Сценарий занятия "Как появилась одежда?"
план-конспект по окружающему миру
В данной разработке рассказывается о том, как появилась одежда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_poyavilas_odezhda.docx | 618.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МЕТАПРЕДМЕТНОГО УРОКА
Дата проведения урока: 18.03.2021 года
Учебный предмет: Окружающий мир
Класс: 2
Учитель: Кольцова Ольга Владимировна
УМК « Школа России». Авторы учебника: А.А. Плешаков.
Тема урока: «Когда появилась одежда».
Цели урока: познакомить с историей одежды, ее разнообразием и назначением; - познакомить обучающихся с одеждой во время Великой Отечественной Войны.
Формируемые УУД:
познавательные – осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в различных источниках;
коммуникативные – с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;
личностные – устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Методы и формы организации учебно-познавательной деятельности:
частично-поисковый;
фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах.
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Когда появилась одежда?», видеоролик «Родина», ножницы, кукла-малыш.
Ход урока.
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||||||||
Мотивация к учебной деятельности. Цель этапа: настрой учащихся на урок, установка на сотрудничество. | Учитель: Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, подарите мне улыбку, а я подарю ее вам. Поймайте хорошее настроение и никуда не отпускайте, держите крепко, ведь хорошее настроение - залог успешного обучения. Подарите чудесное настроение своему соседу. | Улыбаются друг другу и гостям. Сжимают ладони и пытаются «поймать» хорошее настроение | Личностные УУД: умение управлять своим настроением, выражать свои эмоции. Коммуникативные УУД: адекватно взаимодействовать с партнером . | |||||||||||||
II. | Актуализация знаний. Цель этапа: воздействие на эмоциональную сферу детей, вспомнить материал, изученный ранее. | Учитель: Посмотрите на экран (слайд 2) . Вы видите уже знакомого героя. Кто это? (ответы детей) .Муравей Вопросик пришел к нам в гости. Он сегодня одет очень необычно. - Кто знает, во что он одет? (рыцарские доспехи) Он предлагает нам разгадать главное слово на нашем уроке. А поможет нам в этом АЛФАВИТ.
- Какое слово поучилось? Учитель: - Муравьишка принёс к нам в класс крошечного малыша Захарчика. Какая на нём одежда? (Пелёнки, одеяльца) - Малыш скоро подрастет, какая одежда будет ему нужна? (Учитель разворачивает куклу, на ней ползунки.) -Малыш растёт не по дням, а по часам. Какая одежда теперь ему нужна? -Вот как меняется одежда одного человека за короткое время. Сегодня мы с вами попробуем заглянуть в прошлое и узнать историю происхождения одежды. | Учащиеся работают по карточкам. (в парах разгадывают слово). (Оценивают свою работу на лестнице успеха) | Личностные УУД: умение приобретать новые знания, совершенствовать уже имеющиеся. Предметные УУД: — раскрывать значение понятия «одежда» Регулятивные УУД: определять действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей, составлять алгоритм действий в соответствии с учебной и познавательной задачей. | ||||||||||||
III. | Самоопределение к деятельности. Определение темы урока, формулирование цели. Цель этапа: определить тему и цель урока | - Правильно, сегодня мы поговорим об одежде. Муравей принес нам вопросы, но случайно уронил карточки и слова в вопросах перемешались? Давайте правильно зададим вопросы, на которые мы ответим на уроке. Когда нужна одежда? Когда появилась одежда? Какая появилась одежда? Какая бывает одежда? Зачем бывает одежда? Зачем нужна одежда? | Дети самостоятельно формулируют цель урока, вносят свои предположения | Регулятивные УУД: — понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить; Коммуникативные УУД: — адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. | ||||||||||||
I V. | Работа по новой теме. Цель: - познакомить обучающихся с историей происхождения одежды | Рассказ учителя: https://nsportal.ru/sites/default/files/2021/11/05/prezentatsiya_odezhda.pptx Одежда служит человеку давно. Первую одежду человек находил в окружающей природе. Особенно выручали шкуры животных.(слайд 3-4). Шкуры сначала чистили, соединяли куски меха между собой, так чтобы эта одежда держалась на теле человека. Уже тогда человек хотел быть красивым и украшал свой наряд ожерельями из ракушек, цветных камешков, перьями. Потом древнему человеку пришла в голову мысль, что вокруг талии можно прикрепить листья, нанизанные на длинную верёвку. Шло время. Шкуры сменились тканями.(слайд 5) И вот теперь можно было говорить о красоте одежды. Ведь ткани можно было красить и отбеливать, ткань могла быть очень тонкой или наоборот толстой, грубой или воздушной. В древнем Египте научились делать такие тонкие ткани, что даже через пять слоёв было видно тело. Египтяне носили набедренные повязки и цветные круглые воротники – оплечья.(слайд 6) В древней Греции одежду не шили. Они брали длинный кусок ткани и заворачивались в него.(слайд 7) В средние века была самая носатая обувь. Часто носок обуви привязывали к коленке.(слайд 8) Изобретателем этих туфель был один граф, который хотел скрыть кривизну своих ног. Но граждане калечили свои ноги, лишь бы быть красивыми. Было время, когда юбки натягивали на жёсткий каркас. Эти юбки было тяжело надевать, а ещё тяжелей носить.