"Что это за листья?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Урок по окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_eto_za_listya.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

г. Сергиев Посад

ОТКРЫТЫЙ УРОК

в 1 «А» классе

на тему

«Что это за листья?».

        

Провела: учитель

высшей квалификационной категории

 Сорокина Н.В.

6 октября 2022 г.

Тема: «Что это за листья?»

Планируемые результаты:

Предметные: первоклассники  научатся наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях, сравнивать и группировать листья по различным признакам; определять названия деревьев по листьям; получат возможность научиться описывать внешний вид листьев; узнавать листья в осеннем букете, в гербарии; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

Метапредметные:   

регулятивные – освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии; овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления;

познавательные – освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам;

 коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

 Учебные материалы: мультимедийная установка, презентация «Что это за листья?», атлас- определитель «От Земли до Неба», осенние листья, осенний букет, рисунки с изображением цветов, Муравьишки с букетом,  учебник для 1 класса «Окружающий мир» А.А. Плешакова, дидактическая тетрадь, цветные карандаши.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

  Листья желтеют, с деревьев слетают,
Прячутся звери в лесу.
Ветер холодный всех продувает,
Тучи нам дождик несут.
Солнце хоть светит,
Но все же не греет.
Не зеленеет трава.
Птицы все в стаи собрались скорее.
Что за пора к нам пришла? (Осень.)

- Назовите осенние месяцы.

       – Все короче становятся дни, их продолжительность сокращается вдвое. Под тусклым небом по-особому светится пожелтевшая листва, оттого-то и кажется все кругом ярким, праздничным, золотым. Осенью лес надевает разноцветный убор. Появляются золотые листья на березе, желтые и багряные  - на осине. Подует ветер, и листочки полетят.

Листья желтые кружатся,

Наземь ковриком ложатся.

Желтых листьев хоровод

Осенью случается.

Танец этот – каждый год.

Как он называется?

    – Как называется явление природы, когда листья опадают с деревьев?

    – Почему осенью с деревьев опадают листья?

                                         

Деревьям нужно, чтобы листья опадали. Это спасает ветки от повреждения при обильном снегопаде: если ляжет на листья снег – поломает ветки. Листопад помогает дереву избавиться от вредных веществ, накопившихся в листьях. Листопад возвращает почве извлеченные из нее питательные вещества. В будущем из перегнивших листьев они снова пойдут на питание растений. Если бы дерево не сбрасывало на зиму листья, оно просто погибло бы от жажды.

В народе существует много примет, связанных с этим явлением.

Поздний листопад – на неурожайный год.

Если лист с березы и осины опадает чисто, то год будет урожайный.

Если листья, осыпаясь, лягут изнанкою вверх – к урожаю и теплой зиме; лицевой стороной – к холодной зиме.

3. Изучение нового материала.

– Сегодня мы с вами будем говорить о листьях разных деревьев. К концу урока мы должны будет научиться определять, что за листья перед нами.

Посмотрите на доску, у нас в классе свой листопад. Разные листья упали с деревьев к нам на доску.

   1).  – Какой лист можно узнать сразу? (кленовый).

Кленовый лист. Клен

                      Закружила осень рыжие метели,

                      Золотые листья с кленов полетели.

          – Листопад у кленов начинается  с 14 сентября. Листья клена долго кружатся в воздухе, прежде чем опуститься на землю.

    2).  – Найдите на рисунке листья березы. Какого они цвета?

Березовые листья

           Осенью листочки на березе начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а потом и внизу.

    3). – Лист какого еще дерева изображен у вас в учебнике? (лист осины).

Листья осины     

       – Очень красивы листья осины осенью. Они бывают розовые, огненно-красные, лиловые. Послушайте, как красиво описал это дерево Иван Сергеевич Тургенев:

«Трепетнолистая осина бывает красива и заметна только осенью. Золотом и багрянцем покрываются ее листья, и ярко отличаясь от зелени других деревьев, придает она много прелести и разнообразия лесу во время осеннего листопада».

       – Листопад у осины начинается с 19 сентября. А вот листья осины стремительно и прямо падают вниз.

4). А с какого дерева упал этот листочек?

Лист рябины. 

-Рябина, хотя и известна всем, имеет свои секреты. Каждый ее лист, словно перо, составлен из многих небольших листочков. А плоды рябины вовсе не ягоды, а маленькие яблочки, собранные в увесистые гроздья.

4.  Физминутка.

Мы листики осенние,

(плавное покачивание руками вверху над головой)

На ветках мы сидим.

Дунул ветер- полетели.

(Руки в стороны)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

(Присели)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

(Плавное покачивание руками вверху над головой.)

Закружились, полетели

И на землю снова сели.

(Дети садятся по местам.)

5.  – Сравните листья, о которых мы говорим. Все они разные по цвету и размеру, но есть у них и сходства.

Части листа

        Все листья состоят из черешка и листовой пластинки.

Сравнение черешка осинового листа и березового

      Черешок у осины длинный и сплюснутый в верхней части, а в середине совсем тонкий, поэтому при малейшем дуновении ветерка листья начинают дрожать, трепетать. Отсюда и выражение – «трепетная осинка».

Муравьишка: – Листья одинаковой формы или разной? Опишите форму листа.

Черепаха: – Если пластинка одна, то лист называется простой. Если пластинок на черешке несколько, то лист называется сложный.

Муравьишка: – Назовите простые, сложные листья.

6. Практическая работа.

Работа в парах. – У вас на партах лежат листья осины, берёзы, тополя, рябины, дуба. Найдите среди этих листьев простые и скажите, какому дереву они принадлежат. Сколько сложных листьев у вас на столе?

     

Игра. «С какого дерева лист?».  

 – Соотнесите название дерева и изображение листа.

7. Итог урока. Рефлексия.

Беседа по вопросам:

– Чем различаются листья разных деревьев?

– Какие деревья растут возле нашей школы?

- У вас на столах лежат листочки. Если вы считаете, что сегодня на уроке у вас всё получилось, вы были внимательны и активны, покрасьте листок в красный цвет. Если вы в чём-то сомневались – в зелёный цвет. А если вам было очень сложно и осталось много вопросов, на которые вы не могли ответить – в жёлтый цвет.

- А теперь прикрепите свои листочки на доску, и мы посмотрим, листиков какого цвета больше.