Урок окружающий мир 3 класс "Разнообразие растений"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Храпинская Елена Аркадьевна

Урок- исследование изучения и закрепления нового материала.

Цель урока: расширить представление детей о природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx47.91 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

 в 3 классе

по теме:

Учитель начальных классов

МБОУ  «Орешковская ООШ»

Храпинская   Елена  Аркадьевна

2023 г

УМК: «Школа России», Плешаков А. А.

Класс: 3.

Тема: Разнообразие  растений

Технологии: личностно-ориентированное обучение, групповая, информационно-коммуникативная, игровая, проектная деятельность.

Продолжительность урока: 45 мин.

Место урока в теме: изучение и закрепление нового материала.

Цель урока: расширить представление детей о природе.

Цели деятельности учителя:

Образовательные: создать условия для ознакомления с разнообразием групп царства растений; формирования представлений о растении как о живом организме.

Развивающие: способствовать развитию умений выделять существенные признаки, устанавливать причины и следствия природных явлений.

Воспитательные: содействовать воспитанию бережного отношения к природе.

УУД:

Познавательные: активно использовать речевые средства и различные способы поиска информации для решения познавательных задач; владеть логическими действиями; использовать знаково-символические средства представления информации (схемы, модели, таблицы) с целью решения учебных и практических задач; выполнять задания с целью поиска ответа на вопрос; находить способы решения заданий поискового характера; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и проявлять способность конструктивно действовать в ситуациях неуспеха.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств ее достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия.

Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Личностные: проявлять личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, бережное отношение к природным богатствам

Оборудование:         мультимедийная презентация, образцы растений (мох, водоросли, папоротник, ветка ели, цветы), гербарии.

Ход урока

1. Орг. Момент: введение в раздел, тему урока. (2 мин)

Учитель: Я рада вновь видеть ваши лица, глаза. Думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.

- С каким настроением вы начинаете наш урок сегодня? «Просигнальте» мне, пожалуйста, (дети поднимают карточку «настроение» в виде личика)

Я рада. Спасибо.

Учитель:

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать.

2. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.

Учитель: На прошлом уроке мы говорили о почве.

 Скажите, что такое почва? Назовите состав почвы.

- Какое значение имеет почва для нас?

- Почему  почву надо беречь?

- А теперь выполним тест, тем самым подведём итоги наших знаний.

 Выполните тест. 3 мин.

 Проверка: - обменяйтесь тетрадями,  сравним с образцом.

3. Сообщение темы урока и постановка целей. Презентация слайд.

- Чтобы определить сегодняшнюю тему урока, разгадаем кроссворд.

Кроссворд «Растения»

1. Не огонь, а жжется. (Крапива.)

2. Красненькая матрешка, беленько сердечко. (Малина.)

3. Что за дерево стоит –

    Ветра нет, а лист дрожит? (Осина.)

4. Последняя улыбка осени.

    Звезда на клумбе (Астра.)

5. Клейкие почки, зеленые листочки.

    С белой корой, растут под горой. (Береза.)

6. Ветка в грозди разодета        7. С моего цветка берет

    Фиалкового цвета.            Пчелка самый вкусный мед.

    Это в летний жаркий день,                                         (Липа.)

    Расцвела в саду... (сирень.)        8. Платье потерялось,

                    Пуговки остались. (Рябина.)

– Сегодня на уроке мы будем разговаривать о части живой природы – растениях.

4 . Актуализация опорных знаний. Введение в тему.

Беседа.

– Что такое растение?

Растения – это тела живой природы. На Земле встречаются самые различные растения по виду, высоте, возрасту. На уроке мы будем говорить о разнообразии растений в природе, а поможет нам в этом ботаника – наука о растениях.

  • Назовите известные вам группы растений, приведите примеры.
  • Какие группы растений вы знаете?

– Какое значение имеют растения в жизни человека?

– Какие деревья, кустарники, травы растут в нашем краю?

– Где произрастают дикорастущие растения? (В лесу, в горах, на  водоемах, лугах.)

– Какие растения называют культурными?

– Где растут культурные растения? (Поле, сад, огород.)

– Приведите примеры дикорастущих и культурных растений.

5. Практическая работа (работа в парах).

– Как и у всякого живого организма, у растения есть органы. Проведем практическую работу и научимся определять органы у растений. Возьмите гербарии. Рассмотрите, найдите все органы у растений.

Работаем в парах. Вспомните правила работы в парах. Оказывайте помощь друг другу.

