Технологическая карта урока окружающий мир по теме «Дыхание и кровообращение».
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Технологическая карта урока окружающий мир по теме
«Дыхание и кровообращение».
Окружающий мир, 3 класс, программа «Школа России», учебник Окружающий мир А.А.Плешаков М: Просвещение.
Урок с использованием электронных ресурсов, в системе деятельностного метода обучения, по теме «Дыхание и кровообращение».
Коткова Алиса Анатольевна , учитель начальных классов МАОУ СОШ №27
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_moy.docx | 49.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока окружающий мир по теме
«Дыхание и кровообращение».
Окружающий мир, 3 класс, программа «Школа России», учебник Окружающий мир А.А.Плешаков М: Просвещение.
Урок с использованием электронных ресурсов, в системе деятельностного метода обучения, по теме «Дыхание и кровообращение».
Коткова Алиса Анатольевна , учитель начальных классов МАОУ СОШ №27
Образовательная цель: создать условия для ознакомления детей с функциями дыхательной и кровеносной систем.
Деятельностная цель: способствовать формированию знаний об органах дыхания и кровообращения.
Тип урока: открытие новых знаний.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися, способствовать пониманию значимости безопасного, здорового образа жизни, уметь определять личностный смысл учения и проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров, сформировать умение оценивать свои достижения в усвоении учебного материала урока, уметь осознанно строить речевые высказывания в устной и письменной речи.
- Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы. научить операциям сравнения и синтеза на примере дыхательной и кровеносной систем, ставить предметные цели и задачи урока.
- Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: познакомить учащихся с функциями дыхательной и кровеносной систем, актуализировать и расширить знания учащихся о значении органах дыхания и кровообращения для человека.
По форме организации: урок комбинированный, формы работы: индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование: учебник, ПК, проектор, презентация в Pover Point, цифровой микроскоп, пульсометр.
На уроке использованы следующие методы обучения:
- по виду информации:
- словесные (разъяснение, беседа с учащимися);
- наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);
- практические (работа с приборами, с учебниками, с доской, со схемами)
- интерактивные
- по виду учебной деятельности:
- проблемно – поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем);
- практический метод
Этапы урока и его цели | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Содержание урока | Универсальные учебные действия |
1.Мотивация к учебной деятельности Цели: -актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; -создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Проверяют свою готовность к уроку. | Организует психологический настрой учащихся на учебную деятельность. | (Слайд 1) Уважаемые гости рады вас приветствовать на нашем уроке окружающего мира. Прозвенел звонок весёлый Все готовы? Всё готово? Мы, сейчас, не отдыхаем, Мы, работать начинаем. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. Регулятивные: Нацеливание на успешную деятельность. |
2. Повторение домашнего задания. Цель: организовать и направить к восприятию нового материала; актуализировать необходимые полученные ранее знания. | Ученики отвечают на вопросы, выполняют задание карточки самопроверки. Взаимопроверка, работа консультантов. Выступают со своими памятками. | Организует актуализацию знаний, направляет деятельность обучающихся. | О чём говорили на прошлом уроке? (о правильном питании человека) - Какая система в организме человека обеспечивает переваривание и измельчение пищи? (пищеварительная система). - И мы пришли с вами к выводу, что для жизни человека каждый день необходимо … (правильно питаться). У каждого из вас на парте лежит белый лист. Пожалуйста, подпишите фамилию и имя. Установите соответствующую последовательность цифр на схеме согласно расположению органов пищеварительной системы. 1. ротовая полость 5.печень 2. пищевод 6. толстая кишка 4. тонкая кишка 3. желудок - Проведем самопроверку, берём в руки красный карандаш. Прошу выйти к доске_____ на проверку. (один ребенок выходит к макету). Без ошибок-5 1-2 ошибки-4 3-4 ошибки -3 | Личностные: самопроверка и самоконтроль. Коммуникативные: высказывание своей точки зрения. общение и взаимодействие друг с другом. Познавательные: актуализация полученных ранее знаний по теме. |
3.Актуализация знаний. Определение темы урока. Постановка цели урока.
