Екатерина Великая
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Цель урока: Развитие целостных представлений у учащихся об образе и деятельности Екатерины II, как Великой царицы, продолжательницы дел Петра Великого, разносторонне развитого человека.

Задачи урока

Дидактические:

  • формировать представления о личности Екатерины Великой;
  • формировать представления о времени правления Екатерины II;
  • формировать представления об изменениях во время правления Екатерины II.

Развивающие:

  • развивать устную речь;
  • закреплять навыки самостоятельной работы.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение и любовь к истории;
  • воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности;
  • воспитывать уважение к мнению других учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_mir_4_kl.docx25.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Глуховская школа-интернат №2»

142402, Московская область., г. Ногинск, ул. Чапаева, д.3

Технологическая карта урока в 4  классе    «Екатерина Великая»

                                                                                                                 Составитель:

                                                                                          Учитель: Карезина Елизавета

                                                                                                                              Романовна

                                                          2022 г

Учитель: Карезина Елизавета Романовна

Тип урока: комбинированный

Цель урока: Развитие целостных представлений у учащихся об образе и деятельности Екатерины II, как Великой царицы, продолжательницы дел Петра Великого, разносторонне развитого человека.

Задачи урока

Дидактические:

  • формировать представления о личности Екатерины Великой;
  • формировать представления о времени правления Екатерины II;
  • формировать представления об изменениях во время правления Екатерины II.

Развивающие:

  • развивать устную речь;
  • закреплять навыки самостоятельной работы.

Воспитательные: 

  • воспитывать уважение и любовь к истории;
  • воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности;
  • воспитывать уважение к мнению других учащихся.

Схема конспекта урока

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный: беседа

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку .

2. Создание эмоционального настроя. Побуждение к высказыванию своего мнения.

3. Налаживание контакта с классом.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Павловна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Присаживайтесь!

Показывают свою готовность.

Ответное приветствие.

Предметные:

Метапредметные:

Р: выработать  учебную  мотивацию,

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация: слайд № 1.

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: опрос, беседа.

Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

1. Повторение пройденного материала.

- Чтобы эффективнее включится нам с вами  в работу, предлагаю вспомнить то, что вы проходили ранее. И включиться в работу нам поможет кроссворд. На своих столах вы видите карточки. Будете работать в парах. Читайте внимательно вопросы и вписывайте ответы в кроссворд.  

- Проверяем, правильные ответы ли у вас получились.

В какое учебное заведение поступил Ломоносов в Москве?        

Кто был первым учителем юного Ломоносова?        

Как называлось судно Василия Ломоносова?         

В каком городе работал Ломоносов после учёбы за границей?

В какую страну отправили на учёбу Ломоносова?

Недалеко от какого города родился Михаил Ломоносов?

Одна из наук, которой занимался Ломоносов. Атмосферу какой планеты открыл Ломоносов?

Один из первых учебников Ломоносова.         

- Проверяйте свои ответы.        

Выполняют работу в карточках в парах. Проводят проверку по эталону.

- Академия.

- Дьяк.

- Чайка.

- Петербург.

-Германия.

- Холмогоры.

- Химия

- Венера.

- «Грамматика».

Предметные: повторить уже пройденный материал.

Метапредметные:

Р: выработать  учебную  мотивацию,

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация:

слайд № 2

слайд № 3

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: формулирующий и подводящий диалог.

Наглядный: презентация

1. Формулирует вместе с детьми тему урока.

2. Подведение к формулировке темы и целей.

- Ребята, какое слово у вас получилось в серых клеточках?

Все верно. Исходя из этого, вы можете предположить, о какой Екатерине пойдет сегодня речь?

- Называли ее также как и Петра I.

- Верно.

- Сформулируйте тему урока.

- Какие цели мы можем поставить на сегодняшний урок?

Екатерина.

-  Второй?

- Великой?

- Екатерина II Великая.

- Узнать о Екатерине II.

- Узнать, почему ее называют Великой.

- Узнать, какие изменения происходили во время ее правления.

Предметные: уметь формулировать тему и цель урока

Метапредметные:

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация:

слайд № 4

слайд № 5

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный: беседа

Наглядный: презентация

1. «Открытие» детьми новых знаний.

