Проект "Край ты мой любимый", 4 класс
проект по окружающему миру (4 класс)
Проект по окружающему миру о родном крае.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kray_ty_moy_lyubimyy_.docx | 39.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Гжельская средняя общеобразовательная школа
с изучением предметов художественно-эстетического цикла
Научно-практическая конференция школьников
«Шаг в науку»
Проект по теме:
«Край ты мой любимый»
Выполнили: ученики 4 «Б» класса
Руководитель: Елесина М. И.
учитель начальных классов
с. Гжель
2022 год
Оглавление
1. Оглавление 2
- Введение 3
- Основная часть 5
- Ход работы над проектом 5
- История села Гжель 6
- Животные и растения нашего края 7
- Храм Успения Пресвятой Богородицы 7
- Памятник воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны 8
- Гжельская школа 8
- Знаменитые люди Гжели 9
- Дом-музей Салтыкова 9
- Предприятия Гжели 10
- Заключение 11
- Список литературы и ссылки на интернет-ресурсы 12
- ВВЕДЕНИЕ
Если скажут слово Родина,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
Мы, ученики 4 Б класс, представляем проект «Край ты мой любимый».
Актуальность: наша Родина - это Россия, но у каждого из нас есть место, где он родился, где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Ничто на земле не может быть ближе, милее, чем малая родина. Мы растём, взрослеем, но вот малую родину мы никогда не забудем. Каждый человек должен любить свою малую родину, знать её историю, её богатства, замечательных людей, которые здесь родились и выросли.
Гипотеза: Хорошо ли мы знаем свой край? Любим ли его? Гордимся ли им? Мы предполагаем, что при изучении истории села, его богатств, традиций у нас изменится отношение к нашей малой Родине и обогатятся знания о родном крае, работа над проектом позволит нам по-другому посмотреть на нашу малую родину и понять, в каком замечательном крае мы живем.
Объект исследования: наш родной край.
Предмет исследования: влияние знаний истории родного края, его богатств, биографий замечательных людей, которые здесь родились и выросли, на чувство гордости за свой край.
Цель нашего проекта: получить целостное представление о родном крае: его истории, природных богатствах, культуре, искусстве, производстве.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить историю села Гжель;
- изучить животный и растительный мир гжельского региона;
- узнать, какие знаменитые люди живут на гжельской земле;
- узнать, какие предприятия работают в Гжели;
- побывать с экскурсией на предприятии «Галактика и компания»;
- подготовить и представить одноклассникам презентации по своим темам;
- подготовить альбом «Край ты мой любимый»;
- выступить с проектом на школьной конференции.
Участники проекта: учащиеся 4 Б класса, учитель начальных классов, родители.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Продолжительность: долгосрочный: ноябрь – март 2021-2022 учебный год.
План работы над проектом:
I этап - подготовительный:
выбор темы проекта, постановка цели, задач, составление плана работы, выбор темы сообщения каждому ученику.
II этап - основной:
Проведение классного часа на тему «Мой край».
Изучение и анализ литературы и интернет-источников.
Экскурсия на предприятие «Галактика и компания».
Оформление презентаций по выбранным темам.
Выступление учащихся с сообщением по выбранным темам.
Оформление альбома «Край ты мой любимый».
III этап - рефлексия:
Подведение итогов работы.
Представление проекта на школьной конференции «Шаг в науку».
Ожидаемые результаты:
Изменится отношение к родному краю, появится чувство гордости за свою малую родину.
- ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
3.1 Ход работы над проектом
На первом этапе работы, мы выбрали тему нашей работы, поставили цели и задачи. Перед началом работы, мы в классе обсудили, какие вопросы нам необходимо отразить в коллективной работе, мы распределили, кто над каким вопросом будет работать.
Ребята выбрали такие темы для индивидуального изучения:
- географическое расположение села Гжель,
- история села Гжель,
- река Гжелка,
- животные нашего края,
- растения нашего края,
- храм Успения Пресвятой Богородицы,
- памятник воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны,
- Гжельская школа,
- знаменитые люди Гжели,
- дом-музей Салтыкова,
- ООО «Галактика и компания»,
- ООО «Гжельский завод художественной росписи»,
- концерн REHAU.
Далее мы начали сбор информации: посещали библиотеку, изучали литературу по теме проекта, беседовали со взрослыми, изучали информацию в интернете, были на экскурсии на предприятии Гжели, подготовили индивидуальные проекты, альбом «Край ты мой любимый».
3.2 История села Гжель
В ходе работы над проектом мы узнали географическое расположение села, как объясняется название села Гжель, оно идет от слова «жгель», «жечь», и что Гжель впервые упоминается в одной из грамот Московского князя Ивана Калиты в 1339 году.
