Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Когда придёт суббота?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Гребенщикова Татьяна Анатольевна

Урок открытия новых знаний. Формирует представления о времени, его составляющих - настоящем, прошлом и будущем; систематизирует знания о днях недели и об их последовательности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: окружающий мир

Уровень образования: начальное общее образование

Тема: Когда придёт суббота?

Тип урока: урок открытия новых знаний

Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная, частично-поисковая

Участники: обучающиеся 1 класса

Цель: формировать представление о времени, его составляющих -  настоящем, прошлом  и будущем; систематизировать знания о днях недели и об их последовательности

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: обучающиеся научатся различать прошлое, настоящее и будущее, называть дни недели в определённом порядке

Познавательные УУД: формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, словарей, справочников.

Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться,  находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД:  формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Личностные УУД: воспитание; формирование  рефлексивного  отношения  к учению и личностный  смысл учения; осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью

Основные понятия: прошлое, настоящее, будущее; дни недели

Ресурсы: учебник «Окружающий мир» 1 класс 2 часть, автор: А.А. Плешаков; мультимедийное оборудование, картинки к уроку, Толковый словарь Ожегова, таблица с вопросами, карточки для индивидуальной и групповой работы                            

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

I. Организационный момент.

Цель:

мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

                 Прозвенел уже звонок.
                Начинается урок.

                 Встанем мы тихонечко,

                 Сразу успокоимся.

                 На хорошую работу

                 Мы сейчас настроимся.

Настраиваются на урок.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целепологание.

II. Мотивация к учебной деятельности на уроке

Цель:актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

Вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности

III. Актуализация знаний, постановка учебной задачи

Цель: организовать постановку темы урока и задач

IV. Работа по теме урока      

1. Повторение ранее изученного

2. Открытие новых знаний

Цель: Получить новую информацию и осмыслить её.

3. Работа по учебнику

4.Физминутка  

5. Краеведческий материал

6. ИКТ

9.Актуализация знаний

10. Открытие новых знаний

Цель: Получить новую информацию и осмыслить её.

11. Закрепление изученного. Контроль усвоенного материала

V. Итог

VI. Рефлексия

- А помогут сегодня провести урок наши помощники

- Как зовут этого любознательного муравья?  (Муравьишка Вопросик)

-За что его назвали Вопросиком?  

(С утра до вечера он спрашивает обо всём на свете)

-А кто отвечает на его вопросы?  (Мудрая Черепаха)

- Мудрая Черепаха пригласила Муравьишку в субботу к себе в гости. Но Муравьишка не знает, когда идти в гости к Черепахе.

- Как вы думаете почему?    (не знает дни недели)

- Предположите, на какой важный вопрос будем сегодня искать ответ, чтобы помочь Муравьишке? (Когда придёт суббота?)

- Проверим свои предположения, прочитайте тему урока (учебник, с. 8)  

- Прочитайте, какие задачи мы поставим перед собой?

(Научимся различать прошлое, настоящее и будущее. Узнаем, из каких дней состоит неделя)

- Мудрая Черепаха загадала Муравьишке загадку, а он не может её отгадать.

- Давайте ему поможем.

 Оно весь век бежит вперёд,

 И никогда не устаёт.      (время)

- Что мы знаем о времени?  Где можно найти определение понятия ВРЕМЯ?

- Куда можно обратиться за помощью, чтобы найти более точный ответ? (Интернет, Словарь)              

- А теперь давайте прочитаем в Толовом словаре Ожегова, что же такое время.

(ученик читает из Словаря определение слова - ВРЕМЯ)

(Продолжительность, длительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами

Сколько времени (который час?)

                       

- Что ещё можно сказать о времени? Какое оно бывает?

- А как вы понимаете, что значит прошлое, настоящее, будущее время?

(На доске прикрепить карточки:    прошлое       настоящее         будущее)

прошлое

настоящее

будущее

- Закончите мысль   ЭТО ТО, ЧТО…

Настоящее – это то, что сейчас.

      Прошлое – это то, что было.

Будущее – это то, что будет.

(на доске прикрепить карточки:    было, сейчас, будет)

было

сейчас

             будет

- А Мудрая Черепаха, объясняя Муравьишке Вопросику, что такое прошлое, настоящее и будущее, прочитала такое стихотворение

1.Прошлое время –

То, что было, прошло:

«Вчера мы писали»,

«Солнце ушло».

2. Настоящее время

Приходит теперь:

«Мы пишем имя»,

«Бегает зверь».

