Отчёт О проведении биоиндикации качества атмосферного воздуха
проект по окружающему миру

Кузнецова Ольга Николаевна

Трудно представить лес без лишайников. Эти своеобразные растения часто встречаются на деревьях. Наша группа в этом году продолжила изучение лишайников. Цель нашей деятельности: продолжить изучение разных видов лишайников, провести сравнительный анализ состояния лишайниковых полян на изучаемых объектах.

Привлекли к этой интересной работе новую группу ребят.  Выбрали для исследования и наблюдений те объекты, которые уже изучали в прошлые годы: двор школы, роща, в 1000 метрах от школы, лесничество. Провели при экскурсии на объекты, а также уроки на природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lishayniki.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

г. Черняховск Калининградской области

Биоиндикация качества атмосферного воздуха

(ЛИШАЙНИКИ)

МОУ СОШ № 5

Руководитель: Кузнецова Ольга Николаевна

Тел.: 2-24-61

2-35-91

г. Черняховск

2009 год

Биоиндикация качества атмосферного воздуха

(лишайники)

Место проведения исследований: двор школы, парк по ул. Дзержинского, лесничество, (участок леса в 5 км от города)

Общее количество учащихся, принявших участие в операции: 24

Список учащихся, оформлявших отчёт:

  1. Соболева Галина
  2. Осина Кристина

Список учащихся, принявших участие в исследованиях и организации практической деятельности:

  1. Козловская Анастасия
  2. Соболева Галина
  3. Осина Кристина
  4. Фаст Анастасия
  5. Бессарабов Никита
  6. Кроповина Дарья
  7. Шевченко Александра
  8. Остапенко Александр
  9. Герасимова Юлия

Отчёт

О проведении биоиндикации качества атмосферного воздуха

Лишайники поселяются там,

где не выживет никакое другое растение. Это – первопроходцы, пионеры растительности.

Трудно представить лес без лишайников. Эти своеобразные растения часто встречаются на деревьях. Наша группа в этом году продолжила изучение лишайников. Цель нашей деятельности: продолжить изучение разных видов лишайников, провести сравнительный анализ состояния лишайниковых полян на изучаемых объектах.

Привлекли к этой интересной работе новую группу ребят.  Выбрали для исследования и наблюдений те объекты, которые уже изучали в прошлые годы: двор школы, роща, в 1000 метрах от школы, лесничество. Провели при экскурсии на объекты, а также уроки на природе.

                     По материалам наших наблюдений сделали выводы о том, что в районе школы на деревьях произрастают накипные лишайники леканора и лишь местами вкраплениям гипогимния. Листоватые лишайники очень мелкие, расположены на северной и северо-западной стороне стволов и поднимающиеся вверх на высоту более трёх метров. Причина в том, что в микрорайоне воздух насыщен парами сернистого газа, рядом дорога, с достаточно интенсивным движением.

                     На выбранных участках в роще лишайники выглядят богаче и разнообразнее по виду. Здесь воздух более чистый и деревья старше по возрасту. По видовому составу в роще произрастает гипогимния, пармелия, леканора, псора.

                     В лесничестве работать было намного интереснее: много старых деревьев, поваленные стволы, трухлявые пни. Лес кажется дремучим, так и ждёшь появления сказочных героев. Собирали лишайники с земли, с

поваленных стволов: фисцию, анаптихию, ксанторию постенную, эвернию, рамалину, цетрарию, загорелись желанием смастерить новые объекты для макета.

Продолжили изучение видов по справочникам, обратили внимание на то, что в молодом лесу лишайников почти нет, а  вот старые и больные, плохо растущие деревья, просто изобилуют разными видами. Сейчас уже известно, что первыми покидают города кустистые, потом листоватые, потом накипные. Очень боятся загрязнения уснеи, пармелии. А вот ксантория довольно стойко переносит отравление воздуха. Однако, очень сильного загрязнения, не выдерживает и она. Узнали о том, что лишайники являются подлинными долгожителями. Самые обычные живут на деревьях по 30-50 лет, а вот накипные формы могут жить по 4000-4500 лет, если поселились на камнях. Сколько событий им пришлось увидеть!

Интересно, что учёные научились оценивать состояние атмосферы в городах и окрестностях по составу и обилию лишайников. Самый загрязнённый воздух там, где лишайников почти нет. Эти районы города называются «лишайниковой пустыней». В других местах, где растут, например, ксантории, загрязненность средняя. А если на деревьях встречаются пармелия, уснея – воздух чистый.

