«Почему Солнце светит днем, а звезды – ночью?»
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс)

Янгирова Лэйля Наиловна

формирование у детей первоначальных представлений  о солнце, звездах и созвездиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_1.docx27.99 КБ

Предварительный просмотр:

Дистанционный урок  

Образовательная организация: Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

Учитель: Янгирова Лэйля  Наиловна

Предмет: окружающий мир

Класс: 1в

УМК: Школа России

Учебник:  «Окружающий мир» в 2 частях, 1 класс, А.А.Плешаков, 8-е изд.

М. «Просвещение», 2016г.

Тема урока: «Почему Солнце светит днем, а звезды – ночью?»

Место урока в теме: 1– й урок в разделе «Почему и зачем?»

Тип урока: открытие новых знаний.

Форма: дистанционный урок

Цель: формирование у детей первоначальных представлений  о солнце, звездах и созвездиях. 

Задачи:

- создать условия для мотивации к учебной деятельности;                                                                           - способствовать развитию связной речи, оперативной памяти. произвольного внимания, наглядно – действенного мышления;                                                                                                           – воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе на уроках в формате онлайн.

Планируемые результаты:

Предметные:

- иметь представление о звёздах как о космических телах;                                                               - понимать учебную задачу и стремиться её выполнять;                                                                       - совершенствовать умения работать по алгоритму, инструкции.

Универсальные учебные действия                                                                                    Личностные:                                                                                                                                           - проявлять мотивацию к изучению нового материала;                                                              - оценивать свою деятельность на уроке.                                                                         Регулятивные:                                                                                                                                               -  ориентироваться в учебнике и в рабочей тетради;                                                                              -  прогнозировать результат своих действий.                                                                       Познавательные:                                                                                                                              - умение искать и извлекать нужную информацию;                                                                                - умение по данному алгоритму лепить, рисовать, проводить опыты.                                                   Коммуникативные:                                                                                                                              - умение слушать других учеников;                                                                                                         - строить понятные речевые высказывания.                                                                                        Методы и формы обучения: частично- поисковый; фронтальная, индивидуальная. Оборудование к уроку:  учебник «Окружающий мир» 1 класс ( А.А.Плешаков), рабочая тетрадь «Окружающий мир» 1 класс, презентация.                                                                               У всех:  футбольные мячи и горошинки; конверт, картон с двумя отверстиями в середине, фонарь; пластилин, цветные карандаши.

Ход урока

1.Организационный этап                                                                                                           Проверка подключения детей на дистанционный урок. Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку.                                                                                                                            2. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.                          -  Сегодня мы переходим к новому  разделу. Откройте учебник стр.31. Как называется раздел?   ( Почему и зачем?)                                                                                                 Слайд № 2

-Задаете ли вы в жизни эти вопросы ? (Чтобы узнать что то новое. Найти ответ на интересовавший вопрос ).  

 - Сегодня мы тоже будем искать ответы на вопросы.  Помогать нам будут Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик. Найдите их на стр.31-32 . Они помогут определить и тему урока.                                                                                                                                       - Муравьишка приготовил вам загадки. Послушайте.                                                                                                                                        1. Кто- то утром, не спеша                                                                                                                Надувает жёлтый шар.                                                                                                                       А как выпустит из рук,                                                                                                                      Станет всем светло вокруг. (Солнце)   Слайд № 3 со звуковым воспроизведением

2. Белые цветочки                                                                                                                                    На небе вечером расцветают,                                                                                                          А утром увядают. (Звезды) Слайд № 4 со звуковым воспроизведением

-    Когда мы можем увидеть солнце, а когда – звезды?  ( Солнце – днем, звезды – ночью)      -    Хотите ли вы узнать почему так происходит?                                                                        -    Догадались, какая тема сегодняшнего урока?  (Почему Солнце светит днем, а звезды – ночью?»)                                                                                                                                                         – В поисках ответа на данные вопросы  Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха приглашают  нас отправиться в путешествие. И на чем же мы полетим? ( На космическом корабле)                                                                                                                       Слайд № 5                                                                                                  

3.Актуализация знаний.