3.Будущее время

Ещё не пришло:

«После уроков

Пойдём мы в кино».

 - Ребята какими вы были раньше? (маленькими)

- Когда это было в каком времени?

- А какими вы будете потом, когда вырастете? (взрослыми)

- В каком это будет времени?

- А сейчас, сегодняшний день, это какое время?

- Как вы думаете, откуда и куда бежит время?

- А через какое время оно бежит?

- Прочитайте вывод по учебнику, с. 8

        (Время постоянно бежит из прошлого в будущее. А бежит оно через настоящее.

Настоящее – это сейчас. Прошлое – это то, что было. Будущее – это то, что будет.)

- Найдите на странице 8 три рисунка.

- Определите, на каком рисунке показано прошлое время, на каком – настоящее, на каком будущее. Объясните, почему вы так решили?    

- Смотрим на первый рисунок. Какое время изображено?

- Почему вы так решили? (одежда, транспорт, дома)

- Смотрим на второй рисунок. Какое время изображено?

- Почему вы так решили? (одежда, транспорт, дома)

- Смотрим на третий рисунок. Какое время изображено?

- Почему вы так решили? (одежда, транспорт, дома)

       «Какие мы?»

Учитель называет слова:

-  «Прошлое» – дети приседают, становятся маленькими;

         - «Настоящее» – встают в свой рост;

         -  «Будущее» - встают на цыпочки, вырастают.

- Время касается не только людей, но и деревень, сёл, городов, стран. Вот и  нашей деревни коснулось время. В какое время переносит нас эта фотография? Почему так решили? А следующая? А теперь?

Вывод: Жизнь на месте не стоит, время идёт, всё меняется

- В какую игру играют дети на картинке слева?

- На правой картинке изображён скучающий мальчик. Как Вы думаете, у кого время пролетит быстрее: у увлечённых игрой детей или у одинокого ребёнка? Почему?

- Скажите, кто из этих мальчиков потерял время?

- Что надо делать, чтобы не потерять время?  (быть активным, находить занятия для себя)

- О времени можно говорить по-разному. Оно может «лететь», а может «ползти».  Когда мы чего-то ждем, кажется, что время еле-еле проходит.

- На самом деле время течёт одинаково. Когда люди заняты интересным делом, они не замечают, как пролетают минутки, проходят часы.  

- Вот и Муравьишка Вопросик однажды пришёл в класс и сказал, что вчера он потерял время. В учебнике на с. 9 мы видим, что муравьи работали, а Вопросик лежал, грелся на солнышке, ничего не делал. Вот он и потерял время. Об этом узнала Мудрая Черепаха, рассердилась на Мураьишку. Стыдно стало Вопросику, и он дал честное слово, что больше никогда не будет тратить время. Понравилось это Мудрой Черепахе, и она сказала, что в субботу сходит с Муравьишкой  Вопросиком в кино.

«А когда придёт эта суббота?» - спросил Муравьишка.

«Всему своё время» - ответила Черепаха и загадала загадку. А вы поможете её отгадать

Что за птицы прилетают?

По семёрке в каждой стае.

Вереницею летят,

                   Не воротятся назад.       (Дни недели)

                    А) Работа в группах. Моделирование

- Сколько дней в неделе?

- Как они называются?

- Девочки и мальчики, выйдите к доске и возьмите 1 карточку

(мальчики останутся у доски, девочки подойдут к стене)

Задание: постройтесь в том порядке, в каком расположены дни недели. Какой первый день недели?

- Хором назовём дни недели по порядку, начиная с понедельника.

- Названия дней недели сохранились со времен Древней Руси, кроме названий «воскресенье» и «суббота». Дни недели остались такими же, как в старину: понедельник – день после недели, вторник – второй день недели, среда – середина недели, четверг – четвертый день недели, пятница – пятый день    

                   Б) Фронтальная работа

-Сколько дней в неделе?                                

-Какой сегодня день недели?                                                                                                              

-Какой день недели был вчера?

-какой день недели будет завтра?

-После какого дня недели наступит суббота? (пятницы)

- Через сколько дней, если считать ещё и сегодня?  (через 2 дня)

- Вот мы и ответили на вопрос Муравьишки

                     В) Работа по учебнику

- Прочитайте вывод по учебнику, с. 9

                   А) Работа в парах

- Расположите карточки с названиями дней недели в правильной последовательности, по порядку

- Проверьте друг у друга выполнение задания

- Встаньте те, кто выполнил правильно. Молодцы!

