Конспект урока "Куликовская битва" 4 класс (окружающий мир)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Конспект урока "Куликовская битва" 4 класс (окружающий мир)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kulikovskaya_bitva.docx | 18.03 КБ |
Предварительный просмотр:
КУЛИКОВСКАЯ БИТВА
(урок по окружающему миру – 4 класс)
Цель урока: раскрыть величие подвига русского народа, сокрушившего на Куликовом поле могучее ордынское войско и выявить причины победы и значение Куликовской битвы.
Задачи урока: развивать логическое мышление, формировать умение сравнивать, анализировать и оценивать исторические события; воспитывать чувство гордости и любви к Родине.
- Организационный момент.
- Говорят, что нельзя считать культурным человека, который не знает истории своей Родины, своего народа.
- Сегодня на уроке мы узнаем еще об одном очень важном для нашей Родины событии. Но прежде вспомним главные факты нашей истории, с которыми мы уже познакомились.
- Актуализация знаний.
- Работать будем в парах. Соотнесите даты, события и исторических деятелей, которые связаны с этими событиями.
Карточка №1.
1237 г. Битва на реке Неве Александр Невский
5 апреля 1242 г. Нашествие монголо-татар на Русь хан Батый
8 сентября 1380 г. Ледовое побоище князь Александр
15 июля 1240 г.
- Проверяем свои работы. Какая дата лишняя?
- Тема урока. Постановка проблемы.
- 8 сентября 1380 г. Какой это век? Кто запишет правильно на доске?
- В этот год произошло одно очень важное для Руси событие. Какое? Прочитайте тему нашего сегодняшнего урока на с.70 (уч.)
- Куликовская битва.
- Цели урока.
- Сформулируйте вопросы, на которые мы будем отвечать в ходе урока? ( С кем…была битва? Почему…она произошла? Где…была битва? Как…происходил ход битвы? Кто…победил?)
- Работа по теме урока.
- На прошлом уроке мы говорили, что при Иване Калите на 40 лет прекратились губительные ордынские разгромы. Русь получила возможность собрать силы, чтобы дать отпор захватчикам.
- Прошло более 100 лет после нашествия Батыя. В Москве княжил внук Ивана Калиты – князь Дмитрий Иванович.
- Он был первым из князей, кто открыто бросил вызов Орде – перестал платить дань.
- Почему князь осмелился не платить дань? Найдите ответ на этот вопрос в учебнике с.70 (1-2 абзацы)
(1. Дмитрий Иванович возвел вокруг Кремля белокаменные стены, укрепил Московский Кремль;
2. В Орде было неспокойно. Многочисленные соперники вели ожесточенную борьбу за власть)
-Как отреагировали татары на дерзость молодого князя?
( Мамай пришел в ярость. Он надумал нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противиться ханской воле. Он понял, что иначе власти татар придёт конец.
Мамай стал собирать огромное войско. Он хотел повторить времена Батыя, разгромить Русь.)
-Летом 1380 г. стало известно, что на Русь идёт Мамай с огромным войском.
- Что предпринял московский князь Дмитрий Иванович? Найдите ответ в уч. с. 70 (3 абзац).
- Кто откликнулся на его призыв?
- За 30 дней собралось такое войско, какое ещё никогда не собиралось на Руси. Главные дружинники явились во всеоружии.
- Как были вооружены русские и татарские войска, нам расскажет ______. (СООЩЕНИЕ УЧЕНИКА)
- Незадолго до выступления войска князь Дмитрий отправился за советом к основателю Троицкого монастыря Сергию Радонежскому.
-Об этом расскажет__________. (СООБЩЕНИЕ)
- Не желая допустить монголо-татар к стенам Москвы, князь Дмитрий двинул свои войска навстречу противнику к реке Дон.
- Посмотрите на карту, с.73 (уч.)
- Откуда шли русичи? ( Из Москвы)
- Откуда шли монголо-татары? (Из Астраханского ханства)
- Князь Дмитрий сам выбрал место для битвы. Это было широкое поле Куликово, названное так по названию птиц, которые там водились. Куликово поле располагалось между Доном и его притоком – рекой Непрядвой.
- После переправы через Дон князь Дмитрий приказал сжечь все мосты. Как вы думаете, почему это было сделано?
(1.Чтобы никто не думал об отступлении.
2. Чтобы войско Мамая не смогло зайти в тыл русскому войску)
- Раннее утро 8 сентября 1380 г. Рассеивается утренний туман. Русичи увидели перед несметные ордынские полчища.
- Сам князь решил принять участие в битве, переодевшись в одежду простого воина и встав во главе войска.
- Почему он так поступил?
- «Где вы, там и я. Скрываясь назади, могу ли я сказать вам : «Братья! Умрём за Отечество!» Слово моё будет делом! Я вождь и начальник, стану впереди и хочу положить свою голову в пример другим».
- Что произошло дальше? Расскажет _________. (СООБЩЕНИЕ)
- Чем закончилась битва? Найдите ответ в уч. с.72 (2, 3, 4 абзацы)
- Войско Мамая было разгромлено. Победа русских была полной.
Но омрачена была радость Победы. Многие славные русские воины полегли на Куликовом поле.
Стоял такой великий стон,
Шёл бой с такою кровью.
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья.
- Больше недели русские хоронили своих погибших воинов.
- В погожий осенний день князь Дмитрий Иванович с войском торжественно , под колокольный звон, въезжал в Москву. Долгожданную Победе праздновали долго и широко.
- А 30-тилетнего князя Дмитрия Ивановича с тех пор стали называть Дмитрием Донским. За мужество и героизм, за то, что отстоял русскую землю и веру, князь Дмитрий Донской был причислен к лику святых.
- А в честь всех погибших на Куликовом поле был поставлен памятник.
- Первичное закрепление.
- Давайте проверим, как вы запомнили рассмотренные на уроке события?
Выполним в парах задание № 2 и 3 (ТПО) с.24
- Проверьте себя.
- Рефлексия.
-Какое событие произошло 8 сентября 1380 г.?
- Что вы узнали об этой битве?
- Что вы можете сказать о князе Дмитрии Ивановиче? Какой он?
-Какое значение имела Куликовская битва?
- Что сегодня на уроке понравилось больше всего? Кому было интересно?
- Что не понравилось?
-Кто доволен своей работой?
- Домашнее задание.
С.70 – 73, № 1, 4, 5 (ТПО)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока 2 класс окружающий мир по программе "2100"
Конспект урока проводимый во 2 классе по теме: "Материки и океаны"...
Конспект урока 4 класс Окружающий мир
Урок составлен по технологии "Блочно- модульное обучение" - ; модуль - технологическая карта...
Конспект урока 1 класс,окружающий мир.Тема: "Почему мы любим кошек и собак".
Подробный план-конспект урока....
Конспект урока 1 класс, окружающий мир, школа россии, «Что растет на подоконнике?»
Конспект урока 1 класс, окружающий мир, школа россии, «Что растет на подоконнике?»...
конспект урока 2 класс окружающий мир Звёздное небо
конспект урока 2 класс окружающий мир Звёздное небо...
конспект урока 1 класс окружающий мир
использовать при изучении темы "Где живут белые медведи"...
Конспект урока 4 класс. Окружающий мир. "Обрати внимание на внимание".
Приведен подробный план конспекта, презентация....