- После  Петра I в России царствовала Екатерина II. Полное имя императрицы Екатерины II до ее приезда в Россию и принятия православия было София-Фредерика-Августа Ангальт-ЦербстскаяОна была немецкой принцессой и происходила из старинных, но небогатых германских родов — герцогского по отцу и княжеского по матери. Когда в 14 лет Екатерина II переехала в Россию, здесь царствовала Елизавета Петровна. Блистая при русском дворе красотою и умом, Екатерина весь свой досуг употребляла на самообразование. Она много читала. Русский язык Екатерина выучила так, что знала множество поговорок и писала на нем сочинения. После смерти супруга Петра III в 1762 году Екатерина стала императрицей. Она славилась искусством управлять государством и выбирать своих приближенных. В делах она принимала за образец Петра Великого и постоянно спрашивала себя: «Как бы поступил в таком случае Петр I?» Екатерина царствовала 34 года. Все это время наполнено громкими победами русских и мудрыми распоряжениями императрицы.

Внимательно слушают учителя.

Предметные: уметь самостоятельно добывать знания, внимательно слушать рассказ учителя.

Метапредметные:

Р: выработать  учебную  мотивацию,

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

Учебная презентация: слайд № 6

Поэтому история дала ей имя Великой. В ее честь в Петербурге поставлен памятник.

-  Какие же изменения произошли в Петербурге при Екатерине II?

- Предлагаю сейчас посмотреть видеоролик на эту тему. Внимание на экран.

Внимательно прочтите текст учебника на странице 105-107 и будьте готовы работать со мной.

- Еще хотелось бы добавить, что Екатерина II задумала создать в России такие законы, чтобы они охватили все стороны жизни общества и сделали его подданных счастливыми. К началу 1767 года императрица подготовила свой документ – «Наказ». Не всё из «Наказа» удалось воплотить в жизнь.

1. Были впервые введены бумажные деньги.  

2. Отменены пытки, суды перестали принимать к рассмотрению тайные доносы.

3. Она распорядилась во всех городах России открыть аптеки и больницы.

4. Обязала всех россиян сделать прививки от оспы.

5. И впервые в России появились школы для девочек. Первым таким учебным заведением стал Смольный институт благородных девиц в Петербурге.

- Читаем текст на страницах 107-108, про дворян.

- В 1785 году Екатерина II издает «Жалованную грамоту дворянству», согласно которой:
1. Дворяне освобождались от телесных наказаний, налога, обязательной службы;
2.  Подтверждалось право собственности на землю и крепостных крестьян.
Привилегии дворян были расширены, а жизнь крепостных крестьян стал невыносимой.
- Скажите, кто такие дворяне и крепостные крестьяне? Запишите это у себя в тетрадях.

 

Просмотр видеоматериала.

Самостоятельное чтение материала учебника.

Внимательно слушают учителя.

Самостоятельное чтение материала учебника.

Слушают учителя.

Читают определения из учебника.

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Видео.

Учебник.

Учебник

ДП

Организация проведения физминутки — разминка для рук, ног, корпуса тела.

Выполнение упражнений.

Учебная презентация: слайд № 7

- Переходим к чтению раздела на странице 108- 110.-При Екатерине был создан героический Черноморский флот, легендарный Севастополь – «гордость русских моряков» и непобедимая армия, которая стала сильнейшей в Европе. За три десятилетия Россия одержала около ста крупных побед на суше и на море и не потерпела ни одного серьёзного поражения. Большая заслуга в этом и талантливых полководцев и флотоводцев: А.Суворова, Ф.Ушакова.

 8 апреля 1783 года Екатерина II издала указ о присоединении Крыма и летом же приказала приступить к строительству на Чёрном море военного порта, который чуть позже получил название Севастополь.

 1. Присоединила Крым, основала город Севастополь

2. Укрепилось положение на Черноморском.

Блестящие победы одержали знаменитые военачальники А. В. Суворов и Ф. Ф. Ушаков.

- Скажите, какие победы одержали русские солдаты под командованием А. В. Суворова и Ф. Ф. Ушакова?

Внимательно слушают учителя.

Учебник

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный: беседа

Практически: работа с тетрадью на печатной основе

1. Закрепление с детьми полученных знаний на уроке.

- Откройте свои рабочие тетради на странице 38, выполняйте задания 2 и 3.

-Давайте проверим ваши ответы, кто желает прочитать №2?

-Кто прочитает №3?

-  Левое изображение. Это медный всадник. Памятник Петру I, расположен в Санкт-Петербурге, построен по приказу Екатерины II.