Итак, проверим…

1. Определите орган, который укрепляет растение в почве. (Корень.)

2. У дерева он один, а у кустарника – много. (Стебель.)

3. Растет – зеленеет, летит – пожелтеет, упадет – почернеет. (Лист.)

4. Яркий, благоухающий… (цветок).

5. Бывает вкусный, сочный, но бывает сухой, твердый. (Плод.)

6. Из него вырастает новое растение. (Семя.)

6. Физминутка

Мы немного отдохнём

Встанем, глубоко вздохнём.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели, и их лучи согрели.

Чудеса  у нас на  свете –

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем,

Ногами топаем.

Хорошо мы погуляли

И немножечко устали.

7. Изучение нового материала.

1. Царство растений.

Беседа.

 Почему растения считают живыми организмами?

– Что нужно растению для роста и развития?

– Мы рассмотрели растения, у которых имеются все органы, но, оказывается, в природе существуют и такие растения, у которых нет плода или цветка, или листьев. А некоторые умудряются существовать даже без корня. Что же это за растения?

- Перед этим уроком вам было дано задание по группам исследовать растения.

Давайте совершим удивительную экскурсию в царство. Да, да, не удивляйтесь. Сказочное слово «царство» является еще и научным – так ученые называют мир растений. Правит в царстве растений царица Флора. Вместе с Флорой познакомимся  с жителями ее царства. Начнем с самых простых.

Первая группа  исследовала водоросли. Что же вы узнали?

– Водоросли (Холопов Андрей) – растения, обитающие главным образом в воде. Это очень удивительные растения. У них нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, нет цветов и плодов с семенами. Они состоят из одинаковых клеток – одной или множества. Живут в соленой морской и в пресной воде, могут жить и на стволах деревьев, питаясь каплями дождя и росы, могут жить и в аквариуме.

– Некоторые водоросли выживают и в очень горячей воде (+80 °С), а есть и такие, которые вмерзают в лед, а при оттаивании начинают двигаться. Водоросль хлорелла даже побывала в космосе на космическом корабле. Она выделяет кислород больше, чем другие растения. Морская капуста – это водоросль, ламинария. Она богата содержанием йода, который укрепляет организм человека.

Некоторые морские водоросли похожи на бурые ленты длиной до нескольких десятков метров. У водорослей никогда не бывает листьев, стеблей и корней.

Вторая группа: (Гусева Алина)  исследовала мхи.

Мхи – небольшие растения простого строения, растущие во влажных местах. Мхи имеют стебли и листья, но у них не бывает корней, цветков, плодов с семенами.

Вместо них на верхушке растения появляются небольшие коробочки, в которых находятся споры. С помощью эти спор мхи размножаются. Мхи произошли от водорослей, их можно встретить в сырых сумрачных местах, на болоте, в еловом лесу, в щелях между камнями.

Например, мох - сфагнум. Растение, которое прекрасно впитывает влагу. Сфагнум способен заполнить целые пруды, а на их месте образуются болота. Со временем, отмирая, растения образуют торф. Во время Великой Отечественной войны, когда не хватало медикаментов, сфагнум заменял врачам при перевязках вату, а отчасти и йод, т. к. в этом растении содержатся вещества способные дезинфицировать рану.

Третья группа:  ( Кочетова Настя) исследовала  папоротники.

 Папоротники  В эту группу входит около 10000 видов растений. Эти растения можно встретить на севере, в тундре, в тропиках. Они могут жить как во влажных, так и в сухих местах. У папоротников нет цветков и семян, но есть листья, стебли и корни. Стебли их обычно не видны, так как растут под землёй. Видимая часть растений – это листья. Древовидные папоротники почти вымерли, а вот травянистые чувствуют себя неплохо и в современных условиях. Листья достигают порой до полутора метров, но растут очень медленно. Только весной третьего года они достигают полного развития. Осенью листья наших лесных папоротников, как правило, отмирают. Папоротники — влаголюбивые и теневыносливые растения.

Вспомним бытовавший на Руси праздник Ивана Купалы, когда настоящие и мифические цветы становились поводом к пляскам, песням и веселым шуткам, а также к поискам таинственного Перунова огнецвета (Перун – языческий бог молнии) – цветка папоротника, который, по легенде, расцветал только в разгар летнего равноденствия, в ночь с шестого на седьмое июля, и мог раскрыть секреты подземных сокровищ. Однако увидеть цветущее растение было очень трудно, ибо цветок охраняли злые духи и лесные дивы, которые напускали на людей разные беды.

