Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 классе по теме: «Красная книга»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 классе по теме: «Красная книга»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_okr._miru_vo_2_klasse_belovoy_n.b.docx | 805.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10
Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 классе по теме: «Красная книга»
Разработал: учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Белова Наталья Борисовна
Ногинск. 2021 г.
Конспект урока по окружающему миру 2 класс
Тема: «Красная книга»
Цель: сформировать представление о Красной книге.
Задачи: - познакомить с Красной книгой, расширить и углубить знания о редких животных родного края;
- формировать умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между объектами природы;
- воспитывать бережное отношение к природе;
Планируемые результаты.
Предметные:
- понимать и кратко характеризовать структуру Красной книги;
- называть некоторых представителей животного мира из Красной книги Московской области;
Метапредметные УУД:
познавательные: добывать новые знания: находить необходимую информацию;
регулятивные: использовать учебник и литературу при работе по предложенному плану;
коммуникативные: совместно договариваться о правилах поведения в природе и следовать им;
личностные: проявлять ценностное отношение к природному миру, осознавать важность и необходимость Красной книги для сохранения редких и исчезающих видов животных и растений.
Форма работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Дидактический материал и оборудование: презентация для беседы, картинки с изображением животных, листы цветной бумаги, клей, конверты с заданием для групп, проектор, компьютер, доска, учебник, карточки с правилами поведения в лесу.
Подготовительная работа. Класс разделён на группы по пять человек. На партах у детей разрезные картинки с изображением представленных в работе животных, листы цветной бумаги, клей.
Ход урока.
I. Мотивация к учебной деятельности.
Громко прозвенел звонок
Начинается урок.
- Послушайте четверостишье и скажите, как вы понимаете эти строки.
Берегите эту Землю, эту воду,
Даже малую былинку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
(Ответы детей)
- Вы правы, мы будем говорить о бережном отношении к природе.
II. Актуализация знаний.
- У меня на доске и у вас на партах лежат карточки с высказываниями (см. Приложение 1). Разделите эти высказывания на две группы. (Индивидуальная работа за партой).
- Давайте проверим, на какие две группы вы разделили высказывания (Ученики по одному выходят к доске, читают высказывания, используя опорные слова: «Можно…», «Не будем…», «Нельзя…»).
- Молодцы! Вы знаете, какие правила нужно соблюдать в лесу. А что может произойти, если их нарушить? (Ответы детей).
- Такое уже случалось, когда человек бездумно пользовался дарами природы. Это привело к тому, что многие растения и животные исчезли или находятся под угрозой исчезновения. Учёные мира создали целый список таких растений и животных. Они издали этот список в виде книги. О какой книге идёт речь? (О Красной книге).
- Почему её так назвали? Знаете ли вы, какие животные внесены в эту книгу? (Ответы учеников).
- Сформулируйте цель нашего урока. (Познакомиться с Красной книгой, узнать какие животные внесены в неё).
- Назовите тему нашего урока. (Красная книга).
III. Физминутка.
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали
Великанами мы стали.
Бабочки летали,
Крыльями махали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем.
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали. [5]
IV. Работа над темой урока.
- Что же содержит в себе Красная книга? Давайте прочитаем об этом в учебнике на странице 88.
Показ презентации «Красная книга».
. В 1948 году учёные мира создали Международный союз охраны природы. По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь. Составили списки. Потом списки издали в виде книги. Назвали её Красная книга фактов. Это и была первая Красная книга. Красный цвет сигнализирует — защити. Красный цвет книги — сигнал опасности.
В 1966 году Международная Красная книга была издана в необычном виде. Обложка у неё — красная, а страницы разноцветные. [6]
- Как вы думаете, зачем страницы сделали разноцветными? (Ответы учеников).
- А сделано это было для того, чтобы сразу было видно, в каком положении находится то или иное животное и растение. У вас на партах лежат разноцветные листы. Представьте, что это страницы Красной книги. О чём они говорят?
Черные страницы содержат списки тех, кого уже нет, кого мы больше никогда не увидим, кто уже вымер.
На красных листах книги помещены сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения.
На желтых - уязвимые виды, которые очень быстро исчезают, и поэтому им грозит «переселение» на страницы красного цвета.
На белых — сведения о редких видах.
На серых — сведения о малоизученных и редких видах.
На зеленых — сведения о восстановленных видах и находящихся вне опасности.
