Тема: «Традиции и обычаи русского народа». Возрастная группа: подготовительная к школе
план-конспект по окружающему миру

Мухаметзянова Светлана Владимировна

Приобщение детей к истокам русской традиции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traditsii_i_obychai_russkogo_naroda.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Традиции и обычаи русского народа».

Возрастная группа: подготовительная к школе

                                                                                             

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи: Образовательные:

- Расширять представления у детей о народных традициях и обычаях.

- Активизировать словарный запас у детей.

- Прививать интерес к народному устному народному творчеству.

- Учить детей классифицировать малые фольклорные жанры.

- Закреплять приёмы рисования декоративно – прикладного искусства. росписи и лепки из солёного теста.

Развивающие:

-Развивать словесно-логическое мышление, умение делать умозаключения.

- Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

Воспитывать у детей интерес к русской национальной культуре и народному творчеству.

- Воспитывать чувство патриотизма.

- Воспитывать коммуникативные качества, чувство ответственности.

  

Материалы и оборудование:

Кукла, пластилин, плоскостная посуда для рисования, кисти, краски, бубен, куклы. 

Методы и  приёмы

наглядный (показ слайдов, картинок);

словесный (загадывание загадок, вопросы и ответы, указания, пояснения, беседа);

практический (исследовательская деятельность, лепка и роспись посуды);

игровой (сюрпризный момент, дидактическая игра с бубном, создание игровой ситуации (игра – путешествие в сказку)

Предварительная работа:

Совместная с детьми деятельность

Создание предметно-развивающей среды в группе, оформление интерьера русской избы;

разучивание пословиц, загадок, примет, небылиц, народных игр;

экскурсия в музей;

чтение художественной литературы;

разучивание хоровода;

проведение бесед о русских традициях и народно  декоративно – прикладном искусстве.

Беседы: «Что такое Родина»? «Какие русские народные традиции знаете»? «Расскажи о семейных традициях». «Важно ли соблюдать традиции своего народа»? «Игрушки наших бабушек». Обсуждение пословиц: С каким народом живёшь, его традиции ты бережёшь и др.

Познавательно-исследовательская деятельность: Исследование традиционных праздников  обычаев и декоративно – прикладного искусства. «Путешествие в прошлое народных костюмов», «история празднования народных календарных праздников. «Истории семейных традиций», «Профессия – гончар».

Дидактические игры: «Отгадай по описанию», «Что перепутал художник»? «Доскажи слова из сказки», «Чей сувенир».

Чтение художественной литературы: Загадки, пословицы, поговорки, заклички, народные приметы, небылицы, сказки: « Иван – Царевич и серый волк», «По – щучьему веленью, по – моему хотенью», «Лиса и журавль», «царевна – лягушка»

Самостоятельная деятельность детей:

Просмотр книг и иллюстраций

Настольно – печатные игры

Сюжетно  - ролевые и подвижные народные игры.  

Настольно   - печатные игры: «Народные промыслы», «Наша Родина», мозаика «Составь узор».

Сюжетно-ролевые игры: «День рождение», «Первое купание», «Дочки - матери», «Кафе», «Театр», «В музее», «Ярмарка».

Оборудование: Русские народные костюмы, презентация сказки – слайды, атрибуты к игре «Карусель», эмблемы для детей, старинные предметы, веретено для игры, солёное тесто, плоскостная посуда, гуашь, кисти, салфетки, непроливайки, 3 мольберта, кукла, амулеты,

Ход занятия

Вместе хлопнули в ладоши,

Дружно топнули ногою.

Поприветствуем друг друга

Игру по традиции начинаем с круга.

2. Воспитатель: Ребята, о чём мы с вами целую неделю  будем говорить. Про традиции и обычаи.

Воспитатель: К нам пришла гостья, она говорит, что только вы её можете помочь, кто она вы узнаете из сказки. Присаживайтесь на коврики перед экраном.

         В некотором царстве, в некотором государстве  жила капризная принцесса,  которая никого не слушала и всё делала наперекор другим, главное не соблюдала традиции  своего Государства,  и тем самым огорчала своего батюшку – царя.

        В январские зимние дни всё царство готовилось к традиционному празднованию рождества; шили костюмы, готовили подарки, разучивали песни – колядки. Все были в ожидании Рождественских чудес. Ведь в эту рождественскую ночь и происходят настоящие чудеса.  Одна принцесса не принимала никакого участия, а только посмеивалась над всеми и говорила: «Ну, подумаешь – Рождество, всё равно никаких чудес не происходит в этот день,  без праздника  обойдусь,  и ничего мне за это не будет».

         Вот наступило долгожданное 7 января. Все жители данного государства в маскарадных костюмах с традиционными блюдами, с песнями, отправились колядовать. Осталась принцесса одна.Как только пробило 12 часов ночи, налетел сильный ураган, от которого распахнулись настежь окна и двери. Мощный вихрь подхватил принцессу и унёс  далеко – далеко от своего государства.

        С той поры принцесса ищет дорогу домой, но путь найдёт в том случае, когда узнает, что такое традиции и насколько важно их соблюдать, будь ты – принцессой или простым человеком. Так принцесса добралась до нашего детского сада. Поможем ей, ребята?

Дети: Да.

Воспитатель:

Ты принцесса посиди,

Русские традиции посмотри.

Воспитатель: Какие русские традиции вы знаете?

Дети: «Ивана Купала», «Крещение», «Пасха», «Троица», «Рождество», «Масленица», «Вербное воскресенье».

Празднование Рождества.

        2. Презентация традиций:

1.Рождество (обычаи: делать подарки, угощать, шить маскарадные  костюмы, разучивать колядные песни, примета…).

2.Масленница - проводы зимы (обычаи: блины, игры, сжигание чучело, приметы.. (рисунки)

Воспитатель: Какая масленица без весёлых каруселей!

