"Что это за листья?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
г. Сергиев Посад
ОТКРЫТЫЙ УРОК
в 1 «А» классе
на тему
«Что это за листья?».
Провела: учитель
высшей квалификационной категории
Сорокина Н.В.
6 октября 2022 г.
Тема: «Что это за листья?»
Планируемые результаты:
Предметные: первоклассники научатся наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях, сравнивать и группировать листья по различным признакам; определять названия деревьев по листьям; получат возможность научиться описывать внешний вид листьев; узнавать листья в осеннем букете, в гербарии; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.
Метапредметные:
регулятивные – освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии; овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления;
познавательные – освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам;
коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
Учебные материалы: мультимедийная установка, презентация «Что это за листья?», атлас- определитель «От Земли до Неба», осенние листья, осенний букет, рисунки с изображением цветов, Муравьишки с букетом, учебник для 1 класса «Окружающий мир» А.А. Плешакова, дидактическая тетрадь, цветные карандаши.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Листья желтеют, с деревьев слетают,
Прячутся звери в лесу.
Ветер холодный всех продувает,
Тучи нам дождик несут.
Солнце хоть светит,
Но все же не греет.
Не зеленеет трава.
Птицы все в стаи собрались скорее.
Что за пора к нам пришла? (Осень.)
- Назовите осенние месяцы.
– Все короче становятся дни, их продолжительность сокращается вдвое. Под тусклым небом по-особому светится пожелтевшая листва, оттого-то и кажется все кругом ярким, праздничным, золотым. Осенью лес надевает разноцветный убор. Появляются золотые листья на березе, желтые и багряные - на осине. Подует ветер, и листочки полетят.
Листья желтые кружатся,
Наземь ковриком ложатся.
Желтых листьев хоровод
Осенью случается.
Танец этот – каждый год.
Как он называется?
– Как называется явление природы, когда листья опадают с деревьев?
– Почему осенью с деревьев опадают листья?
Деревьям нужно, чтобы листья опадали. Это спасает ветки от повреждения при обильном снегопаде: если ляжет на листья снег – поломает ветки. Листопад помогает дереву избавиться от вредных веществ, накопившихся в листьях. Листопад возвращает почве извлеченные из нее питательные вещества. В будущем из перегнивших листьев они снова пойдут на питание растений. Если бы дерево не сбрасывало на зиму листья, оно просто погибло бы от жажды.
В народе существует много примет, связанных с этим явлением.
Поздний листопад – на неурожайный год.
Если лист с березы и осины опадает чисто, то год будет урожайный.
Если листья, осыпаясь, лягут изнанкою вверх – к урожаю и теплой зиме; лицевой стороной – к холодной зиме.
3. Изучение нового материала.
– Сегодня мы с вами будем говорить о листьях разных деревьев. К концу урока мы должны будет научиться определять, что за листья перед нами.
Посмотрите на доску, у нас в классе свой листопад. Разные листья упали с деревьев к нам на доску.
1). – Какой лист можно узнать сразу? (кленовый).
Кленовый лист. Клен
Закружила осень рыжие метели,
Золотые листья с кленов полетели.
– Листопад у кленов начинается с 14 сентября. Листья клена долго кружатся в воздухе, прежде чем опуститься на землю.
2). – Найдите на рисунке листья березы. Какого они цвета?
Березовые листья
Осенью листочки на березе начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а потом и внизу.
3). – Лист какого еще дерева изображен у вас в учебнике? (лист осины).
Листья осины
– Очень красивы листья осины осенью. Они бывают розовые, огненно-красные, лиловые. Послушайте, как красиво описал это дерево Иван Сергеевич Тургенев:
«Трепетнолистая осина бывает красива и заметна только осенью. Золотом и багрянцем покрываются ее листья, и ярко отличаясь от зелени других деревьев, придает она много прелести и разнообразия лесу во время осеннего листопада».
– Листопад у осины начинается с 19 сентября. А вот листья осины стремительно и прямо падают вниз.
4). А с какого дерева упал этот листочек?
Лист рябины.
-Рябина, хотя и известна всем, имеет свои секреты. Каждый ее лист, словно перо, составлен из многих небольших листочков. А плоды рябины вовсе не ягоды, а маленькие яблочки, собранные в увесистые гроздья.
4. Физминутка.
Мы листики осенние,
(плавное покачивание руками вверху над головой)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер- полетели.
(Руки в стороны)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
(Присели)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
(Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
(Дети садятся по местам.)
5. – Сравните листья, о которых мы говорим. Все они разные по цвету и размеру, но есть у них и сходства.
Части листа
Все листья состоят из черешка и листовой пластинки.
Сравнение черешка осинового листа и березового
Черешок у осины длинный и сплюснутый в верхней части, а в середине совсем тонкий, поэтому при малейшем дуновении ветерка листья начинают дрожать, трепетать. Отсюда и выражение – «трепетная осинка».
Муравьишка: – Листья одинаковой формы или разной? Опишите форму листа.
Черепаха: – Если пластинка одна, то лист называется простой. Если пластинок на черешке несколько, то лист называется сложный.
Муравьишка: – Назовите простые, сложные листья.
6. Практическая работа.
Работа в парах. – У вас на партах лежат листья осины, берёзы, тополя, рябины, дуба. Найдите среди этих листьев простые и скажите, какому дереву они принадлежат. Сколько сложных листьев у вас на столе?
Игра. «С какого дерева лист?».
– Соотнесите название дерева и изображение листа.
7. Итог урока. Рефлексия.
Беседа по вопросам:
– Чем различаются листья разных деревьев?
– Какие деревья растут возле нашей школы?
- У вас на столах лежат листочки. Если вы считаете, что сегодня на уроке у вас всё получилось, вы были внимательны и активны, покрасьте листок в красный цвет. Если вы в чём-то сомневались – в зелёный цвет. А если вам было очень сложно и осталось много вопросов, на которые вы не могли ответить – в жёлтый цвет.
- А теперь прикрепите свои листочки на доску, и мы посмотрим, листиков какого цвета больше.