Тематический конкурс загадок о зиме
план-конспект по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Тематический конкурс загадок о зиме
II-III классы.
Я очень люблю применять загадки на уроке и во внеклассной работе. Это интересно и полезно. А самое главное -детям нравится.
А что же такое загадка?
Велико значение загадки в обучении русскому языку в начальной школе как на уроке, так и во внеклассной работе.
Загадка развивает сообразительность, любознательность, пытливость у детей, интерес к родному языку, учит мыслить, сопоставлять предметы и явления, учить поэтическому ведению мира.
Загадка- вид устного народного творчества.
Это замысловатый вопрос или иносказание, требующее ответа. Загадка не называет предмет прямо и обязательно имеет отгадку.
Загадки выражены в краткой и занимательной форме, чаще всего в стихотворной.
Я считаю, что конкурс вносит дух состязательности, остроумия, находчивости. Тематический конкурс способствует развитию речи детей, расширению их кругозора.
Я предусмотрела в отгадках слова с орфограммами. Поэтому проводимый конкурс не только решает познавательные и воспитательные задачи, но и помогает формировать орфографическую грамотность учащихся.
Ход конкурса.
Задание 1.
Отгадать загадки, предлагаемые учителем или ведущим (учеником, родителем).
Учитель или ведущий поочерёдно загадывает загадки командам ( «Метель» и «Снегопад» ). Один ученик из команды пишет отгадку на доске, выделяя орфограммы, другой рассказывает, как он догадался о чем идет речь в загадке.
Учитель
Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой другой молодой,
Третий скачет, а четвертый плачет.
Ученик
Времена года
Учитель
Почему зима названа седой?
Учитель
Тройка- тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром.
Ученик
Зима.
Учитель
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его- всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На полях и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год.
Ученик
Декабрь
Учитель
По каким признакам вы догадались, что это декабрь?
Учитель
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь в воду-упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птицы не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это?
Ученик
Январь
Учитель
Висит за окошком кулек ледяной.
Он полон капели и пахнет весной.
Ученик
Сосулька.
Учитель
Когда появляются сосульки?
Учитель
Дали братьям теплый дом.
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился.
Ученик
Варежки
Задание 2. Отгадать загадки, предложенные командами друг другу. Команды поочередно загадывают друг другу загадки о зиме, отгадки записывают на доске, называют признаки зимних явлений.
Зимой греет, весной тлеет,
Летом пропадает, осенью оживает. (Снег.)
Без досок без топоров
Через речку мост готов.
Мост как синее стекло:
Скользко, весело, светло. (Лед.)
Я и туча, и туман, и ручей, и океан,
и летаю , и бегу, и стеклянной быть могу! (Вода.)
Есть, ребята, у меня два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих. Что за кони у меня? (Коньки.)
Задание 3. На листочках написать отгадки, приписать родственные слова, выделить корень.
Лежал, лежал, а весной в реку побежал.
(Снег – снежок, снежинки, снеговик, снегирь, снежный, снегурочка, подснежник.)
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне
(Мороз – морозец, заморозки, мороженное, морозить, морозный.)
Кто, угадай-ка,
Седая хозяйка:
Тряхнет перинки,
Над миром пушинки?
( Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимующие, озимый.)
Задание 4. Назвать загадки о животных и птицах зимой. (Отгадки записываются на доске.)
Маленький, беленький
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык (Заяц.)
Кто в лесу глухом живет,
Неуклюжий, косолапый,
Летом ест малину, мед,
А зимой сосет он лапу? (Медведь.)
Летом бродит без дороги
Между сосен и берез
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос. (Медведь.)
Желтая хозяюшка из лесу пришла,
Всех кур пересчитала и с собой унесла. (Лиса.)
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды-
С первым снегом тут как тут! (Снегирь.)
Бела, как снег,
Черна, как уголь.
Вертится, поет, как бес,
И дорога- в лес. (Сорока.)
Задание 5. Сочинить загадку о зиме, о зимних явлениях, о животных и птицах зимой.
Белый по белому бежит. Где пробежит, там и напишет. (Заяц в лесу.) Зимой спит, летом ходит. (Медведь.) Хитрая, рыжая, быстро бежит по следам догоняет зайчишку (Лиса.)
В заключение конкурса подведение итогов, награждение команды-победительницы: кто в команде был сообразительным, смог объяснить, как он отгадал загадку? Кто оказался самым грамотным, правильно написал слова и выделил все орфограммы? Какие правила вы вспомнили, записывая слова – отгадки? ( Правописание проверяемых безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корне слова.) Какие слова с непроверяемым написанием вы повторили?
(Февраль, декабрь, сосулька, январь, месяц, иней, заяц, сорока.)
И участникам и болельщикам конкурс подарил положительные эмоции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс загадок о зиме
Здесь собраны загадки о самом прекрасном времени года- зиме, которые помогут Вам и Вашим ученикам познакомиться с явлениями природы и народными приметами зимы...
Конкурс загадок о зиме
Внекласное мероприятие...
Внеклассное занятие." Конкурс загадок о зиме"
Конкурс вносит остроумие, находчивость.Способствует развитию речи детей, расширению кругозора....
Конкурс загадок по теме "Весна, весна идет!"
В этом материале дано задания для учащихся 1 - 4 классов, а именно отгадать загадки и нарисовать отгадку к любой загадке....
Презентация "Конкурс Загадок".
Презентация "Конкурс Загадок" в рамках праздника "Прощание с Азбукой"....
Конкурс загадок о зиме
Конкурс загадок о зиме...
Конкурс загадок о зиме.
Конкурс загадок о зиме может быть использован в работе ГПД....