Открытый урок по теме «Современный урок – современным детям» Провела : учитель начальных классов: Ильина С.С,
"Древний мир – рождение первых цивилизаций". Урок окружающего мира (4-й класс)
Цели: 1) научить отличать от других эпох эпоху Древнего мира, учить находить в современной жизни явления, открытия и достижения, сохранившиеся со времен Древнего мира; 2) учить объяснять, почему нельзя согласиться с представлениями о добре и зле, которые господствовали в эпоху Древнего мира; 3) воспитывать в детях чувство собственного достоинства; 4) развивать связную речь, логическое мышление и воссоздающее воображение, умение работать с картой, символами и учебными текстами. Задачи урока: 1. Научить отличать от других эпох эпоху Древнего мира. 2. Учить находить в современной жизни явления, открытия и достижения, сохранившиеся со времён Древнего мира. 3.Учить объяснять, почему нельзя согласиться с представлениями о добре и зле, которые господствовали в эпоху Древнего мира; 4. Создать в классе атмосферу совместного творческого поиска, сотрудничества. 5. Тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в малых группах. 6. Развивать связную речь, логическое мышление и воссоздающее воображение, умение работать с картой, символами и учебными текстами. Метапредметные УУД: Личностные: 1.Проявлять любознательность при получении знаний. 2.Проявлять интерес к изучению истории, как науки. 3.Прявлять чувство взаимовыручки, взаимоуважения. Познавательные: 1.Ставить,формулировать и решать проблемы. 2. Искать и выделять учащимися нужную информацию для решения стоящих перед ними проблем. 3. Устанавливать причинно- следственные связи. 4.Строить логические цепи рассуждений. 5.Выдвинать гипотезы. 6.Самостоятельно искать способ решения проблем поискового характера . Коммуникативные: - Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи, конструируя предложение в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами.
Регулятивные: 1.Определять цель урока на основе соотнесения того, что уже «мне известно и что еще не известно, но предстоит узнать».. 2.Оценивать –осознавать качество и уровень усвоения нового знания. 3.Регулировать мобилизацию своих усилий и энергии для достижения цели.
Тип урока: урок «открытия» нового знания Вид урока: «Путешествие по реке времени». Методы обучения: проблемно-диалогический, эвристическая беседа. Методы преподавания: информационно-сообщающий, стимулирующий. Методы учения: репродуктивный, частично-поисковый. Методы воспитания: выразительное изложение, беседа, творческие внеклассные задания, создание проблемных ситуаций. Оборудование: песочные часы, календарь с названием месяцев, цифры, буквы алфавита, учебник с.53-56,рабочая тетрадь с. 36,38, презентация к уроку, Ноутбуки, нетбуки, i-pad.
Ход урока. Этап урока, цель | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | Использование цифровых образовательных ресурсов | 1. Самоопределение к деятельности (Психологический настрой на урок. Создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность)
| Здравствуйте, ребята, я рада видеть вас. Садитесь. Наш урок окружающего мира мне хотелось начать со строчек известного вам писателя и поэта С. Я. Маршака.
Мы знаем: время растяжимо. Оно зависит от того, Какого рода содержимым Вы заполняете его.
- Ребята, как вы понимаете эти строчки? - Очень надеюсь, что проведённое сегодня на уроке время, наполнится для вас полезным и интересным содержимым.
|
Ответы детей | Сл.1
| 2. Актуализация знаний - повторить изученный материал, закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы по новому материалу | Сегодня я приглашаю вас продолжить увлекательное путешествие по страницам всемирной истории.
- Скажите, а где мы побывали на прошлом уроке? Что интересного вы узнали об этой эпохе? - Какие открытия и изобретения сделали первобытные люди? - В какие сообщества они объединялись? - Что вы можете сказать о морали первобытного человека.
|
В первобытном мире.
Учащиеся рассказывают материал предыдущего урока: -Люди живут на охотничьих стоянках, либо в маленьких селениях. -Общество состоит из родов и племен, в которых нет расслоения на богатых и бедных. -Власть принадлежит народным собраниям племени, старейшинам, избранным вождям. -Знания передают путем устных сказаний в виде изображений. Археологи находили вещественные доказательства (инструменты, наскальная живопись). | Сл.2
Сл.3
| 3. Вводно-мотивационный - подготовить учащихся к общению, к усвоению нового материала | Ребята, посмотрите на набор предметов, которые находятся на доске. Назовите их.
Пользуемся ли мы в современном мире этими предметами?
Для чего служат нам эти предметы?
Как вы думаете, есть ли среди этих предметов, предметы, пришедшие из древних времён, или все они современные?
Вам было тяжело определить. Одни считают так, другие – по – другому. Ваши мнения разошлись. Т. обр., возникла проблема, которую мы будем решать в течении всего урока. И в конце урока мы сможем подтвердить или опровергнуть наши предположения.