Цель: организовать и направить к восприятию нового материала; суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока. 4. Работа по группам. Первичное усвоение новых знаний. Цель: организовать и направить к восприятию нового материала. Цель для учащихся: суметь проанализировать ситуацию, сделать выводы. 5. Дыхательная гимнастика. Цель: познакомить ребят с дыхательными упражнениями. Которые они могут применять дома. Динамическая пауза. | Ученики отвечают на вопросы, анализируют материал, делают выводы, определяют тему и цели урока. Ребята работают по учебнику Выполняют задание. | Организует актуализацию знаний. Организует уточнение темы и цели урока. Учитель организует и направляет работу класса. Организует проведение гимнастики. | - Но, только ли питание нужно человеку для жизни? (солнце, тепло, воздух) - Попробуйте на несколько секунд закрыть рот, зажать нос и перестать дышать… - Что вы почувствовали? (необходимость вдохнуть) - Это взбунтовались наши клетки, которые остались без кислорода. Они «кричат»: “Пришлите нам кислород, иначе мы все погибнем от голода”. Без пищи человек проживет несколько недель, без воды несколько дней, без воздуха – всего несколько минут. (Проводится эксперимент. Учитель озвучивает время по секундомеру) - Обычные люди могут не дышать 1-2 мин, ловцы за жемчугом могут не дышать - 5 минут, а спортсмены до 10 минут. - А для чего нужен воздух? (Предположения ребят). Слайд- Из чего состоит воздух? (Азот, кислород, углекислый газ…) - Какой из этих газов нам необходим для дыхания? - Всем органам нашего организма необходим кислород, который мы поглощаем из воздуха. - Значит, человеку необходимо не только питаться, но и …? (дышать) - Значит тема сегодняшнего урока? (учащиеся называют тему урока) Тема на доске. - Да. Первая часть урока будет посвящена системе органов дыхания. - Что бы вы хотели узнать о системе органов дыхания? (Дети формулируют вопросы). - Сформулируйте цель урока (ответы учащихся). На доску: -какие органы входят в дыхательную систему? -при дыхании что поглощаем, что выдыхаем? Чтобы начать работу по теме урока, предлагаю вспомнить: - Как называется наука, занимающаяся изучением строения тела человека? (Анатомией). - Значит 1 группа у нас будут учеными – анатомами. - Как называется наука, занимающаяся работой органов человека? (Физиологией). - Значит 2 группа будут учеными – физиологами. - Назовите науку, занимающуюся сохранением и укреплением здоровья человека? ( Медицина и гигиена ). - 3 группа учеными –доктора гигиены Слайд- Вспомните правила работы в группе. Перед вами на ваших столах есть желтые листы с необходимой информацией для групп, подготовьте сообщение 1 группа- расскажите нам о строении дыхательной системы пользуясь желтым листом и учебником страница 138. 2 группа вы работаете с информацией на желтом листе и готовите сообщение- как работает дыхательная система. 3 группа расскажет нам , почему дышать рекомендуется через нос? Каждой группе даётся 5 мин. на подготовку. (Дети пользуются учебником, желтыми листами. Каждая группа готовит небольшое сообщение согласно своему направлению). Выступление анатомов: Носовая полость, трахея, бронхи, легкие составляют дыхательную систему. Легкие – это парный орган. Они находятся в грудной части тела и защищены ребрами. Состоят легкие из легочных пузырьков. -Какие органы составляют дыхательную систему? Слайд -носовая полость -трахеи -бронхи -легкие Выступление физиологов: При вдохе воздух проходит через носовую полость, где воздух согревается за счет кровеносных сосудов и очищается за счет слизи и волосков. Далее воздух попадает в трахею, которая похожа на трубку и бронхи, потом поступает в легкие. Легкие состоят из легочных пузырьков. В легких происходит газообмен. Кислород поступает в кровь и разносится по организму и выдыхается углекислый газ. Выступление врачей: «Почему дышать рекомендуется через нос?» (Воздух, попав в носовую полость, проходит по множеству извилистых каналов. Поверхность каналов усеяна множеством крохотных ресничек. К ресничкам прилипают пылинки. Согретый и очищенный воздух продолжает свой путь и попадает в дыхательное горло.) (Динамическая пауза) Дыхательные упражнения Упражнение 4. «Чистый носик». МП – сидя на стуле. Дыхание через нос сначала одной ноздрей, потом другой, затем обеими одновременно. Рот закрыт. | Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Познавательные: осуществлять синтез как составление целого и частей. Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме. Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Регулятивные: уметь извлекать важную информацию из материала учебника, составлять выступление по теме, извлекать информацию из доклада одноклассника. |
6. Проблемный вопрос. Цель: организовать и направить к восприятию нового материала. Цель для учащихся: суметь проанализировать ситуацию. | Ученики отвечают на вопрос, анализируют ситуацию, делают выводы. | Организует, корректирует, направляет работу учащихся. | - После дыхательной гимнастики я хочу задать вопрос: «Одинаковое ли количество кислорода помещается в ваших легких? Как вы думаете? От чего зависит количество кислорода в легких?» (Фронтальная беседа по данным вопросам.) - Давайте проведем эксперимент и проверим ваши предположения. Прошу выйти 3 учеников из групп. (Раздаю шарики) -Ваша задача надуть шарик одним вдохом. - Одинаковое ли количество кислорода помещается в ваших легких? Верно, ребята. Объем кислорода в легких каждого человека разный. | Познавательные: логический анализ ситуации на основе имеющихся знаний, с целью сделать вывод. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, уметь извлекать важную информацию для формулировки вывода. |
7. Определение темы 2 части урока. Постановка цели урока.
