"Зимушка- зима"
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс)
расширить представления о зимнем времени года;
обобщить жизненные наблюдения учащихся об изменениях в окружающей их природе с приходом зимы;
дать представление о зимних народных приметах;
обогатить знания детей об изменениях, происходящих в природе с наступлением зимы;
расширить представления детей о русских народных пословицах, поговорках, посвященных зиме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_2023g_zimushka-zima_.docx | 21.49 КБ |
Предварительный просмотр:
«Зимушка – зима!»
Цель: расширить представления о зимнем времени года.
Задачи:
#1054;бобщить жизненные наблюдения учащихся об изменениях в окружающей их природе с приходом зимы.
#1044;ать представление о зимних народных приметах.
#1054;богатить знания детей об изменениях, происходящих в природе с наступлением зимы.
#1056;асширить представления детей о русских народных пословицах, поговорках, посвященных зиме.
#1056;асширить пассивный словарный запас.
Ход занятия.
I. Организация класса. Объявление темы занятия.
1. Сейчас давайте отгадаем загадку и узнаем о чём мы сегодня с вами поговорим.
«Всё бело кругом, красиво,
В инее сияет ива.
Холода, мороз, метели
Закружили- завертели.
В белых шапках все дома.
Это к нам пришла …(зима).»
II. Работа по теме. #1041;еседа о зимних изменениях в природе.
- Ребята, давайте вспомним, какие изменения произошли в природе с наступлением зимы? (рассказы детей)
- Стало холоднее, чем было осенью, сильный мороз.
- Небо почти всегда покрыто облаками.
- Идет уже не дождь, а снег.
- Снег покрыл землю, крыши домов, ветки деревьев.
- Ручьи, реки, озера скованы льдом.
- Иногда зимой ветки деревьев покрываются белым пушистым снегом.
#1055;овторение о зимних месяцах.
- Назовите зимние месяцы.
(На доске названия месяцев: декабрь, январь, февраль)
- В народе зимние месяцы называли ещё и так: студень, хмурень; просинец, перезимье; ветробуй, лютень, снежень.
-Соотнесите названия месяцев с народными названиями.
- Ребята, как вы думаете почему декабрь назвали студенец, хмурень? (За лютую морозную пору, за длительную стужу. Месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах). – Почему январь назвали просинец, перезимье? (Мелкие ручейки и речушки промерзают до дна, и вода выступает на поверхность, делает лёд синим. Главное, делается яснее, солнце дольше задерживается на небе). –А почему февраль назвали ветробуй, лютень, снежень. (Месяц снегопадов, злых вьюг и метель. В середине февраля зима встречается с весной).
#1057;тихи о зимних месяцах. (Читают дети)
На поля и на луга до весны легли снега. Только месяц наш пройдёт, Мы встречаем новый год. (декабрь) Щиплет уши, щиплет нос, Лезет в валенки мороз. Брызнешь воду – упадёт Не вода уже, а лёд. Даже птице не летится, От мороза стынет птица. Повернуло солнце к лету. Что, скажи, за месяц это? (январь) | Снег мешками валит с неба, С дом стоят сугробы снега. То бураны, то метели На деревню налетели. По ночам мороз силён, Днём капели слышен звон. День прибавился заметно. Что за месяц это? (февраль) |
#1057;ейчас мы услышим звуки и краски Зимы!
-Образы природы раскрывали в своих произведениях многие композиторы.
- Сейчас прозвучит музыкальное произведение П. И. Чайковского из балета “Щелкунчик”. Чудеса в сказке совершаются зимой, в Новогоднюю ночь. (Рассказ о произведении «Щелкунчик»).
- Вслушайтесь в эту прекрасную музыку. Как она звучит? Слушание “Танец Феи Драже”. Анализ музыкального произведения.
Учитель: А знаете ли вы, что у зимы есть звуки? Какие?
(На морозе эхо громкое, лёд трещит, снег хрустит, метель воет, звучат капели (то тает, то подмерзает в холоде), в лесу и на улице тишина особая, не поют птицы (и холодно и голодно), а с голоду не запоёшь.)
- Многие звери спят, а слышно какую птицу? (Дятла.) – аудиозапись звук дятла - Молодцы, ребята! Не забывайте прикармливать зимой птиц, так как в зимнюю пору им особенно голодно и холодно.
#1060;изминутка
Дети выполняют движения под аудиозапись.
#1055;овторение о зимних явлениях в природе. -Сегодня зима предлагает вам интересные задания. (Из букв составить слова о зимних явлениях)
НЕПАСГОД- снегопад ЛОДОГЁЛ- гололёд
ТЕЛЕЬМ- метель ЕТОТЕПЬЛ- оттепель
Снегопад - обильное выпадение снега.
