Проект: «Животный мир Волгоградской области»
проект по окружающему миру (4 класс)
Проект ориентирован на учеников 4 класса, программы УМК «Начальная школа XXI века». Рассматривается понятие «животный мир Волгоградской области». Обучающиеся докажут, что в Волгоградской области животный мир богат и разнообразен. Рассмотрят меры по охране животных и проанализируют свой вклад в дело охраны животного мира своего края. Продолжительность проекта 2 урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhivotnyy_mir_volgogradskoy_oblasti.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор проекта: Чурнусова Лада Александровна
Название работы: «Животный мир Волгоградской области»
Основной предмет: окружающий мир (дополнительные: изо)
Класс: 4 класс
Продолжительность: 2 урока (1 неделя)
Актуальность:
Проект ориентирован на учеников 4 класса, программы УМК «Начальная школа XXI века». Рассматривается понятие «животный мир Волгоградской области». Обучающиеся докажут, что в Волгоградской области животный мир богат и разнообразен. Рассмотрят меры по охране животных и проанализируют свой вклад в дело охраны животного мира своего края. Продолжительность проекта 2 урока.
В результате самостоятельных исследований по основополагающему и проблемным вопросам учащиеся ответят на вопрос, какие животные, птицы, насекомые обитают в родном крае, о том, как школьники могут самостоятельно или с минимальной помощью взрослых (учителя, родителей) внести свой вклад в охрану животного мира и природного сообщества.
Результатом работы над проектом должно стать:
- знания и умения по теме «Животный мир Волгоградской области»;
- находить информацию по теме в различных источниках;
- получать необходимую информацию о животном мире с помощью
интернет-ресурсов и умение безопасного использования поисковых
служб Интернета.
На уроке – «Защита проекта» обучающиеся выступят с сообщениями (презентациями) о животных, насекомых, птицах родного края, с защитой групповых и индивидуальных плакатов «Берегите животный мир!».
Образовательные стандарты по окружающему миру:
- формирование уважительного, бережного отношения к животным родного края;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы, норм здоровьесберегающего поведения в природной среде;
- освоение доступных способов изучения животного мира (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения:
Цели:
- сформировать представление о животных как о природном сообществе;
- выяснить значение животного мира для природы и жизни человека;
- развивать познавательные процессы, творческую активность, информационную компетентность и коммуникативные навыки;
- воспитание умений учебного сотрудничества, бережного отношения к животному сообществу, желание вносить свой посильный вклад в охрану животного мира.
После завершения проекта учащиеся будут:
знать/понимать:
- многообразие животного мира родного края;
- значение животных для природы и для жизни человека;
- о безопасном поведении человека в природе;
- охранные мероприятия по сохранению природы родного края.
уметь:
- узнавать в окружающем их мире животных родного края;
- охранять природные богатства;
- письменно фиксировать результаты поиска информации по теме;
-делать небольшие сообщения, доклады для обучающихся первых-третьих классов;
- написать письмо в научный клуб «Мы и окружающий мир».
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнять правила поведения в природе;
- принимать посильное участие в охране и защите животного мира;
- рассказывать о родном крае;
- удовлетворять познавательные интересы с помощью поиска дополнительной информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, Интернете.
Гипотеза:
Животный мир Волгоградской области не разнообразен, т.к. по причине зоны степей и полупустынь.
Вопросы, направляющие проект:
Основополагающий вопрос:
Какие животные обитают на территории родного края?
Проблемные вопросы учебной темы:
Отличается ли животный мир природной зоны твоего края от животных других природных зон?
Что можешь предложить и сделать ты для охраны животного мира Волгоградской области?
Учебные вопросы:
Как найти ту информацию, которая тебе необходима?
На какие классы можно разделить животный мир?
Каких животных можно встретить в лесах Волгоградской области?
Какие животные нашего края обитают на деревьях?
Какие животные нашего края ведут наземную жизнь?
Какие животные нашего края обитают в почве?
Есть ли среди них редкие или исчезающие виды?
Есть ли животные, занесённые в «Красную книгу»? Что угрожает каждому из них? Что можно сделать для их охраны?