Чрезвычайно низкая чувствительность лишайников к окружающей среде не только приводит в восхищение исследующих их учёных, но и вызывает интерес экзобиологов, изучающих внеземные организмы (тот факт, что автоматическим зондам, бороздящим просторы Солнечной системы, пока не удалось обнаружить ни одного такого организма, ещё ни о чём не говорит: предмет и объект изучения – это разные вещи. Суть эксперимента, поставленного в ходе выполнения программы Foton-M2, состояла в том, что контейнер с образцами лишайников был вынесен за пределы защитной обшивки аппарата, открыт и оставлен в таком виде на две недели. В течение всего этого срока образцы испытывали значительные колебания температуры, подвергались воздействию полного спектра ультрафиолетового солнечного излучения и космической радиации. Через 14 дней контейнер был вновь закрыт, помещён внутрь спускаемого аппарата, а после возвращения на Землю отправлен в голландскую лабораторию ESA.

Ребятам было интересно работать по данной теме. Мы благодарим своих помощников: Соболеву Елену Анатольевну, Пея Ольгу Ивановну, Мандрик Татьяну Вольдемаровну, лесничего, Стеца Василия Романовича.

Руководитель: Кузнецова Ольга Николаевна.

Тел. 2-24-61

2-35-91

МОУ СОШ № 5.

Г. Черняховск

2009 год.

Лишайники.

Лишайники – очень интересная и своеобразная группа растений.  В них сочетается два организма с противоположными свойствами: водоросль (чаще зелёная), которая в процессе фотосинтеза создаёт органические вещества, и гриб, потребляющий это вещество.

Гриб получает от водоросли органические вещества – углеводы, но в то же время как бы предоставляет водоросли, находящейся внутри тела лишайника, среду обитания, защиту от пересыхания и перегревания.

Гриб снабжает водоросль достаточным количеством воды и растворённых в ней минеральных солей, которые он сам поглощает их окружающей среды. Таким образом, хотя гриб в некоторой степени паразитирует на водоросли, но и она извлекает из совместной жизни с ним определённую пользу.

Следовательно, в этом сожительстве наряду с  паразитизмом имеются  и черты симбиоза. В результате этих сложных взаимодействий в процессе эволюции возник новый самостоятельный комплексный организм, имеющий новые, только ему присущие особенности строения и образа жизни и свои закономерности развития.

Водоросль, выделенная из лишайника, в благоприятных условиях чаще всего может и вне его расти и развиваться самостоятельно. Гриб  в этом случае чаще всего быстро  погибает, так как в процессе приспособления к совместному существованию почти полностью потерял способность к самостоятельному развитию. Поскольку основным формообразующим компонентом лишайников является гриб, то в последнее десятилетие среди ботаников распространена точка зрения, что лишайники не самостоятельная группа растений, а  как  грибы, включающие в своё тело водоросли,-  так называемые лихенизированные грибы, которые перешли к  паразитизму на водорослях и в связи с этим значительно изменились.

 

Накипные, листоватые и кустистые

Разных лишайников существует очень  много – примерно 6 тысяч видов. Живут они на земле повсюду:  есть в Арктике, в Антарктиде, есть высоко в горах, в жарких пустынях, в тропических лесах, в тайге…

        Тело лишайников называется слоевищем. Они бывают разнообразными и причудливыми и окрашены в самые разные цвета: белые, ярко-жёлтые, оранжевые, серые, коричневые, чёрные.

        По строению их слоевища выделяют три группы лишайников: накипные, листоватые и кустистые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт о проведении "недели по русскому языку".

Отчёт о проведении недели по русскому языку....

Отчёт о проведении "недели безопасности".

В нашей школе прошла неделя безопасности. Учащиеся вместе с классными руководителями повторили правила дорожного движения, выбрали лучших учащихся для участия в игре "СВЕТОФОР"....

ОТЧЁТ О ПРОВЕДЕНИИ СМЕНЫ ПРОФИЛЬНОГО ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ «ДРУЖБА»

 Что такое лето? Лето в детстве – это целый мир, который открывается перед ребёнком, как только заканчивается учебный год. Это возможность играть и общаться с друзьями, увидеть замечательные уголки на...

Отчёт о проведении мероприятия

Отчёт о проведении новогоднего праздника...

Лекция Мониторинг состояния атмосферного воздуха

Мониторинг состояния атмосферного воздуха...

Приказ Итоги проведения мониторинга качества подготовки и проведения уроков молодыми специалистами и вновь принятыми педагогами.

Приказ  Итоги проведения мониторинга качества подготовки и проведения уроков молодыми специалистами и вновь принятыми педагогами....

Приказ Итоги проведения мониторинга качества подготовки и проведения уроков молодыми специалистами и вновь принятыми педагогами.

Приказ  Итоги проведения мониторинга качества подготовки и проведения уроков молодыми специалистами и вновь принятыми педагогами....