В ночь на Ивана Купалу на высоких холмах зажигались костры, густым дымом окутывались поля, окуривался скот, люди прыгали через яркое пламя. Все это было обрядами очищения и защиты будущего урожая, всего живого от темных сил.

После этого все начинали веселиться. Молодежь собирала цветы, пела песни, водила хороводы вокруг костров. Самые смелые купались в ночной таинственной реке. Девушки гадали на плывущих по речной заводи венках.

Четвёртая группа:  (Петренко Павел) исследовали  хвойные

Хвойные растения – растения, у которых игловидные листья – хвоинки. У хвойных не бывает цветков и плодов. Их семена созревают в шишках. К хвойным растениям относятся ель, сосна, лиственница, можжевельник и другие. У всех хвойных образуется смола. Она быстро появляется в местах повреждения ствола, ветки и заживляет раны. Смолу так и называют «живица». Листья-хвоинки на зиму не опадают.

Кедр -

 Тис – в семейство входит около 10 видов деревьев. Древесина  у тисов необыкновенная: она не гниёт ни на воздухе, ни  в воде и сохраняется веками. Раньше её использовали для  строительства кораблей, плотин, водяных мельниц. По  прочности древесину можно сравнить с железом, поэтому из неё  делали гвозди, стрелы, копья, даже пушечные  ядра. Древесина ценилась и шла на изготовление дорогой мебели и шкатулок.

Тис растёт очень медленно:  за 120 лет вытягивается на 1 метр. Его древесина ядовита.

Пятая группа: цветковые

Цветковые растения – растения, у которых есть корень, побег. Цветки, плоды с семенами. Это самая многочисленная группа.

Каждый цветок – это упавшая с неба звезда. Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов. Посмотрите

Цветы всегда были любимы людьми. Они дарили друг другу цветы, тем самым выражая свои чувства: любовь, уважение, признательность, почтение.

Цветы, как люди, на добро щедры,

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца обогревая,

Как маленькие теплые костры.

Барбарис  - это огромные пышные кусты можно встретить на склонах оврагов и балок, на лесных опушках и полянах. Часто можно видеть барбарис на улице города, потому что он прекрасно зарекомендовал себя в виде декоративного растения.

Барбарис растёт в южных районах нашей страны, на Кавказе. Этот кустарник с маленькими желтыми цветочками и ярко-красными плодами. Ягоды барбариса мелкие, ярко-красные, вкус их кислый. Свежие ягоды барбариса используются чаще всего для варки варенья и желе. Сушеные и растолченные ягоды добавляют во многие восточные блюда.

Ландыш - травянистое многолетнее растение с ползучим корневищем, от которого вырастают вверх стебельки высотой 20— 30 см. Этот стебелек прикрыт двумя крупными листами.  Цветет В мае—июне.. Растет в лесах, в тенистых местах, в зарослях; в степной зоне встречается реже, преимущественно в долинах рек. Ландыш используется в медицине - лечение сердца, и в парфюмерии – изготовление духов.

 Многим с детства известна сказка братьев Гримм о Белоснежке. Когда Белоснежка спасалась от злой мачехи, она случайно рассыпала своё ожерелье, превратившееся в душистые цветы. Они служат фонариками для гномов, в них живут маленькие лесные человечки — эльфы.

Старинная русская легенда рассказывает о водяной царевне Волхове, которая полюбила прекрасного Садко.  Но узнав что Садко любит  Любаву, Волхов в отчаянии вышла  на берег и навеки погрузиться в холодное водное царство. И только луна в небе была свидетельницей её слёз, которые градом катились из синих глаз, и жемчужинами падали на траву. Слезы превращались в ароматные ландыши — свидетельство любви и боли нежного горячего девичьего сердца.

8. Итоги: схема

Итак, на какие же группы делятся растения? Давайте заполним таблицу.

9. Физминутка для глаз

2. Растения в жизни человека.

Беседа.

– Какое значение в жизни человека имеют растения? (Ответы учащихся.)

– Какие лекарственные травы применяются при простуде? (Шалфей, чабрец, базилик, листья и ягоды малины и др.)

– Какие лекарственные травы помогают при лечении ран? (Чистотел, подорожник, отвар крапивы.)

Рассказ учителя о том, как появилась наука о растениях – ботаника.

