Во времена Древней Руси
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Новоселова Валентина Валерьевна

Задачи урока: формировать первоначальные представления об истории Древней Руси: её территории, столице, понятии христианства; способствовать пониманию причин возникновения Древнерусского государства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_okruzhayushchemu_miru_vo_vremena_drevney_rusi.docx44.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Во времена Древней Руси

Класс: 4

Тип урока: изучение нового материала

Задачи: формировать первоначальные представления об истории Древней Руси: её территории, столице, понятии христианства;

              способствовать пониманию причин возникновения Древнерусского государства.

Планируемые результаты:

Предметные: назвать время, место и причины возникновения Древней Руси;

показать на исторической карте путь «из варяг в греки», границы государства;

знать дату Крещения Руси.

Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнить и оценивать степень ее достижения;

устанавливать причинно-следственные связи;

выделять ключевые слова в тексте;

извлекать информацию из исторической карты;

работать в группах: договариваться о варианте выполнения задания;

работать с контурной картой.

Личностные: проявлять основы российской гражданской идентичности – чувство гордости за российский народ и историю России, осознать свою национальную принадлежность;

определять личностный смысл учения;

проявлять самостоятельность в информационной деятельности.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Организация класса

( 3  минуты)

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. «Хочу, потому что могу». У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность;

-включение детей в деятельность;

-выделение содержательной области.

Доброе утро. Меня зовут Валентина Валерьевна.

Поднимите правую руку, ребята, у кого есть старший брат.

Встаньте те, у кого есть младшая сестрёнка.

А кто из вас самый добрый, улыбнитесь.

Спортсмены, потопайте, пожалуйста.

Талантливые ребята – похлопайте.

У кого есть настоящий друг, пожмите руку своему соседу.

 А кто знает много слов, поднимите руки.

Вот и познакомились, замечательные вы, ребята, умные, талантливые, добрые.

Слайд 1

Урок я хочу начать со стихотворения Николая Михайловича Языкова:

Мой друг! Что может быть милей

 Бесценного родного края?

Там солнце кажется светлей,

Там радостней весна златая.

Прохладней летний ветерок,

Душистее цветы.

Там сладостней журчит поток.

Там соловей поёт звучнее….

О чем это стихотворение?

Поэты всех поколений писали о своей любви к России и гордились принадлежностью к русскому народу.

Кто является предками русского, украинского и белорусского народов?

На прошлом уроке вы начали изучать новый раздел. Как он называется?

Что вы узнали из этого раздела? С чем познакомились на прошлом уроке?

Скажите, а как жили древние славяне?

Вы любите путешествовать? Я вам предлагаю отправиться в историческое путешествие. Путешествовать мы отправимся общинами (группами). В каждой общине будет:

- старейшина (он будет руководить работой всей группы)

- чтец (он будет читать материал)

- творец (он будет поддерживать творческий порядок и оформлять работу)

- летописец (он будет записывать необходимые материалы)

- искатели (они будут искать информацию)

Давайте вспомним правила работы в группе и распределим обязанности.

Слайд 2

Дети выполняют движения

О Родине

Восточные славяне

Страницы истории Отечества

Жизнью древних славян

Племенами, общинами

Распределяют обязанности и вспоминают работу в группе

Личностные УУД:

- смыслообразоваие

Коммуникативные УУД

- планирование учебного сотрудничества

Познавательные УУД

- Общеучебные универсальные знания: структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания

  1. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений

( 5 минут)

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Возникновение проблемной ситуации.

Перед тем как отправиться в путешествие, хочу проверить ваши знания о жизни славян с помощью кроссворда.

Слайд 3

Молодцы. Прочитайте, какое словосочетание у вас получилось?

Что такое Русь?

Как вы думаете, о чём нам предстоит сегодня узнать?

А вы знаете, что такое государство. Кто мне сможет назвать признаки государства.

Вывешиваются карточки: государство, столица, правитель, помощники правителя, армия, народ. 

О чем мы будем сегодня говорить и что должны выяснить к концу нашего исторического путешествия?

 

Отгадывают кроссворд

Древняя Русь

Это государство

О возникновении древнерусского государства под названием Русь.

Единая территория, столица, правитель, помощники правителя, законы, охраняемая граница, народ.

Как изменилась жизнь др. славян?

Как появилось государство?

Кто был его правителем, помощниками?

Какая была армия?