(слайд 9) Другой мучительной частью одежды был воротник. Белый воротник со складками был неудобен, в нём нельзя было повернуть голову, а есть приходилось ложками с длинными ручками, потому что обычную ложку не удавалось поднести ко рту. (слайд 10) Перед началом Великой отечественной войны форма выглядела следующим образом: гимнастёрка, галифе, сапоги и фуражка или пилотка. Зимой военные носили шинель. На фотографии слева – форма офицера начала Великой отечественной войны. Справа – офицеры в конце войны. Погоны представляют собой носимые на плечах прямоугольной формы изделия с обозначенным на них тем или иным образом звания, должности.(слайд 11-12) Подполковник Петр Михин, который воевал во время ВОВ, рассказывал, что его командир очень не любил, когда у солдат мятые погоны и заставлял вшивать твердые металлические пластины. Петр Михин вшил стальные пластины от сбитого немецкого самолета. Во время одного из обстрелов осколок пробил Михину погон, воин упал. Удар был настолько сильным, что Михин решил: оторвало руку. Как позже выяснилось, маленький осколок пробил стальную пластину и дальше не пошел, оставил только большой черный синяк на плече. - Тяжело было всем людям бороться с врагом во время ВОВ. Давайте мысленно вернемся в ту пору и познакомимся с головными уборами той поры. (пилотка, ушанка, пуховый платок). (головные уборы представлены в классе). Сколько людей спас этот платок во время блокады Ленинграда. А завязывался он необычным образом. (Учитель показывает образец завязывания пухового платка на ученице, также ученики примеряют пилотку, ушанку). | Ученик с помощью учителя примеряют головные уборы военной поры. | Предметные УУД: — определять взаимосвязь между определенным промежутком времени и одеждой — познакомиться с новыми понятиями «оплечья», «каркас», «шинель», «погоны». Личностные УУД: умение приобретать новые знания, совершенствовать уже имеющиеся. | ||||||||||||
V. | Закрепление изученного материала. Цель: учиться давать оценку различным жизненным ситуациям | Работа по учебнику. Стр. 21. - Всегда ли мы одеваемся одинаково? (обсуждение одежды). Представьте такую ситуацию: вечером вся семья собралась посмотреть телевизор и вдруг, к вам пришёл гость в ластах, маске для ныряния и плавках. - Ребята, почему вы улыбаетесь? (Каждая одежда создаётся для своего случая. В пижаме мы спим, в спортивном костюме - занимаемся спортом, в халате ходим дома, а для школы у нас есть школьная форма . Работа в парах. Обсуждение ситуаций с одеждой.
(Физминутка) | Обучающиеся работают в парах, активно обсуждают жизненные ситуации. (Оценивают свою работу на лестнице успеха) | Коммуникативные УУД: умение участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи. Познавательные УУД: умение анализировать задания. Регулятивные УУД: умение планировать, корректировать, оценивать свою работу в паре. | ||||||||||||
VI. | Реализация построенного проекта Цель: уметь представить самостоятельно добытую информацию. | Учитель: А кто, ребята, нам придумывает одежду? (модельеры) А кто её шьёт? (портные) Модельеры создают не только платья, костюмы. Они разрабатывают и современные модели обуви, сумок, перчаток, ремней. И каждая вещь должна соответствовать моде и профессии человека, которые её будет носить. Например: костюм учителя должен быть строгим, а артиста нарядным, медсестра на работу не может надеть вечернее платье, а дирижер - белый халат врача. Чтобы стать модельером надо уметь рисовать и иметь хороший вкус. Портниха тоже важная и хорошая профессия. Чтобы облегчить её труд, учёные изобрели швейную машинку. Пока солдаты отважно сражались за нашу Родину на фронте, все тягости легли на плечи женщин. Женщина должна была не только прокормить детей, но и одеть их. Швейная машинка в годы ВОВ приравнивалась к корове, потому что с ее помощью можно было прокормить семью. Швеи, изготовив одежду, могли обменять ее на продукты питания и другие необходимые вещи. - В этом году наша страна будет отмечать большой праздник-76-летие со дня Победы в ВОВ. Известно ли вам, что во время войны люди продолжали учиться, старались добывать новые знания. Сегодня мы с вами создадим свой журнал «Они вернулись с победой». Каждая группа получит задание, посвященное военной профессии. Задача группы: выполнить задания , оформить страницу журнала. (см. приложение) (зарядка для глаз) Работа в группах. Вспомним правила работы в группах. Класс делится на 3 группы (по видам одежды военного времени): 1-я группа страничка «Военный почтальон» 2-я группа страничка «Военный портной» 3-я группа страничка «Врач » | Обучающиеся работают в группах, взаимопроверка на лестнице успеха) |
| ||||||||||||
VII | Рефлексия. Цель: выявить степень заинтересованности темой урока. | - Ребята, какие познавательные страницы военного журнала получились у нас. Скажите, а где можно использовать наш журнал? (верно, для изучения темы ВОВ в других классах, во внеурочной деятельности). Война- время слез и потерь, бед и разочарований, скорби и плача. Изгнать врага с родной земли и сохранить свою Родину- вот о чем думал каждый житель. (Просмотр видеоролика, в котором приняли участие обучающиеся 2б класса) - Как вы считаете, о чем идет речь в данном видео? Чему оно нас учит? - Давайте еще раз озвучим цели нашего урока. Как вы считаете, получилось у нас их достичь? Продолжите фразу: 1. На уроке я работал … 2. Своей работой на уроке я … 3. Урок для меня показался … 4. Материал урока мне был | Устные ответы детей. Заполнение лестницы успеха
| Коммуникативные УУД: -формировать ответы на вопросы -выявить уровень социальной значимости проекта Личностные УУД: -формирование ценностного отношения к полученным знаниям Регулятивные УУД: учиться делать самооценку своей деятельности на уроке |
Приложение .