– С глубокой древности человек, собирая, а затем возделывая растения, познавал их полезные и вредные свойства. При раскопке древних построек археологи находили семена различных злаков, льна, мака, гороха, садовых и многих других растений. Уже ученые Древней Греции стали описывать растения и составлять их списки. Так появилась наука о растениях – ботаника, получившая название от греческого слова «ботане» – «трава».

– Тысячи лет люди собирали в лесах съедобные плоды и ягоды, грибы, лекарственные травы, занимались рыбалкой и охотой – и все это без ущерба для природы. А теперь – будто забыли, что они дети природы, дети Земли! Представьте себе, что станет с нами, если мы уничтожим все леса: мы лишим себя самого прекрасного – общения с природой.

Несмотря на то, что на земном шаре очень много растений, большое их количество погибает. Многие из них занесены в Красную книгу и находятся под охраной. Какие из них вам знакомы? Охраняйте их!

Учитель: Мы, узнали признаки различных групп и видов растений, и теперь можем проанализировать и обобщить новые знания. У каждой команды на столе таблица. Сейчас вам нужно будет, опираясь на учебник, и полученные знания на уроке, заполнить её. Подумайте, какие признаки отличают растения каждой группы.

10. Самостоятельная работа в парах. Заполните таблицу

 

стебли

листья

цветы

корни

плоды и семена

цветковые

 

 

 

 

 

водоросли

 

 

 

 

 

мхи

 

 

 

 

 

папоротники

 

 

 

 

 

хвойные

 

 

 

 

 

Проверяем

11.  Закрепление знаний.

Учитель: На какие группы делится царство растений? (Водоросли, папоротники, хвойные растения, цветковые растения.)

- Где растут водоросли? (Жители воды)        

- Где можно встретить мхи? (Во влажных местах.)

- Как узнать папоротники? (По красивым листьям, похожим на перья.)

- Назовите представителей хвойных растений. (Сосна, ель, кедр, можжевельник…) 

- Какая из групп наиболее разнообразна? (Цветковые растения)

- Как называется наука о растениях? (Ботаника.)

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Все это называется природа,

Давайте же всегда ее беречь!

В лугах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить…

Природой называется все это,

Давайте же с природою дружить!

12. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель: Итак, наш урок завершается. Я прошу вас, ребята, оцените свои итоги работы на уроке, дополняя предложения:

(на доске появляется карточка со словами)

Мне удалось сегодня …

Меня удивило …

Мне понравилось …

Я могу похвалить себя за …

(высказывание учащихся)

Учитель: Ребята, в начале урока вы «просигналили» своё настроение. Я вас попрошу это сделать и в конце урока. «Просигнальте» карточками, с каким настроением вы заканчиваете урок (поднимают карточки – сигналы).

Спасибо.

11. Домашнее задание

Учебник - стр.71-75, вопросы «Проверь себя»

Рабочая тетрадь – стр. 29-31, №1, 2, 4, 8.

Учитель: Я всех благодарю за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Охрана растений"

Данный урок является 11 уроком в блоке «Растительный мир Земли». Эта тема является логическим продолжением предыдущего материала и тесно связана с последующими уроками. Она воспринимается учащи...

Урок окружающего мира " Деревья, растения, травы. Части растений"

Урок окружающего мира  1 классТемаДеревья, растения, травы. Части растений.Цель: формировать правильное научное понятие «растение»; уточнить понятия «дерево», «кустарник», «травянистое растение»,...

урок окружающего мира "Разнообразие растений"

Урок - исследование. Учитель - сотрудник, дети - исследователи....

Урок окружающего мира "Комнатные растения" 2 класс УМК "Школа России"

Методическая разработка урока "Окружающий мир" для 2 класса по теме "Комнатные растения" Оборудование: живые комнатные растения, предметы для ухода за ними, мультимедийное оборудование,компьютерная п...

урок окружающего мира "Культурные растения моего края" УМК "ПНШ"

Урок окружающего мира.2-ая четверть 2-го класса.«Культурные растения нашего края»                Задачи урока: 1. Назвать признаки, отличающие дикорастущие растения от культурных. Познакомить учащихся...

Урок окружающего мира "Охрана растений" 3 класс

Урок «Охрана растений» направлен на обобщение знаний учащихся о значении растений в жизни животных и человека. Урок интегрированный. Используются элементы уроков русского языка (словообразовател...

Урок окружающего мира "Комнатные растения"

Конспект урока по окружающему миру. Есть презентация. Пишите, если надо: soloveva_elena_0@mail.ru...