Для каждого, кто попал в Красную книгу, учёные разработали программу спасения.
- Мы с вами сегодня попробуем собрать свою Красную книгу животных Московской области. Работать вы будете группами. Но сначала, давайте вспомним правила работы в группах.(см. Приложение 2).
Ответственные в группах подходят к учителю и берут конверт «кейс» с заданиями. (см. Приложение 3).
V. Физминутка для глаз.
VI. Самостоятельная работа учащихся.
Учащиеся выполняют полученные задания.
VII. Представление работы групп.
- Начнём представление групп с виртуальной экскурсии по лесу. (На экране появляется изображение леса).
Рассказы детей сопровождаются показом слайдов с изображением этих животных.
- - Отгадайте, кто живёт в лесу?
Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами — кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь! (Рысь)
К доске выходит группа, которая готовила материал об этом животном (на экране появляется рысь). Выступающие рассказывают о рыси одноклассникам.
- Вопросы к учащимся:
- рысь хорошо ходит по снегу. А умеет ли она плавать?
- может ли рысь подружиться с кошкой или собакой?
- рысь живёт в одиночку. А кто воспитывает рысят?
- Почему рысь у вас помещена на красный лист? Что делается для охраны рыси? Прикрепите лист с изображением рыси на доску.
- Под угрозой исчезновения сейчас находятся бурый медведь и белка-летяга. (На экране появляются изображения животных). Приклейте их изображения на красные листы, которые лежат у вас на партах.
- Давайте поместим красные страницы книги на доску.
- - Отправляемся дальше гулять по лесу. Отгадайте, кто спрятался под кустом?
Рис. 1
На экране появляется ребус (см. рисунок 1). Дети отгадывают название животного.
К доске выходит группа, которая готовила материал об этом животном (на экране появляется заяц-беляк). Выступающие рассказывают о зайце одноклассникам.
- Вопросы к учащимся:
- может ли быть, чтобы заяц побежал от вас, вскарабкался на дерево и спрятался в дупле?
- тумак – что это такое?
- Почему заяц-беляк у вас помещён на жёлтый лист? Что делается для охраны зайца-беляка? Прикрепите лист с изображением зайца-беляка на доску.
- Среди животных, количество которых стремительно уменьшается в Московской области есть заяц-русак, уж, ёж. Приклейте их изображения на жёлтые листы, которые лежат у вас на партах.
- Давайте поместим жёлтые страницы книги на доску.
- – Послушайте звуки леса. Может вы кого-то узнаете?
В красной шапке птица ходит.
И в коре жуков находит.
Это давний мой приятель.
А зовётся птичка… (дятел)
К доске выходит группа, которая готовила материал об этом животном (на экране появляется средний пёстрый дятел). Выступающие рассказывают о дятле одноклассникам.
- Почему дятел у вас помещен на серый лист? Что делается для охраны дятла? Прикрепите лист с изображением среднего пёстрого дятла на доску.
- Среди птиц, которые до сих пор мало изучены в Московской области есть птица Малый погоныш. Приклейте её изображение на серый лист.
- Давайте поместим серые страницы книги на доску.
- – Послушайте. Сможете ли вы узнать по звуку кто это? Сначала тревожный крик, а потом обычный голос птицы. Это голос Домового сыча.
К доске выходит группа, которая готовила материал об этой птице (на экране появляется Домовой сыч). Выступающие рассказывают о нём.
- Подумайте, почему сыч у вас помещён на белый лист? Что делается для его охраны? Прикрепите лист с изображением Домового сыча на доску.
- Среди животных, численность которых всегда была невелика в Московской области встречаются: орешниковая соня, седой дятел. Приклейте их изображения на белые листы, которые лежат у вас на партах.
- Давайте поместим эти страницы книги на доску.
- - Отгадайте ребус (рисунок 2).
Рис. 2
На экране появляется ребус (см. рисунок 2). Дети отгадывают название животного. (Лось).
К доске выходит группа, которая готовила материал об этом животном (на экране появляется Лось). Выступающие рассказывают о нём одноклассникам.
- Вопросы к учащимся:
- летом лось ест разные травы на лужайках и болотах. А зимой что же он ест, когда кругом снег?
- рога лосю нужны для защиты?
- Подумайте, почему лось у вас помещён на зелёную страницу? Что делается для его охраны? Прикрепите лист с изображением лося на доску.