Метель - перенос снега ветром.
Гололёд - тонкий слой льда на поверхности земли, образующийся после оттепели или дождя в результате похолодания.
Оттепель - тёплая погода с таянием снега, льда.
7. Чтение и осмысление пословиц и поговорок.
– А ещё русский народ придумал много пословиц и поговорок о зиме.
Да только зимний ветер дунул, и разлетелись пословицы на отдельные слова. Давайте попробуем их собрать.
(На листочках записаны слова, нужно из них собрать пословицы)
- Составьте пословицы из их начала и конца.
Декабрь – год кончает, зиму начинает.
Январь – всему году запевала.
У февраля два друга: мороз да вьюга.
Мороз не велик, да стоять не велит.
Береги нос в большой мороз.
Январь- носик года.
Февраль- хвостик зимы.
8. Чтение народных примет.
- Издавна люди наблюдали, что происходит в природе в каждое время года. Свои знания они передавали друг другу, проверяли их, пользовались ими. Это народные приметы.
– Люди наблюдали за природой и замечали, что если:
*Зима снежная – хороший рост трав летом.
*Зима без снега – лето без хлеба.
* Если снег идёт большими хлопьями – к ненастью.
*Вороны устроили в небе хоровод- к снегопаду.
*Деревья трещат – к долгим морозам.
*Дым столбом – к морозу.
*Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.
*Если ночью был иней, днём снег не выпадет.
9. Разгадывание кроссворда. -Если все слова отгадать правильно, то можно узнать какое платье больше всего любит Зима.
*Большая куча снега, оставшаяся после метели. Что это? (сугроб)
*Не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт. (иней)
*Морковка бела всю зиму росла.
Солнышко пригрело, всю морковку съело. (сосулька)
*Он вошёл – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал,
Дунул в окна и исчез.
А на окнах вырос лес. (мороз)
*Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (снег)
- Какого же цвета любимое платье Зимы? (белое)
10. Игры, конкурсы. - Любите ли вы зимой поиграть на улице? (Да)
- А я сейчас проверю. Кто больше назовет зимних забав или зимних видов спорта. (Дети называют зимние виды спорта.)
- А сейчас поиграем в снежки. Из бумаги, которая есть у вас на столах, сделайте воображаемые снежки. /Снежками дети должны попасть в круг обруча./
«Снежный ком». Ребята встают в круг и передают «снежок», сделанный из белой бумаги, при этом называя животных, живущих в нашей области.
III. Подведение итогов.
Что делаете зимой,
Дайте мне ответ.
Слушайте внимательно,
Отвечайте: «Да иль нет».
- В снежки играете с друзьями? (Да)
- Грибы по лесу собираете сами? (Нет)
- С горки на санках катаетесь? (Да)
- По лесу на лыжах бродите? (Да)
- А много цветов находите? (Нет)
- В саду своём грядки копаете? (Нет)
- А из-за деда Мороза пляшете? (Да)
- Друзья, не устали ещё отвечать? (Нет)
IV. Рефлексия. –Итак, ребята о чём мы сегодня поговорили? Давайте наш урок закончим веселой песней «Ка бы не было зимы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеклассное мероприятие Зимушка - зима
материал для 1 класса...
Здравствуй, зимушка-зима!
На утреннике дети читают стихи о зиме, поют песни, частушки, играют в игы, отгадывают загадки, вырезают снежинки, радуются приходу зимы....
Внеклассное занятие "Здравствуй, зимушка - зима" из цикла "Времена года"
Внеклассное занятие направлено на расширение представления о зимнем времени года, развитие внимания, речи, мышления, формирует навыки чтения....
Конспект урока внеклассного чтения "Зимушка-зима"
Конспект урока внеклассного чтения для учащихся начальной школы. Цель: повторить названия зимних месяцев и признаков зимы; развитие читательских умений и навыков, умения самостоятель...
"Зимушка - зима"
Выставка рисунков....
Интеллектуальная игра «Зимушка-зима!» для учащихся 1-4 классов
Игра проводится по аналогии одноимённой телевизионной шоу-викторины «Счастливый случай»Цель игры:1.Развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления.2.Совершенствование умения примен...
урок "Зимушка - зима. Звуки зимы"
Урок проходит в виде прогулки по зимнему лесу. Дети рассматривают лес, его красоту. Вспоминают, каким было сегодня утро, какой мелодией они его бы изобразили. Слушают проиизведение П.И. Чайкоского &qu...