           - А нам в жизни надо знать дни недели, их последовательность? Где это пригодится? Где в жизни мы с ними встречаемся? Где мы можем применить свои знания?

(везде,  в повседневной жизни, когда идём в школу, считаем дни, когда наступят выходные или каникулы, сходить в магазин, на почту и т.д.)

                     Б) Работа в парах

- Закройте учебник

- Пронумеруйте названия дней недели в правильной последовательности, начиная с понедельника. Обсуждайте вместе. Договоритесь между собой, кто будет писать.

- Для начала прочитайте названия дней недели, потом расставьте цифры от 1 до 7, чтобы дни недели шли по порядку.

- Где поставили цифру 1?

- Какая цифра соответствует субботе? (6)

- Четверг  (4)

- Вторник (2)

- Пятница   (5)

- Воскресенье    (7)

- Среда (3)

- Встаньте те, кто выполнил правильно. Замечательно! Аплодируем друг другу, благодарим за работу!

                     В) ИКТ, задание 2

         (работа с интерактивной доской, электронное приложение)

- О чём же нас спрашивал Муравьишка?

- Смогли мы ответить на вопрос, который возник в начале урока?

- Если у нас сегодня четверг, то когда же придет суббота?

(Через два дня, на третий)

- Вспомним, какие учебные задачи ставили перед собой?

(Научимся различать прошлое, настоящее и будущее. Узнаем, из каких дней состоит неделя)

-Выполнили их?

- Муравьишка в субботу придёт в гости к Мудрой Черепахе и она сходит с ним в кино, как обещала

Вывод: Самое главное для всех нас - это научиться ценить и беречь время.

                       - Перед нами Лесенка успеха

- Прикрепите магнит на ту ступеньку Лесенки успеха, как вы считаете:

  • Если все поняли  (довольны собой)- зеленая ступенька
  • Если еще не до конца все понятно (еще сомневаетесь) – синяя ступенька
  • Если совсем не поняли тему урока – красная ступенька (надо обязательно постараться и успех будет).

- Ребята, сегодня на уроке вы меня удивили и порадовали. Все были большими умницами. Молодцы! Спасибо за урок!

Отвечают на вопросы, рассуждают, делают выводы

Прогнозирование.

Выход на тему урока.

Чтение учебных задач

Отгадывают загадку

Вспоминают и анализируют имеющиеся знания.

Работа со словарем

Отвечают на вопросы, рассуждают, делают выводы

Читают вывод по учебнику

При работе с рисунками извлекают информацию из учебника о прошлом, настоящем и будущем

Рассуждают о течение времени на примере краеведческого материала. С помощью фотографий определяют прошлое и настоящее время

Делают вывод о значении времени для человека

Отгадывают загадку

Моделируют последовательность дней недели

Отвечают на вопросы, рассуждают, делают выводы

Читают вывод по учебнику

Закрепляют полученные знания.

С помощью практической работы проверяют свои знания.

Формируют конечный результат своей работы.

Высказывают свои предположения о применении знаний, полученных на уроке

С помощью практической работы проверяют свои знания.

Работают с интерактивной доской

Самооценка и самоопределение.

Логические:

Решение проблемы, построение логической цепочки рассуждений, доказательство.

Регулятивные:

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации.

логические – дополнение и расширение имеющихся знаний

Познавательные:осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием рисунков

Регулятивные:

осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на задание учителя

Познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации.

логические – дополнение и расширение имеющихся знаний

Регулятивные: 

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные:

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Познавательные:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

Коммуникативные:

Формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные: осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью

Личностные:

рефлексивное  отношение  к учению и личностный  смысл учения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку окружающего мира,2 класс, "Школа России" Когда придёт весна

Данный урок является заключительным в серии уроков – исследований по данной теме. Проблема, над которой работали дети, – найти признаки наступающей весны в живой и неживой природе; научиться видет...

урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".

Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»

Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»

Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...

Методическая разработка урока по окружающему миру. 1 класс. Тема: «Когда придёт суббота?»

формирование ученической компетентности, воспитание заботливого отношения к природе, расширение знания детей о временном пространстве; закрепление знания о днях недели...

Методическая разработка урока по окружающему миру. 1 класс. Тема: «Когда придёт суббота?»

Формирование ученической компетентности, воспитание заботливого отношения к природе, расширение знания детей о временном пространстве; закрепление знания о днях недели....