Рефлексивно-оценочный этап:
План выступления группы.
- Мы искали ответ на следующий проблемный вопрос …
- Для доказательства или опровержения нашей гипотезы мы провели исследование …
- На основании проведённого исследования можно сделать вывод…
- Нам интересно было выполнять…
- Больше всего понравилось задание...
- Мы научились...
График оценивания:
До работы над проектом:
Опрос.
Мозговой штурм.
Ученики работают над проектом и выполняют задания:
Отчеты по выполнению проекта.
Таблица животного мира Волгоградской области.
Интерактивная игра.
После завершения работы над проектом:
Анализ поиска информации из различных источников.
Отчеты по выполнению проекта.
Самооценка и рефлексия.
Презентация.
Плакаты об охране животного мира.
Описание методов оценивания:
- Перед стартом проекта проводится опрос на выявление отношения учащихся к данной теме. Задаются провокационные вопросы (мозговой штурм) по теме будущего проекта, активизирующие мыслительные действия обучающихся.
- В ходе работы проводится промежуточный контроль результатов деятельности каждой исследовательской группы (предоставляются промежуточные результаты по созданию проекта). Заполняется таблица животного мира родного края, при необходимости учитель направляет деятельность учащихся и корректирует их работу.
- После завершения работы над проектом учащиеся в классе представляют результаты в виде сообщения с презентацией о каком-либо животном родного края, выступают перед обучающимися 1-3 классов.
Критерии оценки:
• Реальность воплощения проекта.
• Детальность проработки.
• Доступность применяемых материалов и инструментов.
• Оригинальность решений.
• Качество и аккуратность исполнения.
• Качество доклада: полнота представления работы, аргументированность и убеждённость.
• Объём и глубина знаний по теме, эрудиция.
• Ответы на вопросы: полнота, аргументированность.
• Деловые качества: ответственное отношение, доброжелательность, контактность.
Критерии успеха:
• Достигнут конечный результат.
• Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем.
•Получено удовольствие от своей деятельности.
Необходимые начальные знания, умения, навыки:
1. Умение работать с книгами, словарями, энциклопедиями;
2. Первоначальные навыки работы на компьютере;
3. Простейшие навыки поиска информации в Интернет.
Учебные мероприятия:
Беседа, практическая работа, тестирование, мини- конференция.
Материалы для дифференцированного обучения:
Ученик с проблемами усвоения учебного материала:
Работа в группах, каждая из которой работает над одной темой, позволяет учащимся выбрать то направление исследований и последовательность практических действий, которое вызывает больший интерес:
Поиск информации по заданиям;
поиск и анализ информации в различных источниках (Интернет).
Одаренный ученик:
Выполнение индивидуального исследовательского проекта.
Открытые темы исследований в рамках проекта.
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта:
Технологии – оборудование:
Компьютер(-ы) с подключением к сети Интернет, цифровая камера, проекционная система (интерактивная доска или мультимедиа проектор).
Технологии – программное обеспечение:
Веб-браузер, программы обработки изображений, текстовые редакторы, программы создания презентаций, электронные учебники и справочники.
Материалы на печатной основе:
Учебные пособия:
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир . 4 класс: Учебник. В 2 ч. – Вентана-Граф, 2010.
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир . 4 класс: Рабочая тетрадь. В 2 ч.- Вентана-Граф, 2010.
Дополнительная литература:
Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины: Пособие для учителя нач. классов. –М.: Просвещение, 2003, 208с.,
Брылев В. А. Памятники природы Волгоградской области. – В., Нижне-Волжское книжное издательство, 1987
Брылев В. А., Сагалаев В. А. Особо охраняемые территории. – Волгоград: Перемена, 2000
Брылев В. А. Экскурсии в родную природу. Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство,1984
Интернет-ресурсы:
http://school-collection.edu.ru/ - Flash анимации.
Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия (электронный вариант)
Другие ресурсы:
Жизненный опыт учеников и их знания, умения и навыки, полученные на уроках окружающего мира и внеурочной работе, их наблюдения за природой.