Задания для работы в группах.
Группа 1. Изучить текст. Определить профессию.
Военный почтальон.
Почтовая служба давала возможность людям узнать о своих близких.
СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ
«Жив буду...». О чём писали солдаты с войны?
Солдатские письма-треугольники появились из-за нехватки конвертов . А за все годы войны было доставлено около 6 млрд писем! Письма шли и в голод, и в холод, и под обстрелами, даже во время блокады Ленинграда и осады Севастополя. Всё это требовало мужества и героических усилий - более 300 военных связистов получили звание Героя Советского Союза.
В Воронеже установлен памятник фронтовому почтальону. Связист Виктор Пономарёв совершил подвиг- он столкнулся с отрядом немцев и убил 12 фашистов.
ВОЕННЫЙ ПОЧТАЛЬОН
Рассмотри иллюстрацию . Наклей необходимые детали.
Гимнастерка
Почтовая сумка
Пилотка
Группа 2. Изучить текст. Определите профессию. Отгадайте загадки, напишите отгадки.
Военный портной.
В годы войны фабрики шили все, что необходимо: шинели, сорочки, гимнастерки и многое другое. Из отходов и ткани женщины шили тапочки, носовые платки и детские сорочки. Портные работали очень много, не жалея себя. Деньги, которые зарабатывали, перечислялись в фонд обороны.
Загадки
Рубашку сможет он пошить
Из ткани вам льняной.
К ней пуговки затем пришить —
На то он и _________________________________
Острый нос, стальное ушко,
В ушке - ниточка-подружка.
Сшить обновки помогла
Нашей бабушке _________________
Два кольца, два конца,
А в середине – гвоздик._______________
У иголочки подружка
К ней привязана за ушко.
След в след за нею ходит
Узорчики выводит._________________________
Группа 3. Изучить текст. Определите профессию. Соединить стрелками.
Врач.
С первых дней войны врачи спасали бойцов, не жалея себя, вытаскивали раненых с поля боя. В годы войны погибли более ста тысяч медицинских работников . За время войны 116 тысяч медицинских работников были награждены орденами и медалями Советского Союза, из них 47 стали Героями Советского Союза, среди которых 17 женщин.
стетоскоп
сумка войсковая медицинская
колпак медицинский
маска медицинская
перчатки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как появились разные народы (долганская сказка)
УМК "Школа 2100" На уроке учащиеся познакомятся с народами севера: быт, одежда, занятия....
Беседа "Как появился орган"
Беседа для уроков музыки....
"Как появилась Земля." Платон О.А.
Презентация о том, как появилась наша планета земля.Рекомендуется для классных часов в начальной школе, для занятий в ГПД....
Учебно – исследовательская работа "Наши любимцы – кошки. Для чего кошки появились в жизни человека"
Тема: Наши любимцы – кошки. Для чего кошки появились в жизни человека.Объект исследования - кошки и их жизнь рядом с человеком в условиях современного мира.Цельданного исследования – выясн...
Сценарий агитбригады "Сказ о том, как и почему появились правила дорожного движения"
Данный материал позволяет совершенствовать работу по предотвращению ДТП с участием детей и подростков, способствует пропаганде Правил дорожного движения....
Сценарий урока окружающего мира. Тема урока:" Когда на Руси появилось государство?"
Класс: 3Авторы учебника: А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, Е.В.Сизова, С.В.ТыринТема: Когда на Руси появилось государство?Дидактическая цель: создать условия для формирования УУД в условиях решени...
Сценарий урока с использованием интерактивного портала учи.ру. 1 класс. Урок окружающего мира. Тема: "Когда появилась одежда?"
В сценарии урока предложен материал по закреплению с помощью карточек на портале учи.ру...