Отчёт О проведении биоиндикации качества атмосферного воздуха
проект по окружающему миру
Трудно представить лес без лишайников. Эти своеобразные растения часто встречаются на деревьях. Наша группа в этом году продолжила изучение лишайников. Цель нашей деятельности: продолжить изучение разных видов лишайников, провести сравнительный анализ состояния лишайниковых полян на изучаемых объектах.
Привлекли к этой интересной работе новую группу ребят. Выбрали для исследования и наблюдений те объекты, которые уже изучали в прошлые годы: двор школы, роща, в 1000 метрах от школы, лесничество. Провели при экскурсии на объекты, а также уроки на природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lishayniki.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
г. Черняховск Калининградской области
Биоиндикация качества атмосферного воздуха
(ЛИШАЙНИКИ)
МОУ СОШ № 5
Руководитель: Кузнецова Ольга Николаевна
Тел.: 2-24-61
2-35-91
г. Черняховск
2009 год
Биоиндикация качества атмосферного воздуха
(лишайники)
Место проведения исследований: двор школы, парк по ул. Дзержинского, лесничество, (участок леса в 5 км от города)
Общее количество учащихся, принявших участие в операции: 24
Список учащихся, оформлявших отчёт:
- Соболева Галина
- Осина Кристина
Список учащихся, принявших участие в исследованиях и организации практической деятельности:
- Козловская Анастасия
- Соболева Галина
- Осина Кристина
- Фаст Анастасия
- Бессарабов Никита
- Кроповина Дарья
- Шевченко Александра
- Остапенко Александр
- Герасимова Юлия
Отчёт
О проведении биоиндикации качества атмосферного воздуха
Лишайники поселяются там,
где не выживет никакое другое растение. Это – первопроходцы, пионеры растительности.
Трудно представить лес без лишайников. Эти своеобразные растения часто встречаются на деревьях. Наша группа в этом году продолжила изучение лишайников. Цель нашей деятельности: продолжить изучение разных видов лишайников, провести сравнительный анализ состояния лишайниковых полян на изучаемых объектах.
Привлекли к этой интересной работе новую группу ребят. Выбрали для исследования и наблюдений те объекты, которые уже изучали в прошлые годы: двор школы, роща, в 1000 метрах от школы, лесничество. Провели при экскурсии на объекты, а также уроки на природе.
По материалам наших наблюдений сделали выводы о том, что в районе школы на деревьях произрастают накипные лишайники леканора и лишь местами вкраплениям гипогимния. Листоватые лишайники очень мелкие, расположены на северной и северо-западной стороне стволов и поднимающиеся вверх на высоту более трёх метров. Причина в том, что в микрорайоне воздух насыщен парами сернистого газа, рядом дорога, с достаточно интенсивным движением.
На выбранных участках в роще лишайники выглядят богаче и разнообразнее по виду. Здесь воздух более чистый и деревья старше по возрасту. По видовому составу в роще произрастает гипогимния, пармелия, леканора, псора.
В лесничестве работать было намного интереснее: много старых деревьев, поваленные стволы, трухлявые пни. Лес кажется дремучим, так и ждёшь появления сказочных героев. Собирали лишайники с земли, с
поваленных стволов: фисцию, анаптихию, ксанторию постенную, эвернию, рамалину, цетрарию, загорелись желанием смастерить новые объекты для макета.
Продолжили изучение видов по справочникам, обратили внимание на то, что в молодом лесу лишайников почти нет, а вот старые и больные, плохо растущие деревья, просто изобилуют разными видами. Сейчас уже известно, что первыми покидают города кустистые, потом листоватые, потом накипные. Очень боятся загрязнения уснеи, пармелии. А вот ксантория довольно стойко переносит отравление воздуха. Однако, очень сильного загрязнения, не выдерживает и она. Узнали о том, что лишайники являются подлинными долгожителями. Самые обычные живут на деревьях по 30-50 лет, а вот накипные формы могут жить по 4000-4500 лет, если поселились на камнях. Сколько событий им пришлось увидеть!
Интересно, что учёные научились оценивать состояние атмосферы в городах и окрестностях по составу и обилию лишайников. Самый загрязнённый воздух там, где лишайников почти нет. Эти районы города называются «лишайниковой пустыней». В других местах, где растут, например, ксантории, загрязненность средняя. А если на деревьях встречаются пармелия, уснея – воздух чистый.
