Карта- Наш экскурсовод
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс)

Камакшина Надежда Андреевна

Материал 4 класса по предмету окружающий мир на тему: "карта - наш экскурсоод"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Карта-наш экскурсовод61.55 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Дата: 13.10.2023

Школа: МАОУ «СОШ № 104»

Класс: 4 м

Урок: 5

Время: 12:35-13:15

Кабинет: 114

Студент: Камакшина Н.А

Группа: 45

Учитель: Черненко О.Ю

Методист: Мухина И.Г

Тема урока «Карта - наш экскурсовод»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представления о физической карте, условных обозначениях;

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Дать представление о физической карте, условных обозначениях.
  2. Ознакомление учащихся с работой в контурных картах.  

Предметные:

  1. Показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России);
  2. Использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы.

Развивающие:

  1. Создать условия для развития навыков самостоятельной работы, самоконтроля и самооценки, развития интеллектуальных качеств: внимания, воображения, памяти, умения анализировать, обобщать, выделять главное.
  2. Развивать умения работать с картой

Личностные:

  1.  Формирование чув ства гордости за свою страну, Родину;
  2. Формировать становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли многонациональной

России в современном мире

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение слышать и слушать учителя и своих одноклассников
  2. Создать условия для развития познавательного интереса к предмету и уверен- ности в своих силах, формирования положительного мотива учения.

УМК: «Перспектива», учебник Окружающий мир: 4 кл., 1 ч;

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова- тельная цель этапа урока

Формы организации учеб.

деятельности

, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактич еские

средства и интеракт ивное оборудова

ние

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная Индивидуальн ая

Приветствие друг друга стоя, проверка готовности к уроку.

-Давайте встанем и поприветствуем друг друга.

Добрый день, ребята! Меня зовут Надежда Андревна , и я проведу у вас урок окружающего мира.

- Присаживайтесь. Проверим, всё ли у нас есть на партах, чтобы начать урок. У вас лежит: учебник, рабочая тетрадь, дневник, пенал.

Приветствие друг друга стоя, проверка готовности к уроку.

УУЛД: прини- мать и осваи- вать социаль- ную роль обу- чающегося;

УУКД:        про- дуктивное вза- имодействие и сотрудниче- ство со сверст- никами                и взрослыми.

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф.р.

Словесный: беседа, учебный диалог внешний

контроль

Повторение пройденной темы

  • Ребята, каким вы хотите видеть сего- дняшний урок?

Отлично. А что для этого нужно?

  • Я думаю, что благодаря нашим совмест- ным усилиям именно такой урок у нас по- лучится.

Ответы на вопросы

  • Продуктивным, интересным, успешным.
  • Работа каждого. Потому что успех не может быть достигнут без совместной работы.

УУРД: вырабо- тать        учебную мотивацию, устанавливать связи                между целью учебной деятельности и ее мотивом

Презен- тация

  • Так, ребята, а расскажите мне, что вы изу- чали на прошлых уроках, какой раздел вы закончили?
  • Хорошо, как называется наше Отечество?
  • Какой главный город нашего государ- ства?
  • Какие государственные символы вы знаете?
  • Какой государственный язык у России?
  • Какой документ является основным за- коном нашей страны?
  • Кто является главой нашего государ- ства?
  • Я вижу, что на уроках вы много путеше- ствовали, а вы узнали о том, какие народы проживают в России, какой у них язык, ка- кие традиции?
  • Ребята, а вы бы хотели больше узнать о нашей любимой Родине?

Тогда собираемся в путешествие по род- ным просторам нашей страны.

-Прочитайте на странице 49, что мы узнаем и чему будем учиться, путешествуя по новому разделу нашего учебника.

-Мы-граждане единого Отече- ства.

- Россия

  • Москва

- Флаг, герб, гимн.

  • Русский

  • конституция
  • президент

  • Армяне, татары, башкиры, чу- ваши, чеченцы, удмурты. Россия- многонациональная страна.

  • Да.

УУПД:        Выде- ление известной

информации и структуриро- вание знаний

Постановка учебной задачи

(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения,

Ф.р.

Словесный: беседа

Подведение к теме урока

-Молодцы, а теперь отгадайте загадку: Моря есть — плавать нельзя,

Дороги есть — ехать нельзя, Земля есть — пахать нельзя.

- Правильно. - Что такое карта?

Ответы на вопросы

- Карта

Карта — чертеж какой-либо части

УУЛД: проявле- ние

активности в общей работе

Учебная презен- тация

  • Изображение выполнено в натуральную величину? (Слайд)
  • Какие еще виды карт вы знаете? Существуют различные виды карт. Географические карты бывают разные. На физической карте, можно увидеть материки и океаны, там обозначены различные гео- графические объекты.

(слайд)

  • Попробуйте        сформулировать        тему

нашего урока.

-Что были бы интересно узнать сегодня? Сегодня мы какую поставим для себя цель?

