Конспект урока "Куликовская битва" 4 класс (окружающий мир)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Алимпиева Ирина Александровна

Конспект урока "Куликовская битва" 4 класс (окружающий мир)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulikovskaya_bitva.docx18.03 КБ

Предварительный просмотр:

                               КУЛИКОВСКАЯ БИТВА

                       (урок по окружающему миру – 4 класс)

Цель урока: раскрыть величие подвига русского народа, сокрушившего на Куликовом поле могучее ордынское войско и выявить причины победы и значение Куликовской битвы.

Задачи урока: развивать логическое мышление, формировать умение сравнивать, анализировать и оценивать исторические события; воспитывать чувство гордости и любви к Родине.

  1. Организационный момент.

      - Говорят, что нельзя считать культурным человека, который не знает истории своей Родины, своего народа.

       - Сегодня на уроке мы узнаем еще об одном очень важном для нашей Родины событии. Но прежде вспомним главные факты нашей истории, с которыми мы уже познакомились.

  1. Актуализация знаний.

                  - Работать будем в парах. Соотнесите даты, события и исторических деятелей, которые связаны с этими событиями.

             Карточка №1.

1237 г.               Битва на реке Неве                 Александр Невский

5 апреля 1242 г.             Нашествие монголо-татар на Русь         хан Батый

8 сентября 1380 г.          Ледовое побоище        князь Александр

15 июля 1240 г.

                    - Проверяем свои работы. Какая дата лишняя?

  1. Тема урока. Постановка проблемы.

          - 8 сентября 1380 г. Какой это век? Кто запишет правильно на доске?

          - В этот год произошло одно очень важное для Руси событие.  Какое? Прочитайте тему нашего сегодняшнего урока на с.70 (уч.)

           - Куликовская битва.

  1. Цели урока.

                     - Сформулируйте вопросы, на которые мы будем отвечать в ходе урока? ( С кем…была битва? Почему…она произошла? Где…была битва? Как…происходил ход битвы? Кто…победил?)

  1. Работа по теме урока.

           - На прошлом уроке мы говорили, что при Иване Калите на 40 лет прекратились губительные ордынские разгромы. Русь получила возможность собрать силы, чтобы дать отпор захватчикам.

           - Прошло более 100 лет после нашествия Батыя. В Москве княжил внук Ивана Калиты – князь Дмитрий Иванович.

           - Он был первым из князей, кто открыто бросил вызов Орде – перестал платить дань.

            - Почему князь осмелился не платить дань? Найдите ответ на этот вопрос в учебнике с.70 (1-2 абзацы)

(1. Дмитрий Иванович возвел вокруг Кремля белокаменные стены, укрепил Московский Кремль;

2. В Орде было неспокойно. Многочисленные соперники вели ожесточенную борьбу за власть)

             -Как отреагировали татары на дерзость молодого князя?

( Мамай пришел в ярость. Он надумал нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противиться ханской воле. Он понял, что иначе власти татар придёт конец.

              Мамай стал собирать огромное войско. Он хотел повторить времена Батыя, разгромить Русь.)

 

             -Летом 1380 г. стало известно, что на Русь идёт Мамай с огромным войском.

 

             - Что предпринял московский князь Дмитрий Иванович? Найдите ответ в уч. с. 70 (3 абзац).

             - Кто откликнулся на его призыв?

             - За 30 дней собралось такое войско, какое ещё никогда не собиралось на Руси. Главные дружинники явились во всеоружии.

             - Как были вооружены русские и татарские войска, нам расскажет ______. (СООЩЕНИЕ УЧЕНИКА)

            - Незадолго до выступления войска князь Дмитрий отправился за советом к основателю Троицкого монастыря Сергию Радонежскому.

            -Об этом расскажет__________. (СООБЩЕНИЕ)

           - Не желая допустить монголо-татар к стенам Москвы, князь Дмитрий двинул свои войска навстречу противнику к реке Дон.

            - Посмотрите на карту, с.73 (уч.)

            - Откуда шли русичи? ( Из Москвы)

            - Откуда шли монголо-татары? (Из Астраханского ханства)

            - Князь Дмитрий сам выбрал место для битвы. Это было широкое поле Куликово, названное так по названию птиц, которые там водились. Куликово поле располагалось между Доном и его притоком – рекой Непрядвой.

            - После переправы через Дон  князь Дмитрий приказал сжечь все мосты. Как вы думаете, почему это было сделано?

(1.Чтобы никто не думал об отступлении.

2. Чтобы войско Мамая не смогло зайти в тыл русскому войску)

               - Раннее утро 8 сентября 1380 г. Рассеивается утренний туман. Русичи увидели перед несметные ордынские полчища.

               - Сам князь решил принять участие в битве, переодевшись в одежду простого воина и встав во главе войска.

               - Почему он так поступил?

         - «Где вы, там и я. Скрываясь назади, могу ли я сказать вам : «Братья! Умрём за Отечество!» Слово моё будет делом! Я вождь и начальник, стану впереди и хочу положить свою голову в пример другим».

         - Что произошло дальше? Расскажет _________. (СООБЩЕНИЕ)

        - Чем закончилась битва? Найдите ответ в уч. с.72 (2, 3, 4 абзацы)

       - Войско Мамая было разгромлено. Победа русских была полной.

 Но омрачена была радость Победы. Многие славные русские воины полегли на Куликовом поле.

                              Стоял такой великий стон,

                              Шёл бой с такою кровью.

                              Что был в багрец окрашен Дон

                               До самого низовья.

        - Больше недели русские хоронили своих погибших воинов.

        - В погожий осенний день князь Дмитрий Иванович с войском торжественно , под колокольный звон, въезжал в Москву. Долгожданную Победе праздновали долго и широко.

        - А 30-тилетнего князя Дмитрия Ивановича с тех пор стали называть Дмитрием Донским. За мужество и героизм, за то, что отстоял русскую землю и веру, князь Дмитрий Донской был причислен к лику святых.

        - А в честь всех погибших на Куликовом поле был поставлен памятник.

  1. Первичное закрепление.

                   - Давайте проверим, как вы запомнили рассмотренные на уроке события?

          Выполним в парах задание № 2 и 3 (ТПО) с.24

                    - Проверьте себя.

  1. Рефлексия.

-Какое событие произошло 8 сентября 1380 г.?

- Что вы узнали об этой битве?

- Что вы можете сказать о князе Дмитрии Ивановиче? Какой он?

-Какое значение имела Куликовская битва?

                 - Что сегодня на уроке понравилось больше всего? Кому было интересно?

                 - Что не понравилось?

                 -Кто доволен своей работой?

  1. Домашнее задание.

С.70 – 73, № 1, 4, 5 (ТПО)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 2 класс окружающий мир по программе "2100"

Конспект урока проводимый  во 2 классе  по  теме: "Материки  и  океаны"...

Конспект урока 4 класс Окружающий мир

Урок составлен по технологии "Блочно- модульное обучение" - ; модуль - технологическая карта...

Конспект урока 1 класс, окружающий мир, школа россии, «Что растет на подоконнике?»

Конспект урока 1 класс, окружающий мир, школа россии, «Что растет на подоконнике?»...

конспект урока 2 класс окружающий мир Звёздное небо

конспект урока 2 класс окружающий мир Звёздное небо...

конспект урока 1 класс окружающий мир

использовать при изучении темы "Где живут белые медведи"...

Конспект урока 4 класс. Окружающий мир. "Обрати внимание на внимание".

Приведен подробный план конспекта, презентация....