«Просвещение в Древней и Московской Руси»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Куликова Ольга Николаевна

Углубить  представления  детей  о  правах  каждого  гражданина  нашей  страны  на  образование; формировать  представление  о  возникновении  на  Руси письменности, о  первом  учебнике  для  российских  детей - « Азбуке» -  и его  авторе; развивать  интерес  к  культуре  Древней  и  Московской  Руси;  воспитывать  любовь  к  книге  и  чтению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_4_klass.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет: окружающий мир

Класс: 4

Тема : «Просвещение  в  Древней  и   Московской   Руси»

Цель  урока:

Предметная:  подвести  учащихся  к  пониманию  необходимости возникновения образования  в  Древней  Руси, открытия первых   школ  для  детей.

Метапредметная: обучить учащихся переносу теоретических знаний по теме на практическую жизнедеятельность, подготовка к реальной жизни и формирование способности решать личностно-значимые проблемы.

Личностная: углубить  представления  детей  о  правах  каждого  гражданина  нашей  страны  на  образование; формировать  представление  о  возникновении  на  Руси письменности, о  первом  учебнике  для  российских  детей - « Азбуке» -  и его  авторе; развивать  интерес  к  культуре  Древней  и  Московской  Руси;  воспитывать  любовь  к  книге  и  чтению.

Тип урока: урок-повторение

Оборудование: компьютер, мультимедия, раздаточный материал

                                                                       Ход   урока

  1. Организационный момент (1 мин)

- Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас!
Родина - слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
(Автор: Т.Бокова)

 II. Проверка  домашнего  задания: (5 мин)

Работа  в   группах.  Задание:  ответить  на  любой  из  вопросов:

 -   Что  такое  летопись?

 -   Что  такое  красная  строка?

 -   Что  такое  красная  буква?

(  Использовать  дополнительный  материал: энциклопедии, справочники, книги  для  чтения, иллюстрации)

III. Повторение изученного материала. (2 мин)

Летопись- запись событий по годам.

Монах  священнослужитель.

Келья – отдельная комната монаха в монастыре.

Перо – роговое образование на коже птиц.(В старину отточенное гусиное перо использовалось для письма).

Самые древние русские летописи не сохранились. Узнать, о чём в них рассказывалось, мы можем благодаря труду монахов-летописцев, которые не только писали о современных им исторических событиях, но и переписывали старые летописи.

IV. Изучение нового материала. (23 мин)

  1. Подведение к восприятию новой темы урока (1 мин)

Обсуждение  проблемного  вопроса:

-  Выскажите  предположение: зачем  людям  нужно  учиться?

-  Как  учились  дети, когда  не было  школ?

- Почему в  Древней  Руси  стали  открываться  школы?

- Почему  об  этом  заботится  не  только  сам человек, его  родители, но и государство?

      2. Определение новой темы урока. (2 мин)

- Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (ответы детей)

-Докажите, что  уже  в  Древней  Руси  государство  было  заинтересовано  в  обучении  детей. Используйте  для  этого текст  « Как  повествует  летопись, в  988 году  Великий  князь Владимир  издал  указ, где « посылал  собирать  детей  и отдавать  их в  обучение  книжное»

  1. Объяснение нового материала. Работа  с  текстом  учебника. (10 мин)

-   Прочитайте  текст  и  ответьте  на  вопрос:  кто  обучался  в  древних  школах?  Мог  ли  сын  простого  крестьянина  посещать  школу?

-  Сравните  эту  ситуацию  с  современной: кто  обучается  в школе  сейчас?

  1. Физминутка. (2 мин)

-Вы, наверное, устали

Вы, наверное, устали? (Ходьба на месте.) 

Да!(Хлопки в ладоши.)

И поэтому все встали. (Руки вверх — потянулись.)

Дружно вытянули шеи (Наклоны вперед.)

И как гуси зашипели: «Ш-ш-ш». (Повороты туловища влево-вправо.)

Пошипели, помолчали

И, как зайцы, поскакали. (Прыжки на месте.)

Поскакали, поскакали

И за кустиком пропали. (Ходьба на месте.)

Выросли деревья в поле

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле! (Потягивания — руки в стороны.)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. (Потягивания — руки вверх.)

Вот подул весёлый ветер,

Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперёд.)

Вправо-влево, взад-вперёд -

Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.)

  1. Работа  в  группах. (8 мин)

Задание  для  1  группы: работа  с  текстом  рубрики  учебника « Этот удивительный  мир».

- Ответить  на  вопрос : какие  есть  доказательства  того, что  письменность  на  Руси  возникла  в  10 веке?