земли, моря, неба Нет.

-Карта полезных ископаемых, карта климата, карта дорог и т. д

  • карта
  • Что можно узнать через карту, как с ней работать.

-вспомнить что такое карта, для чего она нужна и как с ней рабо- тать.

УУКД:                выска- зывать                        соб- ственную точку зрения. конструировать обобщения                и выводы на ос- нове        получен- ных

результатов

наблюдений и опытной ра- боты, подкреп- лять их

доказатель- ствами

"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и

формирование способности к его

выполнению

Парная работа

Словесный: беседа, учебный диалог

Внешний контроль

Знакомство с новой темой Работа с учебником, картой

  • Итак, ребята, мы уже узнали с вами, что карта-это чертеж какой-либо части земли, моря, неба.
  • а как вы думаете карта может быть нашим помощником и помогать нам узнавать, что- то новое?
  • Кто такой экскурсовод? Что он делает?
  • А как же карта может быть экскурсоводом?
  • Ребята, тема нашего сегодняшнего урока сегодня «Карта – наш экскурсовод» стр 50

Ответы на вопросы Работа с картой в учебнике

- Да

-Экскурсовод – это человек, кото- рый рассказывает, объясняет, по- казывает

УУПД: поиск и выделение признаков предметов в общей работе; анализ и

доказательств о признаки, нахождение взаимосвязей в предметах;

Презента- ция, учеб- ник.

  • Ребята, сейчас самое время посмотреть на карту. (карта в учебнике стр. 50 – 51)
  • Перед вами физическая карта России. На ней изображены природные объекты. Ка- кие это объекты?
  • Какие у вас есть предположения? С помо- щью чего рассказывает и показывает карта, о природных объектах?
  • Прочитайте что написано на слайде
  • Что вы узнали?
  • Где обычно помещается легенда карты? Для чего необходимо их знать? Хорошо.

  • А на каком материке находится Россия?
  • Как обозначаются на карте равнины, горы?

  • Назовите самое глубокое озеро мира, рас- положенное в России.

-Давайте поработаем с условными обозначе- ниями. Что мы изображаем зелёным цветом (коричневым, голубым, жёлтым)?

  • Расскажите по карте.
  • давайте сделаем вывод.

Горы, равнины, моря, океаны.

  • Условных знаков.

Узнали что условные обозначения называются легендой

Внизу

-Их необходимо знать, чтобы чи- тать карту – находить на ней гео- графические объекты, реки и моря, города...

  • Евразия

-Равнины принято обозначать зе- леным цветом. Горы обознача- ются коричневым, причем его от- тенок меняется от светлого к тем- ному, в зависимости от высоты гор над уровнем моря.

  • Байкал

- Перед нами физическая карта

УУКД:

продуктивное взаимодействие и

сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

УУЛД:

проявление активности в общей работе

УУРД:

саморегуляция собственной практической работы, контроль        её результатов

УУЛД:

проявление понимания цели задания и выбор способов выполнения;

УУПД:

Учебник

Работая в парах, определите, какие еще условные обозначения есть на карте.

-Какие условные обозначения вы здесь уви- дели?

  • давайте вместе найдем их на карте
  • Обратите внимание, что на карте есть еще обозначения полезных ископаемых, таких как каменный уголь, торф и тд.
  • покажите их на карте.
  • Молодцы!

России. На ней изображены при- родные объекты. Обозначение гор, рек, озер при помощи условных обозначений. Которые у нас внизу карты.

-Города, границы, отметки высот, полезные ископаемые.

обобщение и

структурировани е знаний в

речи

Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф.р.

Словесный: учебный диалог

Работа с картой в учебнике

-Север на картах всегда обозначается вверху, юг находится снизу, запад — слева, а восток — справа.

-А теперь найдите на карте в учебнике и по- кажите на карте:

города: Москву, Курск, Екатеринбург, Читу, Магадан;

реки: Дон, Колыму, Лену, Обь; горы: Уральские, Алтайские;

болота ЗападноСибирской равнины; гра- ницу нашей страны;

  • А кто знает, что такое равнины?

  • Отлично.

Работают с картой в учебнике

-Дети показывают— на картах в учебнике

- Равнина — это более или менее ровный участок земной поверх- ности.

УУЛД:        понима- ние и выражение в речи цели задания УУРД: принятие учебной задачи к исполнению УУРД:        коллек- тивно                строить действия по до- стижению общей цели:

распределять роли,                договари- ваться, обсуждать процесс и резуль- тат        совместной работы;

Учебник, презента- ция

Физкультминутка

(1 мин)

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Индивидуал ьная работа Самопровер ка

Работа в рабочей тетради Самостоятельная работа

  • Перед вами контурные карты России.
  • Чем похожи и чем отличаются контурная карта от физической?