Могли ли календарь, буквы, цифры появиться в первобытном мире?
| Песочные часы, календарь, цифры, буквы алфавита, шёлковая ткань, сотовый телефон.
Да, постоянно.
Для того чтобы узнавать время, читать , считать и т.п.
Могут дать разные ответы. (По ходу разделить эти предметы на группы).
Нет, т.к. алфавит нужен для письма, а первобытные люди не знали письменности. |
| 4. Этап собственно-учебной деятельности. - образовательный аспект цели урока.
| Посмотрите на " Реку времени". Какая эпоха идёт после эпохи Первобытного мира?
Какая это по счету эпоха?
Кто сможет определить временной промежуток эпохи Древнего мира?
Как вы думаете, люди Древнего мира могли что-нибудь изобрести? А вам хотелось бы узнать, что это были за изобретения и есть ли они в современном мире?
Ребята, как вы думаете, о какой же эпохе мы с вами будем сегодня говорить на уроке? Какая тема нашего урока?
Я немного уточню тему нашего урока. ДРЕВНИЙ МИР – РОЖДЕНИЕ ПЕРВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ.
Как вы думаете, могли ли эти предметы появиться в эпоху Древнего мира? (Песочные часы, календарь, цифры, буквы алфавита, шёлковая ткань)
Какой главный вопрос будет сегодня на уроке?
Что нам нужно узнать, чтобы ответить на основной вопрос урока?
Подводя итог всему сказанному, давайте заполним таблицу «Знаем. Не знаем»
| Эпоха Древнего мира.
Вторая. ХХХ в. до н.э. - 4 в. н.э.
Да, могли.
Да.
Эпоха Древнего мира.
Да, могли.
Какими достижениями эпохи Древнего мира мы пользуемся до сих пор?
Какие из этих предметов могли появиться в эпоху Древнего мира?
Знаем | Не знаем | Для чего служат часы, календарь, буквы, цифры. Древний мир - вторая эпоха всемирной истории. | Чем отличается эпоха Древнего мира от эпохи Первобытного мира? Какие предметы могли появиться в эпоху Древнего мира? |
| Сл.4
Сл.5
Сл.6
Сл. 7-11
|
5. Поиск решения. Открытие новых знаний.
Работа с картой.
|
|
|
| Ответим на первый вопрос. Чем отличается эпоха Древнего мира от эпохи Первобытного мира? - Прочитаем еще раз тему урока.
- Что интересного заметили в названии темы урока? Значит, какое основное отличие эпохи Древнего мира от эпохи Первобытного мира? Как вы думаете, что такое "цивилизации"?
В каких источниках можно найти точное значение этого слова?
Предполагая, что возникнет такой вопрос, я попросила детей найти информацию о том, что такое цивилизация в разных источниках.
Вы сказали, что источником получения информации является и учебник. Тогда давайте обратимся к нему. В учебнике у вас дан рисунок-схема. Чтобы вам легче было работать, я этот рисунок вынесла на листок. Глядя на этот рисунок-схему, попробуйте составить рассказ вот по следующему плану. План. 1. Где жили люди первобытного общества и цивилизации? 2. Кто управлял людьми? 3. Как передавались сообщения, знания?
Попробуйте назвать те основные признаки, которыми цивилизации отличаются от первобытного общества?
В форме чего изображена сиреневая линия?
Попробуйте дать определение, закончите фразу.
Цивилизация – это __________________ступень развития человечества.
- Давайте проверим наше предположение с учебником. Прочитайте с.53, 2 абзац, вслух. - Так что же такое цивилизация?
Итак, в эпоху древнего мира появляются - города, государства, письменность. Это основные признаки цивилизации. Давайте запишем ответ на первый вопрос.
Рассмотрите карту с. 54-55. Что обозначено на карте широкой розовой линией?
Что находится за пределами этой границы?
Какой мир был обширнее - мир первобытных племен или мир древних цивилизаций?
Какой мы сможем сделать вывод?
Но у слова " цивилизация" есть еще одно определение. Хотите узнать какое? - Вновь обратимся к карте.с.54-55
Рассмотрите условные обозначения на карте. Что отмечено разными цветами на карте?
Какие цивилизации расположены в Европе?
Назовите цивилизации Древнего Востока?
Где именно располагалась каждая древняя цивилизация? Обратите внимание по берегам каких рек, морей?
Рассмотрите иллюстрации, которые размещены вокруг карты. Назовите памятники архитектуры и цивилизации.
Похожи ли архитектурные сооружения между собой? Почему?
Сравните одежду людей разных Древних цивилизаций. Что вы можете сказать об одежде?
Сравните письменность. Какой вы можете сделать вывод?
Мы сравнили с вами архитектурные сооружения, одежду, письменность. Так к какому же выводу можно прийти.
Так что же такое цивилизация? Давайте попробуем дать второе определение этому понятию. Закончите фразу. Цивилизации - это разные::::::::..со своей особой ::::::..
