Какие бывают растения
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира с использованием технологии развития критического мышления - метод «Фишбоун» (Д. Баланка).
2 класс. Тема: Какие бывают растения.
Цели урока:
- познакомить учащихся с разнообразием растений (дерево, кустарник, трава);
- научить детей различать травянистые и древесные формы растений, классифицировать их по группам;
- воспитывать бережное отношение к живой природе.
Задачи урока:
- формировать деятельную жизненную позицию: умение выдвигать предположения, отстаивать свою позицию, сравнивать, делать выводы;
- развивать мышление, воображение, память, связную речь;
- воспитывать чувство взаимопомощи при работе в паре;
- реализовывать творческие способности школьников.
Предполагаемые личностные и метапредметные результаты:
- овладение навыками сравнения, по результатам наблюдения формулировать выводы в соответствии с целями и задачами;
- формирование умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- развитие навыков сотрудничества;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Форма проведения: работа в группах, парах, фронтальная работа.
Формируемые УУД:
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: умение формулировать тему и цель урока, планировать своё учебное действие в соответствии с поставленной задачей, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной (схематической) форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в собственной системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: диалог, постановка проблемы
Педагогические технологии:
проблемно-диалогического обучения,
деятельностного метода обучения,
развития критического мышления.
Методы обучения:
диалогический,
исследовательский
метод «Фишбоун» (Д. Баланка)
Оборудование: индивидуальные карточки, карточки для работы в парах (Приложение 2, 3), презентация PowerPoint.
Ход урока.
- Вызов.
- Ребята, посмотрите на картинки на слайде. Что вы видите? (Разные растения)
- Предположите, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? (О растениях)
- У каждого из вас карточки, которую вы заполните в течение урока (Приложение 1)
- А что знаете вы по этой теме нашего урока? Какие бывают растения? Учащиеся вспоминают информацию, которой они владеют по данной теме, и заполняют первую часть таблицы (Знаю).
- А что бы вы хотели узнать о растениях?
Учитель предлагает детям высказаться по поводу того, что они хотели бы узнать по данной теме.
Учащиеся заполняют вторую часть таблицы (Хочу узнать).
Данное задание может выполняться индивидуально, в парах, в группах.
Заполнение третьего столбца таблицы (Узнал) предполагается на стадии рефлексии в конце урока.
ЗНАЮ | ХОЧУ УЗНАТЬ | УЗНАЛ |
|
|
|
- Осмысление содержания:
Этап ознакомления с новым материалом. Работа в паре с карточками (Приложение 2)
Действия учителя | Действия учащихся | ИКТ (Приложение 4) |
1.Наблюдение за многообразием растений. | ||
- Назовите растения, которые вы видите на слайдах. - Чем похожи все растения? Что общего у разных растений? - А чем отличаются? | - У всех растений есть корень, стебель (или ствол), листья, цветки, могут быть плоды с семенами. - Некоторые большие растения (деревья) имеют стволы. А у маленьких растений (у травы) вместо стволов мягкие стебли. Интересно смотреть на кусты: у них много стволов, только стволы эти тонкие.
| Слайды № 2, 3. |
2. Оформление схемы | ||
Постановка проблемного вопроса. В какие группы можно распределить разные растения? Составим и заполним следующую схему о разновидностях растений. Схема наша очень похожа на скелет рыбы. В голове рыбы запишем проблему, которую мы будем решать на уроке. | Оформление схемы: - Какие бывают растения? (голова). | Слайд № 4.
Слайд № 5. |
Решение поставленной проблемы На какие три группы можно разделить всё многообразие растений? Напишем название этих групп на верхних косточках. - Какие растения относятся к деревьям? Кто догадался, как проверить, что данное растение - дерево? Чем отличается дерево от остальных растений? Запишем это на соответствующей нижней косточке. Приведите примеры. - Что такое кустарники? Что можно сказать о кустарнике? Приведите примеры. А есть такие растения, у которых нет стволов. Как поступить в этом случае? К какой группе отнести эти растения? Что можете сказать о растениях-травах? Приведите примеры. Физкультминутка. Игра на внимание: «Не ошибись». Учитель поочередно называет 3 слова: деревья, кустарники, травы. Дети на каждое слово выполняют определённые упражнения:
Слова называются всё быстрее и в разном порядке. | - Травы, кустарники, деревья. Оформление схемы: верхние кости - У деревьев есть один большой ствол, покрытый корой, от которого отходят ветки. Оформление схемы: нижняя косточка запись отличительных признаков, ниже возможна запись примеров (названия деревьев). Сосна, ель, берёза, клён… Кустарник имеет не один ствол, а много стволов. Постоянно образуются новые, которые сменяют старые стволы. Оформление схемы: нижняя косточка запись отличительных признаков, ниже возможна запись примеров (названия кустарников). Смородина, шиповник, малина, калина… - Травы имеют мягкие зеленые стебли. Травы живут меньше, чем деревья и кустарники. Подорожник, душица, ромашка, лютики… | Слайд № 6. Слайд № 7. Слайд № 8. Слайд № 9. Слайды № 10, 11. |
3.Вывод | ||
-Ответим на вопрос, поставленный в начале урока. Какие бывают растения? - На какие группы мы разделили растения? - Какой вывод сделаем? - Запишем вывод в хвосте рыбы. У каждой пары учеников карточка с изображением рыбьего скелета будет заполнена (Приложение 3) - Ребята, а какую роль как представители живой природы выполняют растения? И какое значение растения имеют для человека? | Деревья, кустарники, травы. Чтобы определить, к какой группе относится растение, надо определить его главный отличительный признак: вид ствола (если он есть). | Слайд № 12. |
- Рефлексия:
Анализ полученной информации.
Заполнение третьего столбца таблицы «Узнал» (Приложение 1).
- Сегодня я узнал (а)…
- Было интересно…
- Было трудно….
- Теперь я могу…
Самооценка работы в паре:
Вся работа полностью выполнена мною
Я ничего не сделал (не сделала)
Использованные материалы: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2015/01/09/urok-okruzhayushchego-mira-vo-2-klasse-tema-kakie
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Какие бывают растения? Какие бывают животные?"
В презентации дана классификация растений и животных. Она может использоваться на уроках окружающего мира на этапе ознакомления с новым материалом, так же и на этапе закрепления изученного. В презента...
Технологическая карта урока.Окружающий мир.2 класс "Начальная школа XXI века."Растения леса.Какие бывают растения?"
Технологическая карта урока по окружающему миру "Растения леса. Какие бывают растения?"2 класс УМК "Начальная школа XXI века" Цель:- Познакомить детей с названиями групп растений (дер...
Использование элементов современных педагогических технологий на уроке окружающего мира «Жизнь растений. Какие бывают растения?»
В разработке урока применены современные технологии проблемного обучения, при подготовке к уроку учащимися были проведены исследования...
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ: «РАСТЕНИЯ ЛЕСА. КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ?»
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ: «РАСТЕНИЯ ЛЕСА. КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ?»...
Какие бывают растения? Какие бывают животные?
Тест по окружающему миру 2 класс...
"Растения леса. Какие бывают растения?"
Цель: Познакомить детей с названиями групп растений (деревья, кустарники, травы), с растениями, относящимися к той или иной группе...
«Какие бывают растения, разнообразие растений»
Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование знаний о представление о растениях, как отдельном царстве природы, о значении растений в живой природеЗадачи урокаДидактич...