Познавательные УУД

 - общеучебные универсальные действия: структурирование знаний

- логические универсальные действия: анализ, выдвижение гипотез

Регулятивные УУД

 - целепологание,

 - планирование

3. Формирование новых знаний и умений 

  (3  минуты)

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?»,

«Чего мы ещё не знаем?»);

Проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.

Слайд 4

Как жили славяне? Где жили?  Возле чего?

Почему славяне жили по берегам рек?

Все эти  моря и реки были главными дорогами, связывающие между собой жителей этих мест.

Как вы думаете, почему главными дорогами были реки?  

Вспомните, в каком произведении великого русского писателя рассказывается о путешествие корабельщиков.

Слайд 5

Ребята, где мы можем узнать информацию о реках, морях, посмотреть, куда они впадают, где начинаются?

 

Слайд 6

Давайте рассмотрим карту и посмотрим, где жили славянские племена. Какие реки протекали между Балтийским и Чёрным морями?

Возле реки

Предположение детей

А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

На карте

Рассматривают схему (учебник с.41) и отвечают на вопросы 

Познавательные УУД

- логические универсальные действия: выдвижение гипотез

- общеучебные универсальные действия: знаково-символические действия

4. Открытие нового знания.

(14 минут)

Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение её решения.

-Способы: диалог, групповая или парная работа.

Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог.

-Организация самостоятельной исследовательской деятельности.

-Выведение алгоритма.

Жители побережья Балтийского моря, которых на Руси называли варягами, стремились торговать с жителями побережья южных морей, которых славяне называли греками. Подумайте и предположите, как мог называться данный торговый путь?

Слайд 7 (ВИДЕО «Путь из варяг в греки»)

 Так как же называется этот путь?

Слайд 8

Давайте с вами откроем тетради и отметим этот путь на контурной карте.

Плыли по Балтийскому морю, затем по реке Неве попадали в Ладожское озеро. Из него поднимались в Ильмень – озеро. Потом плыли вверх по течению реки Ловать. Далее волочили по суше лодки в Западную Двину. Переплывали её, затем опять тащили лодки до реки Днепр и спускались в Чёрное море.

Какую пользу приносил славянам этот путь?

Ребята, а как вы думаете, кто такие Хазары?

Слайд 9 (ВИДЕО хазары)

Кочевые племена видели, что славяне богатели, и стали совершать воинственные набеги на славянские земли.  Разоряли земли, угоняли в плен детей, мужчин.

Подумайте, как могли славянские племена защищаться от врагов? Были ли они едины друг с другом?

Верно, славянские племена не могли прийти к согласию. Предположите, что они могли придумать, чтобы решить проблему?

Правильно. Они стали объединяться, так образовалось государство, которое стало называться Русью.

Слайд 10

К середине 11 века Русь занимала пространство от Балтийского моря до Черного. Управлять такой обширной землей без строгого порядка было нельзя. Надо было, что-то делать.

Об этом мы можем узнать из летописей. А что такое летописи?

Слайд 11 (ВИДЕО Летопись)

Давайте узнаем, что рассказывает нам Русская летопись об образование нашего государства. Для этого найдем на столе свитки и прочитаем. Читать будут чтецы

«… Новгородские славяне и кривичи, устав от споров и беспорядков, решили найти себе князя за морем. Надеялись, что «чужаку» удастся установить мир и порядок в славянских землях.

 Отправились славяне к варягам и сказали им «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет; придите княжить и владеть нами».

И вызвались три брата – Рюрик, Трувор и Синеус, со своими родами и дружиной. И сели они княжить: Рюрик – в Новгороде, Синеус – в Белоозере, Трувор – в Изборске. Через два года Трувор и Синеус умерли, Рюрик остался полновластным правителем, а его потомки правили уже всей Русью…»

Кто пришел управлять нашим государством? (Си'неус, Рюрик и Тру'вор)

Слайд 12

После смерти братьев, кто стал полноправным правителем Руси?

Рюрик умер в 879 году, положив начало династии русских князей и царей. Династия  Рюриковичей существовала около 700 лет.

 

Слайд 13

После смерти Рюрика на престол должен был взойти его малолетний сына Игорь. Все дела взял в свои руки родственник Рюрика Олег, который объединил два древнерусских государственных центра Новгород и Киев.  В летописи записано «И сел Олег, княжа, в Киев, и сказал Олег: да будет это мать городам русским». Олег продолжал объединение славянских земель и призывал к единству все племена под главенством Киева.  Так Киев стал столицей единого Древнерусского государства, которое еще называют Киевской Русью.

