Во времена Древней Руси
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Прищепа Марина Павловна

Цель: познакомить с первыми русскими князьями, образованием государства Древняя Русь и ролью принятия христианства для Древней Руси.

Задачи: 1) дать понятие о возникновении древнерусского государства, познакомить с историческими личностями – русскими князьями: Рюрик, Олег, Владимир, историческими датами: 882 г. (образование государства) и 988 г. (крещение Руси), учить работать с картой; обучать работе с текстом, учить организовывать совместную учебную деятельность;

2) развивать речь учащихся и кругозор, внимание, умение анализировать и делать выводы;

3) воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому своей страны, прививать любовь к Родине.

Формируемые УУД: познавательные — осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; коммуникативные - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные - формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные проявлять внимание, желание больше узнать.

Оборудование: А.А.Плешаков, У.А. Крючкова «Мир вокруг нас» (учебник),

мультимедийный проектор и экран, компьютер, презентация к уроку, карточки: племена, государство Русь, 962 год, охота, рыболовство, бортничество, земледелие, торговля, язычество, Крещение, христианство, 988 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4kl_otkrytyy_urok_okr_mir.docx24.94 КБ

Предварительный просмотр:

4а класс  /Прищепа М.П./    14.02.2020

Окружающий мир                                                     

Тема урока: «Во времена Древней Руси».

Цель: познакомить с первыми русскими князьями, образованием государства Древняя Русь и ролью принятия христианства для Древней Руси.

Задачи: 1) дать понятие о возникновении древнерусского государства, познакомить с историческими личностями – русскими князьями: Рюрик, Олег, Владимир, историческими датами: 882 г. (образование государства) и 988 г. (крещение Руси), учить работать с картой; обучать работе с текстом, учить организовывать совместную учебную деятельность;

2) развивать речь учащихся и кругозор, внимание, умение анализировать и делать выводы;

3) воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому своей страны, прививать любовь к Родине.

Формируемые УУД: познавательные — осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; коммуникативные - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные - формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные проявлять внимание, желание больше узнать.

Оборудование: А.А.Плешаков, У.А. Крючкова «Мир вокруг нас» (учебник),

мультимедийный проектор и экран, компьютер, презентация к уроку, карточки: племена, государство Русь, 962 год, охота, рыболовство, бортничество, земледелие, торговля, язычество, Крещение, христианство, 988 год.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

II. Самоопределение к деятельности.

Чтение стихотворения И. Никитина «Русь» под «Музыку природы» или

(Стихотворение С.Есенина «Гой ты Русь, моя родная» читает С. Безруков).

Под большим шатром голубых небес –

Вижу – даль степей зеленеется.

И на гранях их, выше темных туч,

Цепи гор стоят великанами.

По степям, в моря реки катятся,

И лежат пути во все стороны.

Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася.

У тебя ли нет поля чистого,

Где б разгул нашла воля смелая?

У тебя ли нет про запас казны,

Для друзей стола, меча недругу?

И во всех концах света белого

Про тебя идет слава громкая.

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью.

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову.

-Как вы думаете, почему сегодняшний урок я начала с этого стихотворения?

-Пользуясь опорными словами, попробуем предугадать содержание урока:

славяне, князь, Владимир, дружина, крещение, картина «Три богатыря»

– Сегодня на уроке мы продолжим путешествовать по далёкому прошлому нашей страныТема урока «Во времена Древней Руси».

III. Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания.

-Вспомним, что мы знаем о жизни древних славян.

– Проверим наши знания по плану, которому составили на прошлом уроке:

1. Расселение древних славян. (Работа с картой.)

2. Занятия мужчин и женщин. (Рисунки, пересказ.)

3. Сплочённость племени. (Пересказ.)

4. Дома древних славян. (Пересказ, творческая работа)

5. Боги (Доп. литература, презентация «Боги славян»)

6.Славянские праздники (Доп. литература, игровой момент)

Подведём итог сказанному. Каким образом же жили древние славяне? (Племенами.)

– Вспомните, когда у людей много богов, как называется многобожие по-другому? (Язычество)

– Назовите основные занятия древних славян. (Охота, рыболовство, бортничество, земледелие.)

• Вывешиваются карточки со словами на доску: 1 - племена; 2 - охота, рыболовство, бортничество, земледелие; 3 - язычество.

IV. Открытие нового знания

1.Работа по теме.

– Мы уже знаем, как жили наши древние предки, древние славяне.

Слайд 1. («Во времена Древней Руси»)

– Нам предстоит сегодня узнать о возникновении древнерусского государства под названием Русь.

- У древних славян правления не было такого, как теперь у нас. Для важных дел старейшины сходились на вече (собрание, мирские сходки) и решали дела сообща. Только впоследствии стали управлять князья. В летописи об этом рассказывается следующее…

– Прослушайте и обратите внимание на то, какие произошли изменения в жизни славян.