- Среди животных, которых удалось спасти от вымирания, есть бобр, зубр. Приклейте их изображения на зелёные листы, которые лежат у вас на партах.
- Давайте поместим эти страницы книги на доску.
VIII. Заключение.
Наша виртуальная экскурсия по лесу закончена. Мы познакомились с очень разными животными, оказавшимися в тяжёлом положении. Мы вместе создали свою маленькую Красную книгу животных наших лесов. Что мы можем сделать для того, чтобы помочь им выжить? Напишите свои предложения (правила) на солнечных лучиках (Приложение 4). Прикрепите их к доске. Пусть это солнышко светит ярко-ярко, а в Красной книге будет больше зелёных страниц.
На доске появляется солнышко с лучиками-правилами поведения в лесу.
- Какую цель мы поставили для себя на уроке? Достигли ли мы её?
- Что интересного вы узнали? Что вам понравилось?
- Оцените свою работу на «лесенке успеха»(Приложение 5).
- А закончить урок хотелось бы стихотворением Ефима Шкловского.
(Стихотворение читают учащиеся).
Я обнял глобус – шар земной.
Один – над сушей и водой.
В руках моих материки
Мне тихо шепчут: «Береги».
В зеленой краске лес и дол
Мне говорят: «Будь с нами добр.
Не растопчи нас, и не жги,
Зимой и летом береги».
И птиц, и рыб я слышу всех:
«Тебя мы просим, человек,
Ты обещай нам и не лги,
Как старший брат нас береги».
Я обнял глобус – шар земной,
И что-то сделалось со мной.
И вдруг шепнул я: «Не солгу,
Тебя, родной мой, сберегу». [3]
Список литературы
- Бемер Р.Л., Кузнецов А.А. Птицы лесов и гор СССР: Полевой определитель, 1981 г.
- Дроздов Н. В мире животных с Николаем Дроздовым . – М.: Эгмонт Россия Лтд., 2004. – 80 с.
- Песни горна. Стихи и песни. Свердловск, Средне-Уральское кн. изд-во, 1981.
- Плешаков А.А. Зелёные страницы: Кн. для учащихся нач. кл. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1996. – 223 с.
- https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2014/12/15/urok-okruzhayushchego-mira-2-klass-krasnaya-kniga
- https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2015/02/02/urok-okruzhayushchego-mira-vo-2-klasse-po-teme
- О домовом сыче http://www.zoodrug.ru/topic1625.html
- http://www.verhovye.ru/rb/rb/aveo/dendrocopos_leucotos.php
Приложение 1
Карточки с высказываниями «Как вести себя в лесу»
Рвать полевые цветы |
Любоваться природой |
Засорять родники и речки |
Собирать грибы и ягоды |
Громко слушать музыку |
Фотографировать |
Соблюдать тишину |
Разорять птичьи гнёзда |
Приложение 2
Правила работы в группах.
- В группе должен быть ответственный.
- Работать должен каждый на общий результат.
- Один говорит, другие слушают.
- Своё несогласие высказывай вежливо.
- Если не понял, переспроси.
Приложение 3
Задания для работы с информацией
Группа 1.
- Собери и наклей картинку на красный лист.
- Подготовь рассказ о животном.
Рысь – редкая, хищная, лесная кошка. Она очень красивая, пушистая. С забавными кисточками на ушах. Рысь ведёт одинокую жизнь. Эта дикая кошка отлично плавает, лазает по деревьям и скалам. Людей она не боится, но старается избегать с ними встречи. Рысь – великий охотник. Она ловит из засады зайцев, рябчиков; нападает на лисиц. Зато от волков ей достаётся. Они загоняют её на дерево и терпеливо ждут, пока она не спрыгнет. Там, где много волков, рыси оказываются на грани исчезновения. Очень интересен ритуал приветствия у этих кошек. При встрече дружелюбно настроенные особи обнюхивают носы друг друга и затем «бодаются» лбами. Численность этих животных начала стремительно падать из-за бесконтрольного отстрела и вырубки лесов.
- Подумай, почему это животное попало в Красную книгу? Что делается для его охраны?
Группа 2.
- Соедини по точкам рисунок и наклей картинку на жёлтый лист.
- Подготовь рассказ о животном.