Вывешиваются листы

Так образовалось государство, во главе которого стоял князь. Бояре, дума давали советы князю. Дружина – это знатные воины, друзья, были опорой и поддержкой.

Слайд 14

 Именно в дружине были русские богатыри, такие как Илья Муромец, Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Алёша Попович.

  • Известны ли вам эти имена?
  • Какие произведения вы знаете о русских богатырях?

Кого называют богатырем? (Словарь)

 

А теперь я предлагаю немного отдохнуть

Высказывание детей

Данный торговый путь назывался «Путь из варяг в греки»

Дети работают в рабочих тетрадях

Высказывание детей

Нет

Предположения детей

Высказывание детей

Чтецы читают

Синеус, Рюрик, Трувор

Рюрик

Высказывание детей

Познавательные УУД

- логические универсальные действия: выдвижение гипотез

- общеучебные универсальные действия: структурирование знаний, смысловое чтение

- постановка и решение проблемы: способы решения проблемы творческого и поискового характера

Коммуникативные УУД

- планирование учебного сотрудничества со сверстниками

5. Физкультминутка.

(1 минута)

Дружно встанем – раз, два, три – (дети шагают на месте) 

Мы теперь богатыри!        (руки согнуты в локтях, показываю силу) 

Мы ладонь к глазам приставим,  (правую руку подносят козырьком к глазам) 

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво (повороты вправо, влево)

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,

И направо, и ещё, через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки,

Наклонились влево, вправо

Получается на славу!

Молодцы. А теперь тихо сели на место.

Ребята выполняют физкультминутку

6. Первичное закрепление.

(5 минут)

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

-Способы: фронтальная работа, работа в группе.

-Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

-Выполнение заданий с проговариванием в громкой речи.

Кто же из князей особенно прославился своими военными подвигами, и кто принёс большую пользу Руси во времена своего правления? Можем мы ответить на этот вопрос?

Мы пока не может ответить на этот вопрос. Но справиться с этим затруднением вы сможете, поработав в группе. Рассмотрите портрет и скажите, кто на нем изображен.

Слайд 15

Правильно это князь Владимир. Великий киевский князь Владимир, правнук Рюрика, мечтал видеть свое государство единым, сильным, независимым.

Что же сделал для нашего государства Владимир? Ответить на этот вопрос мы попробуем с помощью ассоциативной головоломки, т.е. с кроссенса. Слово кроссенс переводится как «пересечение смыслов».

Подумайте, какой идеей объединены эти образы.

Как связан с Владимиром каждый образ?

Владимир, крещение, 988, Красное Солнышко, богатыри, Византия, христианство, Перун, Днепр.

Вам дается 4 минуты на составление текста. На столе у вас зеленые листочки, на которые  летописцы записывают получившийся текст, а все остальные помогают.

Давайте посмотрим, что у вас получилось. Правильно ли вы думаете, узнаем чуть позже.

Нет

Высказывание детей

Составление рассказа.

Личностные УУД

смыслообразование

Познавательные УУД

- логические универсальные действия: выдвижение гипотез, анализ, синтез, установление причинно-следственных связей.

Регулятивные УУД

- целепологание,

- прогнозирование

Коммуникативные УУД

- планирование,

- умение выражать свои мысли

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

(5 минут)

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

-Небольшой объём самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий).

-Выполняется письменно.

 -Методы: самоконтроль, самооценка.

А теперь давайте поработаем самостоятельно. Для это, я предлагаю вам взять листочки синего цвета. На этих листочках написаны утверждения, если вы с этим согласны напротив этого утверждения пишите «да», если не согласны - пишите «нет».

1. Былины воспевают Владимира и величают его Красным Солнышком.

2. Годом Крещения Руси считается 988 год.

3. Князя Владимира вошел в историю как креститель Руси.

4. Главного божества – Перуна сбросили в реку Днепр.

5. Владимир призвал жителей Киева, крестится в реке Днепр.

6. На Русь христианство пришло из Византии.

7. С крещением на Русь пришла грамотность

С какими утверждениями вы не согласны.

А теперь давайте проверим, правильно ли вы считаете. Для этого прочитайте текст в учебнике на стр. 43 и на полях поставим отметки простым карандашом, если вы это знали «+», если эта информация для вас новая – «-», если это противоречит вашим знаниям - «!», не понятно «?».

Ребята, что нового вы узнали из текста?

Что противоречило вашим знаниям?