В 1663 царь Алексей Михайлович издал указ: «…во Гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов приискать глины, которая глина годица к аптекарским сосудам». В 1710 Гжельская волость была приписана к Аптекарскому приказу «для дела алхимической посуды». В 1760 г. в селе Гжель насчитывалось 72 двора. Село развивалось и расширялось. В экономических примечаниях этого года о нем говорится: «Земля пашенная, хлеб средственный, покосы худшие, лес дровяной. Крестьяне на оброке. Промышляют деланием разных сортов посуды и сервизов, которые отпускаются в разные города сухим и водяным путем».
К 70-80 г. VIII века Гжель стала всероссийским центром художественной майолики, которая пользовалась огромной популярностью не только в России, но и за ее пределами.
В ХIХ в. село расширялось и росло, и уже в 1839 г. здесь открывается земская школа и насчитывается более 100 дворов.
Мы узнали, где берет начало и куда впадает река Гжелка, протекающая в нашей местности. Какие животные обитают в её водах.
3.3 Животные и растения нашего края
В нашей местности разнообразный животный мир. Здесь обитают лоси, кабаны, лисы, ящерицы, жабы, белки, мыши. Очень богат мир птиц и насекомых.
В нашем крае огромное разнообразие различных видов растений, это и деревья, и кустарники, и травянистые растения. На территории Раменского района выявлено 372 вида растений, относящихся к 58 семействам. В нашей местности есть и редкий вид, постепенно исчезающий в дикой природе в России, поэтому занесенный в Красную книгу. Это - венерин башмачок. Это растение относится к классу Однодольные семейства Орхидные.
- Храм Успения Пресвятой Богородицы
В Гжели с давних пор существовал каменный холодный храм Успения Пресвятой Богородицы, к которому в 1860-х гг. были пристроены два тёплых придела - Казанской иконы Божией Матери и Святителя Николая. Холодный храм к 1870-м гг. пришёл в ветхость и в 1882 г. был разобран. Новый храм был построен в 1886 г и освящён 27 ноября.
С 1938 г. по 1998 г. храм не действовал, а использовался под складские и производственные цели.
28 августа 2019 года Храм отметил свой 160-летний юбилей. Успенский храм является настоящим центром духовного воспитания и просветительства, памятником архитектуры и искусства.
- Памятник воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны
В с. Гжель есть памятник воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны. С 1957 по 2015 годы на этом месте находился достаточно простой памятник, состоявший из каменной скульптуры и плиты. На плите были выбиты даты "1941 - 1945", а также надпись "Гжельцам и обуховцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны".
Накануне семидесятой годовщины Победы в Великой Отечественной войне, в апреле 2015 года, началось строительство нового мемориального комплекса. Открылся он 9 мая 2015 года.
Мы еще в 1-ом классе ходили на экскурсию к мемориалу, а 9 мая ежегодно приходим к памятнику возложить цветы и почтить память погибших воинов.
- Гжельская школа
Рассказали ребята и об истории нашей школы. Гжельская начальная школа (училище) была основана в 1839 году. Это одна из старейших школ Московской области! Здание было деревянным, одноэтажным, на каменном фундаменте и покрыто железом. Имелась всего лишь одна классная комната. В школе преподавали две учительницы. Они обучали детей чтению, арифметике, письму и рисованию.
В пятидесятые годы ХХ века в школе было 17 классов и обучалось 640 человека.
В 1975 году 1 сентября открылось новое здание школы, в котором мы учимся сейчас.
В 1994 году школа получила статус школы с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла. Стали преподавать такие предметы как майолику, рисование, народные художественные промыслы.
- Знаменитые люди Гжели
Узнали мы и о знаменитых людях нашего края. Это Логинов Виктор Михайлович, который свою жизнь посвятил возрождению и развитию народного художественного промысла Гжель и всего Гжельского региона.
Ираида Хазова. Живописец. Член Союза художников России с 1983 г. Всемирную известность принёс ей сервиз «Клеверок». Изделия Хазовой побывали на разных выставках, в том числе зарубежных. Изделия хранятся в запасниках Русского музея в Санкт-Петербурге, Исторического — в Москве.
Дунашева Татьяна Сергеевна, скульптор-художник. Народный художник России. 60 лет творчески трудилась на предприятии “Объединение Гжель”.
Никитина Екатерина Васильевна. Педагог. Краевед, активный общественный деятель по сохранению культурно-исторического наследия в Гжельском регионе и его пропаганде среди молодого поколения.
Миронова Елена Владимировна. Педагог. Автор трех поэтических сборников. Член Союза писателей Московской области. Автор слов песни “Галактика-Гжель”.