Проверим наше предположение по учебнику с.53, 3 абзац. Мы были правы? -В колонку " Не знаем" записываем второе определение. Цивилизации- разные страны со своей особой культурой |
Физминутка.
На какой вопрос колонки "Не знаем" мы еще не ответили?
Ответ мы сможем найти на с.56. Рассмотрите таблицу. "Изобретения цивилизаций Древнего мира" Какие предметы действительно пришли к нам из Древнего мира?
Но в эпоху древнего мира идет и развитие техники. Обратите внимание на с.57. Какие технические возможности людей появились в Древнем мире?
Какие технические достижения эпохи Древнего мира помогали людям передвигаться на большие расстояния?
Плавая на парусно-гребных кораблях, можно было совершать дальние плавания и не бояться заморских путешествий. Отряды на боевых колесницах могли преодолевать большие расстояния и внезапно нападать на врага. Если сравнить орудия труда, то в древнем мире появляется железный топор. Чтобы срубить дерево каменным топором требовался целый день, а железным можно было управиться за несколько минут. Таким образом, технические достижения в древнем мире поднялись на более высокую ступень развития.
Вернемся к нашей таблице.
Ответили мы на второй вопрос?
Значит, под вопросом пишем Календарь, часы, буквы, цифры-предметы эпохи древнего мира. |
Прочитаем главный вопрос урока. Мы получили полный ответ на него? Докажите.
Современные люди знают и пользуются до сих пор достижениями цивилизаций Древнего мира.
|
Появились первые цивилизации.
Варианты ответов.
Интернет, энциклопедия, словарь, учебник.
Ответы детей. - Ступень общественного
развития и материальной культуры, характерная для той или иной общественно-политической формации. "Античная ц." - 2. О современной европейской культуре.
(Работают в группах). Выслушиваются ответы под документ - камерой.
Появляются города, государство, письменность.
В форме ступеньки.
Цивилизация – это новая, более высокая ступень развития человечества.
Новая, более высокая ступень развития человечества.
Граница цивилизованного мира.
Мир первобытных людей.
Мир первобытных племен обширнее.
Два мира одновременно существовало на планете.
Древние цивилизации.
Древний Рим, Древняя Греция.
Древний Египет, Междуречье, Древний Китай, Древняя Индия.
Цивилизации Древней Европы разместились по берегам Средиземного моря, а цивилизации Древнего Востока - по берегам больших рек: Нила, Тигра, Ефрата, Инда, Хуанхе и Янцзы. (Учащиеся высказываются, на доске записываются наиболее точные предположения. Учащиеся смотрят на изображения рек, на карту).
Ответы детей.
Нет, у всех разные, т.к разные страны, разная культура.
Одежда тоже разная.
В каждой стране своя письменность.
У каждой цивилизации была своя особая культура.
Цивилизация – это разные страны со своей особой культурой.
Да.
Какие из представленных предметов появились в эпоху древнего мира?
Работают в группах.
В древнем мире появляются железный топор, колесо, парусно-гребные корабли.
Колесницы, парусно-гребные корабли.
Да Ответы детей.
| Сл.12
Сл.13
Сл.14, 15.
Сл. 16.
Сл. 17, 18
Сл. 19, 20
Сл. 21.
Сл. 22, 23.
Сл. 24, 25
Сл. 26, 27
Сл. 28, 29
Сл. 30
Сл. 31.
Сл. 32
| 6. Закрепление изученного материала. ПРОСМОТР ВИДЕОФИЛЬМА | Предлагаю вам посмотреть небольшой фрагмент видеофильма об эпохе Древнего мира. | |
| 7. Подведение итога урока. - подвести итог урока, оценить работу учащихся | С какими цивилизациями познакомились?
Что такое цивилизация?
Какое сообщество людей можно назвать государством? | 1) Люди строят города- новые центры хозяйства (ремесла, торговля) 2) Общество состоит из семей и народов, расслаивается на богатых и бедных, знатных и незнатных 3) Власть осуществляет государство через чиновников, законы, армию. 4) Знания хранят и передают с помощью письменности. |
|
| В заключении я хочу прочитать слова писателя Рудольфа Итса
"В наше бытие из прошлого пришли человеческий труд и талант, страсть и ум сотен поколений. Отнимите у нас содеянное предками- и сотрутся с лица земли города и заводы, и мрак опустится на землю. Великое свойство прогрессивного человека- не забывать прошлое и быть благодарным тем, кто шел впереди"
|
| Сл. 33
| 8. Этап информирования д/з и инструктаж по его выполнению. - сообщить д/з, разъяснить способ его выполнения и мотивировать необходимость и обязательность его выполнения | Подготовить сообщения об архитектурных памятниках, которые вас заинтересовали. Выполнить два задания в тетради на выбор. | |
|
|