"Зимушка- зима"
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс)

расширить представления о зимнем времени года;

обобщить жизненные наблюдения учащихся об изменениях в окружающей их природе с приходом зимы;

дать представление о зимних народных приметах;

обогатить знания детей об изменениях, происходящих в   природе с наступлением зимы;

расширить представления детей о русских народных пословицах, поговорках, посвященных зиме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_2023g_zimushka-zima_.docx21.49 КБ

Предварительный просмотр:

«Зимушка – зима!»

Цель: расширить представления о зимнем времени года.

Задачи:

#1054;бобщить жизненные наблюдения учащихся об изменениях в окружающей их природе с приходом зимы.

#1044;ать представление о зимних народных приметах.

#1054;богатить знания детей об изменениях, происходящих в природе с наступлением зимы.

#1056;асширить представления детей о русских народных пословицах, поговорках, посвященных зиме.

#1056;асширить пассивный словарный запас.

Ход занятия.

I. Организация класса. Объявление темы занятия.

1. Сейчас давайте отгадаем загадку и узнаем о чём мы сегодня с вами поговорим.

«Всё бело кругом, красиво,

В инее сияет ива.

Холода, мороз, метели

Закружили- завертели.

В белых шапках все дома.

Это к нам пришла …(зима).»

II. Работа по теме. #1041;еседа о зимних изменениях в природе.

- Ребята, давайте вспомним, какие изменения произошли в природе с наступлением зимы? (рассказы детей)

  1. Стало холоднее, чем было осенью, сильный мороз.
  2. Небо почти всегда покрыто облаками.
  3. Идет уже не дождь, а снег.
  4. Снег покрыл землю, крыши домов, ветки деревьев.
  5. Ручьи, реки, озера скованы льдом.
  6. Иногда зимой ветки деревьев покрываются белым пушистым снегом.

#1055;овторение о зимних месяцах.

- Назовите зимние месяцы.

(На доске названия месяцев: декабрь, январь, февраль)

- В народе зимние месяцы называли ещё и так: студень, хмурень; просинец, перезимье; ветробуй, лютень, снежень.

-Соотнесите названия месяцев с народными названиями.

- Ребята, как вы думаете почему декабрь назвали студенец, хмурень? (За лютую морозную пору, за длительную стужу. Месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах). – Почему январь назвали просинец, перезимье? (Мелкие ручейки и речушки промерзают до дна, и вода выступает на поверхность, делает лёд синим. Главное, делается яснее, солнце дольше задерживается на небе). –А почему февраль назвали ветробуй, лютень, снежень. (Месяц снегопадов, злых вьюг и метель. В середине февраля зима встречается с весной).

#1057;тихи о зимних месяцах. (Читают дети)

На поля и на луга до весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт,

Мы встречаем новый год. (декабрь)

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадёт

Не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это? (январь)

Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны, то метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силён,

Днём капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Что за месяц это? (февраль)

#1057;ейчас мы услышим звуки и краски Зимы!

-Образы природы раскрывали в своих произведениях многие композиторы.

- Сейчас прозвучит музыкальное произведение П. И. Чайковского из балета “Щелкунчик”. Чудеса в сказке совершаются зимой, в Новогоднюю ночь. (Рассказ о произведении «Щелкунчик»).

- Вслушайтесь в эту прекрасную музыку. Как она звучит? Слушание “Танец Феи Драже”. Анализ музыкального произведения.

Учитель: А знаете ли вы, что у зимы есть звуки? Какие?

(На морозе эхо громкое, лёд трещит, снег хрустит, метель воет, звучат капели (то тает, то подмерзает в холоде), в лесу и на улице тишина особая, не поют птицы (и холодно и голодно), а с голоду не запоёшь.)

- Многие звери спят, а слышно какую птицу? (Дятла.) – аудиозапись звук дятла - Молодцы, ребята! Не забывайте прикармливать зимой птиц, так как в зимнюю пору им особенно голодно и холодно.

#1060;изминутка
Дети выполняют движения под аудиозапись.

#1055;овторение о зимних явлениях в природе. -Сегодня зима предлагает вам интересные задания. (Из букв составить слова о зимних явлениях)

НЕПАСГОД- снегопад ЛОДОГЁЛ- гололёд

ТЕЛЕЬМ- метель ЕТОТЕПЬЛ- оттепель

Снегопад - обильное выпадение снега.

Метель - перенос снега ветром.