Цель: организовать и направить к восприятию нового материала; суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока. | Ученики отвечают на вопросы, анализируют материал, делают выводы, определяют тему и цели урока. | Организует актуализацию знаний, загадывает загадку, ставит перед учениками проблему. Организует уточнение темы и цели 2 части урока. | - (Слайд) Попробуйте догадаться, о чём это я? (Бежит она очень быстро: меньше, чем за минуту, успевает обежать всё тело и побывать в каждом его уголке. Ей надо разнести по всему телу кислород и питательные вещества, а на обратном пути унести вредные отходы, которые постоянно образуются в организме. О чём это (О крови) Верно. Предлагаю вам посмотреть капельку крови под микроскопом. Я думаю, вас заинтересовала тема второй части урока, назовите ее. (На доску: кроовобращение) Что бы вы хотели узнать из этой темы? -- Частью какой системы является кровь? - Какую роль, играет кровь при дыхании? Открываем учебник с 139. Читаем текст «О движении крови». (Ученик читает текст). - Частью какой системы является кровь? (кровеносной системы) (Слайд ) Делаем вывод .Сердце и кровеносные сосуды- органы кровообращения. Они образуют кровеносную систему. | Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Познавательные: осуществлять синтез как составление целого и частей. Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме. |
8.Продолжение первичного усвоения новых знаний. Цель: организовать и направить к восприятию нового материала. Цель для учащихся: суметь проанализировать ситуацию. | Ученики отвечают на вопрос, анализируют ситуацию, делают выводы. | Организует, корректирует, направляет работу учащихся. | - Как вы думает, какую роль, играет кровь при дыхании? Ответ на этот вопрос вы найдете в учебнике на странице 139. (Читает ученик) - Вывод: человеку необходимо дышать, при работе дыхательной системы большую роль играет движение крови в организме. - Что движет кровь по организму (Сердце). - У каждого человека сердце сокращается, т.е. бьется. При сокращении кровь с большой силой выталкивается в кровеносные сосуды. Стенки сосудов колеблются. Эти колебания можно ощутить в виде толчков. Это пульс. Число ударов пульса соответствует числу сокращений сердца в минуту. Размер сердца человека примерна соответствует размеру кулака Сердце как насос качает кровь. | Познавательные: логический анализ ситуации на основе имеющихся знаний, с целью сделать вывод. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, уметь извлекать важную информацию для формулировки вывода. |
9. Практическое применение знаний. Цель: дать возможность самостоятельно изучить новый материал с помощью практической деятельности. | Выполняют практическую работу. | Организует выполнение практической работы. | - А вы знаете число ударов в минуту вашего сердца? А как можно узнать? Слайд - Сегодня мы с вами выполним практическую работу «Учимся измерять пульс» Определите цель практической работы: научиться измерять пульс. Первый способ измерения пульса. На столах рабочий лист синего цвета, напишите свою фамилию и имя. - Рассмотрите рисунок в учебнике на стр.140 Положите пальцы правой руки, так как показано на рисунке. Прощупайте пульс и сосчитайте количество ударов в минуту. - Запишите данные в таблицу. (Дети записывают). - Может ли меняться частота пульса? От чего это зависит? (Предположения детей). В наше время люди придумали много различных приборов и способов для измерения числа ударов сердечных сокращений ( современные тонометры, компьютерная диагностика, пульсометры). -Сегодня на урок я принесла вам пульсометр, с помощью него мы измерим пульс. - Мы с вами узнали количество ударов сердечных сокращений в состоянии покоя, давайте посмотрим, что же изменится после физической нагрузки. Приглашаю по одному ученику от каждой группы. -Сделайте по 5 приседаний и снова измерим пульс с помощью пульсометра. Запишите данные в таблицу. | Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение договариваться и приходить к общему выводу. Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков; решение проблемы, построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: планирование, прогнозирование. |