Подводя итоги знаний о князе Владимире, предлагаю вам составить синквейн.

Возьмите листырозового цвета. Напишите «Князь Владимир». На второй строчке напишите 2 прилагательных. На третьей строчке -  3 глагола. На четвертой предложение. И на 5 строчке синоним.

Князь Владимир 
Мудрый, дальновидный 
Расширил, построил, крестил 
Князь Владимир креститель Руси 
Красное Солнышко

Давайте послушаем, что у вас получилось. Молодцы.

Отвечают на вопросы

Работают с текстом

Делают выводы

Составляют синквейн

Познавательные УУД

- общеучебные  универсальные действия: знаково-символические действия, смысловое чтение,

моделирование;

- постановка и решение проблемы,

- логические универсальные действия: выдвижение гипотез и их обоснование

Регулятивные УУД

- саморегуляция,

- контроль,

- коррекция,

- оценка

- планирование

8. Физкультминутка.

(1 минута)

Как мы уже выяснили. Новая вера прижилась не сразу. Сильна была привязанность к старым, близким и понятным обычаям. До сих пор в нашей жизни бывают отголоски старых славянских верований и праздников.

Какой праздник мы отмечали совсем недавно?

Правильно. Этот славянский праздник.

Я вам предлагаю отдохнуть и поводить хоровод.

Масленица

9. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

(5 минут)

-Сначала предложить выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие.

-Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее

К сожалению, время нашего урока подходит к концу.

Над какой темой мы сегодня работали?

Много ещё интересного можно узнать и рассказать о временах Древней Руси. Вы это будете изучать в старших классах. А про крещение Руси более подробно вы узнаете на уроках ОРКСЭ. Но мой вам совет -  поищите материал в энциклопедии или в интернете, и почитайте об этом времени.  

А пока проверим, что вы запомнили с сегодняшнего урока:

  1. Как называли в то время правителя?
  2. Кто ему помогал?
  3. Какой город был столицей?
  4. Кого величали «Красным Солнышком?»
  5. Какое важное событие произошло в 988 году?

Жизнь древних славян

Князь

Дружинники

Киев

Владимир

Крещение Руси

Познавательные УУД

- общеучебные универсальные действия: структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания

10. Рефлексия деятельности (итог урока).

(3 минуты)

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Вопросы:  Какую задачу ставили?  Удалось ли решить поставленную задачу? Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё?

Где можно применить новые знания?

Ответили ли мы на вопросы, которые поставили в начале урока?

Подводя итоги, я предлагаю вам составить кластер, в центре, которого будет «Древняя Русь». На столе у вас лежит лист А5 и фломастеры с помощью, которых вы выполните это задание.

Сегодня мы с вами путешествовали по Древней Руси. Сейчас на лестнице достижений я увижу, достигли вы  целей поставленных на уроке или нет? У вас на партах лежат кружочки. Сначала «оживите» их.

Если удалось достичь поставленных целей, то на кружочке нарисуйте глаза и ротик-улыбку. Потом этот смайлик поместите на ступень со словом «уверен».

Если затрудняетесь с ответом, то на кружочке нарисуйте только глаза и смайлик поместите на ступень со словом «затрудняюсь».

Если не удалось достичь поставленных целей, то на кружочке нарисуйте глаза и ротик - грустинку и поместите смайлик на ступень со словами «очень трудно».

Итак, выберите для себя, какой смайлик вам подходит, нарисуйте его.

Высказывают мнения.

Составляют кластер

Выполняют задание

Личностные УУД

- смыслообразование,

- нравственно-этническая ориентация

Познавательные УУД

- логические универсальные действия: подведение под понятие

- общеучебные универсальные действия: моделирование, рефлексия

Регулятивные УУД

- оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Во времена древней Руси

Презентация к уроку....

"Во времена древней Руси"

Конспект урока окружающего мира в 4 классе УМК "Школа России"...

театрализованное представление "Во времена Древней Руси"

Конспект внеклассного мероприти с элементами театрализации....

Времена Древней Руси презентация

Презентация по окружающему миру программа "Школа 2100" 3 класс "Моё Отечество"...

Повторение: "Времена Древней Руси. Времена Московского государства"

Конспект урока для 3го класса. Окружающий мир. Моё отечество.Урок построен по технологии модерации  (с использованием АМО)....

Открытый урок по теме "Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси", Окружающий мир, 4 класс

Презентация открытого урока по теме "Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян.  Во времена Древней Руси", Окружающий мир, 4 класс...