Считают, что заяц - это символ трусости: недаром говорят – труслив как заяц. На самом деле заяц умён и хитёр, главное его спасение – в сильных и быстрых ногах. У зайца-беляка хвост белый, а у русака – сверху чёрный. Зайцы-беляки кормятся в сумерках и ночью, а днём ложатся на «лёжку». Спит заяц-беляк с открытыми глазами, чтобы увидеть врага заранее. Летом питается травой: клевером, одуванчиком, мышиным горошком и другими травами. Зимой – корой деревьев, ветками. Причины сокращения численности зайцев-беляков: браконьерство, вырубка лесов.
- Подумай, почему это животное попало в Красную книгу? Что делается для его охраны?
Группа 3.
- Раскрась и дорисуй картинку, наклей на серый лист.
- Подготовь рассказ о птице.
Дятел – очень пугливая, осторожная, но очень красивая птица. Средний пёстрый дятел более всего похож на большого пёстрого дятла, но меньше ростом; основное отличие – мало чёрного цвета на голове. Средний пёстрый дятел очень подвижен, непоседлив, из-за чего его называют вертлявым. Полёт у дятла вёрткий, но летают они небыстро. Хвост дятла усеян острыми шипами, которые впиваются в кору дерева. Когда дятел сидит на стволе, его хвост работает как дополнительная опора. Средние пёстрые дятлы очень мало барабанят. Питаются насекомыми, ягодами, орехами, желудями. Серый пёстрый дятел помещён на серый лист Красной книги, так как это редкий, малоизученный вид.
- Подумай, почему это животное попало в Красную книгу? Что делается для его охраны?
Группа 4.
- Дорисуй картинку и наклей на белый лист.
- Подготовь рассказ о животном.
Домовой сыч – это маленькая сова. Он считается одним из самых «могучих и ужасных» среди пернатых хищников. Размером он чуть больше школьной тетрадки. У него очень сильные когтистые лапы. Сыч охотится даже на дичь, которая тяжелее его. Тогда он не взлетает с ней, а волоком тащит её в гнездо. Домовые сычи могут охотиться под землёй, преследуя добычу в норах. Охотятся они вечером и утром. А ночью отдыхают. Тяжело приходится им в холодные зимы. Численность этих животных всегда была невелика.
- Подумай, почему это животное попало в Красную книгу? Что делается для его охраны?
Группа 5.
- Собери и наклей картинку на красный лист.
- Подготовь рассказ о животном.
Что общего у лося и оленя? Лось – это тоже олень, причём самый крупный и сильный. Как и у оленя, у лося-самца есть рога. Но не ветвистые, а две «лопаты» с отростками «пальцами». Рога лося очень тяжёлые! Они отрастают каждый год. Сначала они мягкие, а потом твердеют. Главное оружие защиты у лося – не рога, а передние ноги. Лось бьёт передней ногой как копьём. Копыта острые, волка насквозь прошибают. Зрение у лосей слабое. Питаются они травами, мхами, грибами, ягодами, листьями. Любят соль. Существует практика одомашнивания лосей. Лоси хорошо плавают. Численность лосей растёт, их удалось спасти от вымирания.
- Подумай, почему это животное попало в Красную книгу? Что делается для его охраны?
Приложение 4
Солнышко с лучиками
Приложение 5
Лесенка успеха
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по окружающему миру 3-класс по теме:Функции пищи.
Формировать понятия о вкусе,органе вкуса.Формировать знания о правилах гигиены....
Трунова А.И. урок окружающего мира 1 класс по теме "Красная книга" УМК Перспективная Начальная Школа
урок окружающего мира ПНШ 1 класс...
Урок по окружающему миру 4 класс по теме "Красная книга России"
Тема: Красная книга России Цели урока:рассказать о существовании Красной книги, содержащей сведения о редких, исчезающих растениях России;учить осуществлять поиск информации в учебниках, сп...
Методическая разработка урока по окружающему миру. 1 класс. Тема: «Когда придёт суббота?»
формирование ученической компетентности, воспитание заботливого отношения к природе, расширение знания детей о временном пространстве; закрепление знания о днях недели...
Разработка урока по окружающему миру 2 класс по теме : " Красная книга России"
В данном конспекте урока представлена методическая разработка по завершающей и обобщающей теме "Животные России " во 2 классе по учебнику А.А. Плешакова "Окружающий мир 2 класс"...
Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс по теме "Органы чувств".
Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Органы чувств" 3 класс "Школа России"....
Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс по теме "Жизнь птиц зимой"
Цель данного урока подробно познакомить учащихся с зимующими птицами....