9. Продолжение выполнения практической работы. Цель: дать возможность самостоятельно изучить новый материал с помощью практической деятельности. | Выполняют практическую работу. | Организует выполнение практической работы. | - Обратите внимание на данные, которые у вас получились, что мы наблюдаем? -Какой вывод можем сделать? Вывод: при увеличении физической нагрузки пульс человека учащается. - А теперь вспомните, какую мы цель поставили перед выполнением практической работы, достигли мы ее или нет? (цель: научиться измерять пульс) | Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение договариваться и приходить к общему выводу. Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков; решение проблемы, построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: планирование, прогнозирование. |
9. Рефлексия учебной деятельности (итог) Цели: - зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Отвечают на вопросы учителя. Записывают домашнее задание | Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. Организует запись домашней работы. | Какие цели мы перед собой поставили? Достигли мы цели урока? Вернемся к нашему рабочему листу синего цвета. Переверните его. Вас ожидают 10 утверждений, если вы согласны с утверждением то ставите «+», а если не согласны с утверждением ставим напротив цифры «-». 1. Сердце обеспечивает движение крови в организме? (да) 2. Органы дыхания объединяются в пищеварительную систему? (нет) 3. Лёгкие в дыхательную систему. (да) 4. Благодаря крови частицы питательных веществ разносятся по всему телу. (да) 5. Желудок относится к пищеварительной системе.(да) 6. При дыхании человек поглощает углекислый газ, выделяет кислород. (нет) 7. Бронхи состоят из маленьких пузырьков. (да) 8. Кровь приносит к органам питательные вещества. (да) 9. Кровеносная система переносит внутри организма различные вещества. (да) 10. Стенки сердца состоят из сосудов. (нет) (Дети выполняют). Проведем взаимопроверку. Прошу обменятся листочками с соседом по правую руку. Слайд Я буду зачитывать верные ответы. (Дети проводят самопроверку). Если в работе нет ошибок ставим 5, если в работе 1-2 ошибки-4, если 3-4 ошибки -3. Отметки за урок я вам выставлю по результатам ваших рабочих листов. На рабочих листах приклеены стикеры, при помощи которых вы покажете свое настроение после урока. Если вам было всё понятно на уроке- вы показываете зелёный цвет, если были затруднения- желтый, если вам не понятно и было сложно- вы показываете красный цвет. Поднимите вверх выбранный стикер. (Дети показывают карточки.) Приклейте ваш стикер на круг настроения. Домашнее задание: (Слайд 12) РТ стр 66-67 Задание на выбор:
Урок сегодня был удачный, | Регулятивные УУД: учащиеся научатся оценивать правильность выполнения действия. Личностные УУД: учащиеся научатся проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
2012 г. Конспект урока окружающего мира в 3 классе "Дыхание и кровообращение"Плешаков А.А.
Тема "Дыхание и кровообращение"УМК "Школа России"...
Презентация "Дыхание и кровообращение"
В данной презентации показаны органы составляющие дыхательную и кровеносную систему, схема строения сердца и правила подсчёта ударов пульса....
Дыхание и кровообращение 3 класс
Обобщающий урок...
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме «Система дыхания и кровообращения» (Программа Школа России)
Тема урока "Кровообращение и дыхание" входит в раздел "Мы и наше здоровье" учебника для общеобразовательных учреждений А. А. Плешакова Окружающий мир 3 класс, с приложением на электронном носителе М.,...
Тест по теме "Дыхание и кровообращение"
Данный тест можно использовать как для закрепления нового материала, так и для его проверки....
Презентация к уроку Окружающий мир для 3 класса по теме "Дыхание и кровообращение"
Презентация к уроку Окружающий мир для 3 класса по теме "Дыхание и кровообращение" к УМК Школа России...
Методическая разработка урока по окружающему миру по теме: «Дыхание и кровообращение» (3 класс, УМК "Школа России").
Методическая разработка урока по окружающему миру по теме: «Дыхание и кровообращение» (3 класс, УМК "Школа России")....
- Мне нравится (1)