Дети дружно не зевайте,

Ленты быстро разбирайте!

Еле, еле, еле, еле,

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом.

Тише, Тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз, два, раз, два,

Вот и кончилась игра!

3. «Русская баня»

Воспитатель: Уважаемая, принцесса, ты всё запоминаешь? Эти традиции к нам пришли из далёкого, далёкого прошлого, они передавались из поколения в поколение. Я надеюсь, что вы тоже будете поддерживать культуру своего народа и передавать её своим детям и внукам.

3. Воспитатель:  Русские народные костюмы. В  них раньше ходили наши прабабушки и прадедушки  на праздники (показ костюмов будничных и праздничных).

Воспитатель: После рабочего дня в зимние вечера женщины и мужчины собирались в одном доме. Как это называлось?

Дети: посиделки.

Жизнь без праздника и посиделок, что еда без хлеба.

4. Игра бубном

Ты катись весёлый бубен,

Быстро, быстро по рукам.

У кого весёлый бубен,

Тот загадку скажет нам,

Назовёт старинный предмет и его предназначение, , пословицу, небылицу, примету, сказку, подберёт пословицу к сказке «Лиса и журавль», к какой сказке относится пословица «Век живи, век учись», дразнилку, считалку, присказку.

5. Детушки, мои любимые!

Оглянитесь вокруг,

Да скажите-ка мне, вдруг!

Где мы с вами находимся?

Воспитатель: что такое горница?

 Дети: Это одна из самых светлых  и просторных комнат, где хозяева встречаютгостей.
Воспитатель: Что самым главным является в доме?

 Дети: Печь и стол.

Воспитатель: Почему?

Дети: Печь, как мать родная, она греет, еду варит, спать на ней можно. Стол называли – ладонь – божья.

Воспитатель:  Давайте закликать хозяйку.

Хозяюшка, выходи

Гостей в горнице прими!

Воспитатель: А хозяйка встречает с караваем.

Девочка: Дай Бог тому,

Кто  к нашему двору,-

Дорогим гостям,

Милым детушкам. Наделил бы вас Господь

И житиём, и бытиём, и здоровьицем!

Ребёнок: В нашей стране принято дорогих гостей встречать хлебом и солью.

Воспитатель: При лучине женщины занимались рукоделием. Подскажите каким?

Дети: Шили, вязали, вышивали, пряли…

Воспитатель: Чем могли заниматься мужчины?

Дети: катали валенки, плели лапти, вырезали из дерева посуду…

Воспитатель: Главное они собирались для общения, работа сопровождалась  задушевными беседами.

Наша матушка - Россия мастерами славится.

В каждом городе умельцы,

Своим делом занимаются.

Задание для первой компании: «Гжелевские мастера» расписывает Гжелевскую  посуду.

Задание для второй компании: «Хохломские мастера» расписывает Хохломскую посуду.

Задание для третьей компании: «Гончары» Из солёного теста лепят посуду.

Выставка творческих работ.

7. Д/и «Да – нет». На пасху красят яйца? На рождество обливаются водой? На масленицу рвут вербу? Кокошник головной убор? Пицца русское блюдо?  

Воспитатель: Ребята, почему сейчас не существует  посиделок?

Дети: Общаемся по телефону, информацию узнаём из интернета, телевизора, вещи покупаем в магазине.

А теперь, народ!

Становись в хоровод,

Без толчеи и спешки.

Хоровод «Заплетаю сито».

Заплетаю сито, сито – решето,

Заплетаю сито, сито – решето.

Заплёл сеньчик – сизый голубеньчик,
Заплёл сеньччик – сизый голубеньчик.

Расплетаю сито, сито – решето,

Расплетаю сито, сито – решето.

Расплёл сеньчик – сизый голубеньчик,

Расплёл сеньчик, - сизый голубеньчик.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать из нашего путешествия?

Дети: Мы – русский народ  должны придерживаться своей культуры, своих традиций и обычаев. С каким народом живёшь – его обычаи и бережёшь.

Воспитатель: Ребята, кто узнал для себя, что-то новое, интересное, кому понравились традиции и обычаи русского народа, кто будет придерживаться их, возьмите, пожалуйста, амулеты, которые, принесут вам удачу. Я вложила в них свою любовь к вам, надежду и веру в вас, что вы станете достойными людьми своей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Традиции и обычаи русского народа в современном обществе

Древние традиции сохранились до сегодняшних дней и о них должны знать современные дети, чтобы быть ближе к истории своего народа....

Традиции и обычаи русского народа

Цель: расширять представление детей о традиции и обычаях народной культуры;воспитывать учащихся в духе толерантности, повышая культуру межнационального общения....

Внеклассное мероприятие «Традиции и обычаи русского народа»

Занятие направлено на повышение заинтересованности учащихся к изучению традиций и обычаев русского народа, на расширение  исторических знаний и кругозора, развитие творческой активности,восп...

Классный час для младших школьников "Традиции и обычаи русского народа"

Классный час "традиции и обычаи русского народа" подготовлен для обучающихся начальной школы с целью воспитания гармонично-развитой личности, привить чувство любви и гордости за свой на...

Конспект развивающего занятия для детей с ОВЗ «Основы традиций и обычаев русского народа»

Занятие рассчитано на учащихся 2–3 классов с ОВЗ с целью приобщения к истокам национальной культуры и народному творчеству, формирования чувства патриотизма.    Цель: ...

Традиции и обычаи русского народа

Доклад на тему "Традиции и обычаи русского народа"...

Воспитательное мероприятие «Из бабушкиного сундука: традиции и обычаи русского народа»

Направление воспитательной работы: «Духовно-нравственное воспитание»Целевые ориентиры: уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учетом национ...