( Доказательством   могут  служить  результаты  археологических раскопок, когда  археологи  нашли  сосуд  с  надписью. Учёные  установили , что надпись  была  сделана  в 10 веке, значит, уже тогда  существовала письменность)

Задание  для 2  группы: работа  с  текстом  учебника « О мальчике Онфиме»

- Ответить  на  вопрос: какие  есть  доказательства  того, что в Древней

Руси  были  грамотные  дети? ( Доказательством  этого  могут  служить  письма, которые  мальчик Онфим, живший в  Новгороде, писал  своему  другу. Из найденных старинных  берестяных  грамот стало ясно, что мальчик  учился грамоте  у писца  Сильвестра и  переписывался с  другом)

Задание  для 3 группы: если бы  князь  Владимир  был  нашим современником, как  бы  звучал  его  указ?

Задание  для 4  группы: представьте, что  вы – жители Древней  Руси.

Напишите  письмо  другу. О чём  будет это  письмо?

  1. Словарная  работа. (2мин)

-  Найдите  значение  слов, пользуясь  словарём.

-   придворные

-  современник

- берестяные  грамоты

-  Апостол

V. Закрепление знаний (5 мин)

Учебный  диалог.

Обсуждение  воображаемой  ситуации  на  основе  чтения  текста  учебника: « Представьте  себе, что  мы  жители  Москвы  16 века. Один  из  нас  -  царь  Иван  Грозный, который  приказал  напечатать первую  русскую  книгу, другие -  работники  первой  русской государственной  типографии,  среди  них-  Иван  Фёдоров  - первый русский  печатник, остальные -  жители  Москвы, которые  могли  наблюдать  рождение  первой  русской  книги. Какие  чувства  испытывали  все  эти  люди? Как  вы  думаете, полезным  ли  было открытие  печатного  дела  на  Руси? На  что  повлияло  появление первых  русских  книг?  Выберите  себе  роль и  расскажите от  лица этого  человека, что  происходило  в  Москве  весной  1564 г.»

Картинная  галерея.

Рассматривание  репродукции  картины  Б. М. Кустодиева « Школа В  Московской  Руси». Рассказ  учителя о  художнике: Борис  Михайлович  Кустодиев – известный  русский  художник. Он жил  более  100  лет  назад. Много  своих  картин  он  посвятил  сценам  из  русской  жизни – праздникам, гуляньям, застолью. Все  они  радостные, яркие, солнечные. Многие полотна  художника  рассказывают  об  истории  нашей  страны. Такова  картина « Школа  в  Московской  Руси»

 Задание:  при  рассматривании  репродукции  обратите  внимание  на следующее:  рассказывает  ли  нам  художник  об  особенностях  древнерусской  школы, учителе? Можно  ли  понять, как  шло  учение, каким  был  класс, ученики? Почему  художник  использует  спокойные  цвета, на  картине нет  ярких  пятен  и  красок?

VI.  Подведение  итогов  урока. Рефлексия. (1 мин)

-  Какие  вопросы  мы  обсудили?

- Когда  и  почему  на Руси  стали  открываться  школы  для  детей?  

VII.Домашнее  задание (1 мин): оформить  рисунки  букв  старославянской  азбуки.

Когда  вышел  первый  учебник  для  детей  и  кто его  автор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторение: "Времена Древней Руси. Времена Московского государства"

Конспект урока для 3го класса. Окружающий мир. Моё отечество.Урок построен по технологии модерации  (с использованием АМО)....

Урок окружающего мира по теме: "Просвещение в Древней и Московской Руси"

Урок формирует представления о возникновении на Руси письменности, подводит учащихся к пониманию необходимости возникновения образования в Древней Руси, об открытии первых школ для детей, развивает ин...

Конкурс для педагогов III Московская метапредметная олимпиада "Московский учитель",V Московская метапредметная олимпиада "Московский учитель".

Представлен скриншот моего участия в заочных турах III,  V  Московской метапредметной олимпиаде "Московский учитель" 2016 год,2018 год....

Содержание закона Московской области «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Московской области» от 26.11.09г.

Информация для родителей о Законе МО "О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в МО" от 26.11.2009 г....

Приложение 1 к приказу Министерства образования Московской области от 14.11.2018 № 3018 СПИСОК педагогических работников муниципальных образовательных организаций в Московской области, аттестованных на высшую квалификационную категорию

Приложение 1 к приказу Министерства образования Московской области от 14.11.2018 № 3018 СПИСОК педагогических работников муниципальных образовательных организаций в Московской области, аттестованных н...