Гололёд - тонкий слой льда на поверхности земли, образующийся после оттепели или дождя в результате похолодания.

Оттепель - тёплая погода с таянием снега, льда.

7. Чтение и осмысление пословиц и поговорок.

– А ещё русский народ придумал много пословиц и поговорок о зиме.

Да только зимний ветер дунул, и разлетелись пословицы на отдельные слова. Давайте попробуем их собрать.

(На листочках записаны слова, нужно из них собрать пословицы)

- Составьте пословицы из их начала и конца.

Декабрь – год кончает, зиму начинает.

Январь – всему году запевала.

У февраля два друга: мороз да вьюга.

Мороз не велик, да стоять не велит.

Береги нос в большой мороз.

Январь- носик года.

Февраль- хвостик зимы.

8. Чтение народных примет.

- Издавна люди наблюдали, что происходит в природе в каждое время года. Свои знания они передавали друг другу, проверяли их, пользовались ими. Это народные приметы.

– Люди наблюдали за природой и замечали, что если:

*Зима снежная – хороший рост трав летом.

*Зима без снега – лето без хлеба.

* Если снег идёт большими хлопьями – к ненастью.

*Вороны устроили в небе хоровод- к снегопаду.

*Деревья трещат – к долгим морозам.

*Дым столбом – к морозу.

*Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.

*Если ночью был иней, днём снег не выпадет.

9. Разгадывание кроссворда. -Если все слова отгадать правильно, то можно узнать какое платье больше всего любит Зима.

*Большая куча снега, оставшаяся после метели. Что это? (сугроб)

*Не снег, и не лёд,

А серебром деревья уберёт. (иней)

*Морковка бела всю зиму росла.

Солнышко пригрело, всю морковку съело. (сосулька)

*Он вошёл – никто не видел,

Он сказал – никто не слышал,

Дунул в окна и исчез.

А на окнах вырос лес. (мороз)

*Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь.

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь. (снег)

- Какого же цвета любимое платье Зимы? (белое)

10. Игры, конкурсы. - Любите ли вы зимой поиграть на улице? (Да)
- А я сейчас проверю. Кто больше назовет зимних забав или зимних видов спорта. (Дети называют зимние виды спорта.)
- А сейчас поиграем в снежки. Из бумаги, которая есть у вас на столах, сделайте воображаемые снежки. /Снежками дети должны попасть в круг обруча./

«Снежный ком». Ребята встают в круг и передают «снежок», сделанный из белой бумаги, при этом называя животных, живущих в нашей области.

III. Подведение итогов.
Что делаете зимой,

Дайте мне ответ.

Слушайте внимательно,

Отвечайте: «Да иль нет».

- В снежки играете с друзьями? (Да)

- Грибы по лесу собираете сами? (Нет)

- С горки на санках катаетесь? (Да)

- По лесу на лыжах бродите? (Да)

- А много цветов находите? (Нет)

- В саду своём грядки копаете? (Нет)

- А из-за деда Мороза пляшете? (Да)

- Друзья, не устали ещё отвечать? (Нет)

IV. Рефлексия. –Итак, ребята о чём мы сегодня поговорили? Давайте наш урок закончим веселой песней «Ка бы не было зимы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здравствуй, зимушка-зима!

На утреннике дети читают стихи о зиме, поют песни, частушки, играют в игы, отгадывают загадки, вырезают снежинки, радуются приходу зимы....

Внеклассное занятие "Здравствуй, зимушка - зима" из цикла "Времена года"

Внеклассное занятие направлено на расширение представления о зимнем времени года, развитие внимания, речи, мышления, формирует навыки чтения....

Конспект урока внеклассного чтения "Зимушка-зима"

Конспект урока внеклассного чтения для учащихся начальной школы. Цель: повторить названия зимних месяцев и признаков зимы; развитие читательских умений и навыков, умения    самостоятель...

"Зимушка - зима"

Выставка рисунков....

Интеллектуальная игра «Зимушка-зима!» для учащихся 1-4 классов

Игра проводится по аналогии одноимённой телевизионной шоу-викторины «Счастливый случай»Цель игры:1.Развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления.2.Совершенствование умения примен...

урок "Зимушка - зима. Звуки зимы"

Урок проходит в виде прогулки по зимнему лесу. Дети рассматривают лес, его красоту. Вспоминают, каким было сегодня утро, какой мелодией они его бы изобразили. Слушают проиизведение П.И. Чайкоского &qu...