Слайд 2. (Рюрик)

• Читает ученик (карточка на каждом столе):

- Между славянскими племенами не было согласия, а были ссоры да драки. Некоторые племена, рассудив, что добру от этого не бывать, решили на вече себе князя выбрать не из своих, а из чужих, чтобы своим родным не потакал. Для этого были отправлены за море к соседнему варяжскому племени послы, и велено держать им такую речь: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами». Три варяго-русских князя Рюрик и два его брата пришли к нам начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, братьев послал в другие города. Так началось в 862 году по рождестве христовом Русское государство. От имени рода первых князей оно и назвалось Русью.

– Почему славяне отправили послов к варягам? (Между славянскими племенами не было согласия, а были у них всё ссоры да драки.)

– Кто пришёл княжить? (Рюрик и два брата его.)

Физминутка для глаз. «Письмо носом».

Представьте, что кончик носа — это ручка, которой можно писать (или вообразите, что линию носа продолжает длинная указка-ручка, — все зависит от того, как вам удобнее, главное, чтобы вы и ваши глаза не напрягались). Теперь пишите (или рисуйте) в воздухе своей ручкой. Что именно, не важно. Напишите разные буквы, названия городов и стран, небольшое письмо любимому человеку. Нарисуйте домик с дымом из трубы (такой, как рисовали в детстве), просто кружочек или квадратик.

2. Работа с текстом с картой (с.40-41) Слайд 3. (Карта Древней Руси)

- Время шло. Славянские племена стали объединяться. На Руси появляются города: Киев, Новгород, Полоцк, Смоленск, Чернигов, Ростов,  и концу 9 в. на карте восточной Европы появилось государство  - Киевская Русь, к середине 11 в. Русь занимала пространство от Балтийского моря до Черного

Рассмотрите карту  на стр.41 учебника. Каким цветом выделена территория древней Руси  в конце 9 века? (светло-зеленым) – показать на большой карте. - А в середине 11 века? (светло-зеленый + темно-зеленый) – показать на большой карте.

- Сравните эти территории по размеру (стала больше, увеличилась).

- Как вы думаете, почему территория увеличилась? (Славянские племена объединялись, князья завоевывали земли).

– Что способствовало объединению славянских племён в единое государство? (Объединились, чтобы легче было противостоять нападению кочевников.)

- Покажите  реку Днепр, город Киев – столицу Древней Руси. В какие города можно было попасть путешествуя по реке Днепр?

- Назовите главные дороги, которые связывали между собой жителей этих мест? (Реки и моря. По ним плыли купеческие караваны, ладьи и плоты переселенцев на новые земли)

– Что на карте выделено красной жирной сплошной линией? Как называется эта линия? (Это важнейший торговый путь «из варяг в греки».)

– Почему этот путь назвали именно так, посмотрите внимательно на карту и догадайтесь. (Путь соединяет варяг, которые живут у берегов Балтийского моря и простирается через всю Русь, идёт через Чёрное море… в Византийскую империю в город Константинополь (Царьград), к грекам.)

– Этот путь водный или сухопутный? (Водный – морской и речной.)

– Это торговый путь из Скандинавии через Восточную Европу в Византию. Так назвал этот путь летописец Сильвестр: «Из варяг в греки».

Слайд 4. (Торговый путь из варяг в греки)

• Вывешивается напротив карточки «охота, …» карточка «торговля».

– Обратите внимание на расположение городов. Что заметили? (По этому торговому пути образовались крупные города Новгород, Смоленск, Чернигов, Киев, Переяславль.)

– Чем же торговать могли славяне? (Меха, шкуры, мёд, воск, говяжий жир, хмель, сало, клыки моржей, льняное полотно.)

– А что же покупали? (Вина, шелка, ювелирные украшения, изделия из стекла, специи, драгоценные камни, ковры, оружие дамасской стали, железо, соль.)

– Ещё раз повнимательнее проследите весь торговый путь, как вы сказали, водный путь. Может что-то заметите… (Водный путь прерывается близ г. Смоленска.)

– Как же поступали торговцы? Путь не прерывается, а проходит уже не по реке, потом опять по реке? (Тянули по суше корабли «волоком».)

– Теперь давайте сделаем вывод, какие же 2 основные причины образования государства мы назвали? (Защита от кочевников и торговля.)

– Как же назвали новое государство? (Русь.)

• Вывешивается напротив карточки «племена» - « государство Русь».

– Государство под названием Русь образовано в 862 году – (карточка).

V. Применение новых знаний

Физминутка «Лови ошибку» (если предложение учителя верное - хлопаем в ладоши, неверное - приседаем):

1.Главой Руси был король.

2.Древние славяне считали, что всеми явлениями природы повелевают различные боги.