Чрезвычайно низкая чувствительность лишайников к окружающей среде не только приводит в восхищение исследующих их учёных, но и вызывает интерес экзобиологов, изучающих внеземные организмы (тот факт, что автоматическим зондам, бороздящим просторы Солнечной системы, пока не удалось обнаружить ни одного такого организма, ещё ни о чём не говорит: предмет и объект изучения – это разные вещи. Суть эксперимента, поставленного в ходе выполнения программы Foton-M2, состояла в том, что контейнер с образцами лишайников был вынесен за пределы защитной обшивки аппарата, открыт и оставлен в таком виде на две недели. В течение всего этого срока образцы испытывали значительные колебания температуры, подвергались воздействию полного спектра ультрафиолетового солнечного излучения и космической радиации. Через 14 дней контейнер был вновь закрыт, помещён внутрь спускаемого аппарата, а после возвращения на Землю отправлен в голландскую лабораторию ESA.
Ребятам было интересно работать по данной теме. Мы благодарим своих помощников: Соболеву Елену Анатольевну, Пея Ольгу Ивановну, Мандрик Татьяну Вольдемаровну, лесничего, Стеца Василия Романовича.
Руководитель: Кузнецова Ольга Николаевна.
Тел. 2-24-61
2-35-91
МОУ СОШ № 5.
Г. Черняховск
2009 год.
Лишайники.
Лишайники – очень интересная и своеобразная группа растений. В них сочетается два организма с противоположными свойствами: водоросль (чаще зелёная), которая в процессе фотосинтеза создаёт органические вещества, и гриб, потребляющий это вещество.
Гриб получает от водоросли органические вещества – углеводы, но в то же время как бы предоставляет водоросли, находящейся внутри тела лишайника, среду обитания, защиту от пересыхания и перегревания.
Гриб снабжает водоросль достаточным количеством воды и растворённых в ней минеральных солей, которые он сам поглощает их окружающей среды. Таким образом, хотя гриб в некоторой степени паразитирует на водоросли, но и она извлекает из совместной жизни с ним определённую пользу.
Следовательно, в этом сожительстве наряду с паразитизмом имеются и черты симбиоза. В результате этих сложных взаимодействий в процессе эволюции возник новый самостоятельный комплексный организм, имеющий новые, только ему присущие особенности строения и образа жизни и свои закономерности развития.
Водоросль, выделенная из лишайника, в благоприятных условиях чаще всего может и вне его расти и развиваться самостоятельно. Гриб в этом случае чаще всего быстро погибает, так как в процессе приспособления к совместному существованию почти полностью потерял способность к самостоятельному развитию. Поскольку основным формообразующим компонентом лишайников является гриб, то в последнее десятилетие среди ботаников распространена точка зрения, что лишайники не самостоятельная группа растений, а как грибы, включающие в своё тело водоросли,- так называемые лихенизированные грибы, которые перешли к паразитизму на водорослях и в связи с этим значительно изменились.
Накипные, листоватые и кустистые
Разных лишайников существует очень много – примерно 6 тысяч видов. Живут они на земле повсюду: есть в Арктике, в Антарктиде, есть высоко в горах, в жарких пустынях, в тропических лесах, в тайге…
Тело лишайников называется слоевищем. Они бывают разнообразными и причудливыми и окрашены в самые разные цвета: белые, ярко-жёлтые, оранжевые, серые, коричневые, чёрные.
По строению их слоевища выделяют три группы лишайников: накипные, листоватые и кустистые.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт о проведении "недели по русскому языку".
Отчёт о проведении недели по русскому языку....
Отчёт о проведении "недели безопасности".
В нашей школе прошла неделя безопасности. Учащиеся вместе с классными руководителями повторили правила дорожного движения, выбрали лучших учащихся для участия в игре "СВЕТОФОР"....
ОТЧЁТ О ПРОВЕДЕНИИ СМЕНЫ ПРОФИЛЬНОГО ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ «ДРУЖБА»
Что такое лето? Лето в детстве – это целый мир, который открывается перед ребёнком, как только заканчивается учебный год. Это возможность играть и общаться с друзьями, увидеть замечательные уголки на...
Отчёт о проведении мероприятия
Отчёт о проведении новогоднего праздника...
Лекция Мониторинг состояния атмосферного воздуха
Мониторинг состояния атмосферного воздуха...
Приказ Итоги проведения мониторинга качества подготовки и проведения уроков молодыми специалистами и вновь принятыми педагогами.
Приказ Итоги проведения мониторинга качества подготовки и проведения уроков молодыми специалистами и вновь принятыми педагогами....
Приказ Итоги проведения мониторинга качества подготовки и проведения уроков молодыми специалистами и вновь принятыми педагогами.
Приказ Итоги проведения мониторинга качества подготовки и проведения уроков молодыми специалистами и вновь принятыми педагогами....