- Мы пролетаем над нашей планетой.                                                                        Слайд № 6 - На какой планете мы живем?                                                                                                                        - Как называется наша страна?                                                                                                          Поиск ответа на вопрос: Почему Солнце светит днём?                                                               - Что это светится в дали? ( Солнце)                                                                                                        - Что вы знаете про Солнце? ( Ответы детей)

4. Усвоение новых знаний                                                                                                               - Теперь послушаем Мудрую Черепаху.                                                                                      Мудрая Черепаха: Солнце – ближайшая к земле звезда. Но и  она находится от земли на очень большом расстоянии 150 миллионов километров.                                                                Слайд № 7 со звуковым воспроизведением

Мудрая Черепаха: Чтобы доехать до него на автомобиле со скоростью 80 километров в час, то пришлось бы ехать без остановки 200 лет.                                                                           Слайд № 8 со звуковым воспроизведением                                                                                Мудрая Черепаха: На поверхности Солнца температура 6000*С тепла, а внутри 15 млн*С.                                                               Слайд № 9 со звуковым воспроизведением                                                                                                                                                                                                                                                                           – Ребята, для сравнения, температура кипятка – 90-95*С.                                                            Опыт №1. «Что больше, Солнце или Земля?»                                                                         - Ребята, вы заранее подготовили футбольный мяч и бусинку или горошинку. На примере этих предметов, можно сравнить размеры Солнца и Земли. Солнце в 109 раз больше Земли. Если можно было бы поставить Солнце рядом с Землей, оно выглядело бы как большой футбольный мяч и горошина. Сравните.

 Мудрая Черепаха спрашивает: что будет если погаснет Солнце? ( Если погаснет Солнце на земле исчезнет жизнь. Растения, животные и люди живут потому, что жизнь им дает Солнце. Оно согревает и освещает Землю.)                                                                               - В какое время суток Солнце светит нам?                                                                                   -  Знаете ли вы, почему наступает день? (  На стороне Земли освещенной Солнцем – день, а на стороне, которая в тени - ночь. Земной шар делает полный оборот вокруг своей оси за 24 часа.)                                                                                                                                                 - Солнце не просто светит днём, оно создает нам день.                                                                      – Еще больше информации о Солнце вы можете найти в энциклопедиях, в различных познавательных сайтах для детей в интернете.                                                                                   - Муравьишка спрашивает, на какой вопрос мы сейчас ответили? ( Почему Солнце светит днём?)                                                                                                                            Физкультминутка.                                                                                                                                    Вот и солнышко встаёт-                                                                                                                     Выше, выше, выше!                                                                                                                        К ночи солнышко зайдет                                                                                                                  - Ниже, ниже, ниже!                                                                                                             Хорошо, хорошо                                                                                                                       Солнышко смеётся,                                                                                                                              А под солнышком нам всем                                                                                                                    Весело живётся!                                                                                                                              Поиск ответа на вопрос: Почему звёзды светят ночью?                                                                    - Что мы можем увидеть на небе ночью?                                                                                           – Хотели ли вы полететь к звездам?                                                                                                    Муравьишка предлагает продолжить путь.                                                                                                        – Вы знаете, что такое звезды?  Давайте прочитаем в учебнике на стр.32        Слайд № 10  - Многие из этих звёзд находятся очень далеко от Земли и поэтому не греют, и кажутся очень маленькими.                                                                                                                                           Мудрая Черепаха: Звезды раскаленные небесные тела. Звезды различаются по размерам, цвету и температуре. На ночном небе звёзды мерцают разным цветом: голубым и белым – самые горячие звезды, затем желтые, красные – наиболее холодные. Наше Солнце – жёлтая звезда.                                                                                    Слайд № 11 со звуковым воспроизведением                                                                                     -  В учебнике на стр. 32 показаны макеты некоторых звёзд. Найдите и прочитайте название самых горячих звёзд? ( Регул, Сириус)                                                                                                                         - Есть звёзды гиганты, а есть звёзды- карлики. Звёзды, которые в 10 раз больше Солнца – гиганты. Найдите на рисунке звезду - гигант. Прочитайте название. ( Альдебаран)                                                 –  Какую звезду мы еще не назвали? ( Солнце.)                                                                            – Откройте рабочие тетради, стр. 21. В первом задании обведите изображение Солнца. По каким признакам определили? ( Цвет, размер.)                                                     Слайд № 12 Самостоятельная работа №1.                                                                                                                - После онлайн урока  у нас будет еще 10 минут времени для самостоятельных работ. Попробуйте изготовить из пластилина модели этих звёзд, соблюдая размер и цвет. Используя подсказку в учебнике стр. 32.                                                                                                                       - Муравьишка считает, что когда заканчивается ночь,  звёзды выключают свет и ложатся спать. Это правда?                                                                                                                                           -Черепаха предлагает провести опыт и узнать, что происходит со звёздами днём. Вы заранее подготовили все необходимое. Картон, в котором в середине прокололи два отверстия карандашом. Конверт и фонарь.                                                                             Опыт № 2 «Звёзды днём»                                                                                                                              1. Вкладываем картон в конверт.                                                                                                                                            2. У нас день, отверстия на картоне это звёзды, фонарь – солнце. Включаем фонарь и с пяти сантиметров светим на обращенную к вам сторону конверта, а потом на другую.        – Когда отверстия на картоне хорошо были вам видны?                                                               Результат опыта.                                                                                                                            Отверстий не видно, когда вы светите фонариком на обращенную к вам сторону конверта. Отверстия становятся хорошо заметными, когда свет от фонаря направлен с другой стороны конверта. В освещенной  комнате свет пройдет через отверстия в любом случае, но видно их станет только тогда, когда они начнут выделяться на тёмном фоне. Со звездами происходит тоже самое.

