира, направленных на формирование «4К» компетенций.

Разработка фрагментов уроков окружающего мира, направленных на развитие личностного потенциала младших школьников.

Разработаны задания, учебные задачи, фрагменты уроков для формирования компетентностей «4К».

Аналитический

На начало и конец

2020-2021

2021-2022

2022-2023

2023-2024 учебного года

Педагогическое наблюдение

Мониторинг уровня учебной мотивации и сформированности развиваемых компетенций.

Определение зоны образовательных потребностей каждого ребёнка и разработка индивидуальной траектории его развития.

Индивидуальная траектория развития обучающихся.

Заключительный

2024-2025 учебный год

Обобщение результатов:

- выявление эффективности разработанных мероприятий;

- корректировка заданий;

- разработка цикла уроков окружающего мира, формирующих компетенции «4К».

Цикл уроков окружающего мира, направленных на развитие личностного потенциала младших школьников.

Итоговый

Декабрь 2025г.

Представление готового продукта

Публикация уроков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Ижевская средняя общеобразовательная школа» Зиганшиной Зинаиды Николаевны.

Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;отсутствие нравственного ориентира;заниженная самооценка уча...

Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках.

Развитие творческих способностей учащихся на уроках. Главное направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно-ориентированного образования, такого образования, в ко...

"Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время"(из опыта работы)

В условиях быстро меняющегося мира от человека требуется всё большее применение его творческих возможностей, так как именно творческая личность способна не только адаптироваться к изменениям, но и ста...

Опыт работы: "Развитие креативного потенциала учащихся начальных классов на уроках как результат применения разных видов самостоятельных работ"

В начальную школу дети  уже приходят с определенным творческим потенциалом, у них развито  большое желание проявлять себя в разных видах деятельности, выполнять работы творческого хара...

Статья Педагогические условия личностно-ориентированного обучения младших школьников на уроках окружающего мира

Одним из основных мерил оценивания успехов ребенка в практике современного школьного образования остается успеваемость. Успеваемость на начальном этапе обучения определяет дальнейшую успешность ученик...

Цифровые информационные технологии как средства развития познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках окружающего мира

Цифровые информационные технологии как средства развития познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках окружающего мира...