Отчёт по самообразованию
методическая разработка по окружающему миру
Отчёт по самообразованию на тему: "Комплексное использование средств наглядности на уроках окружающего мира в начальной школе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchyot_samoobrazovanie.docx | 17.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчёт по самообразованию
Тема: комплексное использование средств наглядности на уроках “Окружающего мира” в начальной школе
Цель: изучение возможности использования наглядных средств обучения на уроках окружающего мира в начальной школе
Задачи:
- определить сущность понятия “наглядные средства обучения” и принципы использования средств обучения на уроках Окружающий мир;
- изучить классификацию средств наглядности;
- выявить значение комплексного использования наглядных средств обучения на уроках Окружающий мир
Проблема: в условиях классных занятий, не всегда возможно непосредственно наблюдать, видеть предметы и явления в естественном состоянии. В этом случае необходимые представления и понятия могут быть сформированы с помощью наглядных средств обучения, в которые входят таблицы и картины, натуральные объекты, раздаточный материал, кинофильмы, мультимедийное оборудование.
Теория вопроса: Наглядность на занятиях окружающего мира является одним из элементов единой системы обучения, которая может помочь младшему школьнику лучше усвоить изучаемый материал на более высоком уровне. Идея наглядности занимала ведущее место в истории педагогики. В практике она была выражена в осуществлении дидактического принципа наглядности, который начал научно оформляться одним из первых в истории педагогики.
Исследованием и использованием методов наглядности занимались Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Дистервег, К. Д. Ушинский . Наглядные материалы с легкостью вызывают интерес у младших школьников, но наглядность не является самоцелью. При наглядном обучении знакомство непосредственно с объектом помогает развитию мышления и играет вспомогательную роль в данном процессе .
Наглядные пособия на уроках окружающего мира выступают одним из наиболее важных средств умственного развития, а их применение современным педагогом считается обязательным для методически точного и грамотного построения учебного процесса. Наглядные пособия могут содействовать реализации учебной задачи, усвоению знаний, быть нейтральными к процессу усвоения либо тормозить осознание теоретических сведений и формирование умений.
С целью того, чтобы средства наглядности содействовали реализации учебной задачи и усвоению знаний важно соблюдать правила применения принципа наглядности и верно подбирать и разрабатывать наглядные пособия. Есть ряд правил применения принципа наглядности: наличие достаточного количества наглядности; рациональное определение времени применения наглядных средств; устранение перегрузки занятия средствами наглядности; привлечение к восприятию разных органов чувств; рациональное сочетание слова и средств наглядности.
Наглядные учебные пособия довольно многообразны по своему назначению, содержанию, методам изображения, материалам и технологии изготовления.
Возможность применения: на уроках окружающего мира следует использовать различные виды наглядности (традиционные и новейшие):
1. естественная наглядность (растения, животные, полезные ископаемые); ее функция - знакомство учащихся с реальными объектами природы;
2. экспериментальная наглядность (явления испарения, таяния льда); функция - знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений;
3. картинная и картинно-динамическая наглядность (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино); функция - познакомить с какими-то фактами, предметами, явлениями через их отображение;
4. объемная наглядность (макеты, муляжи, геометрические фигуры); функция - знакомство с теми предметами, где объемное, а не плоскостное изображение играет роль в восприятии;
5. звуковая наглядность (грамзаписи, магнитофонные записи, радио); функция - воспроизведение звуковых образов.
До того, как отобрать для занятия определенный вид наглядности, продумывается место его использования, исходя из его дидактических возможностей. Учитываются цели и задачи определенного урока, отбираются такие средства наглядности, которые четко выражают самые значимые стороны исследуемого на занятии явления и позволяют школьнику определять и группировать такие значимые признаки, которые находятся в основе формируемого на определенном уроке представления либо понятия.
Использованные источники:
1. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: методика обучения: 1-4 классы / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана Граф, 2015. – 240 с.
2. Курапова И. И. Организация проектной работы на уроке окружающего мира / И. И. Курапова // Начальная школа плюс До и После. – 2010. – № 1. – С. 25-29.
3. Миронов А. В. Окружающий мир: освоение учащимися доступных способов изучения природы и общества / А. В. Миронов // Начальная школа. – 2010. – № 6. – С. 53-57.
4. Педагогика: учебное пособие // Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2013. – 608 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт по самообразованию
Отчёт по самообразованию...
Отчёт по самообразованию по воспитательной работе 2 класс
Тема самообразования:"Формирование здорового образа жизни"Цель работы: создание условий для общего оздоровления детей.Задачи:1.Способствовать расширению кругозора.2.Содействовать формированию первонач...
отчёт по самообразованию "Приёмы и методы работы на уроках чтения"
В данном материале содержится отчёт по самообразованию. Показаны некоторые приёмы и методы работы на уроках чтения....
Отчёт по самообразованию Плеховой Н. П.
В своём отчёте я рассказала, что мы успели сделать, работая по теме: " Применение проекта для развития и реализации творческих способностей учащихся младшего школьного возраста"....
Отчёт по самообразованию на тему Активизация познавательного интереса на уроках математики
В отчёт входит доклад по теме "Активизация познавательного интереса на уроках математики" и презентация....
Отчёт по самообразованию
Отчёт по самообразованию "Развитие творческих способностей через внедрение проектной деятельности в начальной школе, как средство формирования УУД в условия фнедрения ФГОС НОО"...
Отчёт по самообразованию учителя начальных классов
Отчёт по самообразованию учителя начальных классов по теме "Развитие креативности и интеллекта младших школьников в условиях перехода на новые стандарты"...