- Дом-музей Салтыкова
На территории нашего региона есть Дом-музей Салтыкова, мы с ребятами были там на экскурсии. Этот музей открылся 24 июня 2018 года в селе Речицы.
Салтыков Александр Борисович-искусствовед, музейный деятель, художественный руководитель гжельского керамического промысла. В 1934 году начал возрождать известный керамический промысел. На заводе приступили к воссозданию знаменитой гжельской майолики, делалась керамика для московского метрополитена, завод считался самым крупным предприятием в Гжели.
- Предприятия Гжели
В Гжели есть промышленные предприятия. «Галактика» - гжельская фарфоровая мануфактура. Производственный кооператив «Галактика” по изготовлению товаров народного потребления из фарфора с художественной росписью в стиле Гжельского промысла.
История предприятия начинается с 1990 г. Первыми изделиями были фарфоровые подсвечники, чайники, лампы, самовары и другая посуда.
Художественные изделия представляются на выставки, ярмарки, фестивали, конкурсы, награждаются дипломами, грамотами. При изготовлении изделий используется ручной труд на всех технологических операциях.
Мы всем классом были на экскурсии на предприятии «Галактика» и наблюдали, как в руках мастеров рождается прекрасная гжельская посуда. Еще одно предприятие - ООО «Гжельский завод художественной росписи» создан в 1989 году. Завод выпускает более 700 наименований изделий, которые расписываются вручную в традиционной технике. На протяжении всей деятельности ООО «Гжельский завод художественной росписи» ведет выставочную деятельность и является постоянным участником международных и Российских выставок и конкурсов. Большая часть изделий отмечена медалями, призами и дипломами за высокое качество и оригинальный дизайн. Пяти наименованиям изделий присвоен знак «100 лучших товаров России».
Сегодня Гжель – не только известный центр народного промысла, но и место производства оконного профиля. Немецкий концерн начал свою работу в нашем регионе с 2005 года. В просторных корпусах площадью более 50 тыс. кв. м размещены экструзионные и вспомогательные цеха, лаборатория, центр логистики, а также складские и офисные помещения. Сегодня это – второе по мощности предприятие среди всех заводов оконного дивизиона концерна REHAU.
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работа по изучению нашего края не завершена. Много еще осталось тем, которые мы не рассмотрели, и много мест, где мы не были. Нам бы еще хотелось побывать на экскурсии на предприятии «Гжельский экспериментальный керамический завод Художник», познакомиться с гжельским стратотипом. Узнать, какую продукцию производят на гжельском кирпичном заводе, познакомиться с интересными людьми.
Вывод: Работа над проектом дала возможность прикоснуться к историческим и культурным ценностям нашего родного края. В результате проделанной работы, мы пришли к выводу, что гордимся своими земляками, гордимся своим селом – маленькой капелькой великого государства Россия. Малая Родина играет значительную роль в жизни каждого человека, но мало говорить о любви к родному уголку, надо знать его прошлое и настоящее.
Работа над проектом была интересной, мы довольны своей работой.
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- О. Маханюк «Сказы о земле Гжельской»
- Н. Сурьянинова «Синие цветы Гжели»
- В. Логинов. Ю. Скальский «Эта звонкая сказка – Гжель»
- «Гжель – Российская жемчужина»
ССЫЛКИ НА ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
- https://101mesto.com/geografiya-strany/selo-gzhel.html
- https://priroda36.ru/letters/454-rastitelnost-ramenskogo-rajona.html
- https://topaz33.ru/zhivotnyy-mir-ramenskogo-rayona/
- https://znanio.ru/media/istoriya-gzhelskoj-shkoly-2719761
- http://muzejgzheli.ru/zhizn-zamechatelnykh-lyudej/znamenitye-lyudi-gzheli
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фотоальбом "Мой любимый класс"
Фотоальбом учителя начальных классовБутримовой Светланы Викторовны«Мой любимый класс»...
проектная работа ученика 2 класса по английскому языку по теме "мое любимое животное". Рассказ ученика 2 класса о любимом животном, сопровождаемый подборкой ярких иллюстраций. Каждый слад комментируется учащимся на английском языке.
проектная работа ученика 2 класса по теме "Мое любимое животное"....
Школьный этап городского конкурса "Мои любимые книги" ; Изготовление закладок - агитаций на тему "По страницам любимых книг"
Школьный этап городского конкурса "Мои любимые книги" ; Изготовление закладок - агитаций на тему "По страницам любимых книг"...
Буклет 1 класса "Мой любимый класс"
Познавательный буклет....
Сценарий коммуникативного тренинга для 1 класса "Мой любимый класс"
Сценарий коммуникативного тренинга для 1 класса...
Наш любимый класс.
Школьная жизнь 2018-2019....
Наш любимый класс.
Школьная жизнь 2018-2019....