  • Теперь поработайте самостоятельно обо- значьте границу России и укажите столицу РФ.
  • Когда закончите внимание на меня.
  • А теперь давайте проверим ваше задание. Посмотрите на слайд, у кого так же подни- мите руки.

-Молодцы.

  • А теперь, мы с вами сделаем самостоятель- ную работу. Подпишите листочки и присту- пайте к заданию.
  • Посмотрите на слайд, поставьте себе плю- сики там, где вы сделали все правильно.

Работают в тетради Самостоятельная работа

-Схожи контурами, отличаются - нет цвета, нет названия объектов

- рек, городов и т.д, полезных ис- копаемых, границы

Работают        в        тетради.

  1. Карта — чертеж какой-либо ча- сти земли, моря, неба
  2. Физическая карта – это карта, на которой показаны равнины, горы, моря, реки, озёра и дру- гие природные объекты.
  3. На каком материке находится Россия- Евразия
  4. Каким цветом на физической карте России показаны горы? – Коричневым.
  5. Как называется самое глубокое озеро в мире, расположенное

на территории России- Байкал

УУМД: адек- ватно оцени- вать правиль- ность или оши- бочность вы- полнения учеб- ной задачи

Презента ция,

раздаточн ый материал, Рабочая тетрадь

- Поднимите руки, кто сделал все правильно. Сдаем листочки с задних парт.

6. Каким цветом на физической карте России показаны рав- нины-зеленым и желтым цв.

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Групповая работа Ф.р.

Словесный: беседа Внешний контроль

Работа по группам, Работа с учебником

- А сейчас мы с вами поработаем в группах Я вам раздам карточки, и вы при помощи карты заполните их.

Работают в группах, с учебни- ком

  1. Моря, омывающие нашу страну с севера.        Баренцево море, Белое море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибир- ское море и Чукотское море.

Моря, которые омывают Рос- сию с востока.        Берингово море, Охотское море, Японское море.

  1. Моря, находящиеся на юге нашей страны.        Каспийское море

Моря, находящиеся на западе нашей страны.        Балтийское море, Черное море, Азовское море.

  1. Найдите горы, которые подписаны на карте.        Кавказ- ские горы, Уральские горы, Гора Алтай, Саяны

Найдите плоскогорья и рав- нины на карте.        Восточно-Ев- ропейская равнина, Зпадно-Си- бирская равнина, Среднесибир-

ское плоскогорье

УУПД:

устанавливать причинно- следственные

связи;        строить логические рассуждении, умозаключения

Презента ция, учебник,

раздаточн ый материал

- А сейчас выберете по одному человеку от команды, который все нам расскажет пока- жет на карте.

Давайте подведем итог урока.

-  вспомним тему нашего урока?

  • Как называется карта, на которой изобра- жаются природные объекты?
  • О чём нам может рассказать физическая карта?
  • При помощи чего рассказывает карта?
  • Что обозначают цвета на карте?
  • Как обозначена граница России, города?
  • Как обозначаются на карте полезные ис- копаемые?

-

 Карта – наш экскурсовод

Карта — чертеж какой-либо части земли, моря, неба

-физическая карта

-О территории, природе, полезных ископаемых

  • условные обозначения. Линией красной.

  • особыми знаками.

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения

Словесный: беседа

Подведение итогов

Оцените свою работу, если вы хорошо поработали, поднимите зеленый каран- даш, если есть какие-либо недочеты, то

желтый, есть вам надо еще постараться, то красный.

Спасибо за хороший урок! Ребята, вы

большие молодцы! До скорых встреч!

Ответы на вопросы

УУЛД:

адекватно оценивать правильность или

ошибочность выполнения учебной задачи;

Презента ция

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта - наш экскурсовод. Тест с выбором одного ответа. 4 класс

ОС "Перспектива" 4 класс. Учащиеся указывают ответ цветным кружком. Взаимопроверка по таблице "Цветовой код"....

Проверочная работа по разделу "Карта-наш экскурсовод".

Данную проверочную работу я составила для своих учеников 4 класса. Работа содержит вопросы по основным темам раздела: "Карта-наш экскурсовод". Некоторые вопросы могут оказаться сложными для ребят. Зде...

Урок окружающего мира "Карта-наш экскурсовод"

Урок построен с использованием ТРКМ, технологии проблемного диалога Мельниковой Е.Л....

Технологическая карта урока окружающего мира «Карта-наш экскурсовод» (УМК "Перспектива", 4 кл., 1 ч.)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о физической карте, условных обозначениях;Задачи урока    Дидактические: Дать представление о физич...

Технологическая карта урока окружающего мира «Карта - наш экскурсовод» 4 класс. УМК "Перспектива"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока «Карта - наш экскурсовод»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование у обучающихся представлений о физич...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Карта - наш экскурсовод" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цель урока: Формирование у обучающихся знаний о физической карте, условных обозначениях.Планируемые результаты:Предметные:1.Формировать умения работать с физической картой;2.Тренировать умения, связан...