- Слева - А.В. Суворов - великий русский полководец, который е проиграл ни одного сражения, взял неприступную турецкую крепость Измаил.
Справа Ф.Ф. Ушаков - выдающийся флотоводец, командующий Черноморским флотом. Разгромил турецкий флот в нескольких сражениях.

Предметные: уметь правильно использовать полученные знания для решения заданий.

Метапредметные:

Р: выработать  учебную  мотивацию,

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация: слайд № 8

Рабочая тетрадь

слайд № 9

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Словесный: беседа

Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону.

1. Начало самостоятельной работы учащихся. 

2. Оказание индивидуальной помощи.

3. Организация взаимопомощи.

4. Конструктивная критика.

5. Поощрение.

- Сейчас предлагаю вам написать небольшой тест по этой теме. Писать можно прям на этих листочках. подписываем свою фамилию, имя и начинаем решать. Читайте формулировку правильно. Где-то есть несколько вариантов ответа.

- Обменяйтесь листочками.

- На экране вы видите ответы.

- Выставите оценку своему соседу, пользуясь критериями на слайде.

- Передайте работы с задних пар на первые.

Решают тест самостоятельно.

Обмениваются листами.

Взаимопроверка по эталону.

Предметные: уметь самостоятельно работать над заданиями.

Метапредметные:

Р: выработать  учебную  мотивацию,

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Раздаточный материал

Учебная презентация: слайд № 10

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа

1. Обобщение материала урока.

2. Вопросы на повторение теоретического материала.

- Почему Екатерина Вторая воздвигла памятник Петру Первому?

- Как её стали называть? Справедливо ли?

- Какие перемены произошли в России в это время?

- Как изменилась жизнь дворян и крепостных крестьян?

- Чем прославились А. В. Суворов  и Ф. Ф. Ушаков.

- Кто стал продолжателем дел Петра I?

- Сколько лет царствовала Екатерина II?

- Какой редкий дар был у Екатерины?

Отвечают на вопросы учителя. Делают выводы по теме урока.

Предметные: уметь правильно отвечать на вопросы учителя по теме урока.

Метапредметные:

Р: выработать  учебную  мотивацию,

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Домашнее задание

Запишите, пожалуйста, домашнее задание. Рабочая тетрадь, страница 39, упражнение 4.

Учебник с. 110-111, ответить на вопросы.

Записывают домашнее задание.

Учебная презентация: слайд № 11.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: беседа

1. Организация анализа урока с точки зрения поставленных целей.

- Какая тема сегодняшнего урока?

- Какую цель мы ставили?

- Достигли мы поставленной цели?

 2. Самооценивание.

- Поднимите руки те, кто легко справлялся сегодня на уроке с заданиями?

- У кого возникли трудности? Какие трудности возникли?

- Спасибо за урок. Вы отлично потрудились!

Ответы детей на вопросы учителя.

Выполняют самооценку своей деятельности на уроке.

Предметные: уметь самооценивать себя и свои достижения на уроке.

Метапредметные:

Р: выработать  учебную  мотивацию,

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация: слайд

№ 12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест к уроку окружающего мира по теме "Екатерина Великая" для 4 класса

Данный тест подготовлен к уроку окружающего мира по теме "Екатерина Великая" (УМК "Школа России", 4 класс)...

Екатерина Великая

Презентация разработана в соответствии с программой по окружающему миру УМК «Школа России», 4 класс. Работа содержит дополнительный материал, помогающий детям более глубоко усвоить данную тему и позна...

Презентация "Екатерина Великая" к уроку окружающего мира в 4 классе

Презентация для урока окружающего мира по теме:"Выдающиеся люди разных эпох. Екатерина Великая"...

презентация к уроку кубановедения "Екатерина Великая"

Материал может быть использован для подготовки к урокам кубановедения  об основании города Краснодара, о Екатерине II, о прошлом и настоящем Краснодара. При создании презентации использовался мат...

Урок окружающего мира в 4 классе "Екатерина Великая"

Тема «Екатерина Великая».Цель: показ личности Екатерины II в истории России и            Краснодарского края...

Презентация "Екатерина Великая"

Этот материал мы использовали на уроке окружающего мира в 4 классе...

Презентация к уроку окружающего мира на тему: "Екатерина Великая" (4 класс)

Презентация к уроку окружающего мира на тему: "Екатерина Великая" (УМК "Школа России"). Необходимо соединить части презентации для просмотра....