- Послушаем Мудрую Черепаху.

Мудрая Черепаха:  Земля окружена слоем воздуха, солнечные лучи проходя через  воздух рассеиваются, и звезды становятся невидимыми.  Во время полета в космос космонавты одновременно хорошо видят и звёзды и солнце. Потому что в космосе нет воздуха (кислорода).                                                                                                              Слайд № 13 со звуковым воспроизведением                                                                               

Мудрая Черепаха:  После того как Солнце скрывается за горизонтом и солнечный свет  уже не рассеивается  в воздухе, атмосфера становится прозрачным и на небе видны звёзды.               Слайд № 14 со звуковым воспроизведением                                                                                                                       

 - Кто изображён на картинке? (Звездочёт )                                                            Слайд № 15                                                                                                                                   - Кто такой звездочёт? ( Человек, который наблюдает за звёздами)                                                         – А что это за прибор у звездочета? ( Телескоп)                                                                                 - А сейчас как называют учёных, которые исследуют звёзды?  ( Астрономы)                              Звёзд на небе очень много. Некоторые из них образуют созвездия. Например . в учебнике, стр. 33 показано созвездие Льва.                                                                                        Самостоятельная работа № 2                                                                                                                  - Сейчас после отключения от онлайн урока вы изучите созвездие Льва в учебнике и попробуете в рабочих тетрадях на странице 22 задание 3 воспроизвести его.             Слайды №16, 17                                                                                                                                          5.Закрепление изученного.                                                                                                          Самостоятельная работа №3                                                                                                                        

- На платформе Учи. ру отправила 2 задания для закрепления по теме: Солнце и Звёзды. Предлагаю вам с помо

 6. Итог урока                                                                                                                                                      -  Ребята нам пора возвращаться обратно. Муравьишка и Черепаха хотят знать не зря ли они взяли нас в путешествие, смогли ли мы ответить на вопрос, поставленный в начале урока?                                                                                                                    Слайд №18                                                                                                                     1. Как называется звезда, которую можно увидеть днём?                                                                2. Что больше, Земля или Солнце?                                                                                                     3. Почему днём на небе  не видно других звёзд?                                                                                   4. Как называется группа звёзд?

7. Рефлексия                                                                                                                                                - В рабочих тетрадях на стр.21 задание 2 есть два окошечка. Сейчас вы здесь нарисуете солнышко. Если вам на уроке было все интересно и понятно нарисуете веселое солнышко, а если не интересно и не всё понятно грустное солнышко.                              Слайд № 19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему солнце светит днем, а звезды ночью

Урок окружающего мира в 1 классе по УМК "Школа России" представленный на конкурс "Учитель года 2012"....

Почему солнце светит днем, а звезды-ночью?

Презентация+конспект урока по окружающему миру для 1 класса по теме "Почему солнце светит днем, а звезды-ночью?"...

Конспект урока Почему солнце светит днем , а звезды ночью

1.Дать представления детям о формах звёзд.созвездий ,обогощение словаря2. развивать интелектуальны  и ппрактические умения детей.3. Воспитывать наблюдательность и развивать мышление детей.4.воспи...

Презентация к уроку-проекту "Почему солнце светит днем, а звезды ночью?" "

Презентацию можно использовать для урока по окружающему миру 1 класс "Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?"...

Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?

Данная презентация создана для учащихся 1го класса для расширения кругозора и знакомства со Вселенной....