3.Древние славяне носили одежду изо льна и шерсти.

4.Древние славяне жили племенами.

5. Праздник Ивана Купалы в честь Земли.

6. Русские, украинцы, белорусы произошли от западных славян.

VI. Работа по теме урока

Работа по учебнику.

Как назывался правитель в Древней Руси и кто были его помощники?

Найдите на с. 42 ответ на вопрос. (чтение про себя)

- Главой Руси был ……(великий князь)

- Какие ассоциации возникают у вас при слове князь?

– Слово «князь» происходит от славянского «конязь» - конный воин. Князьями славяне называли своих вождей. В мирное время князья управляли жизнью славянских племён, а когда приходили враги – становились военачальниками.

- Его советники………(бояре – крупные землевладельцы, принадлежащий к высшему слою господствующего класса)

- Его опора и поддержка…..(дружина)

- Каким другим словом вы бы могли заменить слово «дружина»? (войско, армия)

Слайд 5. (князь Олег)

– Летописи говорят, что в 879 году после смерти Рюрика княжение перешло к его родственнику Олегу. Этот князь прославил своё имя в веках. Именно он сделал Киев – столицей Руси, потому что ему понравился этот город, его расположение.

- А чем ещё прославился князь Олег прочитаем на с. 42. (вслух)

(Князь Олег особенно прославился своими военными подвигами)

- Славянский народ любил давать прозвища. Кто слышал как назвали князя Олега? (Вещий Олег.) А почему так? (За его хитрость и мудрость, «вещий» то есть «знающий».)

Слайд 6. (князь Владимир)

- Летописи рассказали и о другом славном русском князе – Владимире. Давно он княжил на Руси – тысяча лет прошла с тех пор, а люди до сих пор помнят его. Владимира в народе прозвали Красным Солнышком. Был Владимир Красное Солнышко умелым воином и мудрым правителем. Превратил он Русь в огромную державу. Большим государством трудно управлять, но еще труднее его защищать. По приказу князя Владимира на южной границе были построены крепости, а от крепостей до самого Киева – сигнальные башни. О времени княжения Владимира Красное Солнышко сложено много былин. Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри Илья Муромец и Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Когда смотришь на богатырей, то охотно веришь, что нет такой страшной силы, которую бы не одолели русские витязи. Одна из самых известных картин В.М. Васнецова – «Богатыри»

Слайд 7.

Физкультминутка (под С. Намин «Эх, да надо бы жить красиво»)

Дружно встали – раз, два, три –
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже,
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и ещё через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки,
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу!

- Сильная дружина была у князя Владимира, но не в этом главная заслуга  его.

– Прочитайте заголовок следующего текста в учебнике на с.43. (Князь Владимир и крещение Руси.)

– Так чем же ещё прославился Князь Владимир – Красное Солнышко? (Креститель Руси)

– Что такое крещение? Прочитайте определение на с. 43.

Слайд 8.

- По легенде, Владимир крестился в Корсуни (ныне город Херсон).

Слайд 9.

в 988 году, а, вернувшись в Киев, крестил народ киевский.

• Вывешивается напротив карточки «язычество» - « крещение Руси. 988год. Христианство».

Слайд 10.

Значение принятия Русью христианства

  • Распространение грамотности, просвещения
  • Развитие искусства и ремёсел
  • Вера учила думать не только о своём благе, но и о благе ближнего
  • Укрепление связей с другими государствами.

Слайд11. (икона)

-За введение христианства на Руси Князь Владимир был признан церковью святым.

VII. Итог урока. Рефлексия.

-Все ли было понятно на уроке? О чем хотите прочитать в дополнительной литературе?

Закончите фразу:

- Я узнал…

- Мне понравилось…

- Было трудно…

- Давайте вместе оценим тех ребят, кто активно работал на уроке и поставим им отметки.

VIII. Домашнее задание.

– Дома ещё раз перечитаете текст учебника, ответите на его вопросы, выполните задания в тетради. А ещё я вам предлагаю подготовить сообщения о русских князьях или о крещении Руси. С. 40-45 «Проверь себя», с. 15-17-т.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Во времена древней Руси

Презентация к уроку....

"Во времена древней Руси"

Конспект урока окружающего мира в 4 классе УМК "Школа России"...

театрализованное представление "Во времена Древней Руси"

Конспект внеклассного мероприти с элементами театрализации....

Времена Древней Руси презентация

Презентация по окружающему миру программа "Школа 2100" 3 класс "Моё Отечество"...

Повторение: "Времена Древней Руси. Времена Московского государства"

Конспект урока для 3го класса. Окружающий мир. Моё отечество.Урок построен по технологии модерации  (с использованием АМО)....

Открытый урок по теме "Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси", Окружающий мир, 4 класс

Презентация открытого урока по теме "Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян.  Во времена Древней Руси", Окружающий мир, 4 класс...